Р-244
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
Р-244
Наименование
:
Алатырский уисполком
Полное наименование
:
Алатырский уездный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Алатырского уезда Чувашской АССР, г.Алатырь. 1917-1927 гг.
Алатырский уездный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Алатырского уезда Чувашской АССР, г.Алатырь. 1917-1927 гг.
Шифр сайт
:
Ф.Р-244 Алатырский уисполком
Переименования
Дата
:
01.05.1917 (неточно)-01.01.1920 (неточно)
Наименование
:
Фонд Р-244. Алатырский уездный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Алатырского уезда Симбирской губернгии.
Дата
:
20.06.1925-01.10.1927
Наименование
:
Фонд Р-244. Алатырский уездный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Алатырского уезда Чувашской АССР, г. Алатырь.
Дата
:
01.01.1920 (неточно)-20.06.1925
Наименование
:
Фонд Р-244. Алатырский уездный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Алатырского уезда Чувашской автономной области.
Историческая справка
:
К началу 1917 г. Россия переживала глубокий кризис, что являлось следствием не разрешенных политических, социально-экономических, социально-культурных противоречий в обществе. Царское самодержавие было не в состоянии покончить с возникшими трудностями, что привело к революционным событиям 1917 г.
В марте 1917 г. рабочие и солдаты Чувашии на примере Петрограда, Москвы и других центральных промышленных городов, создавали свои органы власти - Советы, преследовавшие цель установления полного народовластия в форме демократической республики на основах свободы и равенства всех граждан, передачи всей земли трудящимся и коренных реформ законодательства в интересах широких слоев народных масс и др. Первыми образовались городские, затем губернские Советы рабочих и солдатских депутатов, в мае-июне 1917 г. - Советы крестьянских депутатов.
Алатырский уездный Совет рабочих и солдатских депутатов возник 20 марта 1917 г. Он сформировался из выборных представителей железнодорожников и промышленных предприятий, воинского гарнизона, профессиональных, общественных и политических организаций. Из 90 депутатских мест одна треть отдавалась военным. Совет имел две секции: рабочую и военную. Первым председателем исполнительного комитета (исполкома) был избран М.Я. Житомирский. В июне 1917 г. исполком пересмотрел внутреннюю структуру Совета. В военной (солдатской) секции Совета были созданы четыре комиссии: культурно-просветительская, хозяйственная, финансовая и следственно-юридическая. Рабочая секция имела следственно-юридическую и культурно-просветительскую комиссии. С декабря 1917 г. председателем исполкома избран В.П. Егоров. Алатырский уездный Совет рабочих и солдатских депутатов занимался обеспечением горожан и беженцев хлебом, помогал трудоустраивать безработных, улаживал трудовые конфликты, организовывал помощь солдатам и т. п. Из уездных крестьянских съездов Чувашии первым по времени был созван в конце апреля в г. Алатырь. Первый крестьянский съезд не избрал исполком совета крестьянских депутатов. На II Алатырском уездном крестьянском съезде 8 - 9 июня 1917 г. был избран исполком Алатырского уездного Совета крестьянских депутатов в составе 16 человек, который сразу же вошел в контакт с уездным Советом рабочих и солдатских депутатов, в дальнейшем наиболее важные местные проблемы обсуждал вместе с ним и принимал совместные решения. Исполком крестьянского Совета возглавил И.В. Щепочкин, а заместителем председателя был избран П.Н. Мошкин (Изоркин А.В., Клементьев В.Н., Александров Г.А. История Чувашии новейшего времени. Книга 1, 1917-1945. Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2001, С. 24-26, 28-29.).
10 декабря 1917 г. состоялось заседание Симбирского Совета рабочих и солдатских депутатов, на котором большинством голосов было принято решение признать центральной властью власть Совета Народных Комиссаров (СНК), ответственного перед Центральным Исполнительным Комитетом (ЦИК) Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; на местах передать руководящую власть в руки Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов пригласив для совместной работы городское и земское самоуправление и демократические организации, если последние признают все декреты и распоряжения СНК (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 1. Л. 5.).
22 января 1918 г. Алатырский уездный Совет рабочих и солдатских депутатов заслушал на своем заседании доклад члена исполкома Егоршина о власти. Предполагалось, что до Учредительного собрания власть в г. Алатырь должна принадлежать Совету, пополненному крестьянами и представителями земства и городского самоуправления. Хотя исполком постановил, что надо взять всю власть Совету с проведением всех декретов Народных Комиссаров полностью, однако через два дня он снова вернулся к вопросу о власти. Колебания Алатырского Совета по вопросу власти продолжались вплоть до середины марта 1918 г. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 14. Л. 4 об. - 5.)
С конца 1917 г. в Чувашии появились первые проявления большевистского движения. В ноябре была создана Мариинско-Посадская организация РСДРП (б), 27 января 1918 г. создана была Алатырская городская партийная организация. В Алатырском уезде и городе провозглашение нового строя произошло в упорной политической борьбе. В прежнем Совете рабочих и солдатских депутатов большевикам и левым эсерам противостоял сплоченный блок меньшевиков, эсеров и трудовиков. По мере численного уравновешивания противоборствующих сил неизбежно встал вопрос о созыве очередного уездного съезда с приглашением на него крестьян (Изоркин А.В., Клементьев В.Н., Александров Г.А. История Чувашии новейшего времени. Книга 1, 1917-1945. Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2001, С. 45.).
Уездный съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов работал 14-15 марта 1918 г. Состав Совета был сформирован из 91 чел. По 3 места в нем было предоставлено алатырским политическим партиям и группам: большевикам, двум течениям социал-демократов (меньшевикам и интернационалистам), трем течениям эсеров (правым, левым и максималистам) и народным социалистам. Среди рабочих преобладали железнодорожники. В Совет прошли крестьяне, представители союзов эвакуированных воинов и солдаток, других профессий. Жаркие споры разгорелись на выборах исполнительного комитета Совета, куда прошли 8 большевиков и их сторонников, 7 представителей от социал-демократической партии. Председателем исполкома избрали большевика А.Н. Полякова. В течение марта-апреля старый аппарат власти в Алатырском уезде был ликвидирован: земские органы реорганизованы с передачей их функций исполкомам уездного и волостных Советов. Исполком уездного Совета приступил к организации местной Красной Армии (Изоркин А.В., Клементьев В.Н., Александров Г.А. История Чувашии новейшего времени. Книга 1, 1917-1945. Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2001, С. 45-46.).
В начальный период существования уездных Советов в структуре их органов наблюдается значительное разнообразие. Уездный исполком первоначально состоял из секций: рабочей, солдатской и крестьянской, а с февраля 1918 г. образован президиум. По вопросам отраслевого управления в составе Совета были образованы отраслевые отделы и подотделы, которые именовались комиссариатами:
- комиссариат уездного народного хозяйства;
- комиссариат продовольствия;
- комиссариат земледелия;
- комиссариат финансов;
- комиссариат призрения;
- комиссариат юстиции;
- комиссариат труда;
- военный комиссариат;
- комиссариат внутренних дел;
- комиссариат просвещения (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 14. Л. 111-113.).
В 1918-1919 гг. в Алатырском уездном исполкоме в виду разного рода причин происходила частая смена руководителей комиссариатов (отделов), перевод их из одного комиссариата (отдела) в другой. Часто комиссар занимал тот или иной пост не больше месяца, а потом переводился на другой участок работы или в другое учреждение.
23 марта 1918 г. были выбраны постоянная демобилизационная комиссия и жилищная комиссия. В демобилизационную комиссию входили Демкин, Филатов, Горелов, в жилищную - Верещагин, Малькин, Червяков (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 4.). При Совете было создано справочное бюро, в которое были избраны Ильин, Машков, Мамонов (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 5.).
4 апреля 1918 г. был образован комиссариат городского хозяйства. В функции комиссариата входило благоустройство города, содержание городских зданий, прудов, колодцев, водопроводов, содержание пожарных команд, наложение и взыскание сборов за эксплуатацию торговых помещений, выдача разрешений на строительство и др. Постепенно некоторые функции комиссариата перешли к другим комиссариатам: распланировка улиц, отвод усадеб под постройки и выдача разрешений на строительство -земельному; медицинская и ветеринарная части - здравоохранения; содержание школ - просвещения; а с образованием уездного совета народного хозяйства отдел реорганизован в общий подотдел отдела местного хозяйства с оставлением тех же функций (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. оп. 1. Д. 21. Л. 18.).
На заседании исполкома 20 июня 1918 г. прошли выборы президиума: председателем избран Поляков, товарищами председателя - А.И. Ворожейкин, Н.Е. Белов (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 44.), секретарем - Г. Кустарников (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 95-95 об.).
Для осуществления контроля над всеми учреждениями Совета, при комиссариате финансов с 20 апреля 1918 г. был учрежден контрольный отдел, по требованию которого все учреждения совета были обязаны давать полный отчет о деятельности. Контрольный отдел состоял из 3 членов исполкома и одного специалиста - бухгалтера (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 10. Л. 90.).
В связи с попыткой разгона Совета на заседании исполкома от 17 мая 1918 г. было принято решение об объявлении г. Алатырь на военном положении (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 26.). Военное положение было отменено 11 декабря 1918 г. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 147.)
С мая 1918 г. в г. Алатырь и уезде действовала комиссия по муниципализации аптек и аптекарских магазинов, комиссаром был избран Б.А. Соколовский (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 10. Л. 127.). 17 июля 1918 г. организован уездный Совет народного хозяйства (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 68.). 21 августа 1918 г. образована коллегия военнопленных и беженцев (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 41. Л. 17.).
На I Всероссийском съезде Советов председателей губернских исполкомов, проходившем в июле 1918 г., было принято постановление об организации местных Советов и их отделов, в котором говорилось: "…все губернские и уездные исполкомы "действуя в полном соответствии с Конституцией Советской России, принятой на V-м Всероссийском Съезде Советов, должны строить свою деятельность по следующему плану: вся работа исполнительного комитета распределяется по отделам. Во главе отделов стоят непосредственно члены исполнительного комитета, как заведующие этими отделениями" (Вестник народного комиссариата Внутренних дел. 1918. №20, С. 9.).
В Алатырском уездном исполкоме наименование отделов комиссариатами было отменено 24 сентября 1918 г. Комиссариаты стали называться отраслевыми отделами, а должность комиссара была заменена на должность заведующего отделом. При заведующем образовывалась коллегия. Заведующий и коллегия избирались исполкомом (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 102.). Алатырский уездный исполком состоял из следующих отделов:
- отдел управления;
- отдел земледелия;
- военный отдел;
- отдел социального обеспечения;
- отдел народного просвещения;
- отдел труда;
- отдел финансов;
- отдел продовольствия;
- совет народного хозяйства;
-отдел здравоохранения;
- дорожно-строительный отдел;
- отдел государственного контроля.
В ведение отдела управления входили охрана общего революционного порядка, безопасности и прав рабочих и крестьянской бедноты; оказание содействия всем другим отделам и представителям Центральной власти в исполнении ими законов, декретов и распоряжений центрального рабоче-крестьянского правительства и всех постановлений Алатырского уездного Совета и его исполкома; наблюдение за правильным исполнением всех декретов, законов и распоряжений Центрального правительства и постановлений Алатырского уездного Совета и исполкома; постоянное инструктирование местных советов по вопросам проведения в жизнь декретов, законов и распоряжений Центральной власти и постановлений местного совета, а так же по вопросам организации советов и их работы. Отдел занимался предварительным рассмотрением вопросов об образовании новых местных административных единиц и изменении границ старых; наблюдением за правильностью выборов в местные советы. Он осуществлял подготовку и созыв местных съездов советов; прием в гражданство РСФСР иностранцев; выдачу пропусков и удостоверений личности, а так же регистрацию удостоверений, выдаваемых другими местными учреждениями; дела о розыске различных лиц и др. Так же отдел занимался обнародованием всех декретов, законов и распоряжений Центральной власти и постановлений местного совета; распределением литературы и изданием листовок, разъяснявших действия центральной и местной власти; учетом личного состава Алатырского уездного Совета, уездного и волостных исполкомов и ответственных лиц их отделов; командировкой инструкторов для организации и постановки работы местных советов; производством административных ревизий деятельности тех же советов и др. Так же в ведение отдела входили статистико-экономическое обследование подведомственной территории и страхование.
Отдел земледелия занимался учетом всех свободных земель, регулированием наделения землей безземельных, учетом и заведованием лесами, организацией сельского хозяйства, созданием примерных хозяйств, полей, огородов, заведованием и охраной примерных имений и хозяйств, организацией обработки земли на коммунальных началах, организацией агрономической помощи и инструкторских курсов по сельскому хозяйству, рассылкой инструкторов и агрономов на места. Кроме этого ему были поручены: организация складов сельскохозяйственных орудий и машин, заведывание ими, снабжение сельских хозяйств орудиями, техническими пособиями, управление сельским хозяйством, распространение сельскохозяйственных знаний, организация сельскохозяйственной статистики.
Военный отдел ведал учетом годного к военной службе населения, населения прошедшего военное обучение, учетом перевязочных средств и лошадей, организацией вербовочных пунктов, обучением военному делу, формированием частей армий, организацией снабжения войсковых частей довольствием и снаряжением, контролем над деятельностью подведомственных уездных и волостных военных отделов и др.
Отдел социального обеспечения заведовал приютами и домами призрения, определением и выдачей пенсий, борьбой с нищенством, устройством ночлежных домов, детских садов, площадок, яслей, столовых, организацией детских трудовых артелей, охраной материнства, оказанием помощи больным и увечным воинам, организацией трудовых артелей для них, оказанием помощи населению, пострадавшему от общественных бедствий, пожаров, наводнения, погромов и др.
Отдел народного просвещения руководил организацией всеобщего обучения, осуществлял контроль над всеми школами, общими и специальными культурно-просветительными курсами, над учетом и распределением учительского персонала, снабжением учебными пособиями, организацией общедоступных и специальных библиотек, новых школ и учебных заведений, общеобразовательных и специальных курсов, организацией союзов учащихся, союзов молодежи и содействие физическому воспитанию молодежи. На него была возложена организация музеев, охрана памятников и художественных ценностей и др.
Отдел труда занимался общим регулированием взаимоотношений между работодателями и рабочим, организацией фабричной инспекции, страхованием от болезней, несчастных случаев и безработицы, организацией совместно с отделом социального обеспечения дешевых столовых и чайных, снабжением рабочих дешевыми и удобными квартирами. В его ведение входили организация профессиональных союзов и наблюдение за их деятельностью, организации курсов повышения квалификации рабочих, наблюдение за правильной постановкой и деятельностью рабочего контроля, охрана материнства, женского и детского труда, организация рабочих артелей и коммун и т. п.
Отдел финансов заведовал общей бухгалтерией исполкома, составлял отчеты о финансовой деятельности, годовые и прочих сметы Совета, наблюдал за правильным расходованием сметных норм другими отделами, занимался исчисление и регулирование местных налогов, их сбором, организацией и управлением податной инспекцией, заведовал местными доходными статьями (сдаваемыми в аренду домами, помещениями), вел учет доходов с муниципализированных и национализированных предприятий и общую финансовую деятельность Совета.
На продовольственный отдел были возложены учет всех хлебных продовольственных запасов, предметов первой необходимости, организация заготовки продовольственных припасов, заведывание продовольственными складами и запасами, управление мукомольными мельницами, регулирование деятельности кооперативов, организация трудовых потребительских кооперативов, учет ввоза и вывоза продуктов.
Совет народного хозяйства занимался учетом промышленных предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, снабжением предприятий сырьем и топливом, контролировал производство в национализированных предприятиях, осуществлял учет изготовляемых товаров и распределял их. Отдел осуществлял мероприятия по усовершенствованию обработки и производства товаров. На него были возложены постройка новых фабрик, заводов, заведование и организация государственных построек и сооружений, учет строительных материалов, промышленная статистика.
Дорожно-строительный отдел заведовал сельскими и грунтовыми дорогами, мостами, строительством новых и ремонтом существующих объектов, заведовал конной почтой, установлением подводной повинности и др.
Отдел государственного контроля осуществлял контроль над всеми финансовыми операциями исполкомов волостей и отделов советских учреждений, за деятельностью банков, казначейств, управлял национализированными заводами, фабриками.
Отдел здравоохранения управлял больничными учреждениями, их строительством, занимался организацией медицинской помощи на местах: борьбой с эпидемиями, созданием оспопрививательных и противохолерных пунктов, санитарных отрядов, курсов по обучению санитаров, общего санитарного надзора в уезде, а так же осуществлял управление и контроль национализированными аптеками, вел учет всех медицинских средств, персонала, занимался медицинской статистикой и др.
Исполком избирал президиум из трех человек. На президиум исполкома возлагалось руководство заседаниями исполкома, подготовкой материала для заседаний, наблюдением за исполнением постановлений исполкома. В состав президиума входили: председатель, товарищ председателя и секретарь (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 76. Оп. 1. Д. 1. Л. 16 -24.). Вся корреспонденция должна была поступать в президиум, который распределял ее по отделам (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 6.).
22 августа 1918 г. при исполкоме была организована местная учетно-контрольная комиссия, которая контролировала учреждения уезда. В состав комиссии вошли члены исполкома: Янин-Ефимов, Орлов, Ликин, Варгин, Марюшкин (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 60. Л. 25.).
24 сентября 1918 г. вместо двух товарищей председателя исполкома Ворожейкина и Воронина был выбран один - Янин-Ефимов (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 102.).
С 1 января 1919 г. ветеринарный подотдел отдела здравоохранения был выделен в самостоятельный ветеринарный отдел (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 60. Л. 72.).
По постановлению народного комиссариата юстиции нотариальные отделы, как самостоятельные учреждения были ликвидированы. 12 февраля 1919 г. на заседании исполкома при исполкоме был организован юридический отдел, на который были возложены контроль за деятельностью местных судов, уголовно-следственных комиссий, организация общедоступной юридической помощи, создание нотариальных бюро, коллегий общественных защитников и др. Заведующим отдела был назначен Мартынов (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 62. Л. 276.).
Согласно постановления VII Всероссийского Съезда Советов (5-9 декабря 1919 г.) по вопросу о советском строительстве исполкомы выбирались съездами Советов, являлись между съездами высшим органом Советской власти на соответствующей территории и подчинялись вышестоящему исполнительному комитету Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и СНК. Для выполнения всей работы, подлежащей ведению местной власти и для проведения в жизнь постановлений высших исполнительных комитетов и центральной власти, при исполкомах образовывались отделы:
- отдел управления;
- военный отдел;
- отдел юстиции;
- отдел труда и социального обеспечения;
- отдел народного образования;
- отдел почт и телеграфов;
- отдел финансов;
- отдел земледелия;
- отдел продовольствия;
- отдел государственного контроля;
- совет народного хозяйства;
- отдел здравоохранения;
- отдел статистики;
- отдел коммунального хозяйства;
- чрезвычайная комиссия (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 87. Л. 1-2.).
Деятельность и структурная часть уисполкома без коренных преобразований организационной структуры продолжалась до 1923 г. Согласно Постановлению II сессии ВЦИК X созыва об упрощении советского аппарата в июле1923 г. были внесены значительные изменения в строении уисполкомов: финансовый и продовольственный отделы "сливались" в один - финансово-продовольственный; упразднялся отдел управления, часть его полномочий перешла к президиуму, часть в управление милицией; отдел труда заменялся инспекцией труда и был образован новый - общий отдел (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 194. Оп. 1. Д. 125. Л. 8.).
Общий отдел состоял из шести отделений:
- общая канцелярия (на правах отделения общего отдела);
- финансово-материальный (бухгалтерия);
- отделение местного хозяйства;
- отделение народного образования;
- отделение здравоохранения;
- отделение социального обеспечения.
Общий отдел уисполкома действовал на основании особой инструкции ВЦИКа от 8 октября 1923 г. и объединял четыре бывших самостоятельных отделов уисполкома: местного хозяйства, народного образования, социального обеспечения и здравоохранения, ставших отделениями Общего отдела, к которым прибавились канцелярия и финансово-материальная часть (Копылов С., Глушков А. Схемы Конституции СССР и союзных республик. Ленинград, 1925, С. 27.). В связи с этим в Алатырском уисполкоме были упразднены соответствующие отделы (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 194. Оп. 1. Д. 125. Л. 5, 5об.).
Образование громоздкого общего отдела не удовлетворяло полностью требованиям повышения оперативного управления уездного советского аппарата. 16 октября 1924 г. II сессия ВЦИК XI созыва утвердила новое "Положение об уездных съездах Советов и уездных исполнительных комитета". Согласно этому Положению на уездный исполком возлагалось проведение в пределах уезда, декретов и распоряжений центральной власти и мероприятий губернского исполнительного комитета; охрана революционного порядка и безопасности в уезде, борьба с контрреволюционными выступлениями, бандитизмом; наблюдение за правильным функционированием в уезде судебных учреждений и за надлежащей постановкой юридической помощи населению; общее руководство в деле землеустройства и землепользования в пределах уезда; руководство подчиненными ему торговыми и промышленными предприятиями; наблюдение за работой частной кустарной промышленности, осуществление надзора за рынками и ярмарками местного значения, оказание помощи хлебозаготовительным организациям. В области социального обеспечения на уездный исполнительный комитет возлагалось: оказание содействия крестьянским обществам взаимопомощи, содействие кооперативным и трудовым артелям инвалидов, организация агрономических и ветеринарных пунктов, принятие мер к обеспечению уезда школами, проводить мероприятия по борьбе с детской беспризорностью, организация здравоохранения и коммунального дела и др. В области охраны здоровья - принятие всех необходимых мер по предупреждению распространения заразных болезней и организация борьбы с ними, организация санитарного надзора и лечебного дела, снабжения медикаментами. В области благоустройства и жилищного дела - наблюдение за содержанием в исправности улиц, площадей, мест общего пользования, дорог, мостов, переправ, организация мероприятий по противопожарной охране и по строительству и ремонту муниципализированных домов, городских сооружений, больниц, школю. Предусматривалась организация уисполкомом содействия Красной Армии в проведении очередных призывов и военных мобилизаций, борьбы с дезертирством, всеобщего военного обучения, а так же возлагалось руководство мероприятиями по общей и ведомственной статистике, по проведению анкет, переписей и др. (СУ РСФСР. 1924, № 82. Ст. 825.)
Деятельность уисполкома в соответствии с положением осуществляет через отделы: - общий отдел;
- земельный отдел;
- военный отдел;
- финансово-налоговый отдел.
Функции военного отдела осуществлялись уездным военным комиссариатом, действующим на основании Положения об уездных военных комиссариатах.
Кроме вышеперечисленных отделов при уисполкоме состояли:
- управление милиции;
- инспекция труда;
- статистическое бюро;
- два уполномоченных (Государственного Политического Управления и губернского суда).
Отделы общий и финансово-налоговый уисполкома подразделялись на отделения, а структура этих отделов не могла быть изменена уездным исполкомом без особого разрешения Президиума ВЦИК. Общий отдел состоял из отделений: местного хозяйства; народного образования; здравоохранения; социального обеспечения. Финансово-налоговый отдел уисполкома состоял из подотделов: налогового, местных финансов, канцелярии, приходно-расходной кассы. Во главе отделов уисполкома стояли заведующие, избираемые уездным исполкомом сроком на один год. Отделы руководили и контролировали деятельность всех подчиненных исполкому учреждений и предприятий.
Совещание по советскому строительству при областном исполнительном комитете Чувашской автономной области (ЧАО) от 25-27 апреля 1925 г. решило создать при президиумах уисполкомов организационную часть в составе инструкторов и консультантов по советскому строительству (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 194. Оп. 12. Д. 49. Л. 16.). В сентябре 1925 г. организационные части уисполкомов были сформированы и стали называться организационными отделами. Общий отдел со второй половины 1926 г. был упразднен, а его отделения снова стали самостоятельными отделами уисполкома.
21 апреля 1925 г. на заседании Президиума ВЦИК было провозглашено преобразование Чувашской автономной области в Чувашскую Автономную Социалистическую Советскую Республику (ЧАССР) (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 202. Оп. 6. Д. 6. Л. 259 -259 об.). По проекту Конституции Республики, утвержденному 31 января 1926 г. на I учредительном съезде Советов ЧАССР, предусматривалось, что "органами местной власти являются уездные и волостные съезды, уездные и волостные исполнительные комитеты…" (Законы и постановления о Советах Чувашской АССР (1920 -1987). Документы и материалы, Чебоксары, 1989, С. 70.).
Алатырский уездный исполком являлся исполнительными распорядительным органом Советской власти на территории Алатырского уезда, избиравшимся уездным съездом Советов и бывшим подотчетным ему. Алатырский уездный исполком в своей деятельности был подотчетен ЦИК и СНК ЧАССР; ему же были подведомственны все волостные Советы крестьянских депутатов Цивильского уезда.
Во исполнение Постановления Президиума ВЦИК РСФСР от 5 сентября 1927 г., ЦИК и СНК ЧАССР от 12 сентября 1927 г. постановили все существующие уездные и волостные исполнительные комитеты к 1 октября 1927 г. ликвидировать в связи с переходом на новое административное деление ЧАССР (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 202. Оп. 1. Д. 249. Л. 352.). Алатырский уездный исполнительный комитет Совета рабочих и крестьянских депутатов прекратил свое существование.
За время деятельности Алатырского уисполкома отложились документы, представляющие научно-историческую ценность.
Документальные материалы Алатырского уисполкома поступали на государственное хранение в сентябре 1939, 1941, 1956, 1960, 1964 гг. Документальные материалы этого фонда за 1917-1927 гг. были описаны, большая часть дел была плохо подшита, заголовки дел не раскрывали содержание заключенных в них документов, в описях систематизация дел была нарушена, в них имелись дела, не подлежащие хранению. Все это привело к тому, что данный фонд был переработан в 1975 г.
На вновь обработанные документы фонда были составлены две описи: опись № 1 дел постоянного хранения за 1917-1927 гг. в количестве 458 единиц хранения и опись № 2 дел по личному составу за 1918-1926 гг. в количестве 81 единицы хранения.
В опись № 1 дел постоянного хранения включены: протоколы уездного и волостного съездов Советов, исполкомов и отделов, сельсоветов. Доклады, отчет, переписка об экономическом положении уезда, о работе предприятий кустарной и кооперативной промышленности, Алатырской электростанции и телефонной сети. Материалы о сборе чрезвычайного и продовольственного налога, о выполнении трудовой и гужевой повинности. Переписка о призыве, организации продовольственной помощи Красной Армии. Отчеты и доклады о состоянии сельского хозяйства, о помощи государства бедняцким хозяйствам, о борьбе с кулаками. Сведения о распределении посевных площадей, наличном запасе хлеба у крестьян, состоянии животноводства. Справки сведения о состоянии лесного хозяйства, вывозе леса, лесных пожарах. Материалы о работе школ, детсадов, изб читален, библиотек, о ликвидации неграмотности. Доклады и сведения об организации здравоохранения в уезде, о мерах борьбы с заразными заболеваниями, материалы по административно-территориальному делению.
В опись № 2 дел по личному составу включены списки членов Алатырского уездного исполкома, служащих отделов заявления граждан о приеме на работу, удостоверения, справки, выдаваемые членам исполкома и др.
Документы фонда систематизированы по хронологически-структурному принципу. В структурных частях дела систематизированы по важности вопроса.
К описи составлен научно-справочный аппарат: предисловие, оглавление, переводная таблица шифров.
Ведущий специалист
отдела НСА и ИПС В.Н. Сохорова
20.12.2006
К началу 1917 г. Россия переживала глубокий кризис, что являлось следствием не разрешенных политических, социально-экономических, социально-культурных противоречий в обществе. Царское самодержавие было не в состоянии покончить с возникшими трудностями, что привело к революционным событиям 1917 г.
В марте 1917 г. рабочие и солдаты Чувашии на примере Петрограда, Москвы и других центральных промышленных городов, создавали свои органы власти - Советы, преследовавшие цель установления полного народовластия в форме демократической республики на основах свободы и равенства всех граждан, передачи всей земли трудящимся и коренных реформ законодательства в интересах широких слоев народных масс и др. Первыми образовались городские, затем губернские Советы рабочих и солдатских депутатов, в мае-июне 1917 г. - Советы крестьянских депутатов.
Алатырский уездный Совет рабочих и солдатских депутатов возник 20 марта 1917 г. Он сформировался из выборных представителей железнодорожников и промышленных предприятий, воинского гарнизона, профессиональных, общественных и политических организаций. Из 90 депутатских мест одна треть отдавалась военным. Совет имел две секции: рабочую и военную. Первым председателем исполнительного комитета (исполкома) был избран М.Я. Житомирский. В июне 1917 г. исполком пересмотрел внутреннюю структуру Совета. В военной (солдатской) секции Совета были созданы четыре комиссии: культурно-просветительская, хозяйственная, финансовая и следственно-юридическая. Рабочая секция имела следственно-юридическую и культурно-просветительскую комиссии. С декабря 1917 г. председателем исполкома избран В.П. Егоров. Алатырский уездный Совет рабочих и солдатских депутатов занимался обеспечением горожан и беженцев хлебом, помогал трудоустраивать безработных, улаживал трудовые конфликты, организовывал помощь солдатам и т. п. Из уездных крестьянских съездов Чувашии первым по времени был созван в конце апреля в г. Алатырь. Первый крестьянский съезд не избрал исполком совета крестьянских депутатов. На II Алатырском уездном крестьянском съезде 8 - 9 июня 1917 г. был избран исполком Алатырского уездного Совета крестьянских депутатов в составе 16 человек, который сразу же вошел в контакт с уездным Советом рабочих и солдатских депутатов, в дальнейшем наиболее важные местные проблемы обсуждал вместе с ним и принимал совместные решения. Исполком крестьянского Совета возглавил И.В. Щепочкин, а заместителем председателя был избран П.Н. Мошкин (Изоркин А.В., Клементьев В.Н., Александров Г.А. История Чувашии новейшего времени. Книга 1, 1917-1945. Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2001, С. 24-26, 28-29.).
10 декабря 1917 г. состоялось заседание Симбирского Совета рабочих и солдатских депутатов, на котором большинством голосов было принято решение признать центральной властью власть Совета Народных Комиссаров (СНК), ответственного перед Центральным Исполнительным Комитетом (ЦИК) Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; на местах передать руководящую власть в руки Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов пригласив для совместной работы городское и земское самоуправление и демократические организации, если последние признают все декреты и распоряжения СНК (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 1. Л. 5.).
22 января 1918 г. Алатырский уездный Совет рабочих и солдатских депутатов заслушал на своем заседании доклад члена исполкома Егоршина о власти. Предполагалось, что до Учредительного собрания власть в г. Алатырь должна принадлежать Совету, пополненному крестьянами и представителями земства и городского самоуправления. Хотя исполком постановил, что надо взять всю власть Совету с проведением всех декретов Народных Комиссаров полностью, однако через два дня он снова вернулся к вопросу о власти. Колебания Алатырского Совета по вопросу власти продолжались вплоть до середины марта 1918 г. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 14. Л. 4 об. - 5.)
С конца 1917 г. в Чувашии появились первые проявления большевистского движения. В ноябре была создана Мариинско-Посадская организация РСДРП (б), 27 января 1918 г. создана была Алатырская городская партийная организация. В Алатырском уезде и городе провозглашение нового строя произошло в упорной политической борьбе. В прежнем Совете рабочих и солдатских депутатов большевикам и левым эсерам противостоял сплоченный блок меньшевиков, эсеров и трудовиков. По мере численного уравновешивания противоборствующих сил неизбежно встал вопрос о созыве очередного уездного съезда с приглашением на него крестьян (Изоркин А.В., Клементьев В.Н., Александров Г.А. История Чувашии новейшего времени. Книга 1, 1917-1945. Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2001, С. 45.).
Уездный съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов работал 14-15 марта 1918 г. Состав Совета был сформирован из 91 чел. По 3 места в нем было предоставлено алатырским политическим партиям и группам: большевикам, двум течениям социал-демократов (меньшевикам и интернационалистам), трем течениям эсеров (правым, левым и максималистам) и народным социалистам. Среди рабочих преобладали железнодорожники. В Совет прошли крестьяне, представители союзов эвакуированных воинов и солдаток, других профессий. Жаркие споры разгорелись на выборах исполнительного комитета Совета, куда прошли 8 большевиков и их сторонников, 7 представителей от социал-демократической партии. Председателем исполкома избрали большевика А.Н. Полякова. В течение марта-апреля старый аппарат власти в Алатырском уезде был ликвидирован: земские органы реорганизованы с передачей их функций исполкомам уездного и волостных Советов. Исполком уездного Совета приступил к организации местной Красной Армии (Изоркин А.В., Клементьев В.Н., Александров Г.А. История Чувашии новейшего времени. Книга 1, 1917-1945. Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2001, С. 45-46.).
В начальный период существования уездных Советов в структуре их органов наблюдается значительное разнообразие. Уездный исполком первоначально состоял из секций: рабочей, солдатской и крестьянской, а с февраля 1918 г. образован президиум. По вопросам отраслевого управления в составе Совета были образованы отраслевые отделы и подотделы, которые именовались комиссариатами:
- комиссариат уездного народного хозяйства;
- комиссариат продовольствия;
- комиссариат земледелия;
- комиссариат финансов;
- комиссариат призрения;
- комиссариат юстиции;
- комиссариат труда;
- военный комиссариат;
- комиссариат внутренних дел;
- комиссариат просвещения (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 14. Л. 111-113.).
В 1918-1919 гг. в Алатырском уездном исполкоме в виду разного рода причин происходила частая смена руководителей комиссариатов (отделов), перевод их из одного комиссариата (отдела) в другой. Часто комиссар занимал тот или иной пост не больше месяца, а потом переводился на другой участок работы или в другое учреждение.
23 марта 1918 г. были выбраны постоянная демобилизационная комиссия и жилищная комиссия. В демобилизационную комиссию входили Демкин, Филатов, Горелов, в жилищную - Верещагин, Малькин, Червяков (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 4.). При Совете было создано справочное бюро, в которое были избраны Ильин, Машков, Мамонов (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 5.).
4 апреля 1918 г. был образован комиссариат городского хозяйства. В функции комиссариата входило благоустройство города, содержание городских зданий, прудов, колодцев, водопроводов, содержание пожарных команд, наложение и взыскание сборов за эксплуатацию торговых помещений, выдача разрешений на строительство и др. Постепенно некоторые функции комиссариата перешли к другим комиссариатам: распланировка улиц, отвод усадеб под постройки и выдача разрешений на строительство -земельному; медицинская и ветеринарная части - здравоохранения; содержание школ - просвещения; а с образованием уездного совета народного хозяйства отдел реорганизован в общий подотдел отдела местного хозяйства с оставлением тех же функций (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. оп. 1. Д. 21. Л. 18.).
На заседании исполкома 20 июня 1918 г. прошли выборы президиума: председателем избран Поляков, товарищами председателя - А.И. Ворожейкин, Н.Е. Белов (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 44.), секретарем - Г. Кустарников (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 95-95 об.).
Для осуществления контроля над всеми учреждениями Совета, при комиссариате финансов с 20 апреля 1918 г. был учрежден контрольный отдел, по требованию которого все учреждения совета были обязаны давать полный отчет о деятельности. Контрольный отдел состоял из 3 членов исполкома и одного специалиста - бухгалтера (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 10. Л. 90.).
В связи с попыткой разгона Совета на заседании исполкома от 17 мая 1918 г. было принято решение об объявлении г. Алатырь на военном положении (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 26.). Военное положение было отменено 11 декабря 1918 г. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 147.)
С мая 1918 г. в г. Алатырь и уезде действовала комиссия по муниципализации аптек и аптекарских магазинов, комиссаром был избран Б.А. Соколовский (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 10. Л. 127.). 17 июля 1918 г. организован уездный Совет народного хозяйства (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 68.). 21 августа 1918 г. образована коллегия военнопленных и беженцев (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 41. Л. 17.).
На I Всероссийском съезде Советов председателей губернских исполкомов, проходившем в июле 1918 г., было принято постановление об организации местных Советов и их отделов, в котором говорилось: "…все губернские и уездные исполкомы "действуя в полном соответствии с Конституцией Советской России, принятой на V-м Всероссийском Съезде Советов, должны строить свою деятельность по следующему плану: вся работа исполнительного комитета распределяется по отделам. Во главе отделов стоят непосредственно члены исполнительного комитета, как заведующие этими отделениями" (Вестник народного комиссариата Внутренних дел. 1918. №20, С. 9.).
В Алатырском уездном исполкоме наименование отделов комиссариатами было отменено 24 сентября 1918 г. Комиссариаты стали называться отраслевыми отделами, а должность комиссара была заменена на должность заведующего отделом. При заведующем образовывалась коллегия. Заведующий и коллегия избирались исполкомом (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 102.). Алатырский уездный исполком состоял из следующих отделов:
- отдел управления;
- отдел земледелия;
- военный отдел;
- отдел социального обеспечения;
- отдел народного просвещения;
- отдел труда;
- отдел финансов;
- отдел продовольствия;
- совет народного хозяйства;
-отдел здравоохранения;
- дорожно-строительный отдел;
- отдел государственного контроля.
В ведение отдела управления входили охрана общего революционного порядка, безопасности и прав рабочих и крестьянской бедноты; оказание содействия всем другим отделам и представителям Центральной власти в исполнении ими законов, декретов и распоряжений центрального рабоче-крестьянского правительства и всех постановлений Алатырского уездного Совета и его исполкома; наблюдение за правильным исполнением всех декретов, законов и распоряжений Центрального правительства и постановлений Алатырского уездного Совета и исполкома; постоянное инструктирование местных советов по вопросам проведения в жизнь декретов, законов и распоряжений Центральной власти и постановлений местного совета, а так же по вопросам организации советов и их работы. Отдел занимался предварительным рассмотрением вопросов об образовании новых местных административных единиц и изменении границ старых; наблюдением за правильностью выборов в местные советы. Он осуществлял подготовку и созыв местных съездов советов; прием в гражданство РСФСР иностранцев; выдачу пропусков и удостоверений личности, а так же регистрацию удостоверений, выдаваемых другими местными учреждениями; дела о розыске различных лиц и др. Так же отдел занимался обнародованием всех декретов, законов и распоряжений Центральной власти и постановлений местного совета; распределением литературы и изданием листовок, разъяснявших действия центральной и местной власти; учетом личного состава Алатырского уездного Совета, уездного и волостных исполкомов и ответственных лиц их отделов; командировкой инструкторов для организации и постановки работы местных советов; производством административных ревизий деятельности тех же советов и др. Так же в ведение отдела входили статистико-экономическое обследование подведомственной территории и страхование.
Отдел земледелия занимался учетом всех свободных земель, регулированием наделения землей безземельных, учетом и заведованием лесами, организацией сельского хозяйства, созданием примерных хозяйств, полей, огородов, заведованием и охраной примерных имений и хозяйств, организацией обработки земли на коммунальных началах, организацией агрономической помощи и инструкторских курсов по сельскому хозяйству, рассылкой инструкторов и агрономов на места. Кроме этого ему были поручены: организация складов сельскохозяйственных орудий и машин, заведывание ими, снабжение сельских хозяйств орудиями, техническими пособиями, управление сельским хозяйством, распространение сельскохозяйственных знаний, организация сельскохозяйственной статистики.
Военный отдел ведал учетом годного к военной службе населения, населения прошедшего военное обучение, учетом перевязочных средств и лошадей, организацией вербовочных пунктов, обучением военному делу, формированием частей армий, организацией снабжения войсковых частей довольствием и снаряжением, контролем над деятельностью подведомственных уездных и волостных военных отделов и др.
Отдел социального обеспечения заведовал приютами и домами призрения, определением и выдачей пенсий, борьбой с нищенством, устройством ночлежных домов, детских садов, площадок, яслей, столовых, организацией детских трудовых артелей, охраной материнства, оказанием помощи больным и увечным воинам, организацией трудовых артелей для них, оказанием помощи населению, пострадавшему от общественных бедствий, пожаров, наводнения, погромов и др.
Отдел народного просвещения руководил организацией всеобщего обучения, осуществлял контроль над всеми школами, общими и специальными культурно-просветительными курсами, над учетом и распределением учительского персонала, снабжением учебными пособиями, организацией общедоступных и специальных библиотек, новых школ и учебных заведений, общеобразовательных и специальных курсов, организацией союзов учащихся, союзов молодежи и содействие физическому воспитанию молодежи. На него была возложена организация музеев, охрана памятников и художественных ценностей и др.
Отдел труда занимался общим регулированием взаимоотношений между работодателями и рабочим, организацией фабричной инспекции, страхованием от болезней, несчастных случаев и безработицы, организацией совместно с отделом социального обеспечения дешевых столовых и чайных, снабжением рабочих дешевыми и удобными квартирами. В его ведение входили организация профессиональных союзов и наблюдение за их деятельностью, организации курсов повышения квалификации рабочих, наблюдение за правильной постановкой и деятельностью рабочего контроля, охрана материнства, женского и детского труда, организация рабочих артелей и коммун и т. п.
Отдел финансов заведовал общей бухгалтерией исполкома, составлял отчеты о финансовой деятельности, годовые и прочих сметы Совета, наблюдал за правильным расходованием сметных норм другими отделами, занимался исчисление и регулирование местных налогов, их сбором, организацией и управлением податной инспекцией, заведовал местными доходными статьями (сдаваемыми в аренду домами, помещениями), вел учет доходов с муниципализированных и национализированных предприятий и общую финансовую деятельность Совета.
На продовольственный отдел были возложены учет всех хлебных продовольственных запасов, предметов первой необходимости, организация заготовки продовольственных припасов, заведывание продовольственными складами и запасами, управление мукомольными мельницами, регулирование деятельности кооперативов, организация трудовых потребительских кооперативов, учет ввоза и вывоза продуктов.
Совет народного хозяйства занимался учетом промышленных предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, снабжением предприятий сырьем и топливом, контролировал производство в национализированных предприятиях, осуществлял учет изготовляемых товаров и распределял их. Отдел осуществлял мероприятия по усовершенствованию обработки и производства товаров. На него были возложены постройка новых фабрик, заводов, заведование и организация государственных построек и сооружений, учет строительных материалов, промышленная статистика.
Дорожно-строительный отдел заведовал сельскими и грунтовыми дорогами, мостами, строительством новых и ремонтом существующих объектов, заведовал конной почтой, установлением подводной повинности и др.
Отдел государственного контроля осуществлял контроль над всеми финансовыми операциями исполкомов волостей и отделов советских учреждений, за деятельностью банков, казначейств, управлял национализированными заводами, фабриками.
Отдел здравоохранения управлял больничными учреждениями, их строительством, занимался организацией медицинской помощи на местах: борьбой с эпидемиями, созданием оспопрививательных и противохолерных пунктов, санитарных отрядов, курсов по обучению санитаров, общего санитарного надзора в уезде, а так же осуществлял управление и контроль национализированными аптеками, вел учет всех медицинских средств, персонала, занимался медицинской статистикой и др.
Исполком избирал президиум из трех человек. На президиум исполкома возлагалось руководство заседаниями исполкома, подготовкой материала для заседаний, наблюдением за исполнением постановлений исполкома. В состав президиума входили: председатель, товарищ председателя и секретарь (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 76. Оп. 1. Д. 1. Л. 16 -24.). Вся корреспонденция должна была поступать в президиум, который распределял ее по отделам (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 6.).
22 августа 1918 г. при исполкоме была организована местная учетно-контрольная комиссия, которая контролировала учреждения уезда. В состав комиссии вошли члены исполкома: Янин-Ефимов, Орлов, Ликин, Варгин, Марюшкин (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 60. Л. 25.).
24 сентября 1918 г. вместо двух товарищей председателя исполкома Ворожейкина и Воронина был выбран один - Янин-Ефимов (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 45. Л. 102.).
С 1 января 1919 г. ветеринарный подотдел отдела здравоохранения был выделен в самостоятельный ветеринарный отдел (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 60. Л. 72.).
По постановлению народного комиссариата юстиции нотариальные отделы, как самостоятельные учреждения были ликвидированы. 12 февраля 1919 г. на заседании исполкома при исполкоме был организован юридический отдел, на который были возложены контроль за деятельностью местных судов, уголовно-следственных комиссий, организация общедоступной юридической помощи, создание нотариальных бюро, коллегий общественных защитников и др. Заведующим отдела был назначен Мартынов (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 62. Л. 276.).
Согласно постановления VII Всероссийского Съезда Советов (5-9 декабря 1919 г.) по вопросу о советском строительстве исполкомы выбирались съездами Советов, являлись между съездами высшим органом Советской власти на соответствующей территории и подчинялись вышестоящему исполнительному комитету Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и СНК. Для выполнения всей работы, подлежащей ведению местной власти и для проведения в жизнь постановлений высших исполнительных комитетов и центральной власти, при исполкомах образовывались отделы:
- отдел управления;
- военный отдел;
- отдел юстиции;
- отдел труда и социального обеспечения;
- отдел народного образования;
- отдел почт и телеграфов;
- отдел финансов;
- отдел земледелия;
- отдел продовольствия;
- отдел государственного контроля;
- совет народного хозяйства;
- отдел здравоохранения;
- отдел статистики;
- отдел коммунального хозяйства;
- чрезвычайная комиссия (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 87. Л. 1-2.).
Деятельность и структурная часть уисполкома без коренных преобразований организационной структуры продолжалась до 1923 г. Согласно Постановлению II сессии ВЦИК X созыва об упрощении советского аппарата в июле1923 г. были внесены значительные изменения в строении уисполкомов: финансовый и продовольственный отделы "сливались" в один - финансово-продовольственный; упразднялся отдел управления, часть его полномочий перешла к президиуму, часть в управление милицией; отдел труда заменялся инспекцией труда и был образован новый - общий отдел (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 194. Оп. 1. Д. 125. Л. 8.).
Общий отдел состоял из шести отделений:
- общая канцелярия (на правах отделения общего отдела);
- финансово-материальный (бухгалтерия);
- отделение местного хозяйства;
- отделение народного образования;
- отделение здравоохранения;
- отделение социального обеспечения.
Общий отдел уисполкома действовал на основании особой инструкции ВЦИКа от 8 октября 1923 г. и объединял четыре бывших самостоятельных отделов уисполкома: местного хозяйства, народного образования, социального обеспечения и здравоохранения, ставших отделениями Общего отдела, к которым прибавились канцелярия и финансово-материальная часть (Копылов С., Глушков А. Схемы Конституции СССР и союзных республик. Ленинград, 1925, С. 27.). В связи с этим в Алатырском уисполкоме были упразднены соответствующие отделы (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 194. Оп. 1. Д. 125. Л. 5, 5об.).
Образование громоздкого общего отдела не удовлетворяло полностью требованиям повышения оперативного управления уездного советского аппарата. 16 октября 1924 г. II сессия ВЦИК XI созыва утвердила новое "Положение об уездных съездах Советов и уездных исполнительных комитета". Согласно этому Положению на уездный исполком возлагалось проведение в пределах уезда, декретов и распоряжений центральной власти и мероприятий губернского исполнительного комитета; охрана революционного порядка и безопасности в уезде, борьба с контрреволюционными выступлениями, бандитизмом; наблюдение за правильным функционированием в уезде судебных учреждений и за надлежащей постановкой юридической помощи населению; общее руководство в деле землеустройства и землепользования в пределах уезда; руководство подчиненными ему торговыми и промышленными предприятиями; наблюдение за работой частной кустарной промышленности, осуществление надзора за рынками и ярмарками местного значения, оказание помощи хлебозаготовительным организациям. В области социального обеспечения на уездный исполнительный комитет возлагалось: оказание содействия крестьянским обществам взаимопомощи, содействие кооперативным и трудовым артелям инвалидов, организация агрономических и ветеринарных пунктов, принятие мер к обеспечению уезда школами, проводить мероприятия по борьбе с детской беспризорностью, организация здравоохранения и коммунального дела и др. В области охраны здоровья - принятие всех необходимых мер по предупреждению распространения заразных болезней и организация борьбы с ними, организация санитарного надзора и лечебного дела, снабжения медикаментами. В области благоустройства и жилищного дела - наблюдение за содержанием в исправности улиц, площадей, мест общего пользования, дорог, мостов, переправ, организация мероприятий по противопожарной охране и по строительству и ремонту муниципализированных домов, городских сооружений, больниц, школю. Предусматривалась организация уисполкомом содействия Красной Армии в проведении очередных призывов и военных мобилизаций, борьбы с дезертирством, всеобщего военного обучения, а так же возлагалось руководство мероприятиями по общей и ведомственной статистике, по проведению анкет, переписей и др. (СУ РСФСР. 1924, № 82. Ст. 825.)
Деятельность уисполкома в соответствии с положением осуществляет через отделы: - общий отдел;
- земельный отдел;
- военный отдел;
- финансово-налоговый отдел.
Функции военного отдела осуществлялись уездным военным комиссариатом, действующим на основании Положения об уездных военных комиссариатах.
Кроме вышеперечисленных отделов при уисполкоме состояли:
- управление милиции;
- инспекция труда;
- статистическое бюро;
- два уполномоченных (Государственного Политического Управления и губернского суда).
Отделы общий и финансово-налоговый уисполкома подразделялись на отделения, а структура этих отделов не могла быть изменена уездным исполкомом без особого разрешения Президиума ВЦИК. Общий отдел состоял из отделений: местного хозяйства; народного образования; здравоохранения; социального обеспечения. Финансово-налоговый отдел уисполкома состоял из подотделов: налогового, местных финансов, канцелярии, приходно-расходной кассы. Во главе отделов уисполкома стояли заведующие, избираемые уездным исполкомом сроком на один год. Отделы руководили и контролировали деятельность всех подчиненных исполкому учреждений и предприятий.
Совещание по советскому строительству при областном исполнительном комитете Чувашской автономной области (ЧАО) от 25-27 апреля 1925 г. решило создать при президиумах уисполкомов организационную часть в составе инструкторов и консультантов по советскому строительству (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 194. Оп. 12. Д. 49. Л. 16.). В сентябре 1925 г. организационные части уисполкомов были сформированы и стали называться организационными отделами. Общий отдел со второй половины 1926 г. был упразднен, а его отделения снова стали самостоятельными отделами уисполкома.
21 апреля 1925 г. на заседании Президиума ВЦИК было провозглашено преобразование Чувашской автономной области в Чувашскую Автономную Социалистическую Советскую Республику (ЧАССР) (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 202. Оп. 6. Д. 6. Л. 259 -259 об.). По проекту Конституции Республики, утвержденному 31 января 1926 г. на I учредительном съезде Советов ЧАССР, предусматривалось, что "органами местной власти являются уездные и волостные съезды, уездные и волостные исполнительные комитеты…" (Законы и постановления о Советах Чувашской АССР (1920 -1987). Документы и материалы, Чебоксары, 1989, С. 70.).
Алатырский уездный исполком являлся исполнительными распорядительным органом Советской власти на территории Алатырского уезда, избиравшимся уездным съездом Советов и бывшим подотчетным ему. Алатырский уездный исполком в своей деятельности был подотчетен ЦИК и СНК ЧАССР; ему же были подведомственны все волостные Советы крестьянских депутатов Цивильского уезда.
Во исполнение Постановления Президиума ВЦИК РСФСР от 5 сентября 1927 г., ЦИК и СНК ЧАССР от 12 сентября 1927 г. постановили все существующие уездные и волостные исполнительные комитеты к 1 октября 1927 г. ликвидировать в связи с переходом на новое административное деление ЧАССР (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 202. Оп. 1. Д. 249. Л. 352.). Алатырский уездный исполнительный комитет Совета рабочих и крестьянских депутатов прекратил свое существование.
За время деятельности Алатырского уисполкома отложились документы, представляющие научно-историческую ценность.
Документальные материалы Алатырского уисполкома поступали на государственное хранение в сентябре 1939, 1941, 1956, 1960, 1964 гг. Документальные материалы этого фонда за 1917-1927 гг. были описаны, большая часть дел была плохо подшита, заголовки дел не раскрывали содержание заключенных в них документов, в описях систематизация дел была нарушена, в них имелись дела, не подлежащие хранению. Все это привело к тому, что данный фонд был переработан в 1975 г.
На вновь обработанные документы фонда были составлены две описи: опись № 1 дел постоянного хранения за 1917-1927 гг. в количестве 458 единиц хранения и опись № 2 дел по личному составу за 1918-1926 гг. в количестве 81 единицы хранения.
В опись № 1 дел постоянного хранения включены: протоколы уездного и волостного съездов Советов, исполкомов и отделов, сельсоветов. Доклады, отчет, переписка об экономическом положении уезда, о работе предприятий кустарной и кооперативной промышленности, Алатырской электростанции и телефонной сети. Материалы о сборе чрезвычайного и продовольственного налога, о выполнении трудовой и гужевой повинности. Переписка о призыве, организации продовольственной помощи Красной Армии. Отчеты и доклады о состоянии сельского хозяйства, о помощи государства бедняцким хозяйствам, о борьбе с кулаками. Сведения о распределении посевных площадей, наличном запасе хлеба у крестьян, состоянии животноводства. Справки сведения о состоянии лесного хозяйства, вывозе леса, лесных пожарах. Материалы о работе школ, детсадов, изб читален, библиотек, о ликвидации неграмотности. Доклады и сведения об организации здравоохранения в уезде, о мерах борьбы с заразными заболеваниями, материалы по административно-территориальному делению.
В опись № 2 дел по личному составу включены списки членов Алатырского уездного исполкома, служащих отделов заявления граждан о приеме на работу, удостоверения, справки, выдаваемые членам исполкома и др.
Документы фонда систематизированы по хронологически-структурному принципу. В структурных частях дела систематизированы по важности вопроса.
К описи составлен научно-справочный аппарат: предисловие, оглавление, переводная таблица шифров.
Ведущий специалист
отдела НСА и ИПС В.Н. Сохорова
20.12.2006
Крайние даты документов
:
1917-1928