Р-427
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
Р-427
Наименование
:
Чебоксарский горсовет
Полное наименование
:
Чебоксарский городской Совет народных депутатов Чувашской ССР и его исполнительный комитет. 1918-1992 гг.
Чебоксарский городской Совет народных депутатов Чувашской ССР и его исполнительный комитет. 1918-1992 гг.
Шифр сайт
:
Ф.Р-427 Чебоксарский горсовет
Переименования
Дата
:
1918-1919
Наименование
:
Чебоксарский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, г. Чебоксары Казанской губернии.
Дата
:
24.10.1990-01.01.1992
Наименование
:
Чебоксарский городской Совет народных депутатов Чувашской ССР и его исполнительный комитет.
Дата
:
07.10.1977-24.10.1990
Наименование
:
Чебоксарский городской Совет нароных депутатов и его исполнительный комитет Чувашской АССР, г. Чебоксары.
Дата
:
24.12.1939-07.10.1977
Наименование
:
Исполнительный комитет Чебоксарского городского Совета депутатов трудящихся, г. Чебоксары Чувашской АССР.
Дата
:
21.04.1925-24.12.1939
Наименование
:
Чебоксарский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, г. Чебоксары Чувашской АССР.
Дата
:
1924-21.04.1925
Наименование
:
Чебоксарский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, г. Чебоксары Чувашской автономной области.
Историческая справка
:
Советы - выборные представительные органы государственной власти. Они возникли в результате революционного творчества масс в 1905-1907 гг. в России как органы руководства стачечной борьбой рабочих и были зачаточными органами новой власти - революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства.
В ходе Февральской революции 1917 г. в отличие от революционных событий 1905 г. создавались единые Советы рабочих и солдатских депутатов. Возникли и Советы крестьянских депутатов (губернские, уездные, волостные).
С победой Октябрьской революции 1917 г. ленинская идея республики Советов была претворена в жизнь. Решением Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов вся власть в стране перешла к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Советы рабочих и солдатских депутатов стали органами власти в городах, а Советы крестьянских депутатов - на селе. Осенью 1917 г. большинство Советов крестьянских депутатов находилось под влиянием эсеров. Но большевики, поддержанные левыми эсерами, добились признания этими съездами всех декретов Советской власти и необходимости объединения Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Слияние Центральных исполнительных комитетов Совета крестьянских депутатов и Совета рабочих и солдатских депутатов, а затем слияние с января 1918 г. Третьего Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов с Третьим Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов ускорило процесс объединения Советов на местах: к марту 1918 г. он в основном завершился. Возникла единая система Советов, в которой нашел организационное оформление высший принцип диктатуры пролетариата - союз рабочего класса и крестьянства. После принятия 15 (28) января 1918 г. декрета о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии Советы стали называться Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Система Советов впервые была закреплена в Конституции РСФСР 1918 г., принятой Пятым Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Эта система включала в себя Всероссийский съезд Советов, областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов и Советов городов, поселков, сел, деревень, а в период между съездами - ВЦИК РСФСР - исполкомы Советов. Правом избирать и быть избранным пользовались независимо от вероисповедания, национальности, оседлости все граждане РСФСР, достигшие 18 лет и занимавшиеся общественно-полезным трудом, солдаты, матросы.
Развитие системы Советов шло в тесной связи с национальным государственным строительством. С образованием в РСФСР автономных республик и областей их местные Советы объединялись съездами Советов автономий. Через систему Советов национальных республик и областей обеспечивалось участие трудовых масс всех национальностей в государственном управлении.
Одним из первых Советов, на территории Чувашии был Чебоксарский Совет гражданских депутатов, образовавшийся 17 марта 1917 года (1). В постановлении, принятом на первом заседании Совета, говорилось, что Советы объявляют себя "защитником интересов пролетарской демократии". Кроме рабочих и солдатских депутатов в Совет входили представители ряда местных органов как старой власти, так и вновь возникших органов Временного правительства. Учитывая это, рабочие и солдатские депутаты Совета начали подготовительную работу по преобразованию Чебоксарского Совета гражданских депутатов в Совет рабочих и солдатских депутатов.
13 апреля 1917 г. состоялось собрание Совета гражданских депутатов совместно с представителями Казанского Совета рабочих и солдатских депутатов, которые предложили реорганизовать Совет гражданских депутатов в Совет рабочих и солдатских депутатов. 15 апреля 1917 г. состоялось первое организационное собрание Чебок¬сарского Совета рабочих и солдатских депутатов, положившее начало новому этапу в деятельности Совета. На этом собрании был избран постоянный президиум Совета. Председателем Чебоксарского Совета был избран Карл Янович Грасис (2). В период организации в состав Совета входили 20 депутатов от рабочих, 11 депутатов от солдат, 4 депутата от населения города, 1 депутат от частных фирм, 2 депутата от служащих почтово-телеграфной конторы. В последующий период состав Совета пополнялся депутатами от союза учителей, деревообделочников и от других организаций рабочих и солдат (3). Согласно постановлению общего собрания Совета рабочих и солдатских депутатов и солдат Чебоксарского гарнизона от 30 октября 1917 г. вся власть в городе и уезде была передана в руки Чебоксарскому уездному Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (4).
31 марта - 5 апреля 1918 г. состоялся I-й Чебоксарский уездный съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов, на котором было принято решение о переименовании земских и городских самоуправлений в отделы уездного Совета. В числе отделов Совета был создан и отдел городского хозяйства, затем он был переименован в Совет Чебоксарского городского народного хозяйства Чебоксарского уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов (5).
Во главе Совета городского хозяйства стоял исполком. В ноябре 1918 г. исполком стал называться муниципальный отдел (6).
По косвенным данным Чебоксарского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов (письмо от 4 сентября 1919 г.) адресованное исполнительному комитету Чебоксарского уездного совдепа "на основании ст.57 главы II Основного закона - Конституции - срок полномочий депутатов Совета ограничивается 3 месяцами, между тем Чебоксарский городской Совет депутатов, в том числе и исполком его, продолжает существовать седьмой месяц, т.е. с 1 марта сего года." (7).
18 сентября 1919 г. исполком Чебоксарского уездного Совета принял постановление "Об организации вместо Чебоксарского городского Совета уездного коммунально-муниципального отдела". 24 сентября 1919 г. исполком Чебоксарского горсовета решил: "постановление уездного исполкома принять к сведению и Чебоксарский городской Совет считать с сего числа упраздненным" (8).
Со дня образования Чувашской Автономной Области (24 июня 1920 г.) город Чебоксары стал областным центром. В связи с этим Чебоксарский уисполком со всеми отделами был переведен в г. Мариинский Посад, расположенный на территории Чебоксарского уезда (9).
24 июня 1921 г. президиум Областного партийного комитета РКП(б) АЧ0 (протокол № 7) утвердил Инструкцию по выборам городских Советов рабочих и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области (10).
27-30 июня 1921 г. согласно Инструкции были проведены выборы Чебоксарского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов. Горсовет не имел своего Исполнительного Комитета и технического аппарата. Для ведения заседаний избирался президиум в составе председателя, товарища председателя и секретаря, который должен был осуществлять передачу принятых постановлений в соответствующие отделы уисполкома для их дальнейшей реализации. Президиум созывал пленумы (не менее одного раза в неделю) и руководил всей работой горсовета. Срок полномочий депутатов устанавливался в 3 месяца.
1 июля 1921 г. был созван первый организационный Пленум Чебоксарского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов, на котором присутствовало 53 члена горсовета и 10 кандидатов. Повестка дня Пленума была следующая:
1) о роли городского Совета в жизни страны,
2) выборы президиума горсовета,
3) выборы делегатов на 2-й областной съезд Советов ЧАО (11).
В Положении об уездных Исполнительных комитетах (без даты, имеется помета, "исполнено 16/ХI с.г. 1921 г.) записано: "... Мнение о горсоветах. Ввиду малочисленности населения городов Чувашской Автономной Области организовать в городах по типу сельсоветов поселковые Советы и подчинить их прилегающим к городу волисполкомам” (12). Предположительно, в ноябре 1921 г. Чебоксарский горсовет прекратил свое существование.
С образованием в 1922 г. Союза ССР в системе Советов произошли изменения отразившие структуру многонационального союзного государства и закрепленные в Конституции СССР 1924 г. и Конституциях союзных республик. Верховным органом государственной власти стал Всесоюзный съезд Советов, в период между съездами высшим органом власти являлся Центральный исполнительный комитет СССР. Верховными органами власти в союзных и автономных республиках были съезды Советов (в период между съездами - избиравшиеся ими ЦИК), местными органами власти - краевые, областные, губернские, окружные, уездные, районные и волостные съезды Советов (в период между ними - их исполкомы). Народы СССР создали свою национальную государственность на основе Советов. В связи с изменением административно-территориального деления осуществилась перестройка советских органов.
В соответствии с постановлением Пленума Чебоксарского горсовета от 1 декабря 1924 г., утвержденным Президиумом исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области (Облисполком ЧАО) 4 декабря 1924 г. был организован горсовет с самостоятельным президиумом, 5-ю секциями и с выделением особого городского бюджета (13). Состав горсовета был установлен в 40 человек, президиум горсовета - в 7 человек. Образованы секции: хозяйственная, административная, финансовая, здравоохранения, народного образования. Вскоре административная секция была упразднена и горсовет остался с 4-мя секциями (14). Так как создание горсовета с самостоятельным президиумом не было предусмотрено Положением о Советах губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа, Облисполком ЧАО направил ходатайство в ВЦИК об утверждении своего постановления от 4 декабря 1924 г. По другим сведениям в письме Облисполкома ЧАО от 4 декабря 1924 г. направленном в ВЦИК, содержатся сведения о том, что "с 1920 по 1 декабря 1924 г. в г.Чебоксары горсовет, предусмотренный Положением о Советах губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа не был организован." (15). Административное управление в г.Чебоксары осуществлял отдел управления Облисполкома, руководство городским коммунальным хозяйством - Областной коммунальный отдел.
19 февраля 1925 г. Пленум горсовета внес постановление о роспуске Президиума и работу горсовета решено было проводить согласно Конституции через Президиум Облисполкома. С этого же времени был распущен технический (16) штат горсовета. Оставлены лишь один секретарь и машинистка. В марте 1925 г. ходатайство в ВЦИК было изъято из производства самим Облисполкомом ЧАО.
21 апреля 1925 г. Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) постановил преобразовать Чувашскую Автономную Область в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику – ЧАССР (17).
24 декабря 1925 г. Пленум Чебоксарского горсовета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ЧАССР рассмотрел вопрос об организации органов управления горсовета. Проведены выборы Президиума и образованы секции: коммунально-хозяйственная, военная, народного образования, народного здравоохранения, финансово-бюджетная, кооперативно-торговая и бюро юридической помощи (18).
Конституция СССР 1936 г. и Конституция Чувашской АССР 1937 г. отразили изменения, которые произошли в обществе и государственном устройстве с момента принятия Конституции СССР 1924 г. Политической формой организации государственной власти в центре и на местах стали Советы депутатов трудящихся (вместо Советов рабочих крестьянских и красноармейских депутатов). Советы стали постоянно действующими органами власти и управления. Исполнительным и распорядительным органом городского Совета явились избираемые ими исполнительные комитеты в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов. Исполкомы были непосредственно подотчетны Советам избравшим их, а также исполкомам вышестоящих Советов. Во исполнение возложенных на исполком функций ему было предоставлено право издавать решения и распоряжения по всем вопросам его компетенции. Были отменены все ограничения в избирательных правах, введены всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании. Все звенья Советов стали избираться непосредственно избирателями по норме представительства, установленной Конституцией и Положением о выборах в Советы. Все звенья Советов избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании: в местные Советы - на 2 года. Предусматривалась также обязанность Советов в целом, их депутатов и исполкомов систематических отчитываться перед населением в своей работе. Демократизм Советов проявлялся и в формах их работы: подготовка к проведению сессий, контроль за осуществлением принятых решений, деятельность постоянных комиссий Советов, депутатских Советов и групп и т.п.
Местные Советы - органы государственной власти на территории административно-территориальных единиц - руководили культурно-политическим и хозяйственным строительством, устанавливали местный бюджет, руководили деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивали охрану государственного и общественного порядка, обеспечивали соблюдение законов и охрану прав граждан.
Одной из основных форм деятельности Совета являлись регулярно созываемые сессии горсовета. На сессиях рассматривались и решались все вопросы, отнесенные законом к полномочиям данного совета и прежде всего к его исключительной компетенции: признание полномочий депутатов, избрание исполкома и изменение его состава, образование административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, наблюдательных комиссий и др., утверждение бюджета Совета и отчета о его исполнении и др. Сессии Совета созывались исполкомами не реже 4 раз в год (имеющих районное деление), районных в городах, сельских и поселковых Советов - не реже 6 раз в год (19).
Городские Советы депутатов трудящихся образовывали следующие отделы исполнительных комитетов:
- финансовый
- коммунального хозяйства
- торговли
- здравоохранения
- народного образования
- социального обеспечения
- общий
- плановую комиссию
- сектор кадров
- местной промышленности
- земельный.
В функции городского Совета депутатов трудящихся входило руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством, установление местного бюджета, руководство деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечение охраны государственного порядка, обеспечение соблюдения законов и охрана прав граждан.
28 августа 1939 г. принято "Положение о выборах в районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся Чувашской АССР". На основании статьи 102 Конституции ЧАССР выборы депутатов являлись всеобщими: все граждане ЧАССР достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения имели право участвовать в выборах депутатов и быть избранными в Советы депутатов трудящихся.
5 апреля 1973 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета Чувашской АССР об образовании Ленинского, Калининского и Московского районов в г.Чебоксарах (20). Согласно Указу были внесены дополнения в Закон Чувашской АССР "О городском Совете депутатов трудящихся Чувашской АССР", а 28 июня 1973 г. был принят Закон Чувашской АССР "О городском, районном в городе Совете народных депутатов Чувашской АССР" (21). Городской, районный в городе Совет народных депутатов как орган-государственной власти в городе, городском районе решал все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории совета. Городской, районный в городе Совет народных депутатов руководил на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством, утверждал планы экономического и социального развития, бюджет города, района и отчеты об их выполнении, осуществлял руководство подчиненными Совету государственными органами, предприятиями, обеспечивал соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан, содействовал укреплению обороноспособности страны.
7 октября 1977 г. с принятием новой Конституции СССР и 31 мая 1978 г. - Конституции Чувашской АССР - органами государственной власти стали Советы народных депутатов. В их функции входило руководство на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством, утверждение планов экономического и социального развития, местного бюджета и отчеты об их выполнении, осуществление руководства подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, обеспечение соблюдение законов, охрана государственного и общественного порядка, прав граждан.
Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Советов и активного содействия осуществлению его решений Советы на срок своих полномочий образовывали постоянные комиссии из числа депутатов. В их задачи входило: разработка предложений для рассмотрения Советом и его исполкомом, подготовка заключений по вопросам, внесенным на рассмотрение Совета и его исполкома, контроль за деятельностью отделов и управлений исполкома, предприятий, учреждений и организаций по проведению в жизнь решений Советов и вышестоящих государственных органов, по соблюдению советского законодательства, содействие в организации и проверка выполнения наказов избирателей и т.п.
28 апреля 1983 г. было утверждено Положение о постоянных комиссиях местных Советов народных депутатов Чувашской АССР (22). В соответствии с этим Положением при Совете народных депутатов образовывались следующие комиссии: мандатная, планово-бюджетная, комиссия по социалистической законности и охране общественного порядка, а также постоянные комиссии по другим вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. Постоянные комиссии избирались на срок полномочий Совета данного созыва в составе председателя и членов Комиссии.
Решением I сессии Чебоксарского городского Совета народных депутатов Чувашской АССР 20 созыва от 4 июля 1987 года были образованы постоянные комиссии городского Совета народных депутатов:
- планово-бюджетная
- по промышленности
- по транспорту и связи
- по строительству, промышленности строительных материалов и архитектуре
- по торговле и общественному питанию
- по коммунальному хозяйству
- по жилищному хозяйству
- по благоустройству
- по бытовому обслуживанию населения
- по здравоохранению и социальному обеспечению
- по физической культуре и спорту
- по народному образованию
- по культуре
- по вопросам труда и быта женщин, охране материнства и детства
- по делам молодежи
- по социалистической законности и охране общественного порядка
- по охране природы
- по гражданской обороне и военно-патриотическому воспитанию (23).
Образованы внештатные отделы исполнительного комитета:
- по бытовому обслуживанию
- юридический
и комиссии исполнительного комитета:
- наблюдательная
- по делам несовершеннолетних
- по борьбе с пьянством
- содействие охране памятников, истории и культуры (24).
Решением исполнительного комитета от 30 мая 1987 г. № 312 создана комиссия по работе с людьми, прибывающими в город по эвакуационным удостоверениям из зоны Чернобыльской АЭС (25).
Решением исполнительного комитета от 24 июля 1987 г. № 289/2 утверждена городская комиссия по контролю за соблюдением цен и правил торговли (26).
Решением X сессии 20 созыва от 20 февраля 1987 г. № 405 комитет физической культуры и спорта при исполнительном комитете Чебоксарского городского Совета народных депутатов преобразован в комитет по физической культуре и спорту исполнительного комитета Чебоксарского городского Совета народных депутатов на правах отдела исполнительного комитета (27).
Во исполнение постановления Совета Министров Чувашской АССР от 11 февраля 1988 г. № 37 решением исполнительного комитета 25 марта 1988 г. № 91/1 образована постоянная чрезвычайная комиссия при исполнительном комитете по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий (28).
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 15 марта 1988 года "О преобразовании отделов (управлений) по делам строительства и архитектуры исполнительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов в отделы (управления) архитектуры и градостроительства" Отдел по делам строительства и архитектуры решением V сессии от 19 августа 1988 г. преобразован в Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета (29).
Во исполнение распоряжения Совета Министров Чувашской АССР от 8 августа 1988 г. № 358-Р в целях усиления руководства делом подготовки зоны затопления водохранилища Чебоксарской ГЭС и ликвидации параллелизма в работе решением V сессии от 19 августа 1988 г., отдел по подготовке зоны затопления исполнительного комитета с 1 ноября 1988 г. упразднен, его функции переданы отделу по подготовке зоны затопления водохранилища Чебоксарской ГЭС при Совете Министров Чувашской АССР (30).
Решением I сессии 21 созыва от 28 марта 1990 г. образованы постоянные комиссии:
- мандатная
- планово-бюджетная
- социалистической законности и охраны общественного порядка
- по делам молодежи
- по народному образованию
- по гармонизации межнациональных отношений и культуре
- по вопросам экологии
- по здравоохранению, социальному обеспечению, по вопросам труда и быта, охране материнства и детства
- по демократизации, гласности, по делам общественных организаций, вопросам привлечений и льгот, социальной защищенности и милосердию
- по развитию и эффективному использованию производственного потенциала, по проблемам занятости и работе с кооперативами
- по продовольственной программе
- по товарам народного потребления, платным услугам, развитию транспорта и связи
- по жилищной проблеме, градостроительству и архитектуре
- по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству
- по физической культуре, массовому спорту и активному досугу (31).
В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 22 февраля 1990 г. "О временном положении о председателях и президиумах местных Советов народных депутатов Чувашской АССР" решением I сессии от 30 марта 1990 г. утвержден штат аппарата городского Совета:
- председатель
- заместитель за счет упразднения должности секретаря исполнительного комитета и передачи этой ставки в аппарат городского Совета
- отдел по вопросам работы Совета за счет численности организационно-инструкторского отдела исполнительного комитета
- юрисконсульт
- секретарь-машинистка за счет единицы, передаваемой из исполнительного комитета (32).
Решением I сессии от 30 марта 1990 г. образован президиум Чебоксарского городского Совета народных депутатов.
Президиум являлся подотчетным городскому Совету органом, обеспечивающим организацию работы городского Совета.
В соответствии со статьей 76 Конституции Чувашской АССР президиум городского Совета формировался городским Советом на срок его полномочий.
В состав президиума городского Совета народных депутатов входили председатель городского Совета, его заместители, председатели постоянных комиссий.
Заседания президиума созывались не реже 2-х раз в месяц (34).
Решением I сессии от 10 апреля 1990 г. образованы следующие управления, отделы, комитеты исполнительного комитета:
- управление делами
- планово-экономический отдел
- финансовый отдел
- отдел здравоохранения
- отдел народного образования
- отдел культуры
- отдел торговли, бытового обслуживания населения, кооперативной и индивидуальной деятельности
- отдел по труду и социальным вопросам
- отдел учета и распределения жилья
- отдел транспорта
- отдел записей актов гражданского состояния
- отдел городского жилищно-коммунального хозяйства
- отдел продовольствия, закупок и государственных агропромышленных служб
- отдел строительства и жилищно-строительных кооперативов
- отдел по промышленности, связи и энергетики
- управление архитектуры и градостроительства
- комитет по охране природы
- комитет по физической культуре (35).
упразднены: организационно-инструкторский отдел, общий отдел исполнительного комитета, права и обязанности которого включены как составная часть в круг прав и обязанностей управления делами исполнительного комитета (36), отдел по комплексному экономическому и социальному развитию и плановая комиссия исполнительного комитета (37).
Решением II сессии от 20 июня 1990 г. постоянная комиссия по продовольственной проблеме переименована в постоянную комиссию по продовольственной проблеме и торговле (38), при исполнительном комитете образованы: наблюдательная комиссия и комиссия по борьбе с пьянством (39).
В соответствии с постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 26 февраля 1990 г. № 35 "Вопросы Комиссии по чрезвычайным ситуациям" решением исполнительного комитета от 11 мая 1990 г. № 152 постоянная чрезвычайная комиссия при исполнительном комитете преобразована в Комиссию по чрезвычайным ситуациям исполнительного комитета (40).
В соответствии с принятием 24 октября 1990 г. Закона "О декларации о государственном суверенитете Чувашской АССР" Чебоксарский городской Совет народных депутатов Чувашской АССР и его исполнительный комитет стал именоваться Чебоксарский городской Совет народных депутатов Чувашской АССР и его исполнительный комитет.
18 октября 1991 г. Верховным Советом Чувашской АССР принят закон "О местном самоуправлении в Чувашской ССР". Представительными органами на местах оставались Советы народных депутатов, а органами местного самоуправления стали районные, городские, сельские, поселковые администрации, которые осуществляли исполнительно-распорядительные функции. Структура местной администрации утверждалась на очередной сессии соответствующего Совета народных депутатов.
Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. № 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" деятельность городских и районных Советов народных депутатов была прекращена, а выполнение их функций возлагалось на местные администрации. Этим же указом утверждалось положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы.
Гл. архивист отдела НСА Р.В. Любимова
15 марта 2000 г.
___________________
(1) ЧНИИЯЛИЭ. Октябрьская революция и установление Советской власти. 1957, л. 53.
(2) ЧНИИЯЛИЭ. Октябрьская революция и установление Советской власти. 1957, л. 54.
(3) И.А. Крынецкий. Как устанавливалась Советская власть в Чебоксарах. 1965, л. 9.
(4) ЦГА ЧР, ф.Р-7, оп. 1, д. 7, л. 5.
(5) Там же, д. 9, л. 24, 25; д. 24, л. 22.
(6) ЦГА ЧР, ф.Р-82, оп. 1, д. 1342, л. 252, 270, 584-586.
(7) ЦГА ЧР, ф.Р-96, оп. 1, д. 33, л. 121.
(8) ЦГА ЧР, ф.Р-427, оп. 1, д. 3, л. 64-66.
(9) ЦГА ЧР, ф.Р-147, оп. 1, д. 232, л. 1-12.
(10) ЦГА ЧР, ф.22, оп. 1, л. 132, лл. 6, 7.
(11) Там же, д. 132, л. 58.
(12) Там же, д. 69, л. 202.
(13) ЦГА ЧР, ф.Р-427, оп. 1, д. 9, л. 24.
(14) ЦГА ЧР, ф.Р-247, оп. 2, д. ЗЗ, л. 1.
(15) ЦГА ЧР, ф.147, оп. 1, д. 232, л. 1-12.
(16) ЦГА ЧР. ф.Р-427, оп. 2, д. 33, л. 3.
(17) Газ. "Известия ЦИК СССР и ВЦИК". № 98, 1 мая 1925.
(18) ЦГА ЧР. ф.Р-427, оп. 1, д. 19, лл. 362-364.
(19) Большая Советская Энциклопедия, т.24. л. 47-48.
(20) Протоколы заседаний Президиума Верховного Совета ЧАССР восьмого созыва, № 2962, л.26.
(21) Законы и постановления о Советах ЧАССР 1920-1987 гг. № 221.
(22) Там же, л. 354.
(23) ЦГА ЧР, ф. Р-427, оп. 10, д. 987, л. 29.
(24) Там же, л. 52, 54.
(25) Там же, д. 960, л. 86.
(26) Там же, д. 1049, л. 91.
(27) Там же, оп. 10, д. 986, л. 29.
(28) Там же, д.1185, л. 24-25.
(29) Там же, оп. 10, д. 1153, л. 116.
(30) Там же, л. 118.
(31) Там же, оп. 10, д. 1464, л. 24.
(32) Там же, л. 43.
(33) Там же, л. 41-42.
(34) Там же, д. 390, л. 36-40 (Временный регламент Чебоксарского городского Совета народных депутатов).
(35) ЦГА ЧР, ф.Р-427, оп. 1, д. 1404, л. 55-56.
(36) Там же, л. 54.
(37) Там же, л. 56.
(38) ЦГА ЧР, ф. Р-427, оп. 1, д. 1405, л. 70.
(39) Там же, лл. 68, 92.
(40) Там же, д. 1465, л. 177.
ДОПОЛНЕНИЕ К ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКЕ
За период обработки документов и дел (1992 г. - май 1994 гг.) Чебоксарского городского Совета народных депутатов Чувашской Республики изменений в названии фондообразователя не было.
На основании Закона Чувашской Республики от 13 февраля 1992 г. "Об изменении наименования Чувашской Советской Социалистической Республики" Чувашская Советская Социалистическая Республика стала именоваться Чувашской Республикой, а Чебоксарский городской Совет народных депутатов - именоваться Чебоксарским городским Советом народных депутатов Чувашской Республики.
Решением X сессии Чебоксарского городского Совета народных депутатов Чувашской Республики 21 созыва от 5 марта 1992 года была утверждена структура и штаты аппарата Чебоксарского городского Совета:
Малый Совет
Председатель
Первый заместитель
Отдел по вопросам работы Советов:
а) заведующий;
б) главный специалист;
в) ведущий специалист;
г) специалист I категории.
Общий отдел:
а) заведующий;
б) ведущий специалист;
в) специалист I категории;
г) машинистка I категорий;
д) секретарь-машинистка;
е) бухгалтер (главный):
ж) водитель.
Юрист
Заместитель
Земельная комиссия
Постоянные комиссии (1).
Решением X сессии 21 созыва от 5 марта 1992 года были реорганизованы постоянные комиссии Чебоксарского городского Совета 21 созыва и образованы следующие постоянные комиссии:
- мандатная и по вопросам законности и обеспечения прав человека;
- планово-бюджетная;
- по вопросам образования и культуры;
- по правам человека и социальной защите;
- по вопросам здравоохранения и экологии;
- по вопросам коммунального хозяйства, транспорта и связи;
- по вопросам архитектуры, градостроительства и землепользования,
и отменено решение Чебоксарского городского Совета от 28 марта 1990 г. "Об образовании постоянных комиссий Чебоксарского городского Совета" (2).
В соответствий с п.6 Постановления Верховного Совета Чувашской ССР от 18 октября 1991 года "О порядке введения в действие Закона Чувашской ССР", "О местном самоуправлении в Чувашской ССР" и ст. 6 "Положения о малом Совете Чебоксарского городского Совета народных депутатов", решениями Х сессии 21 созыва от 17 марта 1992 г. был установлен численный состав малого Совета в количестве 15 народных депутатов и от 18 марта 1992 г. были введены в состав малого Совета по должности:
Алексеев В.В.- председатель Чебоксарского городского Совета
Архипов М.М. - заместитель председателя
Титов Ю.А. - заместитель председателя
и избраны члены малого Совета Чебоксарского городского Совета народных депутатов (3).
Малый Совет Чебоксарского городского Совета народных депутатов являемся постоянно действующим органом представительной власти в г.Чебоксары, который в период между сессиями осуществлял полномочия Чебоксарского городского Совета, кроме полномочий, указанных в ст. 17 Закона Чувашской Республики "О местном самоуправлении в Чувашской ССР", координировал деятельность всей системы городского самоуправления, решал в соответствии со своей компетенцией все вопросы местного значения.
Малый Совет был подотчетен городскому Совету. По решению городского Совета члены малого Совета работали на постоянной (профессиональной) основе.
Срок полномочий малого Совета определялся решением городского Совета, законами Чувашской Республики и Российской Федерации.
Порядок работы малого Совета определялся законами РФ, ЧР, регламентом городского Совета и Положением о малом Совете.
Решения малого Совета, принятые в пределах его полномочий, были обязательны для исполнения всеми расположенными на территории городского Совета органами власти и управления, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от их подведомственности, форм собственности, а также общественными организациями и их органами, органами территориального общественного самоуправления должностными лицами и гражданами.
Решения малого Совета могли бить отменены городским Советом.
Изменения и дополнения к Положению о малом Совете могли приниматься на сессии городского Совета.
Деятельность малого Совета основывалась на перспективном плане работы городского Совета, исходя из которого осуществлялась текучая (квартальная) планировка.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Чувашской ССР от 28 декабря 1991 года "О прекращении действия Постановления Президиума Верховного Совета Чувашской ССР от 22 февраля 1990 г.", "О временном положении о председателях и президиумах местных Советов народных депутатов Чувашское ССР" в связи с вступлением в силу Закона Чувашской ССР «О местном самоуправлении в Чувашской ССР", решением X сессии 21 созыва от 18 марта 1992 г. был упразднен Президиум Чебоксарского городского Совета народных депутатов (4).
На основании Постановления Президиума Верховного Совета ЧР и Совета Министров ЧР от 5 февраля 1993 г. "Об образовании республиканского Совета по управлению Всероссийского референдума" и в целях обеспечения организованного проведения Всероссийского референдума и разъяснительной работы среди населения г.Чебоксары решение малого Совета от 25 февраля 1993 г. № 4-19 был образован городской координационный Совет по проведению Всероссийского референдума 11 апреля 1993 года.
Решением 13 сессии от 23 июня 1993 года было утверждено положение о самоуправлении в г.Чебоксары». Местное самоуправление в г.Чебоксары представлял собой систему организации деятельности горожан города для самостоятельного решения. всех городских вопросов, исходя из интересов города, его исторических, национально-этических, административно-территориальных и иных особенностей на основе действующего Закона. Система местного самоуправления города Чебоксары состояла из городского Совета народных депутатов; городской администрации; районных Советов народных депутатов; районных администраций; сельского и поселковых Советов народных депутатов; сельской и поселковой администрации; городских и районных референдумов; общественных органов, имеющих городское значение; органов территориального общественного самоуправления; собраний, конференций граждан микрорайонов, улиц, домовых комитетов. Местное самоуправление осуществилось на основе следующих принципов: свободы выражения и реализации волеизъявления жителей города через Советы народных депутатов, соответствующие органу управления, местные референдумы и иные формы непосредственной демократии; защиты прав и интересов граждан; охраны собственности в любых ее формах; законности и поддержания общественного правопорядка; гласности и учета общественного мнения; демократии и формирования органов местного самоуправления; социальной защиты граждан; взаимодействия со всеми предприятиями, учреждениями, политическими партиями, профсоюзами, иными общественными, массовыми движениями, религиозными организациями, учет их интересов при принятии решений (5).
В соответствии со ст. 11 и 12 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов в органы местного самоуправления" и с учетом предложений главы администрации г.Чебоксары по составу кандидатов в Чебоксарскую городскую избирательную комиссию по выборам депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов, решением малого Совета от 23 декабря 1993 г. № 22-166 была образована Чебоксарская городская избирательная комиссия по выборам депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов и было признано утратившим силу решение исполнительного комитета Чебоксарского городского Совета народных депутатов от 15 ноября 1989 года № 402 "Об образовании Чебоксарской городской избирательной комиссии по выборам народных депутатов" (6).
В связи с прекращением срока полномочий Чебоксарского городского Совета народных депутатов 21 созыва 13 марта 1994 года и реформированием органов представительной власти местного самоуправления решением малого Совета от 3 февраля 1994 года № 2-11 были упразднены отделы аппарата Чебоксарского городского Совета народных депутатов по вопросам работы Советов и общий с 1 апреля 1994 г. и на базе упраздненных отделов был образован отдел по работе с представительными органами и общественными объединениями администрации г.Чебоксары (7).
Во исполнение Закона Чувашской Республики от 21 октября 1993 г. "О реформе высшего органа государственной власти и местных Советов народных депутатов в Чувашской Республике" об исключении из полномочий Советов народных депутатов распорядительных функций решением малого Совета от 21 апреля 1994 г. № 6-40 были внесены изменения в положение о местном самоуправлении и отмечено, что до избрания городского Собрания депутатов полномочия Чебоксарского городского Совета народных депутатов сохраняются (за исключением распорядительных функций) (8).
Указом Президента Чувашской Республики от 4 мая 1994 года № 50 "О представительных органах государственной власти и местного самоуправления в Чувашской Республике" на территории Чувашской Республики полномочия всех народных депутатов местных Советов и народных депутатов Чувашской Республики исчерпаны с 14 марта 1994 года (9).
Документы постоянного хранения Чебоксарского городского Совета народных депутатов со дня образования по 1995 год включительно сданы на хранение в ЦГА Чувашской Республики за 1986-1991 гг. в обработанном виде хранятся в архиве Чебоксарской городской администрации.
Документы по личному составу (в том числе и личные дела уволенных) со дня образования по 1991 год также обработаны и хранятся в архиве администрации г.Чебоксары.
Очередная научно-техническая обработка документов проведена в сентябре-октябре 1995 года, в результате чего составлены:
- опись № 10 (продолжение) дел постоянного хранения за 1992 г. - май 1994 г. в количестве 11 дел;
- опись № 3 (продолжение) личных дел работников, уволенных за 1993 г. - май 1994 г. в количестве 15 дел;
- акт о выделении к уничтожению документов и дел, не имеющих научно-исторической ценности и утративших практическое значение за 1983-1991 гг. в количестве 406 дел.
К фонду составлено дополнение к исторической справке.
Ликвидационный баланс составлен по состоянию не 12 мая 1994 г.
Фонд закрыт.
Документы и дела Чебоксарского городского Совета народных депутатов в обработанном виде по описям № 10, № 2 и № 3 переданы на хранение в архив администрации г.Чебоксары.
Ответственная за архив Д.Н. Штыкова
12.10.1995
_____________________________
(1) ЦГА ЧР. ф.Р-427, оп. 10, д. 1696, л. 96.
(2) Там же, л. 98.
(3) Там же, л. 154.
(4) Там же, л. 156.
(5) Там же, д. 1751, л. 128-151.
(6) Там же, д. 1773, л. 3.
(7) Там же, д. 1785, л. 14.
(8) Там же, д. 1789, л. 4.
(9) Там же, д. 1792, л. 1.
Советы - выборные представительные органы государственной власти. Они возникли в результате революционного творчества масс в 1905-1907 гг. в России как органы руководства стачечной борьбой рабочих и были зачаточными органами новой власти - революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства.
В ходе Февральской революции 1917 г. в отличие от революционных событий 1905 г. создавались единые Советы рабочих и солдатских депутатов. Возникли и Советы крестьянских депутатов (губернские, уездные, волостные).
С победой Октябрьской революции 1917 г. ленинская идея республики Советов была претворена в жизнь. Решением Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов вся власть в стране перешла к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Советы рабочих и солдатских депутатов стали органами власти в городах, а Советы крестьянских депутатов - на селе. Осенью 1917 г. большинство Советов крестьянских депутатов находилось под влиянием эсеров. Но большевики, поддержанные левыми эсерами, добились признания этими съездами всех декретов Советской власти и необходимости объединения Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Слияние Центральных исполнительных комитетов Совета крестьянских депутатов и Совета рабочих и солдатских депутатов, а затем слияние с января 1918 г. Третьего Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов с Третьим Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов ускорило процесс объединения Советов на местах: к марту 1918 г. он в основном завершился. Возникла единая система Советов, в которой нашел организационное оформление высший принцип диктатуры пролетариата - союз рабочего класса и крестьянства. После принятия 15 (28) января 1918 г. декрета о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии Советы стали называться Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Система Советов впервые была закреплена в Конституции РСФСР 1918 г., принятой Пятым Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Эта система включала в себя Всероссийский съезд Советов, областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов и Советов городов, поселков, сел, деревень, а в период между съездами - ВЦИК РСФСР - исполкомы Советов. Правом избирать и быть избранным пользовались независимо от вероисповедания, национальности, оседлости все граждане РСФСР, достигшие 18 лет и занимавшиеся общественно-полезным трудом, солдаты, матросы.
Развитие системы Советов шло в тесной связи с национальным государственным строительством. С образованием в РСФСР автономных республик и областей их местные Советы объединялись съездами Советов автономий. Через систему Советов национальных республик и областей обеспечивалось участие трудовых масс всех национальностей в государственном управлении.
Одним из первых Советов, на территории Чувашии был Чебоксарский Совет гражданских депутатов, образовавшийся 17 марта 1917 года (1). В постановлении, принятом на первом заседании Совета, говорилось, что Советы объявляют себя "защитником интересов пролетарской демократии". Кроме рабочих и солдатских депутатов в Совет входили представители ряда местных органов как старой власти, так и вновь возникших органов Временного правительства. Учитывая это, рабочие и солдатские депутаты Совета начали подготовительную работу по преобразованию Чебоксарского Совета гражданских депутатов в Совет рабочих и солдатских депутатов.
13 апреля 1917 г. состоялось собрание Совета гражданских депутатов совместно с представителями Казанского Совета рабочих и солдатских депутатов, которые предложили реорганизовать Совет гражданских депутатов в Совет рабочих и солдатских депутатов. 15 апреля 1917 г. состоялось первое организационное собрание Чебок¬сарского Совета рабочих и солдатских депутатов, положившее начало новому этапу в деятельности Совета. На этом собрании был избран постоянный президиум Совета. Председателем Чебоксарского Совета был избран Карл Янович Грасис (2). В период организации в состав Совета входили 20 депутатов от рабочих, 11 депутатов от солдат, 4 депутата от населения города, 1 депутат от частных фирм, 2 депутата от служащих почтово-телеграфной конторы. В последующий период состав Совета пополнялся депутатами от союза учителей, деревообделочников и от других организаций рабочих и солдат (3). Согласно постановлению общего собрания Совета рабочих и солдатских депутатов и солдат Чебоксарского гарнизона от 30 октября 1917 г. вся власть в городе и уезде была передана в руки Чебоксарскому уездному Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (4).
31 марта - 5 апреля 1918 г. состоялся I-й Чебоксарский уездный съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов, на котором было принято решение о переименовании земских и городских самоуправлений в отделы уездного Совета. В числе отделов Совета был создан и отдел городского хозяйства, затем он был переименован в Совет Чебоксарского городского народного хозяйства Чебоксарского уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов (5).
Во главе Совета городского хозяйства стоял исполком. В ноябре 1918 г. исполком стал называться муниципальный отдел (6).
По косвенным данным Чебоксарского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов (письмо от 4 сентября 1919 г.) адресованное исполнительному комитету Чебоксарского уездного совдепа "на основании ст.57 главы II Основного закона - Конституции - срок полномочий депутатов Совета ограничивается 3 месяцами, между тем Чебоксарский городской Совет депутатов, в том числе и исполком его, продолжает существовать седьмой месяц, т.е. с 1 марта сего года." (7).
18 сентября 1919 г. исполком Чебоксарского уездного Совета принял постановление "Об организации вместо Чебоксарского городского Совета уездного коммунально-муниципального отдела". 24 сентября 1919 г. исполком Чебоксарского горсовета решил: "постановление уездного исполкома принять к сведению и Чебоксарский городской Совет считать с сего числа упраздненным" (8).
Со дня образования Чувашской Автономной Области (24 июня 1920 г.) город Чебоксары стал областным центром. В связи с этим Чебоксарский уисполком со всеми отделами был переведен в г. Мариинский Посад, расположенный на территории Чебоксарского уезда (9).
24 июня 1921 г. президиум Областного партийного комитета РКП(б) АЧ0 (протокол № 7) утвердил Инструкцию по выборам городских Советов рабочих и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области (10).
27-30 июня 1921 г. согласно Инструкции были проведены выборы Чебоксарского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов. Горсовет не имел своего Исполнительного Комитета и технического аппарата. Для ведения заседаний избирался президиум в составе председателя, товарища председателя и секретаря, который должен был осуществлять передачу принятых постановлений в соответствующие отделы уисполкома для их дальнейшей реализации. Президиум созывал пленумы (не менее одного раза в неделю) и руководил всей работой горсовета. Срок полномочий депутатов устанавливался в 3 месяца.
1 июля 1921 г. был созван первый организационный Пленум Чебоксарского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов, на котором присутствовало 53 члена горсовета и 10 кандидатов. Повестка дня Пленума была следующая:
1) о роли городского Совета в жизни страны,
2) выборы президиума горсовета,
3) выборы делегатов на 2-й областной съезд Советов ЧАО (11).
В Положении об уездных Исполнительных комитетах (без даты, имеется помета, "исполнено 16/ХI с.г. 1921 г.) записано: "... Мнение о горсоветах. Ввиду малочисленности населения городов Чувашской Автономной Области организовать в городах по типу сельсоветов поселковые Советы и подчинить их прилегающим к городу волисполкомам” (12). Предположительно, в ноябре 1921 г. Чебоксарский горсовет прекратил свое существование.
С образованием в 1922 г. Союза ССР в системе Советов произошли изменения отразившие структуру многонационального союзного государства и закрепленные в Конституции СССР 1924 г. и Конституциях союзных республик. Верховным органом государственной власти стал Всесоюзный съезд Советов, в период между съездами высшим органом власти являлся Центральный исполнительный комитет СССР. Верховными органами власти в союзных и автономных республиках были съезды Советов (в период между съездами - избиравшиеся ими ЦИК), местными органами власти - краевые, областные, губернские, окружные, уездные, районные и волостные съезды Советов (в период между ними - их исполкомы). Народы СССР создали свою национальную государственность на основе Советов. В связи с изменением административно-территориального деления осуществилась перестройка советских органов.
В соответствии с постановлением Пленума Чебоксарского горсовета от 1 декабря 1924 г., утвержденным Президиумом исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области (Облисполком ЧАО) 4 декабря 1924 г. был организован горсовет с самостоятельным президиумом, 5-ю секциями и с выделением особого городского бюджета (13). Состав горсовета был установлен в 40 человек, президиум горсовета - в 7 человек. Образованы секции: хозяйственная, административная, финансовая, здравоохранения, народного образования. Вскоре административная секция была упразднена и горсовет остался с 4-мя секциями (14). Так как создание горсовета с самостоятельным президиумом не было предусмотрено Положением о Советах губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа, Облисполком ЧАО направил ходатайство в ВЦИК об утверждении своего постановления от 4 декабря 1924 г. По другим сведениям в письме Облисполкома ЧАО от 4 декабря 1924 г. направленном в ВЦИК, содержатся сведения о том, что "с 1920 по 1 декабря 1924 г. в г.Чебоксары горсовет, предусмотренный Положением о Советах губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа не был организован." (15). Административное управление в г.Чебоксары осуществлял отдел управления Облисполкома, руководство городским коммунальным хозяйством - Областной коммунальный отдел.
19 февраля 1925 г. Пленум горсовета внес постановление о роспуске Президиума и работу горсовета решено было проводить согласно Конституции через Президиум Облисполкома. С этого же времени был распущен технический (16) штат горсовета. Оставлены лишь один секретарь и машинистка. В марте 1925 г. ходатайство в ВЦИК было изъято из производства самим Облисполкомом ЧАО.
21 апреля 1925 г. Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) постановил преобразовать Чувашскую Автономную Область в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику – ЧАССР (17).
24 декабря 1925 г. Пленум Чебоксарского горсовета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ЧАССР рассмотрел вопрос об организации органов управления горсовета. Проведены выборы Президиума и образованы секции: коммунально-хозяйственная, военная, народного образования, народного здравоохранения, финансово-бюджетная, кооперативно-торговая и бюро юридической помощи (18).
Конституция СССР 1936 г. и Конституция Чувашской АССР 1937 г. отразили изменения, которые произошли в обществе и государственном устройстве с момента принятия Конституции СССР 1924 г. Политической формой организации государственной власти в центре и на местах стали Советы депутатов трудящихся (вместо Советов рабочих крестьянских и красноармейских депутатов). Советы стали постоянно действующими органами власти и управления. Исполнительным и распорядительным органом городского Совета явились избираемые ими исполнительные комитеты в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов. Исполкомы были непосредственно подотчетны Советам избравшим их, а также исполкомам вышестоящих Советов. Во исполнение возложенных на исполком функций ему было предоставлено право издавать решения и распоряжения по всем вопросам его компетенции. Были отменены все ограничения в избирательных правах, введены всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании. Все звенья Советов стали избираться непосредственно избирателями по норме представительства, установленной Конституцией и Положением о выборах в Советы. Все звенья Советов избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании: в местные Советы - на 2 года. Предусматривалась также обязанность Советов в целом, их депутатов и исполкомов систематических отчитываться перед населением в своей работе. Демократизм Советов проявлялся и в формах их работы: подготовка к проведению сессий, контроль за осуществлением принятых решений, деятельность постоянных комиссий Советов, депутатских Советов и групп и т.п.
Местные Советы - органы государственной власти на территории административно-территориальных единиц - руководили культурно-политическим и хозяйственным строительством, устанавливали местный бюджет, руководили деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивали охрану государственного и общественного порядка, обеспечивали соблюдение законов и охрану прав граждан.
Одной из основных форм деятельности Совета являлись регулярно созываемые сессии горсовета. На сессиях рассматривались и решались все вопросы, отнесенные законом к полномочиям данного совета и прежде всего к его исключительной компетенции: признание полномочий депутатов, избрание исполкома и изменение его состава, образование административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, наблюдательных комиссий и др., утверждение бюджета Совета и отчета о его исполнении и др. Сессии Совета созывались исполкомами не реже 4 раз в год (имеющих районное деление), районных в городах, сельских и поселковых Советов - не реже 6 раз в год (19).
Городские Советы депутатов трудящихся образовывали следующие отделы исполнительных комитетов:
- финансовый
- коммунального хозяйства
- торговли
- здравоохранения
- народного образования
- социального обеспечения
- общий
- плановую комиссию
- сектор кадров
- местной промышленности
- земельный.
В функции городского Совета депутатов трудящихся входило руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством, установление местного бюджета, руководство деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечение охраны государственного порядка, обеспечение соблюдения законов и охрана прав граждан.
28 августа 1939 г. принято "Положение о выборах в районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся Чувашской АССР". На основании статьи 102 Конституции ЧАССР выборы депутатов являлись всеобщими: все граждане ЧАССР достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения имели право участвовать в выборах депутатов и быть избранными в Советы депутатов трудящихся.
5 апреля 1973 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета Чувашской АССР об образовании Ленинского, Калининского и Московского районов в г.Чебоксарах (20). Согласно Указу были внесены дополнения в Закон Чувашской АССР "О городском Совете депутатов трудящихся Чувашской АССР", а 28 июня 1973 г. был принят Закон Чувашской АССР "О городском, районном в городе Совете народных депутатов Чувашской АССР" (21). Городской, районный в городе Совет народных депутатов как орган-государственной власти в городе, городском районе решал все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории совета. Городской, районный в городе Совет народных депутатов руководил на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством, утверждал планы экономического и социального развития, бюджет города, района и отчеты об их выполнении, осуществлял руководство подчиненными Совету государственными органами, предприятиями, обеспечивал соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан, содействовал укреплению обороноспособности страны.
7 октября 1977 г. с принятием новой Конституции СССР и 31 мая 1978 г. - Конституции Чувашской АССР - органами государственной власти стали Советы народных депутатов. В их функции входило руководство на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством, утверждение планов экономического и социального развития, местного бюджета и отчеты об их выполнении, осуществление руководства подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, обеспечение соблюдение законов, охрана государственного и общественного порядка, прав граждан.
Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Советов и активного содействия осуществлению его решений Советы на срок своих полномочий образовывали постоянные комиссии из числа депутатов. В их задачи входило: разработка предложений для рассмотрения Советом и его исполкомом, подготовка заключений по вопросам, внесенным на рассмотрение Совета и его исполкома, контроль за деятельностью отделов и управлений исполкома, предприятий, учреждений и организаций по проведению в жизнь решений Советов и вышестоящих государственных органов, по соблюдению советского законодательства, содействие в организации и проверка выполнения наказов избирателей и т.п.
28 апреля 1983 г. было утверждено Положение о постоянных комиссиях местных Советов народных депутатов Чувашской АССР (22). В соответствии с этим Положением при Совете народных депутатов образовывались следующие комиссии: мандатная, планово-бюджетная, комиссия по социалистической законности и охране общественного порядка, а также постоянные комиссии по другим вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. Постоянные комиссии избирались на срок полномочий Совета данного созыва в составе председателя и членов Комиссии.
Решением I сессии Чебоксарского городского Совета народных депутатов Чувашской АССР 20 созыва от 4 июля 1987 года были образованы постоянные комиссии городского Совета народных депутатов:
- планово-бюджетная
- по промышленности
- по транспорту и связи
- по строительству, промышленности строительных материалов и архитектуре
- по торговле и общественному питанию
- по коммунальному хозяйству
- по жилищному хозяйству
- по благоустройству
- по бытовому обслуживанию населения
- по здравоохранению и социальному обеспечению
- по физической культуре и спорту
- по народному образованию
- по культуре
- по вопросам труда и быта женщин, охране материнства и детства
- по делам молодежи
- по социалистической законности и охране общественного порядка
- по охране природы
- по гражданской обороне и военно-патриотическому воспитанию (23).
Образованы внештатные отделы исполнительного комитета:
- по бытовому обслуживанию
- юридический
и комиссии исполнительного комитета:
- наблюдательная
- по делам несовершеннолетних
- по борьбе с пьянством
- содействие охране памятников, истории и культуры (24).
Решением исполнительного комитета от 30 мая 1987 г. № 312 создана комиссия по работе с людьми, прибывающими в город по эвакуационным удостоверениям из зоны Чернобыльской АЭС (25).
Решением исполнительного комитета от 24 июля 1987 г. № 289/2 утверждена городская комиссия по контролю за соблюдением цен и правил торговли (26).
Решением X сессии 20 созыва от 20 февраля 1987 г. № 405 комитет физической культуры и спорта при исполнительном комитете Чебоксарского городского Совета народных депутатов преобразован в комитет по физической культуре и спорту исполнительного комитета Чебоксарского городского Совета народных депутатов на правах отдела исполнительного комитета (27).
Во исполнение постановления Совета Министров Чувашской АССР от 11 февраля 1988 г. № 37 решением исполнительного комитета 25 марта 1988 г. № 91/1 образована постоянная чрезвычайная комиссия при исполнительном комитете по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий (28).
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 15 марта 1988 года "О преобразовании отделов (управлений) по делам строительства и архитектуры исполнительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов в отделы (управления) архитектуры и градостроительства" Отдел по делам строительства и архитектуры решением V сессии от 19 августа 1988 г. преобразован в Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета (29).
Во исполнение распоряжения Совета Министров Чувашской АССР от 8 августа 1988 г. № 358-Р в целях усиления руководства делом подготовки зоны затопления водохранилища Чебоксарской ГЭС и ликвидации параллелизма в работе решением V сессии от 19 августа 1988 г., отдел по подготовке зоны затопления исполнительного комитета с 1 ноября 1988 г. упразднен, его функции переданы отделу по подготовке зоны затопления водохранилища Чебоксарской ГЭС при Совете Министров Чувашской АССР (30).
Решением I сессии 21 созыва от 28 марта 1990 г. образованы постоянные комиссии:
- мандатная
- планово-бюджетная
- социалистической законности и охраны общественного порядка
- по делам молодежи
- по народному образованию
- по гармонизации межнациональных отношений и культуре
- по вопросам экологии
- по здравоохранению, социальному обеспечению, по вопросам труда и быта, охране материнства и детства
- по демократизации, гласности, по делам общественных организаций, вопросам привлечений и льгот, социальной защищенности и милосердию
- по развитию и эффективному использованию производственного потенциала, по проблемам занятости и работе с кооперативами
- по продовольственной программе
- по товарам народного потребления, платным услугам, развитию транспорта и связи
- по жилищной проблеме, градостроительству и архитектуре
- по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству
- по физической культуре, массовому спорту и активному досугу (31).
В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 22 февраля 1990 г. "О временном положении о председателях и президиумах местных Советов народных депутатов Чувашской АССР" решением I сессии от 30 марта 1990 г. утвержден штат аппарата городского Совета:
- председатель
- заместитель за счет упразднения должности секретаря исполнительного комитета и передачи этой ставки в аппарат городского Совета
- отдел по вопросам работы Совета за счет численности организационно-инструкторского отдела исполнительного комитета
- юрисконсульт
- секретарь-машинистка за счет единицы, передаваемой из исполнительного комитета (32).
Решением I сессии от 30 марта 1990 г. образован президиум Чебоксарского городского Совета народных депутатов.
Президиум являлся подотчетным городскому Совету органом, обеспечивающим организацию работы городского Совета.
В соответствии со статьей 76 Конституции Чувашской АССР президиум городского Совета формировался городским Советом на срок его полномочий.
В состав президиума городского Совета народных депутатов входили председатель городского Совета, его заместители, председатели постоянных комиссий.
Заседания президиума созывались не реже 2-х раз в месяц (34).
Решением I сессии от 10 апреля 1990 г. образованы следующие управления, отделы, комитеты исполнительного комитета:
- управление делами
- планово-экономический отдел
- финансовый отдел
- отдел здравоохранения
- отдел народного образования
- отдел культуры
- отдел торговли, бытового обслуживания населения, кооперативной и индивидуальной деятельности
- отдел по труду и социальным вопросам
- отдел учета и распределения жилья
- отдел транспорта
- отдел записей актов гражданского состояния
- отдел городского жилищно-коммунального хозяйства
- отдел продовольствия, закупок и государственных агропромышленных служб
- отдел строительства и жилищно-строительных кооперативов
- отдел по промышленности, связи и энергетики
- управление архитектуры и градостроительства
- комитет по охране природы
- комитет по физической культуре (35).
упразднены: организационно-инструкторский отдел, общий отдел исполнительного комитета, права и обязанности которого включены как составная часть в круг прав и обязанностей управления делами исполнительного комитета (36), отдел по комплексному экономическому и социальному развитию и плановая комиссия исполнительного комитета (37).
Решением II сессии от 20 июня 1990 г. постоянная комиссия по продовольственной проблеме переименована в постоянную комиссию по продовольственной проблеме и торговле (38), при исполнительном комитете образованы: наблюдательная комиссия и комиссия по борьбе с пьянством (39).
В соответствии с постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 26 февраля 1990 г. № 35 "Вопросы Комиссии по чрезвычайным ситуациям" решением исполнительного комитета от 11 мая 1990 г. № 152 постоянная чрезвычайная комиссия при исполнительном комитете преобразована в Комиссию по чрезвычайным ситуациям исполнительного комитета (40).
В соответствии с принятием 24 октября 1990 г. Закона "О декларации о государственном суверенитете Чувашской АССР" Чебоксарский городской Совет народных депутатов Чувашской АССР и его исполнительный комитет стал именоваться Чебоксарский городской Совет народных депутатов Чувашской АССР и его исполнительный комитет.
18 октября 1991 г. Верховным Советом Чувашской АССР принят закон "О местном самоуправлении в Чувашской ССР". Представительными органами на местах оставались Советы народных депутатов, а органами местного самоуправления стали районные, городские, сельские, поселковые администрации, которые осуществляли исполнительно-распорядительные функции. Структура местной администрации утверждалась на очередной сессии соответствующего Совета народных депутатов.
Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. № 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" деятельность городских и районных Советов народных депутатов была прекращена, а выполнение их функций возлагалось на местные администрации. Этим же указом утверждалось положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы.
Гл. архивист отдела НСА Р.В. Любимова
15 марта 2000 г.
___________________
(1) ЧНИИЯЛИЭ. Октябрьская революция и установление Советской власти. 1957, л. 53.
(2) ЧНИИЯЛИЭ. Октябрьская революция и установление Советской власти. 1957, л. 54.
(3) И.А. Крынецкий. Как устанавливалась Советская власть в Чебоксарах. 1965, л. 9.
(4) ЦГА ЧР, ф.Р-7, оп. 1, д. 7, л. 5.
(5) Там же, д. 9, л. 24, 25; д. 24, л. 22.
(6) ЦГА ЧР, ф.Р-82, оп. 1, д. 1342, л. 252, 270, 584-586.
(7) ЦГА ЧР, ф.Р-96, оп. 1, д. 33, л. 121.
(8) ЦГА ЧР, ф.Р-427, оп. 1, д. 3, л. 64-66.
(9) ЦГА ЧР, ф.Р-147, оп. 1, д. 232, л. 1-12.
(10) ЦГА ЧР, ф.22, оп. 1, л. 132, лл. 6, 7.
(11) Там же, д. 132, л. 58.
(12) Там же, д. 69, л. 202.
(13) ЦГА ЧР, ф.Р-427, оп. 1, д. 9, л. 24.
(14) ЦГА ЧР, ф.Р-247, оп. 2, д. ЗЗ, л. 1.
(15) ЦГА ЧР, ф.147, оп. 1, д. 232, л. 1-12.
(16) ЦГА ЧР. ф.Р-427, оп. 2, д. 33, л. 3.
(17) Газ. "Известия ЦИК СССР и ВЦИК". № 98, 1 мая 1925.
(18) ЦГА ЧР. ф.Р-427, оп. 1, д. 19, лл. 362-364.
(19) Большая Советская Энциклопедия, т.24. л. 47-48.
(20) Протоколы заседаний Президиума Верховного Совета ЧАССР восьмого созыва, № 2962, л.26.
(21) Законы и постановления о Советах ЧАССР 1920-1987 гг. № 221.
(22) Там же, л. 354.
(23) ЦГА ЧР, ф. Р-427, оп. 10, д. 987, л. 29.
(24) Там же, л. 52, 54.
(25) Там же, д. 960, л. 86.
(26) Там же, д. 1049, л. 91.
(27) Там же, оп. 10, д. 986, л. 29.
(28) Там же, д.1185, л. 24-25.
(29) Там же, оп. 10, д. 1153, л. 116.
(30) Там же, л. 118.
(31) Там же, оп. 10, д. 1464, л. 24.
(32) Там же, л. 43.
(33) Там же, л. 41-42.
(34) Там же, д. 390, л. 36-40 (Временный регламент Чебоксарского городского Совета народных депутатов).
(35) ЦГА ЧР, ф.Р-427, оп. 1, д. 1404, л. 55-56.
(36) Там же, л. 54.
(37) Там же, л. 56.
(38) ЦГА ЧР, ф. Р-427, оп. 1, д. 1405, л. 70.
(39) Там же, лл. 68, 92.
(40) Там же, д. 1465, л. 177.
ДОПОЛНЕНИЕ К ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКЕ
За период обработки документов и дел (1992 г. - май 1994 гг.) Чебоксарского городского Совета народных депутатов Чувашской Республики изменений в названии фондообразователя не было.
На основании Закона Чувашской Республики от 13 февраля 1992 г. "Об изменении наименования Чувашской Советской Социалистической Республики" Чувашская Советская Социалистическая Республика стала именоваться Чувашской Республикой, а Чебоксарский городской Совет народных депутатов - именоваться Чебоксарским городским Советом народных депутатов Чувашской Республики.
Решением X сессии Чебоксарского городского Совета народных депутатов Чувашской Республики 21 созыва от 5 марта 1992 года была утверждена структура и штаты аппарата Чебоксарского городского Совета:
Малый Совет
Председатель
Первый заместитель
Отдел по вопросам работы Советов:
а) заведующий;
б) главный специалист;
в) ведущий специалист;
г) специалист I категории.
Общий отдел:
а) заведующий;
б) ведущий специалист;
в) специалист I категории;
г) машинистка I категорий;
д) секретарь-машинистка;
е) бухгалтер (главный):
ж) водитель.
Юрист
Заместитель
Земельная комиссия
Постоянные комиссии (1).
Решением X сессии 21 созыва от 5 марта 1992 года были реорганизованы постоянные комиссии Чебоксарского городского Совета 21 созыва и образованы следующие постоянные комиссии:
- мандатная и по вопросам законности и обеспечения прав человека;
- планово-бюджетная;
- по вопросам образования и культуры;
- по правам человека и социальной защите;
- по вопросам здравоохранения и экологии;
- по вопросам коммунального хозяйства, транспорта и связи;
- по вопросам архитектуры, градостроительства и землепользования,
и отменено решение Чебоксарского городского Совета от 28 марта 1990 г. "Об образовании постоянных комиссий Чебоксарского городского Совета" (2).
В соответствий с п.6 Постановления Верховного Совета Чувашской ССР от 18 октября 1991 года "О порядке введения в действие Закона Чувашской ССР", "О местном самоуправлении в Чувашской ССР" и ст. 6 "Положения о малом Совете Чебоксарского городского Совета народных депутатов", решениями Х сессии 21 созыва от 17 марта 1992 г. был установлен численный состав малого Совета в количестве 15 народных депутатов и от 18 марта 1992 г. были введены в состав малого Совета по должности:
Алексеев В.В.- председатель Чебоксарского городского Совета
Архипов М.М. - заместитель председателя
Титов Ю.А. - заместитель председателя
и избраны члены малого Совета Чебоксарского городского Совета народных депутатов (3).
Малый Совет Чебоксарского городского Совета народных депутатов являемся постоянно действующим органом представительной власти в г.Чебоксары, который в период между сессиями осуществлял полномочия Чебоксарского городского Совета, кроме полномочий, указанных в ст. 17 Закона Чувашской Республики "О местном самоуправлении в Чувашской ССР", координировал деятельность всей системы городского самоуправления, решал в соответствии со своей компетенцией все вопросы местного значения.
Малый Совет был подотчетен городскому Совету. По решению городского Совета члены малого Совета работали на постоянной (профессиональной) основе.
Срок полномочий малого Совета определялся решением городского Совета, законами Чувашской Республики и Российской Федерации.
Порядок работы малого Совета определялся законами РФ, ЧР, регламентом городского Совета и Положением о малом Совете.
Решения малого Совета, принятые в пределах его полномочий, были обязательны для исполнения всеми расположенными на территории городского Совета органами власти и управления, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от их подведомственности, форм собственности, а также общественными организациями и их органами, органами территориального общественного самоуправления должностными лицами и гражданами.
Решения малого Совета могли бить отменены городским Советом.
Изменения и дополнения к Положению о малом Совете могли приниматься на сессии городского Совета.
Деятельность малого Совета основывалась на перспективном плане работы городского Совета, исходя из которого осуществлялась текучая (квартальная) планировка.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Чувашской ССР от 28 декабря 1991 года "О прекращении действия Постановления Президиума Верховного Совета Чувашской ССР от 22 февраля 1990 г.", "О временном положении о председателях и президиумах местных Советов народных депутатов Чувашское ССР" в связи с вступлением в силу Закона Чувашской ССР «О местном самоуправлении в Чувашской ССР", решением X сессии 21 созыва от 18 марта 1992 г. был упразднен Президиум Чебоксарского городского Совета народных депутатов (4).
На основании Постановления Президиума Верховного Совета ЧР и Совета Министров ЧР от 5 февраля 1993 г. "Об образовании республиканского Совета по управлению Всероссийского референдума" и в целях обеспечения организованного проведения Всероссийского референдума и разъяснительной работы среди населения г.Чебоксары решение малого Совета от 25 февраля 1993 г. № 4-19 был образован городской координационный Совет по проведению Всероссийского референдума 11 апреля 1993 года.
Решением 13 сессии от 23 июня 1993 года было утверждено положение о самоуправлении в г.Чебоксары». Местное самоуправление в г.Чебоксары представлял собой систему организации деятельности горожан города для самостоятельного решения. всех городских вопросов, исходя из интересов города, его исторических, национально-этических, административно-территориальных и иных особенностей на основе действующего Закона. Система местного самоуправления города Чебоксары состояла из городского Совета народных депутатов; городской администрации; районных Советов народных депутатов; районных администраций; сельского и поселковых Советов народных депутатов; сельской и поселковой администрации; городских и районных референдумов; общественных органов, имеющих городское значение; органов территориального общественного самоуправления; собраний, конференций граждан микрорайонов, улиц, домовых комитетов. Местное самоуправление осуществилось на основе следующих принципов: свободы выражения и реализации волеизъявления жителей города через Советы народных депутатов, соответствующие органу управления, местные референдумы и иные формы непосредственной демократии; защиты прав и интересов граждан; охраны собственности в любых ее формах; законности и поддержания общественного правопорядка; гласности и учета общественного мнения; демократии и формирования органов местного самоуправления; социальной защиты граждан; взаимодействия со всеми предприятиями, учреждениями, политическими партиями, профсоюзами, иными общественными, массовыми движениями, религиозными организациями, учет их интересов при принятии решений (5).
В соответствии со ст. 11 и 12 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов в органы местного самоуправления" и с учетом предложений главы администрации г.Чебоксары по составу кандидатов в Чебоксарскую городскую избирательную комиссию по выборам депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов, решением малого Совета от 23 декабря 1993 г. № 22-166 была образована Чебоксарская городская избирательная комиссия по выборам депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов и было признано утратившим силу решение исполнительного комитета Чебоксарского городского Совета народных депутатов от 15 ноября 1989 года № 402 "Об образовании Чебоксарской городской избирательной комиссии по выборам народных депутатов" (6).
В связи с прекращением срока полномочий Чебоксарского городского Совета народных депутатов 21 созыва 13 марта 1994 года и реформированием органов представительной власти местного самоуправления решением малого Совета от 3 февраля 1994 года № 2-11 были упразднены отделы аппарата Чебоксарского городского Совета народных депутатов по вопросам работы Советов и общий с 1 апреля 1994 г. и на базе упраздненных отделов был образован отдел по работе с представительными органами и общественными объединениями администрации г.Чебоксары (7).
Во исполнение Закона Чувашской Республики от 21 октября 1993 г. "О реформе высшего органа государственной власти и местных Советов народных депутатов в Чувашской Республике" об исключении из полномочий Советов народных депутатов распорядительных функций решением малого Совета от 21 апреля 1994 г. № 6-40 были внесены изменения в положение о местном самоуправлении и отмечено, что до избрания городского Собрания депутатов полномочия Чебоксарского городского Совета народных депутатов сохраняются (за исключением распорядительных функций) (8).
Указом Президента Чувашской Республики от 4 мая 1994 года № 50 "О представительных органах государственной власти и местного самоуправления в Чувашской Республике" на территории Чувашской Республики полномочия всех народных депутатов местных Советов и народных депутатов Чувашской Республики исчерпаны с 14 марта 1994 года (9).
Документы постоянного хранения Чебоксарского городского Совета народных депутатов со дня образования по 1995 год включительно сданы на хранение в ЦГА Чувашской Республики за 1986-1991 гг. в обработанном виде хранятся в архиве Чебоксарской городской администрации.
Документы по личному составу (в том числе и личные дела уволенных) со дня образования по 1991 год также обработаны и хранятся в архиве администрации г.Чебоксары.
Очередная научно-техническая обработка документов проведена в сентябре-октябре 1995 года, в результате чего составлены:
- опись № 10 (продолжение) дел постоянного хранения за 1992 г. - май 1994 г. в количестве 11 дел;
- опись № 3 (продолжение) личных дел работников, уволенных за 1993 г. - май 1994 г. в количестве 15 дел;
- акт о выделении к уничтожению документов и дел, не имеющих научно-исторической ценности и утративших практическое значение за 1983-1991 гг. в количестве 406 дел.
К фонду составлено дополнение к исторической справке.
Ликвидационный баланс составлен по состоянию не 12 мая 1994 г.
Фонд закрыт.
Документы и дела Чебоксарского городского Совета народных депутатов в обработанном виде по описям № 10, № 2 и № 3 переданы на хранение в архив администрации г.Чебоксары.
Ответственная за архив Д.Н. Штыкова
12.10.1995
_____________________________
(1) ЦГА ЧР. ф.Р-427, оп. 10, д. 1696, л. 96.
(2) Там же, л. 98.
(3) Там же, л. 154.
(4) Там же, л. 156.
(5) Там же, д. 1751, л. 128-151.
(6) Там же, д. 1773, л. 3.
(7) Там же, д. 1785, л. 14.
(8) Там же, д. 1789, л. 4.
(9) Там же, д. 1792, л. 1.
Крайние даты документов
:
1918-1994