Р-381
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
Р-381
Наименование
:
Наркомтруд ЧАССР
Полное наименование
:
Народный Комиссариат труда Чувашской АССР, г.Чебоксары. 15.06.1925 - 04.10.1933.
Народный Комиссариат труда Чувашской АССР, г.Чебоксары. 15.06.1925 - 04.10.1933.
Шифр сайт
:
Ф.Р-381 Наркомтруд ЧАССР
Аннотация
:
Постановления и циркулярные распоряжения Наркомтруда РСФСР. Протоколы коллегии НК труда ЧАССР, комиссии по назначению пенсий безработным и по борьбе с трудовым дезертирством. Отчеты о деятельности Облтруда, Наркомтруда, комиссии по борьбе с трудовым дезертирством. Акты инспекторских проверок.
Материалы о проведении трудовой и гужевой повинности, о вербовке рабочей силы для работы в других районах страны (Петроград, Ташкент, Красноярск, Нижний Новгород).
Тарифные соглашения и коллективные договора.
Постановления и циркулярные распоряжения Наркомтруда РСФСР. Протоколы коллегии НК труда ЧАССР, комиссии по назначению пенсий безработным и по борьбе с трудовым дезертирством. Отчеты о деятельности Облтруда, Наркомтруда, комиссии по борьбе с трудовым дезертирством. Акты инспекторских проверок.
Материалы о проведении трудовой и гужевой повинности, о вербовке рабочей силы для работы в других районах страны (Петроград, Ташкент, Красноярск, Нижний Новгород).
Тарифные соглашения и коллективные договора.
Историческая справка
:
В октябре 1917 г. на II Всероссийском съезде Советов было провозглашено рабоче-крестьянское правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК), в том числе для решения вопроса регулирования, охраны труда и разработки трудового законодательства, отвечающего интересам народа, был создан Народный Комиссариат Труда (СУ РСФСР, 1917, №1, ст.1) (НКТ, Наркомтруд, Наркомат труда). Органами Наркомата труда на местах являлись Отделы труда Исполнительных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. На Наркомат труда и местные органы труда возлагалось руководство по осуществлению программы партии в области охраны и защиты интересов труда. В Казанской губернии были образованы уездные отделы труда: в марте 1918 г. – Чебоксарский, в мае 1919 г. – Цивильский, в 1920 г. - Ядринский и Батыревский для организации работ в присоединившихся волостях уездов Симбирской губернии. 24 июня 1920 г. постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР была образована Чувашская автономная область (ЧАО) 6 июля 1920 г. на первом заседании временного советского органа области – Революционного комитета (Ревкома) был образован Областной отдел труда при Ревкоме. (РГУ ГИА Чувашии, Р-3, оп. 1, д. 29 а, лл.1, 2, 2 об.).
В апреле 1925 г. Чувашская автономная область была преобразована в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (ЧАССР). 15 июня 1925 г. ВЦИК и СНК РСФСР постановили учредить для управления делами Чувашской Республики народные комиссариаты, в том числе Народный Комиссариат Труда. В постановлении было указано, что «в целях сохранения единства финансовой и хозяйственной политики РСФСР» Наркомат труда остается в непосредственном подчинении одноименного комиссариата РСФСР, при этом «все плановые задания и распоряжения… проводятся через Совет Народных Комиссаров ЧАССР» (РГУ «Госистархив ЧР», Р-202, оп.2, д.2, л.179).
1 октября 1925 г. Областной отдел труда (Облтруд) был переименован в Народный Комиссариат Труда (НКТ, Наркомтруд, Наркомат труда) ЧАССР. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-381, оп.1, д.41, л.232). Наркомат труда ЧАССР действовал на основании Конституции ЧАССР и общего положения о Народных Комиссариатах Автономных Республик и находился в подчинении ЦИК ЧАССР, его Президиума, Совета Народных Комиссаров ЧАССР, осуществлял директивы Наркомата труда РСФСР. Во главе Наркомата труда ЧАССР стоял Народный Комиссар труда, который являлся членом СНК, Совета профессиональных союзов (СПС) ЧАССР и участвовал во всех заседаниях этих органов. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-202, оп.2, д.397, л.30). Должность Народного Комиссара труда занимали: в 1925-январе 1927 гг. – Волжский, в январе 1927-феврале 1929 гг. – С.Г.Шумилов, в феврале 1929-октябре 1929 гг.– И. Козин, в октябре 1929-1933 – А.Ф. Федоров (РГУ «Госистархив ЧР», Р-381, оп.4, д.2, лл.161-161 об, 290, д.6, лл.60, 61, д.7, лл. 957,958 об.).
При Наркомате труда состояла коллегия. В состав коллегии входили Народный Комиссар труда, заведующие отделами Наркомата труда и председатель Центрального Управления Касс социального страхования. Права и обязанности Народного Комиссара труда ЧАССР и членов коллегии определялись соответствующими статьями Конституции ЧАССР и общим Положением о Народных Комиссариатах ЧАССР. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-381, оп.1, д.42, л.185).
На Наркомат труда ЧАССР возлагалось регулирование условий труда на территории Республики в пределах, установленных общесоюзными законами и законами РСФСР в соответствии с общими директивами высших органов ЧАССР, РСФСР и Наркомата труда РСФСР. Основными задачами, определяющими функции Наркомата труда ЧАССР, являлись проведение всех норм и положений, издаваемых соответствующими органами ЧАССР и РСФСР по регулированию рынка труда и заработной платы, охране труда, разрешению конфликтов между трудящимися и нанимателями, борьбе с безработицей.
Структура Наркомата труда ЧАССР после упрощения и рационализации аппарата Облтруда в 1925 г. была следующей:
1. Секретариат
2. Отдел охраны труда
3. Комитет Биржи труда
4. Центральное Управление Касс социального страхования. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-381, оп.1, д.41, л.232).
В функции Секретариата входили разработка проектов постановлений, распоряжений Наркомата труда ЧАССР, не относящихся к компетенции других отделов и управлений, а также проектов, которые требовали согласования работы нескольких отделов и управлений Наркомата труда ЧАССР; составление заключений по проектам, вносимым другими ведомствами на утверждение высших органов ЧАССР. Кроме этого Секретариат осуществлял делопроизводство всего Наркомата труда: вел учет личного состава всех работников Наркомата труда и подведомственных ему органов на местах, производил контроль и руководство за деятельностью подведомственных НКТ органов, составлял общие планы работы и отчеты. На Секретариат возлагалось проведение в жизнь мероприятий по нормированию заработной платы государственных учреждений ЧАССР, участие в составлении бюджета ЧАССР по части, касающейся заработной платы, а также собирание, разработка и опубликование статистических материалов, и выполнение других функций, возлагаемых особыми распоряжениями Коллегии Наркомата труда ЧАССР.
В функции Отдела охраны труда входили надзор за осуществлением законодательства о труде; осуществление организации и контроль работы Инспекции охраны труда, Технической и Санитарной Инспекции, личного состава Правовой и Специальной инспектуры. На Отдел охраны труда возлагалось осуществление мероприятий по государственному регулированию заработной платы на основе постановлений высших органов РСФСР и ЧАССР, наблюдение за правильным распределением отпущенных государственными органами средств на выдачу заработной платы; разработка проектов постановлений по технике безопасности и профессиональной гигиене в соответствии с местными условиями.
В функции Комитета Биржи труда входило осуществление мероприятий по борьбе с безработицей: оказание трудовой помощи, посредничество по найму, организация и руководство вербовки рабочей силы для работы в других районах страны, организация трудовых коллективов из безработных и изыскание для них средств в соответствующих органах, выявление причины и ведение статистического учета движения безработицы. На Комитет Биржи труда возлагались контроль и руководство в области рынка труда на местах.
В функции Центрального Управления касс социального страхования входили руководство работой; утверждение смет и контроль уездных Касс Социального Страхования, обслуживание г. Чебоксары и прилегающих к нему волостей в части взимания взносов и выплаты пенсий, пособий. На Центральное Управление касс социального страхования возлагалось наблюдение за проведением в пределах ЧАССР постановлений и директив по социальному страхованию, издаваемых соответствующими органами РСФСР и ЧАССР, выполнение остальных работ в соответствии с Положением о Губернских, Областных и Республиканских Управлениях касс социального страхования, утвержденного Наркоматом труда РСФСР.
Первоначально штат Наркомата труда ЧАССР состоял из 9 человек и содержался на средства, ассигнованные Наркоматом труда РСФСР.
При Наркомате труда ЧАССР существовали Комиссия по установлению особых фондов для оплаты труда специалистов и Комиссия содействия жилищно-кооперативному строительству. Работа первой заключалась в разработке материалов и проекта массовых общественных работ, а второй - в изыскании средств на постройку рабочих поселков в ЧАССР.
В октябре 1925 г. при Наркомате труда ЧАССР была создана и вскоре расформирована Комиссия для установления норм зарплаты лесовозов и лесорубов из представителей лесозаготовительных организаций. Задача этой комиссии состояла в устранении несогласованности в оплате лесорубов и лесовозов между чувашскими лесозаготовительными организациями и Ульяновсклесом, работающих в пределах Алатырского уезда. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-202, оп.2, д.47, л.5об.).
При Наркомате труда ЧАССР как постоянные комиссии были организованы Примирительные Камеры и Третейский Суд, в которых рассматривались крупные конфликты по вопросам охраны и оплаты труда.
Работники Наркомата труда ЧАССР участвовали в постоянных комиссиях государственных органов республики: правительственной при ЦИКе, административной при Народном Комиссариате внутренних дел (НКВД), бюджетной при Народном Комиссариате финансов (НКФ), штатной при Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) и др. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-202, оп.2, д.397, л.29).
Кроме центрального аппарата имелись две Камеры инспекторов труда в Цивильском и Алатырском уездах, первая в составе одного инспектора охраны труда, вторая в составе одного инспектора и одного секретаря. В свою очередь инспекторы Камер входили в состав Отдела охраны труда и подчинялись его старшему инспектору. Цивильская Камера труда обслуживала Цивильский, Батыревский и часть Ядринского уезда, Алатырская Камера труда была присоединена к Наркомату труда ЧАССР в сентябре 1925г. и обслуживала три укрупненные волости своего уезда и г. Алатырь. Отдел охраны труда Наркомата труда ЧАССР обслуживал весь Чебоксарский уезд, г. Чебоксары и большую часть Ядринского уезда.
Инспекторы Отдела охраны труда участвовали на заседаниях Управления губернского инженера по рассмотрению и утверждению планов и смет открываемых и ремонтирующихся предприятий и зданий по республике. В своей работе инспекторы руководствовались действующим в то время Законодательством о труде, по вопросам текущей работы в области охраны труда и борьбе с безработицей циркулярными указаниями Наркомата труда РСФСР. Камеры инспекторов труда, как и центральный аппарат Наркомата труда ЧАССР содержались на средства, ассигнованные Наркоматом труда РСФСР.
23 августа 1926 г. был организован Комитет содействия рабочему жилищно-кооперативному строительству, работа которого заключалась в выявлении имеющихся средств на улучшение быта рабочих и служащих по государственным, кооперативным и хозяйственным организациям и предприятиям. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-202, оп.2, д.397, л.34).
1 октября 1926 г. были ликвидированы Трудкомы Ядринского и Батыревского уездов. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-381, оп.1, д.41, л.232 об.).
В конце 1926 г. были ликвидированы Примирительные Камеры и Третейский Суд. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-381, оп.1, д.41, л.232).
В связи с развитием промышленности ЧАССР, с увеличением числа занятых рабочих и служащих число конфликтов значительно увеличилось. Из-за отсутствия в структуре Наркомата труда ЧАССР тарифно-конфликтного подотдела тарифно-конфликтная работа с 1 октября 1926 по 1 июля 1927 гг. не велась. Штат Комитета Биржи труда в 1926-1927 гг. состоял из заведующего отделом, который являлся одновременно председателем Комитета и двух представителей от Центрального исполнительного комитета и Совета Профессиональных Союзов ЧАССР, которые участвовали на заседаниях и совещаниях Управления Касс социального страхования по назначению пенсий, пособий по безработице. Определение квалификации и специальности производил председатель Комитета Биржи труда путем опроса и проверки документов при регистрации. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-202, оп.2, д.397, л.34).
Штат в 1926/27 гг. по Отделу охраны Труда состоял из трех инспекторов труда, одного инспектора по сельскому и лесному хозяйству и одного технического инспектора. На специальную инспектуру было возложено обслуживание предприятий и учреждений по ЧАССР и Марийской Автономной Области. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-202, оп.2, д.397, л.46).
1 августа 1927 г. была сокращена должность инспектора по сельскому и лесному хозяйству, которая вскоре была восстановлена по настоянию СПС ЧАССР. Деятельность Инспектора заключалась в охране труда в лесничествах, на лесоразработках, в крестьянских хозяйствах промышленного типа, в обследовании наемного труда в крестьянских хозяйствах с подсобным трудом. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-202, оп.2, д.397, л.70).
После установления районной системы с 1 октября 1927 г. начали свою работу две Камеры инспекции труда, при которых были образованы два корреспондентских пункта в городах Алатыре и Шумерле. Первая Камера инспекции труда находилась в городе Алатыре и обслуживала Алатырский, Батыревский, Ибресинский, Порецкий, Шемуршинский и Яльчикский районы. Вторая Камера инспекции труда находилась в городе Канаше и обслуживала Вурнарский, Канашский, Козловский, Красночетайский, Урмарский и Цивильский районы.
30 августа 1928 г. СНК РСФСР по докладу правительства Чувашской АССР принял постановление, направленное на неуклонный подъем экономики республики. Основанная на указаниях директивных органов и постановлении СНК РСФСР от 10 апреля 1929 г. началась подготовка новой системы комплектования аппарата Наркомата труда ЧАССР, задача которой заключалась в «приближении органов труда к обслуживаемым ими массам путем установления выборности основных кадров работников аппарата и подбора остальной части ответственных работников из числа кандидатов, выдвигаемых профсоюзами, организациями женщин и ВЛКСМ». (СУ РСФСР, 1929, №32, ст.335).
20 октября 1929 г. ЦИК и СНК ЧАССР утвердили и постановили ввести в действие Положение о Народном Комиссариате труда ЧАССР. Согласно Положению Наркомат труда ЧАССР «организуется и действует на основании ст. 44-48 Конституции РСФСР и Конституции ЧАССР». (РГУ «Госистархив ЧР», Р-202, оп.2, д.556, л.104). На Наркомат труда ЧАССР возлагалось регулирование условий и охрана труда, изучение и регулирование зарплаты и производительности труда, организация и руководство работой органов по трудовому посредничеству, плановое снабжение рабочей силой промышленности и других отраслей народного хозяйства, организация вербовок и перебросок рабочей силы.
В связи с новым Положением изменилась и стала следующей структура Наркомата труда ЧАССР:
1. Общий отдел
2. Сектор организации и оздоровления труда
3. Сектор снабжения и подготовки
4. Планово-статистический сектор.
В декабре 1929 г. на совещании ответственных работников Наркомата труда ЧАССР на основании инструкции Наркомата труда РСФСР было принято решение о реорганизации Комитета Биржи труда. При Бирже труда было установлено 4 бюро:
1. Бюро для регистрации, экспертизы, посылки и выдачи справок
2. Бюро спроса
3. Бюро трудовой помощи и подготовки рабочей силы
4. Вербовочное бюро. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-381, оп.1, д.146, л.38).
Функции Вербовочного бюро заключались в выявлении наличия и предложений сезонной рабочей силы для строительства, лесозаготовок, сплава и общественных работ, вербовка и удовлетворение спроса.
В 1930 г. при Наркомате труда ЧАССР была организована Межведомственная комиссия по переброске специалистов на производство.
Районная сеть Наркомата труда ЧАССР состояла из районных инспекторов труда, уполномоченных по снабжению рабочей силой, вербовщиков, корреспондентских пунктов.
В 1933 г. Наркомат труда ЧАССР состоял из следующих отделов:
1. Секретариат
2. Первый сектор
3. Планово-статистический сектор
4. Сектор организации и оздоровления труда
5. Сектор кадров.
Работу Наркомата труда ЧАССР возглавляли Народный Комиссар труда с ответственным исполнителем по контролю исполнения. Штат Секретариата состоял из делопроизводителя, машинистки, рассыльной. В штат Первого сектора входили инспектор специальных назначений и делопроизводитель. Планово-статистический сектор состоял из двух статистиков и двух экономистов: по промышленности, по сельскому хозяйству, строительству и транспорту. В штат Сектора организации и оздоровления труда входили: инспектор по промышленности, инспектор по строительству, инспектор по сельскому хозяйству и лесничеству, инспектор по регулированию зарплаты и рабочего времени, инспектор по подростковому и женскому труду, инженер-организатор по труду, консультант, техник-нормировщик, санитарный врач, руководитель базы сантехнической пропаганды. Заведующий сектором являлся вторым заместителем Народного Комиссара. Штат Сектора кадров состоял из инспекторов по школам фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), по дополнительному рабочему образованию, по краткосрочной подготовке, по внутренним кадрам.
В ходе реконструкции народного хозяйства были подготовлены условия для передачи профсоюзам функций контроля над соблюдением трудового законодательства и всех функций по охране труда и социальному страхованию, вследствие чего отпала надобность в специальных государственных органах по регулированию условий труда.
23 июля 1933 г. ЦИК, СНК и ВЦСПС СССР вынесли постановление о слиянии Наркомтруда со всеми его местными органами, включая и органы социального страхования, с аппаратом ВЦСПС. На ВЦСПС были возложены обязанности Наркомтруда и его органов. (СЗ СССР, 1933, № 40, ст.238).
В сентябре 1933 г. произошло упразднение Наркомата труда СССР, республиканских наркоматов труда и местных органов труда и «передача их функций ВЦСПС, центральным Советам профсоюзов республик и местным профессиональным органам». Народный комиссариат труда ЧАССР был ликвидирован 4 октября 1933 г.( СЗ СССР, 1933, № 57, ст.333).
Документы Наркомата труда ЧАССР за 1924-1933гг поступили на хранение в ЦГА ЧАССР в 1935 г. по описям № 1,№4, №5. Описи не отвечали современным требованиям, ими было трудно пользоваться, в них имелись дела, не подлежащие хранению.
В 1981 году была проведена научно-техническая обработка фонда Р-381 Народный комиссариат труда ЧАССР, в ходе которой осуществлены проверка наличия дел, уточнение фондирования, пересоставление и уточнение заголовков дел, выделение дел, не имеющих исторического и практического значения. Была проведена систематизация дел по всем признакам и сверка описей. На документы Наркомтруда ЧАССР были составлены описи № 1, № 4, № 5, № 6.
Опись № 1 дел постоянного хранения за 1924-1933 гг. в количестве 576 единиц хранения, дела систематизированы по хронологически-структурному принципу.
Опись № 4 дел по личному составу за 1925-1933 гг. в количестве 22 единиц хранения, дела систематизированы по годам, в пределах года – по степени важности документов.
Опись № 5 трудовых книжек в количестве 26 единиц хранения, дела систематизированы по алфавиту.
Опись №6 дел по личному составу рабочих и служащих подведомственных учреждений Наркомата труда ЧАССР за 1925-1933 гг. в количестве 22 единиц хранения, дела систематизированы по годам, в пределах года – по степени важности документов.
К описи № 1 составлен научно-справочный аппарат: оглавление, предисловие, переводная таблица шифров.
В 1992 г. в ходе рассекречивания документов фонда Р-381 было установлено, что дела фонда по описи № 2с за 1925-1932 годы в количестве 31 единицы хранения и по описи № 3с в количестве 35 единиц за 1927-1933 гг. не содержат секретных данных и были переданы на общее хранение.
Главный специалист
отдела НСА и ИПС Н.А.Санина
20.05.2005
В октябре 1917 г. на II Всероссийском съезде Советов было провозглашено рабоче-крестьянское правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК), в том числе для решения вопроса регулирования, охраны труда и разработки трудового законодательства, отвечающего интересам народа, был создан Народный Комиссариат Труда (СУ РСФСР, 1917, №1, ст.1) (НКТ, Наркомтруд, Наркомат труда). Органами Наркомата труда на местах являлись Отделы труда Исполнительных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. На Наркомат труда и местные органы труда возлагалось руководство по осуществлению программы партии в области охраны и защиты интересов труда. В Казанской губернии были образованы уездные отделы труда: в марте 1918 г. – Чебоксарский, в мае 1919 г. – Цивильский, в 1920 г. - Ядринский и Батыревский для организации работ в присоединившихся волостях уездов Симбирской губернии. 24 июня 1920 г. постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР была образована Чувашская автономная область (ЧАО) 6 июля 1920 г. на первом заседании временного советского органа области – Революционного комитета (Ревкома) был образован Областной отдел труда при Ревкоме. (РГУ ГИА Чувашии, Р-3, оп. 1, д. 29 а, лл.1, 2, 2 об.).
В апреле 1925 г. Чувашская автономная область была преобразована в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (ЧАССР). 15 июня 1925 г. ВЦИК и СНК РСФСР постановили учредить для управления делами Чувашской Республики народные комиссариаты, в том числе Народный Комиссариат Труда. В постановлении было указано, что «в целях сохранения единства финансовой и хозяйственной политики РСФСР» Наркомат труда остается в непосредственном подчинении одноименного комиссариата РСФСР, при этом «все плановые задания и распоряжения… проводятся через Совет Народных Комиссаров ЧАССР» (РГУ «Госистархив ЧР», Р-202, оп.2, д.2, л.179).
1 октября 1925 г. Областной отдел труда (Облтруд) был переименован в Народный Комиссариат Труда (НКТ, Наркомтруд, Наркомат труда) ЧАССР. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-381, оп.1, д.41, л.232). Наркомат труда ЧАССР действовал на основании Конституции ЧАССР и общего положения о Народных Комиссариатах Автономных Республик и находился в подчинении ЦИК ЧАССР, его Президиума, Совета Народных Комиссаров ЧАССР, осуществлял директивы Наркомата труда РСФСР. Во главе Наркомата труда ЧАССР стоял Народный Комиссар труда, который являлся членом СНК, Совета профессиональных союзов (СПС) ЧАССР и участвовал во всех заседаниях этих органов. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-202, оп.2, д.397, л.30). Должность Народного Комиссара труда занимали: в 1925-январе 1927 гг. – Волжский, в январе 1927-феврале 1929 гг. – С.Г.Шумилов, в феврале 1929-октябре 1929 гг.– И. Козин, в октябре 1929-1933 – А.Ф. Федоров (РГУ «Госистархив ЧР», Р-381, оп.4, д.2, лл.161-161 об, 290, д.6, лл.60, 61, д.7, лл. 957,958 об.).
При Наркомате труда состояла коллегия. В состав коллегии входили Народный Комиссар труда, заведующие отделами Наркомата труда и председатель Центрального Управления Касс социального страхования. Права и обязанности Народного Комиссара труда ЧАССР и членов коллегии определялись соответствующими статьями Конституции ЧАССР и общим Положением о Народных Комиссариатах ЧАССР. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-381, оп.1, д.42, л.185).
На Наркомат труда ЧАССР возлагалось регулирование условий труда на территории Республики в пределах, установленных общесоюзными законами и законами РСФСР в соответствии с общими директивами высших органов ЧАССР, РСФСР и Наркомата труда РСФСР. Основными задачами, определяющими функции Наркомата труда ЧАССР, являлись проведение всех норм и положений, издаваемых соответствующими органами ЧАССР и РСФСР по регулированию рынка труда и заработной платы, охране труда, разрешению конфликтов между трудящимися и нанимателями, борьбе с безработицей.
Структура Наркомата труда ЧАССР после упрощения и рационализации аппарата Облтруда в 1925 г. была следующей:
1. Секретариат
2. Отдел охраны труда
3. Комитет Биржи труда
4. Центральное Управление Касс социального страхования. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-381, оп.1, д.41, л.232).
В функции Секретариата входили разработка проектов постановлений, распоряжений Наркомата труда ЧАССР, не относящихся к компетенции других отделов и управлений, а также проектов, которые требовали согласования работы нескольких отделов и управлений Наркомата труда ЧАССР; составление заключений по проектам, вносимым другими ведомствами на утверждение высших органов ЧАССР. Кроме этого Секретариат осуществлял делопроизводство всего Наркомата труда: вел учет личного состава всех работников Наркомата труда и подведомственных ему органов на местах, производил контроль и руководство за деятельностью подведомственных НКТ органов, составлял общие планы работы и отчеты. На Секретариат возлагалось проведение в жизнь мероприятий по нормированию заработной платы государственных учреждений ЧАССР, участие в составлении бюджета ЧАССР по части, касающейся заработной платы, а также собирание, разработка и опубликование статистических материалов, и выполнение других функций, возлагаемых особыми распоряжениями Коллегии Наркомата труда ЧАССР.
В функции Отдела охраны труда входили надзор за осуществлением законодательства о труде; осуществление организации и контроль работы Инспекции охраны труда, Технической и Санитарной Инспекции, личного состава Правовой и Специальной инспектуры. На Отдел охраны труда возлагалось осуществление мероприятий по государственному регулированию заработной платы на основе постановлений высших органов РСФСР и ЧАССР, наблюдение за правильным распределением отпущенных государственными органами средств на выдачу заработной платы; разработка проектов постановлений по технике безопасности и профессиональной гигиене в соответствии с местными условиями.
В функции Комитета Биржи труда входило осуществление мероприятий по борьбе с безработицей: оказание трудовой помощи, посредничество по найму, организация и руководство вербовки рабочей силы для работы в других районах страны, организация трудовых коллективов из безработных и изыскание для них средств в соответствующих органах, выявление причины и ведение статистического учета движения безработицы. На Комитет Биржи труда возлагались контроль и руководство в области рынка труда на местах.
В функции Центрального Управления касс социального страхования входили руководство работой; утверждение смет и контроль уездных Касс Социального Страхования, обслуживание г. Чебоксары и прилегающих к нему волостей в части взимания взносов и выплаты пенсий, пособий. На Центральное Управление касс социального страхования возлагалось наблюдение за проведением в пределах ЧАССР постановлений и директив по социальному страхованию, издаваемых соответствующими органами РСФСР и ЧАССР, выполнение остальных работ в соответствии с Положением о Губернских, Областных и Республиканских Управлениях касс социального страхования, утвержденного Наркоматом труда РСФСР.
Первоначально штат Наркомата труда ЧАССР состоял из 9 человек и содержался на средства, ассигнованные Наркоматом труда РСФСР.
При Наркомате труда ЧАССР существовали Комиссия по установлению особых фондов для оплаты труда специалистов и Комиссия содействия жилищно-кооперативному строительству. Работа первой заключалась в разработке материалов и проекта массовых общественных работ, а второй - в изыскании средств на постройку рабочих поселков в ЧАССР.
В октябре 1925 г. при Наркомате труда ЧАССР была создана и вскоре расформирована Комиссия для установления норм зарплаты лесовозов и лесорубов из представителей лесозаготовительных организаций. Задача этой комиссии состояла в устранении несогласованности в оплате лесорубов и лесовозов между чувашскими лесозаготовительными организациями и Ульяновсклесом, работающих в пределах Алатырского уезда. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-202, оп.2, д.47, л.5об.).
При Наркомате труда ЧАССР как постоянные комиссии были организованы Примирительные Камеры и Третейский Суд, в которых рассматривались крупные конфликты по вопросам охраны и оплаты труда.
Работники Наркомата труда ЧАССР участвовали в постоянных комиссиях государственных органов республики: правительственной при ЦИКе, административной при Народном Комиссариате внутренних дел (НКВД), бюджетной при Народном Комиссариате финансов (НКФ), штатной при Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) и др. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-202, оп.2, д.397, л.29).
Кроме центрального аппарата имелись две Камеры инспекторов труда в Цивильском и Алатырском уездах, первая в составе одного инспектора охраны труда, вторая в составе одного инспектора и одного секретаря. В свою очередь инспекторы Камер входили в состав Отдела охраны труда и подчинялись его старшему инспектору. Цивильская Камера труда обслуживала Цивильский, Батыревский и часть Ядринского уезда, Алатырская Камера труда была присоединена к Наркомату труда ЧАССР в сентябре 1925г. и обслуживала три укрупненные волости своего уезда и г. Алатырь. Отдел охраны труда Наркомата труда ЧАССР обслуживал весь Чебоксарский уезд, г. Чебоксары и большую часть Ядринского уезда.
Инспекторы Отдела охраны труда участвовали на заседаниях Управления губернского инженера по рассмотрению и утверждению планов и смет открываемых и ремонтирующихся предприятий и зданий по республике. В своей работе инспекторы руководствовались действующим в то время Законодательством о труде, по вопросам текущей работы в области охраны труда и борьбе с безработицей циркулярными указаниями Наркомата труда РСФСР. Камеры инспекторов труда, как и центральный аппарат Наркомата труда ЧАССР содержались на средства, ассигнованные Наркоматом труда РСФСР.
23 августа 1926 г. был организован Комитет содействия рабочему жилищно-кооперативному строительству, работа которого заключалась в выявлении имеющихся средств на улучшение быта рабочих и служащих по государственным, кооперативным и хозяйственным организациям и предприятиям. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-202, оп.2, д.397, л.34).
1 октября 1926 г. были ликвидированы Трудкомы Ядринского и Батыревского уездов. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-381, оп.1, д.41, л.232 об.).
В конце 1926 г. были ликвидированы Примирительные Камеры и Третейский Суд. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-381, оп.1, д.41, л.232).
В связи с развитием промышленности ЧАССР, с увеличением числа занятых рабочих и служащих число конфликтов значительно увеличилось. Из-за отсутствия в структуре Наркомата труда ЧАССР тарифно-конфликтного подотдела тарифно-конфликтная работа с 1 октября 1926 по 1 июля 1927 гг. не велась. Штат Комитета Биржи труда в 1926-1927 гг. состоял из заведующего отделом, который являлся одновременно председателем Комитета и двух представителей от Центрального исполнительного комитета и Совета Профессиональных Союзов ЧАССР, которые участвовали на заседаниях и совещаниях Управления Касс социального страхования по назначению пенсий, пособий по безработице. Определение квалификации и специальности производил председатель Комитета Биржи труда путем опроса и проверки документов при регистрации. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-202, оп.2, д.397, л.34).
Штат в 1926/27 гг. по Отделу охраны Труда состоял из трех инспекторов труда, одного инспектора по сельскому и лесному хозяйству и одного технического инспектора. На специальную инспектуру было возложено обслуживание предприятий и учреждений по ЧАССР и Марийской Автономной Области. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-202, оп.2, д.397, л.46).
1 августа 1927 г. была сокращена должность инспектора по сельскому и лесному хозяйству, которая вскоре была восстановлена по настоянию СПС ЧАССР. Деятельность Инспектора заключалась в охране труда в лесничествах, на лесоразработках, в крестьянских хозяйствах промышленного типа, в обследовании наемного труда в крестьянских хозяйствах с подсобным трудом. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-202, оп.2, д.397, л.70).
После установления районной системы с 1 октября 1927 г. начали свою работу две Камеры инспекции труда, при которых были образованы два корреспондентских пункта в городах Алатыре и Шумерле. Первая Камера инспекции труда находилась в городе Алатыре и обслуживала Алатырский, Батыревский, Ибресинский, Порецкий, Шемуршинский и Яльчикский районы. Вторая Камера инспекции труда находилась в городе Канаше и обслуживала Вурнарский, Канашский, Козловский, Красночетайский, Урмарский и Цивильский районы.
30 августа 1928 г. СНК РСФСР по докладу правительства Чувашской АССР принял постановление, направленное на неуклонный подъем экономики республики. Основанная на указаниях директивных органов и постановлении СНК РСФСР от 10 апреля 1929 г. началась подготовка новой системы комплектования аппарата Наркомата труда ЧАССР, задача которой заключалась в «приближении органов труда к обслуживаемым ими массам путем установления выборности основных кадров работников аппарата и подбора остальной части ответственных работников из числа кандидатов, выдвигаемых профсоюзами, организациями женщин и ВЛКСМ». (СУ РСФСР, 1929, №32, ст.335).
20 октября 1929 г. ЦИК и СНК ЧАССР утвердили и постановили ввести в действие Положение о Народном Комиссариате труда ЧАССР. Согласно Положению Наркомат труда ЧАССР «организуется и действует на основании ст. 44-48 Конституции РСФСР и Конституции ЧАССР». (РГУ «Госистархив ЧР», Р-202, оп.2, д.556, л.104). На Наркомат труда ЧАССР возлагалось регулирование условий и охрана труда, изучение и регулирование зарплаты и производительности труда, организация и руководство работой органов по трудовому посредничеству, плановое снабжение рабочей силой промышленности и других отраслей народного хозяйства, организация вербовок и перебросок рабочей силы.
В связи с новым Положением изменилась и стала следующей структура Наркомата труда ЧАССР:
1. Общий отдел
2. Сектор организации и оздоровления труда
3. Сектор снабжения и подготовки
4. Планово-статистический сектор.
В декабре 1929 г. на совещании ответственных работников Наркомата труда ЧАССР на основании инструкции Наркомата труда РСФСР было принято решение о реорганизации Комитета Биржи труда. При Бирже труда было установлено 4 бюро:
1. Бюро для регистрации, экспертизы, посылки и выдачи справок
2. Бюро спроса
3. Бюро трудовой помощи и подготовки рабочей силы
4. Вербовочное бюро. (РГУ «Госистархив ЧР», Р-381, оп.1, д.146, л.38).
Функции Вербовочного бюро заключались в выявлении наличия и предложений сезонной рабочей силы для строительства, лесозаготовок, сплава и общественных работ, вербовка и удовлетворение спроса.
В 1930 г. при Наркомате труда ЧАССР была организована Межведомственная комиссия по переброске специалистов на производство.
Районная сеть Наркомата труда ЧАССР состояла из районных инспекторов труда, уполномоченных по снабжению рабочей силой, вербовщиков, корреспондентских пунктов.
В 1933 г. Наркомат труда ЧАССР состоял из следующих отделов:
1. Секретариат
2. Первый сектор
3. Планово-статистический сектор
4. Сектор организации и оздоровления труда
5. Сектор кадров.
Работу Наркомата труда ЧАССР возглавляли Народный Комиссар труда с ответственным исполнителем по контролю исполнения. Штат Секретариата состоял из делопроизводителя, машинистки, рассыльной. В штат Первого сектора входили инспектор специальных назначений и делопроизводитель. Планово-статистический сектор состоял из двух статистиков и двух экономистов: по промышленности, по сельскому хозяйству, строительству и транспорту. В штат Сектора организации и оздоровления труда входили: инспектор по промышленности, инспектор по строительству, инспектор по сельскому хозяйству и лесничеству, инспектор по регулированию зарплаты и рабочего времени, инспектор по подростковому и женскому труду, инженер-организатор по труду, консультант, техник-нормировщик, санитарный врач, руководитель базы сантехнической пропаганды. Заведующий сектором являлся вторым заместителем Народного Комиссара. Штат Сектора кадров состоял из инспекторов по школам фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), по дополнительному рабочему образованию, по краткосрочной подготовке, по внутренним кадрам.
В ходе реконструкции народного хозяйства были подготовлены условия для передачи профсоюзам функций контроля над соблюдением трудового законодательства и всех функций по охране труда и социальному страхованию, вследствие чего отпала надобность в специальных государственных органах по регулированию условий труда.
23 июля 1933 г. ЦИК, СНК и ВЦСПС СССР вынесли постановление о слиянии Наркомтруда со всеми его местными органами, включая и органы социального страхования, с аппаратом ВЦСПС. На ВЦСПС были возложены обязанности Наркомтруда и его органов. (СЗ СССР, 1933, № 40, ст.238).
В сентябре 1933 г. произошло упразднение Наркомата труда СССР, республиканских наркоматов труда и местных органов труда и «передача их функций ВЦСПС, центральным Советам профсоюзов республик и местным профессиональным органам». Народный комиссариат труда ЧАССР был ликвидирован 4 октября 1933 г.( СЗ СССР, 1933, № 57, ст.333).
Документы Наркомата труда ЧАССР за 1924-1933гг поступили на хранение в ЦГА ЧАССР в 1935 г. по описям № 1,№4, №5. Описи не отвечали современным требованиям, ими было трудно пользоваться, в них имелись дела, не подлежащие хранению.
В 1981 году была проведена научно-техническая обработка фонда Р-381 Народный комиссариат труда ЧАССР, в ходе которой осуществлены проверка наличия дел, уточнение фондирования, пересоставление и уточнение заголовков дел, выделение дел, не имеющих исторического и практического значения. Была проведена систематизация дел по всем признакам и сверка описей. На документы Наркомтруда ЧАССР были составлены описи № 1, № 4, № 5, № 6.
Опись № 1 дел постоянного хранения за 1924-1933 гг. в количестве 576 единиц хранения, дела систематизированы по хронологически-структурному принципу.
Опись № 4 дел по личному составу за 1925-1933 гг. в количестве 22 единиц хранения, дела систематизированы по годам, в пределах года – по степени важности документов.
Опись № 5 трудовых книжек в количестве 26 единиц хранения, дела систематизированы по алфавиту.
Опись №6 дел по личному составу рабочих и служащих подведомственных учреждений Наркомата труда ЧАССР за 1925-1933 гг. в количестве 22 единиц хранения, дела систематизированы по годам, в пределах года – по степени важности документов.
К описи № 1 составлен научно-справочный аппарат: оглавление, предисловие, переводная таблица шифров.
В 1992 г. в ходе рассекречивания документов фонда Р-381 было установлено, что дела фонда по описи № 2с за 1925-1932 годы в количестве 31 единицы хранения и по описи № 3с в количестве 35 единиц за 1927-1933 гг. не содержат секретных данных и были переданы на общее хранение.
Главный специалист
отдела НСА и ИПС Н.А.Санина
20.05.2005
Крайние даты документов
:
1924-1933