Государственный исторический архив
Чувашской Республики

Р-680

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : Р-680
Наименование : Дорожно-транспортная контора
Полное наименование :
Дорожно-транспортная контора при исполнительном комитете Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области, г.Чебоксары. 1921-1923 гг.
Шифр сайт : Ф.Р-680 Дорожно-транспортная контора
Переименования
Дата : 08.10.1921-05.10.1922  
Наименование : Фонд Р-680. Управление местного транспорта при областном исполнительном комитете Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области (ОУМТ), г. Чебоксары.  
Дата : 05.10.1922-24.01.1923  
Наименование : Фонд Р-680. Дорожно-транспортная контора при исполнительном комитете Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области, г. Чебоксары.
Историческая справка :
Областное управление местного транспорта образовано постановлением Президиума Исполнительного Комитета Чувашской Автономной Области от 8 октября 1921 года (ЦГА ЧР, ф.Р-680, оп.1, д.5, л.5).
В первые годы Советской власти в Чувашии, при все необходимости, заниматься организацией местного транспортного хозяйства не было возможности. Практически до 1920 года созданием местного транспортного хозяйства в уездах никто не занимался.
С образованием Чувашской автономной области создание местного транспортного хозяйства, ликвидация бездорожья стали одной из основных задач советских и хозяйственных органов области.
Восстановление промышленности и сельского хозяйства области, разрушенных империалистической и гражданской войнами, находилось в прямой зависимости от состояния дорог и тракторов и наличия автомобильного и гужевого транспорта. Из-за отсутствия на территории Чувашии расширенной железнодорожной сети, автотранспорта основные грузоперевозки осуществлялись в основном гужом.
Осуществление централизованного управления грузовыми перевозками на территории Чувашии, проведение погрузо-разгрузочных работ на железнодорожных станциях и причалах, создание местного транспортного хозяйства требовали организации единого органа управления ими.
5 сентября 1921 года Президиум областного Исполнительного комитета рассмотрел вопрос об организации отдела местного транспорта при нем. Президиум облисполкома поручил заведующему автосекцией областного совнархоза Е.Никитину организовать этот отдел.
1 сентября 1921 года на заседании Президиума обисполкома был рассмотрен доклад Е.Никитину о ходе организации отдела местного транспорта, ему было поручено выработать положение об отделе, облсовнархозу предложено предоставить в распоряжение создаваемого отдела необходимое количество станков, инструментов для ремонта автомашин в Чебоксарской металлообрабатывающей мастерской.
8 октября того же года Президиум облисполкома ЧАО рассмотрел Положение об отделе местного транспорта, которое утверждено как "Положение об Управлении местного транспорта Чувашской АО".
Согласно положению управление местного транспорта при исполкоме Чувашской АО имело следующие функции: организация перевозок людей и грузов гужевым и автомобильным транспортом, осуществление погрузочно-разгрузочных операций на железнодорожных станциях и пристанях с крупным грузооборотом, проведение гужевой повинности среди населения, устройство и эксплуатация собственных обозов, экспедиция грузов. Начальник управления местного транспорта назначался и увольнялся облисполкомом ЧАО с согласия Центрального управления местного транспорта Народного Комиссариата путей сообщения РСФСР.
После организации областного управления были созданы уездные управления местного транспорта в Цивильске, Мариинском Посаде, Ядрине, Ибресях.
В ноябре 1921 года были организованы следующие структурные подразделения управления местного транспорта ЧАО: общий, финансовый, хозяйственно-материальный, автомобильный, эксплуатационный отделы.
В январе 1922 года Центральное управление местного транспорта установило новую структуру областного управления местного транспорта, которое состояло из административного отдела с общей канцелярией и финансовой частью, эксплуатационного отдела с гужевой, погрузочно-разгрузочной, автомобильной частями, отдела снабжения.
В декабре 1921 г. - январе 1922 года в Чувашии было создано гужевое транспортное хозяйство. Однако в связи с голодом, постигшим область в 1921 году, перед управлением местного транспорта стояла задача сохранения конской тягловой силы, т.е. гужевого транспорта. Для этой цели возбуждены ходатайства перед Центральным управлением о зачислении взятых на учет 2864 лошадей на государственное снабжение. Ходатайства были удовлетворены. Таким образом в 1921-1922 годах удалось сохранить поголовье рабочьих лошадей и осуществлять плановые перевозки пребывающих грузов, хлеба для голодающего населения, семенного материала по территории Чувашии.
Для выполнения погрузо-разгрузочных работ на железнодорожных станциях Канаш, Ибреси, пристанях были организованы артели грузчиков.
На 1 июня 1922 года ими всего было выгружено 824992 пудов различного груза. С ноября 1921 по май 1922 года управлением местного транспорта перевезено 3681 человек, 145765 пудов груза. Авточастью произведен ремонт трех неисправных машин. Одна машина обслуживала работников Чувашского отдела при Народном Комиссариате по делам национальностей РСФСР в Москве.
В начале марта 1922 года Центральное управление местного транспорта упразднило некоторые местные управления, которые не имели большого грузооборота, не было крупных промышленных предприятий на территории их деятельности. Постановлением Экономического совещания исполкома Чувашской АО от 13 марта 1922 года уездные управления местного транспорта в Мариинском Посаде, Ибресях, Ядрине ликвидированы, а оставлено Цивильское уездное управление для осуществления погрузо-разгрузочных операций, сортировки прибывающих грузов на станции Канаш и для экспедиции их к местам назначения.
В апреле 1922 года на основании распоряжения Волжского окружного управления местного транспорта ( г.Нижний Новгород) в ведение Чувашского областного управления был принят дорожный отдел областного совнархоза, который осуществлял строительство и ремонт дорожных сооружений, трактов на территории области.
2 мая 1922 года решением областного управления, в связи с частичным переходом последнего и хозяйственный расчет, его структура была упрощена и вместо отделов организованы части: общая, гужевая, автомобильная, дорожная, снабжения.
Постановлением Исполнительного Комитета Чувашской АО от 5 октября 1922 года согласно постановлению ВЦИК и СНК от 31 августа 1922 года "О передачи предприятий местного транспорта из ведения Наркомпути в ведение Отделов коммунального хозяйства Губисполкомов" областное управление местного транспорта ликвидировано. Вместо него создана дорожно-транспортная контора при облисполкоме ЧАО. Актом от 23 октября 1922 года дела и имущество управления переданы дорожно-транспортной конторе (ЦГА ЧР, ф.Р-680, оп.1, д.31, л.2), которая ликвидирована постановлением облисполкома ЧАО от 24 января 1923 года, а ее функции и аппарат переданы в областной коммунальный отдел (ЦГА ЧР, ф.Р-680, оп.1, д.53, л.4).
Крайние даты документов : 1921-1923
Показывать на сайте? : да