Р-300
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
Р-300
Наименование
:
Алатырский горсовет
Полное наименование
:
Алатырский городской Совет народных депутатов Чувашской Республики, г. Алатырь.
Алатырский городской Совет народных депутатов Чувашской Республики, г. Алатырь.
Шифр сайт
:
Ф.Р-300 Алатырский горсовет
Переименования
Дата
:
20.12.1918-04.05.1919
Наименование
:
Алатырский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Алатырского уезда Симбирской губернии
Дата
:
10.04.1942-07.10.1977
Наименование
:
Алатырский городской Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет Чувашской АССР, г. Алатырь
Дата
:
24.10.1939-10.04.1942
Наименование
:
Алатырский городской Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет Алатырского района Чувашской АССР
Дата
:
01.10.1927-24.10.1939
Наименование
:
Алатырский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Алатырского района Чувашской АССР
Дата
:
19.04.1926-01.10.1927
Наименование
:
Алатырский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Алатырского уезда Чувашской АССР
Дата
:
27.12.1925-19.04.1926
Наименование
:
Алатырский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Новоалатырского уезда Чувашской АССР
Дата
:
07.10.1977-24.10.1990
Наименование
:
Алатырский городской Совет народных депутатов и его исполнительный комитет Чувашской АССР, г. Алатырь
Дата
:
24.10.1990-26.01.1992
Наименование
:
Алатырский городской Совет народных депутатов и его исполнительный комитет Чувашской ССР, г. Алатырь
Дата
:
26.01.1992-13.02.1992
Наименование
:
Алатырский городской Совет народных депутатов Чувашской ССР, г. Алатырь
Дата
:
13.02.1992-26.05.1994
Наименование
:
Алатырский городской Совет народных депутатов Чувашской Республики, г. Алатырь
Аннотация
:
Протоколы сессий, заседаний исполкома, президиума исполкома, планы и отчеты о работе постоянных комиссий, сметы расходов, штатные расписания, годовые бухгалтерские отчеты и др.
Протоколы сессий, заседаний исполкома, президиума исполкома, планы и отчеты о работе постоянных комиссий, сметы расходов, штатные расписания, годовые бухгалтерские отчеты и др.
Историческая справка
:
Городские Советы возникли раньше всех остальных Советов. До Октябрьской революции они выступали, прежде всего, как органы борьбы рабочего класса за политическую власть, как органы политической агитации и организации солдатских и крестьянских масс.
В первый момент Октябрьской революции вся полнота власти сосредотачивалась в руках городских Советов. Постепенно эта власть распространялась и на всю территорию уезда, нередко при этом горсоветы уездных центров сливались с уездными съездами Советов и образовывали единую власть в городе и уезде, создавая при этом общий исполнительный комитет.
Советы рабочих и солдатских депутатов в г. Алатыре возникли по инициативе солдат 160 запасного полка и рабочих железнодорожных мастерских. В первое время Советы были большевистскими, к началу 1918 года Совет рабочих и солдатских депутатов пополнился представителями других политических партий (Р-244, оп. 1, д. 28а).
Расширенное заседание Советов 11 декабря 1917 года приветствовало Советскую власть. 22 января 1918 года исполком совета постановили: "Взять всю власть Совету с проведением всех декретов Народных Комиссаров полностью"... (Там же, д.14, д. 106). Совет пригласил в свою среду представителей земского и городского самоуправления и демократических организаций.
Вплоть до 13 марта 1918 года Совет дал коалиционного состава, постепенно власть его распространилась на всю территорию уезда.
14-15 марта 1918 года состоялся очередной съезд Советов Алатырского уезда. Вся политическая и административно-хозяйственная власть перешла вновь избранному Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
На заседании исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов 16 апреля 1918 года было решено упразднить Алатырскую городскую думу и учредить комиссариат по городскому хозяйству, организованного фактически еще 4 апреля 1918 г. (Там же, д. 14, л. 139 об.).
В его ведении оказалась большая часть функций городского Совета и официально городской Совет так и не сформировался.
В этот период для всех органов государственной власти было характерно стремление решать все вопросы в узких коллегиях. К тому же летом 1918 года г. Алатырь стал прифронтовым городом в связи с мятежом чехословацкого корпуса. Решением исполкома Алатырского Совета рабочих и крестьянских депутатов 16 мая 1918 года город объявлен на военном положении (Р-244, оп. 1,д. 14, л. 50). 31 мая 1918 года из состава состава исполкома выделен чрезвычайный революционный штаб в количестве 6 человек (Там же, л. 60). После потери г. Симбирска губернский комитет партии губисполкома Карсунский, Симбирский, Буинский уисполкомы эвакуировались в г.Алатырь. На некоторое время город стал административно-политическим центром Симбирской губернии и базой формирования новых армейских частей.
По конституции РСФСР 1918 года Алатырь с населением 30 000 жителей имел право организовать городской Совет, равный в правах с волостными Советами.
9 сентября 1918 года Алатырский уездный комиссар внутренних дел представил в Алатырский уисполком "Инструкцию по организации Совета депутатов г.Алатыря согласно основного закона - Конституции Российской социалистической Федеративной Республики" ( Р-244, оп.1, д.21, лл.137-139), в которой было предусмотрено выбирать одного депутата на каждые 600 человек населения, то есть организовать Совет в количестве 50 человек. По этой инструкции для текущей работы городской Совет должен был выбрать из себя исполнительный комитет в числе 3 человек. Раз в неделю исполком должен был созывать Совет депутатов. Городской Совет признавался высшей властью в пределах данной ему территории. Общество крестьян г.Алатырь, ввиду уничтожения сословий и нахождения в черте города, причислялся к городскому совету и исключался из списков граждан Алатырской волости. Срок уполномочий депутатов предусматривался 3 месяца, выборы предполагалось назначить на 13 октября.
11 сентября 1918 года уисполком, рассмотрев вопрос об организации горсовета, постановил: "Ввиду переживаемого момента организацию городского Совета отложить до более благоприятного времени" (Р0244, оп.1, д.15, л.99).
12 сентября 1918 года г.Алатырь перестал быть прифронтовым городом, но жил в обстановке напряженной работы по организации помощи Восточному фронту. Постановление уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов от11 ноября 1918 года разрешило произвести выборы городского совета 13 декабря (Р-244, оп.1, д.15, л.121об; д.21, л.35). Затем срок выборов был перенесен на 20 декабря (Р-244, оп.1, д.15, л.147).
11 декабря 1918 года уисполком рассмотрел вопрос "о снятии военного положения в городе и уезде" и постановил: "Ввиду того, что в г.Алатыре и его уезде жизнь вошла в нормальную колею, и прифронтовая полоса находится на далеком расстоянии, военное положение как в городе, так и в уезде снять" (Р-244, оп.1, д.21, л.356).
Вплоть до февраля 1919 года городской Совет находится в стадии организации. В протоколе исполкома Алатырского горсовета от 3 февраля 1919 года в пункте "О функциях городского совдепа" записано следующее: "По штатам, установленным Симбирским губисполкомом, Алатырский городской Совет должен иметь исполком в 15 человек. Избранным членам исполкома предстоит выделить из себя зав. отделами: финансов, земледелия, жилищно-земельного коммунального хозяйства, продовольствия и других по усмотрению Советов; а также членов коллегии" (Р-300, оп.1, д.13, л.2). 4 февраля 1919 года состоялись выборы президиума, были организованы отделы: финансовый, продовольственный, жилищно-земельный, коммунального хозяйства, народного образования (Р-300, оп.1, д.13, л.5).
Но как и повсюду по стране, из-за недостатка кадров и материальных средств городской Совет фактически слился с уездными, создавая общий исполком 4 мая 1919 года исполком горсовета постановил: членов городского исполкома влить в уездный исполком, назначить в ближайшие дни совместное заседание городского и уездного исполкомов... (Р-300, оп.1, д.13, л.52.) "13 мая 1919 года Алатырский уисполком утвердил протокол о ликвидации отделов упраздненного городского Совдепа и слиянии их с другими уездными учреждениями в связи с учреждением Отдела коммунального хозяйства" (Р-300, оп.1, д.13, л.63).
Переход с окончанием гражданской войны к мирной работе по восстановлению народного хозяйства вызвал крупные преобразования в системе городских Советов. Большое значение в перестройке системы городского Совета имели постановление ВЦИК 1921 г. "Об организации городских Советов рабочих и крестьянских депутатов и утвержденное ВЦИК в январе 1922 г. специальное "Положение о Советах губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа". Восстановление горсоветов не повлекло за собой и восстановление их исполкомов. Положение 1922 года совершенно определенно указывало, что в губернских и уездных городах Советы своих исполнительных комитетов не создают, а обслуживаются соответствующими губернскими и уездными исполкомами. Президиумы этих исполкомов являлись и президиумами городских Советов.
Деятельность городского Совета в восстановительный период приобрела новое значение и становилась особенно разнообразной. основными массовыми постоянными органами горсовета становятся секции.
В конце 1925 года ВЦИК ввел в действие новое "Положение о городских Советах". Городские Советы были переведены на самостоятельный бюджет, получали кредитные права юридического лица. Хотя значение городских Советов поднималось на новый уровень вследствие успешного восстановления народного хозяйства и укрепления экономики страны, городские Советы своих исполкомов не создавали, а на основании положения 1925 г. избирали из своего состава самостоятельный президиум во главе с председателем. Все важнейшие вопросы горсовет решил на созываемых его президиумом пленарных и других заседаниях Совета. Здесь утверждались бюджет Совета и отчет об его исполнении, определялось число секций и их значение, распределялись члены Совета по секциям, проводились выборы на съезды Советов, рассматривались планы работ пленума и секций Советов а также отчеты заведующих подотделами и частями, выделенным для городской работы в отделах соответствующих исполкомов.
До 20 июля 1925 года г.Алатырь находился в ведении Симбирской (с 9 мая 1924 года - Ульяновской ) губернии. В связи с преобразованием Чувашской Автономной Области в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику 30 июля 1925 года Президиумом ВЦИК постановил передать в состав ЧАССР г.Алатырь с 3 волостями (Алатырской, Кувакинской, Порецкой) (Р-202, оп.1, д.134, л.104) Алатырского уезда Ульяновской губернии. Переход этот состоялся 7 сентября 1925 года (Р-202, оп.1, д.134, лл. 152-155).
27 ноября 1925 года Президиумом ЦИК ЧАССР постановил: "Штаты горсовета для г.Алатырь и г.Чебоксар утвердить в следующем виде: председатель горсовета-1, секретарь управделами-1, делопроизводитель-2, помощник бухгалтерии-1, машинистка-1. Итого 6 человек" (Р-300, оп.1, д.23, л.3). Избранная постановлением I Пленума от 27 декабря 1925 года рабочая тройка горсовета приступила к исполнению своих обязанностей 2 января 1926 года (Р-300, оп.1, д.23, л.17).
12 января 1926 года Алатырский городской Совет выделил из своего состава президиум в 11 человек. При горсовете были организованы секции: коммунального хозяйства, финансово-бюджетная, народного образования, здравоохранения, кооперативно-торговая, административная (Р-300, оп.1, д.23, л.36).
До 1927 года Алатырский городской Совет был подотчетен перед Алатырским уездным исполнительным комитетом Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. С 1 октября 1927 года образован Алатырский район и горсовет перешел в непосредственное подчинение Алатырского райисполкома.
В первые же годы индустриализации страны предпринимались меры к дальнейшему подъему организационно-массовой работы горсовета. ЦИК СССР в феврале 1928 года издал "Основные положения об организациях в СССР городских Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которые являлись юридической базой для закрепления за горсоветами всех предприятий, имеющих городское значение. Наряду с промышленными предприятиями горсовету передавались школы, больницы, бани, прачечные и другие предприятия и учреждения культурно-бытового обслуживания, если они не составляли неразрывного целого с производством. Материальное положение и бюджет городских Советов еще более укрепились, было обеспечено руководящее влияние горсовета в области обслуживания культурных и бытовых нужд населения.
Этот общесоюзный акт подчеркнул, что руководящим органом горсовета является его Пленум.
Циркуляры ВЦИКа "О массовой работе городских Советов" в январе 1929 г. впервые законодательно санкционировал образование депутатских групп горсовета.
Июньский пленум ЦК ВКП (б) 1931 года обязал городские Советы охватить достаточно глубокое все отрасли городского хозяйства, улучшив деятельность секций горсоветов по каждой отрасли городского хозяйства. Пленум горсовета становился центром делового разрешения вопросов с учетом замечаний и предложений избирателей.
По новому положению о городских Советах, утвержденному ВЦИК и СНК в январе 1933 года, функции горсовета еще более расширялись. Значительно усилилась роль пленума Горсовета, рассмотрению и утверждению которого теперь подлежали все важнейшие вопросы и мероприятия города.
При президиуме горсовета создавалась плановая комиссия. Значительно повысить полномочия и фактическая роль секций, Горсоветы, имевшие пригородные хозяйства, создавали секции пригородного хозяйства.
В мае 1934 года ЦИК СССР издал специальное постановление "Об организационной работе Советов", предусматривавшее дальнейшее расширение секций и депутатских групп, как основной формы вовлечения масс в работу Советов, улучшения их деятельности.
Конституция СССР 1936 г. изменила всю систему Советов, преобразовала местные Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Советы депутатов трудящихся, превращая их тем самым в органы общенародного демократизма.
24 декабря 1939 года состоялись выборы по новой избирательной системе в местные Советы. Алатырский городской Совет депутатов трудящихся стал вести свою работу в сессионном порядке. На I организационной сессии городского Совета 4 января 1940 года избран исполнительный комитет горсовета, при исполкоме созданы отделы: финансовый, коммунального хозяйства, здравоохранения, торговый, социального обеспечения, народного образования, местной промышленности, общий. Были созданы комиссии: бюджетная, школьная, коммунальная, промышленно-транспортная связь, торговая, здравоохранения, местной промышленности (ф.Р-300, оп.1, д.175, л.13 об).
В работу местных органов государственной власти и управления большие изменения внесла Великая Отечественная война: усложнились проведение сессий, работа депутатов среди населения, организация работы постоянных комиссий. Но работа Совета не прекращалась. Совет занимался оборонным строительством, мобилизацией населения, размещением эвакуированных предприятий, трудоустройством семей фронтовиков, материальным и продовольственным снабжением фронта, перестройкой работы предприятий на военный лад, организацией общественного питания и др. вопросами. Возросла роль и ответственность исполкома.
Несмотря на трудности военного времени, Горсоветом была начата работа по городскому благоустройству, по улучшению быта населения, по культурному строительству.
10 апреля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР г.Алатырь отнесен к категории городов республиканского подчинения (Р-1041, оп.1, д.572, л.21 об; оп.22, д.15, л.1). С 1942 по 1956 гг. изменений в названии фондообразователя не было, он назывался Алатырский городской Совет депутатов трудящихся Чувашской АССР и его исполнительный комитет.
ДОПОЛНЕНИЕ К ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКЕ
4 марта 1990 г. состоялись выборы народных депутатов в верховные органы власти, в местные Советы неродных депутатов. Выборы проводились на альтернативной основе. Для проведения выборов было создано 110 избирательных округов. В выборах принимало участие 28015 человек. В 99 округах выборы состоялись. В связи с этим по 11 округам назначены повторные выборы на 18 апреля 1990 года и 27 апреля повторное голосование. По 10 округам были избраны депутаты, по 1 округу были назначены повторные выборы на 30 мая 1990 г. После выборов решением I сессии Алатырского городского Совета народных депутатов от 24 марта 1990 г. был избран Президиум Совета народных депутатов и 14 постоянных комиссий. Избраны председатель Совета и его заместитель. Был набран исполком и его председатель, утверждены заведующие отделами исполком.
С принятием Декларации о государственном суверенитете Чувашской Республики с 24 октября 1990 года произошло изменение названия республики. С этого времени – Алатырский городской Совет народных депутатов и его исполнительный комитет Чувашской ССР. В состав городского Совета входит территория города Алатыря.
8 декабря 1991 года прошли выборы главы администрации, но глава администрации не был избран, а назначен распоряжением Председателя Совета Министров Чувашской ССР от 25.01.92 г.
14 января 1992 г. решением X сессии Алатырского городского Совета народных депутатов был упразднен президиум и избран Малый Совет.
В соответствии с Законами Чувашской ССР "О местном самоуправлении в Чувашской ССР", "О выборах главы местной администрации" от 18 октября 1991 г. и во исполнение распоряжения Председателя Совета Министров Чувашской ССР от 25.01.92 г. и постановления № 1 главы Алатырской городской администрации от 26.01.92 г. полномочия исполнительного комитета городского Совета с 26 января 1992 года прекращены. С этого времени - Алатырский городской Совет народных депутатов Чувашской ССР.
В связи с упразднением исполкома и введением должности главы городской администрации, городской Совет стал представительным органом власти в городе.
С принятием Закона Чувашской Республики "Об изменении названия Чувашской Советской Социалистической Республики" с 13 января 1992 года – Алатырский городской Совет народных депутатов Чувашской Республики.
В соответствии с Законом Чувашской Республики "О реформе высшего органа государственной власти и местных Советов народных депутатов в Чувашской Республике" и постановлением Верховного Совета Чувашской Республики "О выборах в новый высший орган представительной власти Чувашской Республики и местные представительные органы" от 21 октября 1993 года были назначены выборы 13 марта 1994 года.
Для проведения выборов было создано 15 избирательных округов. В выборах приняло участие 32964 человека.
По 2 округам избраны депутаты в городское Собрание и один депутат в Госсовет Чувашской Республики.
В 13 избирательных округах выборы признаны несостоявшимися. 27 марта 1994 года были назначены повторные выборы. По 7 округам депутаты не избраны. Вновь 26 мая состоялись выборы. Было избрано 4 депутата городского Собрания по избирательным округам № 3, 4, 12, 13. По трем округам депутаты не избраны.
На 2 июня 1994 года назначено повторное голосование по выборам в Государственный Совет Чувашской Республики. Был избран один депутат. С избранием депутатов городского Собрания полномочия горсовета были исчерпаны.
Территория города 3978 га. Население – 47700 человек. На территории города располагаются 20 промышленных предприятий с общей численностью работающих 11530 человек.
В городе функционируют автотранспортное предприятие, автобаза №5 и 3 строительные организации.
Платные услуги населению оказывают 63 предприятия и организации, из них бытовым обслуживанием занимаются 42 организации.
Медицинскую помощь населению города оказывают: центральная районная больница, железнодорожная больница, детская больница, родильный дом, 3 диспансера, стоматологическая поликлиника, станция скорой помощи, городская санитарно-эпидемиологическая станция, 20 здравпунктов, дом ребенка.
В городе имеются Дверец культуры на 780 мест, 2 кинотеатра, 3 детских музыкальных и художественная школы, городской и детский парки, центральная библиотечная система с 7-ю филиалами, 2 музея.
В городе 5 средних специальных учебных заведений, 10 средних школ.
Документы за 1919-1956 годы находятся на хранении в ЦГА, за 1957-1989 годы хранятся в горгосархиве, за 1990 - май 1994 года в обработанном виде находятся в администрации города.
Зав. канцелярией Е.Р. Румянцева
20.11.96
Городские Советы возникли раньше всех остальных Советов. До Октябрьской революции они выступали, прежде всего, как органы борьбы рабочего класса за политическую власть, как органы политической агитации и организации солдатских и крестьянских масс.
В первый момент Октябрьской революции вся полнота власти сосредотачивалась в руках городских Советов. Постепенно эта власть распространялась и на всю территорию уезда, нередко при этом горсоветы уездных центров сливались с уездными съездами Советов и образовывали единую власть в городе и уезде, создавая при этом общий исполнительный комитет.
Советы рабочих и солдатских депутатов в г. Алатыре возникли по инициативе солдат 160 запасного полка и рабочих железнодорожных мастерских. В первое время Советы были большевистскими, к началу 1918 года Совет рабочих и солдатских депутатов пополнился представителями других политических партий (Р-244, оп. 1, д. 28а).
Расширенное заседание Советов 11 декабря 1917 года приветствовало Советскую власть. 22 января 1918 года исполком совета постановили: "Взять всю власть Совету с проведением всех декретов Народных Комиссаров полностью"... (Там же, д.14, д. 106). Совет пригласил в свою среду представителей земского и городского самоуправления и демократических организаций.
Вплоть до 13 марта 1918 года Совет дал коалиционного состава, постепенно власть его распространилась на всю территорию уезда.
14-15 марта 1918 года состоялся очередной съезд Советов Алатырского уезда. Вся политическая и административно-хозяйственная власть перешла вновь избранному Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
На заседании исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов 16 апреля 1918 года было решено упразднить Алатырскую городскую думу и учредить комиссариат по городскому хозяйству, организованного фактически еще 4 апреля 1918 г. (Там же, д. 14, л. 139 об.).
В его ведении оказалась большая часть функций городского Совета и официально городской Совет так и не сформировался.
В этот период для всех органов государственной власти было характерно стремление решать все вопросы в узких коллегиях. К тому же летом 1918 года г. Алатырь стал прифронтовым городом в связи с мятежом чехословацкого корпуса. Решением исполкома Алатырского Совета рабочих и крестьянских депутатов 16 мая 1918 года город объявлен на военном положении (Р-244, оп. 1,д. 14, л. 50). 31 мая 1918 года из состава состава исполкома выделен чрезвычайный революционный штаб в количестве 6 человек (Там же, л. 60). После потери г. Симбирска губернский комитет партии губисполкома Карсунский, Симбирский, Буинский уисполкомы эвакуировались в г.Алатырь. На некоторое время город стал административно-политическим центром Симбирской губернии и базой формирования новых армейских частей.
По конституции РСФСР 1918 года Алатырь с населением 30 000 жителей имел право организовать городской Совет, равный в правах с волостными Советами.
9 сентября 1918 года Алатырский уездный комиссар внутренних дел представил в Алатырский уисполком "Инструкцию по организации Совета депутатов г.Алатыря согласно основного закона - Конституции Российской социалистической Федеративной Республики" ( Р-244, оп.1, д.21, лл.137-139), в которой было предусмотрено выбирать одного депутата на каждые 600 человек населения, то есть организовать Совет в количестве 50 человек. По этой инструкции для текущей работы городской Совет должен был выбрать из себя исполнительный комитет в числе 3 человек. Раз в неделю исполком должен был созывать Совет депутатов. Городской Совет признавался высшей властью в пределах данной ему территории. Общество крестьян г.Алатырь, ввиду уничтожения сословий и нахождения в черте города, причислялся к городскому совету и исключался из списков граждан Алатырской волости. Срок уполномочий депутатов предусматривался 3 месяца, выборы предполагалось назначить на 13 октября.
11 сентября 1918 года уисполком, рассмотрев вопрос об организации горсовета, постановил: "Ввиду переживаемого момента организацию городского Совета отложить до более благоприятного времени" (Р0244, оп.1, д.15, л.99).
12 сентября 1918 года г.Алатырь перестал быть прифронтовым городом, но жил в обстановке напряженной работы по организации помощи Восточному фронту. Постановление уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов от11 ноября 1918 года разрешило произвести выборы городского совета 13 декабря (Р-244, оп.1, д.15, л.121об; д.21, л.35). Затем срок выборов был перенесен на 20 декабря (Р-244, оп.1, д.15, л.147).
11 декабря 1918 года уисполком рассмотрел вопрос "о снятии военного положения в городе и уезде" и постановил: "Ввиду того, что в г.Алатыре и его уезде жизнь вошла в нормальную колею, и прифронтовая полоса находится на далеком расстоянии, военное положение как в городе, так и в уезде снять" (Р-244, оп.1, д.21, л.356).
Вплоть до февраля 1919 года городской Совет находится в стадии организации. В протоколе исполкома Алатырского горсовета от 3 февраля 1919 года в пункте "О функциях городского совдепа" записано следующее: "По штатам, установленным Симбирским губисполкомом, Алатырский городской Совет должен иметь исполком в 15 человек. Избранным членам исполкома предстоит выделить из себя зав. отделами: финансов, земледелия, жилищно-земельного коммунального хозяйства, продовольствия и других по усмотрению Советов; а также членов коллегии" (Р-300, оп.1, д.13, л.2). 4 февраля 1919 года состоялись выборы президиума, были организованы отделы: финансовый, продовольственный, жилищно-земельный, коммунального хозяйства, народного образования (Р-300, оп.1, д.13, л.5).
Но как и повсюду по стране, из-за недостатка кадров и материальных средств городской Совет фактически слился с уездными, создавая общий исполком 4 мая 1919 года исполком горсовета постановил: членов городского исполкома влить в уездный исполком, назначить в ближайшие дни совместное заседание городского и уездного исполкомов... (Р-300, оп.1, д.13, л.52.) "13 мая 1919 года Алатырский уисполком утвердил протокол о ликвидации отделов упраздненного городского Совдепа и слиянии их с другими уездными учреждениями в связи с учреждением Отдела коммунального хозяйства" (Р-300, оп.1, д.13, л.63).
Переход с окончанием гражданской войны к мирной работе по восстановлению народного хозяйства вызвал крупные преобразования в системе городских Советов. Большое значение в перестройке системы городского Совета имели постановление ВЦИК 1921 г. "Об организации городских Советов рабочих и крестьянских депутатов и утвержденное ВЦИК в январе 1922 г. специальное "Положение о Советах губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа". Восстановление горсоветов не повлекло за собой и восстановление их исполкомов. Положение 1922 года совершенно определенно указывало, что в губернских и уездных городах Советы своих исполнительных комитетов не создают, а обслуживаются соответствующими губернскими и уездными исполкомами. Президиумы этих исполкомов являлись и президиумами городских Советов.
Деятельность городского Совета в восстановительный период приобрела новое значение и становилась особенно разнообразной. основными массовыми постоянными органами горсовета становятся секции.
В конце 1925 года ВЦИК ввел в действие новое "Положение о городских Советах". Городские Советы были переведены на самостоятельный бюджет, получали кредитные права юридического лица. Хотя значение городских Советов поднималось на новый уровень вследствие успешного восстановления народного хозяйства и укрепления экономики страны, городские Советы своих исполкомов не создавали, а на основании положения 1925 г. избирали из своего состава самостоятельный президиум во главе с председателем. Все важнейшие вопросы горсовет решил на созываемых его президиумом пленарных и других заседаниях Совета. Здесь утверждались бюджет Совета и отчет об его исполнении, определялось число секций и их значение, распределялись члены Совета по секциям, проводились выборы на съезды Советов, рассматривались планы работ пленума и секций Советов а также отчеты заведующих подотделами и частями, выделенным для городской работы в отделах соответствующих исполкомов.
До 20 июля 1925 года г.Алатырь находился в ведении Симбирской (с 9 мая 1924 года - Ульяновской ) губернии. В связи с преобразованием Чувашской Автономной Области в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику 30 июля 1925 года Президиумом ВЦИК постановил передать в состав ЧАССР г.Алатырь с 3 волостями (Алатырской, Кувакинской, Порецкой) (Р-202, оп.1, д.134, л.104) Алатырского уезда Ульяновской губернии. Переход этот состоялся 7 сентября 1925 года (Р-202, оп.1, д.134, лл. 152-155).
27 ноября 1925 года Президиумом ЦИК ЧАССР постановил: "Штаты горсовета для г.Алатырь и г.Чебоксар утвердить в следующем виде: председатель горсовета-1, секретарь управделами-1, делопроизводитель-2, помощник бухгалтерии-1, машинистка-1. Итого 6 человек" (Р-300, оп.1, д.23, л.3). Избранная постановлением I Пленума от 27 декабря 1925 года рабочая тройка горсовета приступила к исполнению своих обязанностей 2 января 1926 года (Р-300, оп.1, д.23, л.17).
12 января 1926 года Алатырский городской Совет выделил из своего состава президиум в 11 человек. При горсовете были организованы секции: коммунального хозяйства, финансово-бюджетная, народного образования, здравоохранения, кооперативно-торговая, административная (Р-300, оп.1, д.23, л.36).
До 1927 года Алатырский городской Совет был подотчетен перед Алатырским уездным исполнительным комитетом Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. С 1 октября 1927 года образован Алатырский район и горсовет перешел в непосредственное подчинение Алатырского райисполкома.
В первые же годы индустриализации страны предпринимались меры к дальнейшему подъему организационно-массовой работы горсовета. ЦИК СССР в феврале 1928 года издал "Основные положения об организациях в СССР городских Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которые являлись юридической базой для закрепления за горсоветами всех предприятий, имеющих городское значение. Наряду с промышленными предприятиями горсовету передавались школы, больницы, бани, прачечные и другие предприятия и учреждения культурно-бытового обслуживания, если они не составляли неразрывного целого с производством. Материальное положение и бюджет городских Советов еще более укрепились, было обеспечено руководящее влияние горсовета в области обслуживания культурных и бытовых нужд населения.
Этот общесоюзный акт подчеркнул, что руководящим органом горсовета является его Пленум.
Циркуляры ВЦИКа "О массовой работе городских Советов" в январе 1929 г. впервые законодательно санкционировал образование депутатских групп горсовета.
Июньский пленум ЦК ВКП (б) 1931 года обязал городские Советы охватить достаточно глубокое все отрасли городского хозяйства, улучшив деятельность секций горсоветов по каждой отрасли городского хозяйства. Пленум горсовета становился центром делового разрешения вопросов с учетом замечаний и предложений избирателей.
По новому положению о городских Советах, утвержденному ВЦИК и СНК в январе 1933 года, функции горсовета еще более расширялись. Значительно усилилась роль пленума Горсовета, рассмотрению и утверждению которого теперь подлежали все важнейшие вопросы и мероприятия города.
При президиуме горсовета создавалась плановая комиссия. Значительно повысить полномочия и фактическая роль секций, Горсоветы, имевшие пригородные хозяйства, создавали секции пригородного хозяйства.
В мае 1934 года ЦИК СССР издал специальное постановление "Об организационной работе Советов", предусматривавшее дальнейшее расширение секций и депутатских групп, как основной формы вовлечения масс в работу Советов, улучшения их деятельности.
Конституция СССР 1936 г. изменила всю систему Советов, преобразовала местные Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Советы депутатов трудящихся, превращая их тем самым в органы общенародного демократизма.
24 декабря 1939 года состоялись выборы по новой избирательной системе в местные Советы. Алатырский городской Совет депутатов трудящихся стал вести свою работу в сессионном порядке. На I организационной сессии городского Совета 4 января 1940 года избран исполнительный комитет горсовета, при исполкоме созданы отделы: финансовый, коммунального хозяйства, здравоохранения, торговый, социального обеспечения, народного образования, местной промышленности, общий. Были созданы комиссии: бюджетная, школьная, коммунальная, промышленно-транспортная связь, торговая, здравоохранения, местной промышленности (ф.Р-300, оп.1, д.175, л.13 об).
В работу местных органов государственной власти и управления большие изменения внесла Великая Отечественная война: усложнились проведение сессий, работа депутатов среди населения, организация работы постоянных комиссий. Но работа Совета не прекращалась. Совет занимался оборонным строительством, мобилизацией населения, размещением эвакуированных предприятий, трудоустройством семей фронтовиков, материальным и продовольственным снабжением фронта, перестройкой работы предприятий на военный лад, организацией общественного питания и др. вопросами. Возросла роль и ответственность исполкома.
Несмотря на трудности военного времени, Горсоветом была начата работа по городскому благоустройству, по улучшению быта населения, по культурному строительству.
10 апреля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР г.Алатырь отнесен к категории городов республиканского подчинения (Р-1041, оп.1, д.572, л.21 об; оп.22, д.15, л.1). С 1942 по 1956 гг. изменений в названии фондообразователя не было, он назывался Алатырский городской Совет депутатов трудящихся Чувашской АССР и его исполнительный комитет.
ДОПОЛНЕНИЕ К ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКЕ
4 марта 1990 г. состоялись выборы народных депутатов в верховные органы власти, в местные Советы неродных депутатов. Выборы проводились на альтернативной основе. Для проведения выборов было создано 110 избирательных округов. В выборах принимало участие 28015 человек. В 99 округах выборы состоялись. В связи с этим по 11 округам назначены повторные выборы на 18 апреля 1990 года и 27 апреля повторное голосование. По 10 округам были избраны депутаты, по 1 округу были назначены повторные выборы на 30 мая 1990 г. После выборов решением I сессии Алатырского городского Совета народных депутатов от 24 марта 1990 г. был избран Президиум Совета народных депутатов и 14 постоянных комиссий. Избраны председатель Совета и его заместитель. Был набран исполком и его председатель, утверждены заведующие отделами исполком.
С принятием Декларации о государственном суверенитете Чувашской Республики с 24 октября 1990 года произошло изменение названия республики. С этого времени – Алатырский городской Совет народных депутатов и его исполнительный комитет Чувашской ССР. В состав городского Совета входит территория города Алатыря.
8 декабря 1991 года прошли выборы главы администрации, но глава администрации не был избран, а назначен распоряжением Председателя Совета Министров Чувашской ССР от 25.01.92 г.
14 января 1992 г. решением X сессии Алатырского городского Совета народных депутатов был упразднен президиум и избран Малый Совет.
В соответствии с Законами Чувашской ССР "О местном самоуправлении в Чувашской ССР", "О выборах главы местной администрации" от 18 октября 1991 г. и во исполнение распоряжения Председателя Совета Министров Чувашской ССР от 25.01.92 г. и постановления № 1 главы Алатырской городской администрации от 26.01.92 г. полномочия исполнительного комитета городского Совета с 26 января 1992 года прекращены. С этого времени - Алатырский городской Совет народных депутатов Чувашской ССР.
В связи с упразднением исполкома и введением должности главы городской администрации, городской Совет стал представительным органом власти в городе.
С принятием Закона Чувашской Республики "Об изменении названия Чувашской Советской Социалистической Республики" с 13 января 1992 года – Алатырский городской Совет народных депутатов Чувашской Республики.
В соответствии с Законом Чувашской Республики "О реформе высшего органа государственной власти и местных Советов народных депутатов в Чувашской Республике" и постановлением Верховного Совета Чувашской Республики "О выборах в новый высший орган представительной власти Чувашской Республики и местные представительные органы" от 21 октября 1993 года были назначены выборы 13 марта 1994 года.
Для проведения выборов было создано 15 избирательных округов. В выборах приняло участие 32964 человека.
По 2 округам избраны депутаты в городское Собрание и один депутат в Госсовет Чувашской Республики.
В 13 избирательных округах выборы признаны несостоявшимися. 27 марта 1994 года были назначены повторные выборы. По 7 округам депутаты не избраны. Вновь 26 мая состоялись выборы. Было избрано 4 депутата городского Собрания по избирательным округам № 3, 4, 12, 13. По трем округам депутаты не избраны.
На 2 июня 1994 года назначено повторное голосование по выборам в Государственный Совет Чувашской Республики. Был избран один депутат. С избранием депутатов городского Собрания полномочия горсовета были исчерпаны.
Территория города 3978 га. Население – 47700 человек. На территории города располагаются 20 промышленных предприятий с общей численностью работающих 11530 человек.
В городе функционируют автотранспортное предприятие, автобаза №5 и 3 строительные организации.
Платные услуги населению оказывают 63 предприятия и организации, из них бытовым обслуживанием занимаются 42 организации.
Медицинскую помощь населению города оказывают: центральная районная больница, железнодорожная больница, детская больница, родильный дом, 3 диспансера, стоматологическая поликлиника, станция скорой помощи, городская санитарно-эпидемиологическая станция, 20 здравпунктов, дом ребенка.
В городе имеются Дверец культуры на 780 мест, 2 кинотеатра, 3 детских музыкальных и художественная школы, городской и детский парки, центральная библиотечная система с 7-ю филиалами, 2 музея.
В городе 5 средних специальных учебных заведений, 10 средних школ.
Документы за 1919-1956 годы находятся на хранении в ЦГА, за 1957-1989 годы хранятся в горгосархиве, за 1990 - май 1994 года в обработанном виде находятся в администрации города.
Зав. канцелярией Е.Р. Румянцева
20.11.96
Крайние даты документов
:
1917-1994