Государственный исторический архив
Чувашской Республики

Р-872

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : Р-872
Наименование : Чувашское республиканское управление статистики
Полное наименование :
Чувашское республиканское управление статистики Госкомитета РФ по статистике. г.Чебоксары. 1925-1994 гг.
Шифр сайт : Ф.Р-872 Чувашское республиканское управление статистики
Переименования
Дата : 21.04.1925-23.01.1930  
Наименование : Статистическое управление Чувашской АССР г.Чебоксары.  
Дата : 01.10.1987-27.12.1994  
Наименование : Чувашское республиканское управление статистики Госкомитета РФ по статистике. г.Чебоксары.  
Дата : 10.08.1948-01.10.1987  
Наименование : Статистическое управление ЧАССР Госкомитета РСФСР по статистике.  
Дата : 15.12.1943-10.08.1948  
Наименование : Уполномоченный Госплана СССР по Чувашской АССР. Управление статистики. г.Чебоксары  
Дата : март 1941-15.12.1943  
Наименование : Статитстическое управление Чувашской АССР г.Чебоксары  
Дата : 17.12.1931-март 1941  
Наименование : Управление народнохозяйственного учета Чувашской АССР "УНХУ" "Управление нархозучета" г.Чебоксары.  
Дата : 23.01.1930-17.12.1931  
Наименование : Сектор народнохозяйственного учета госплана Чувашской АССР г.Чебоксары.
Аннотация :
Планы и отчеты о работе областбюро и статуправления.
Материалы Всесоюзных и районных переписей промышленности (1932, 1934, 1935, 1941-1942, 1945), промышленного оборудования, коммунальных предприятий и городского благоустройства (1932), торговли (1935, 1949), сельскохозяйственной (1920), мелкой колхозной промышленности, скота, плодово-ягодных насаждений, школьной переписи (1927), перееписи неграмотных и малограмотных (1929).
Материалы по подготовке и проведению Всесоюзных переписей населения (1926, 1959), учету естественного движения населения.
Паспорта и отчеты о работе промышленных предприятий.
Основные показатели выполнения народнохозяйственных планов первой и второй пятилеток. Сведения о наличии электростанций, о железнодорожном грузообороте по станциям ЧАССР за 1924-1932.
Агроэкономические паспорта районов. Статистические отчеты и сведения о состоянии земельных угодий, о результатах обследования крестьянских хозяйств, об их бюджете, о ходе коллективизации, о посевных площадях, урожае хлебов, о животноводстве, птицеводстве, садоводстве, табаководстве.
Отчеты совхозов и колхозов.
Отчеты и статистические сведения по учету школьных учреждений и учащихся в них, музеев, научно-исследовательских учреждений, театров, киноустановок, учреждений здравоохранения.
Отчеты высших учебных заведений, рабочих факультетов, техникумов и школ.
Статистические сведения о состоянии государственной и частной торговли, ведомости о рыночных ценах.
Отчеты учреждений торговли и общественного питания.
Отчеты о капитальном строительстве.
Историческая справка :
Система советских органов статистики начала складываться в июле 1918 г., когда Декретом СНК РСФСР было утверждено положение «О государственной статистике» (1), предусматривавшее, в числе других мер, создание местных статистических органов. Их система в целом сложилась в сентябре 1918 г. после принятия специального положения «О местных статистических учреждениях» (2). Данный документ устанавливал образование при исполкомах местных Советов губернских, уездных и городских статистических бюро. Соответствующие органы были созданы и на территории Чувашии, в частности, в Чебоксарском, Цивильском, Ядринском уездах, послужившими впоследствии территориальной основой для образования Чувашской автономной области, а затем и республики. В качестве органов первичного наблюдения в это же время была также создана сеть волостных статистиков и добровольных корреспондентов. На данном, начальном, этапе перед статистическими органами была поставлена задача правильной постановки и развития статистики, расширение статистических знаний, объединение промышленной статистики и ведение других отраслевых статистик - сельскохозяйственной, транспорта, населения и здравоохранения, труда, просвещения, проведение общегосударственных переписей.
В соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 24 июня 1920 г. была образована Чувашская автономная область. Первоначально управленческие функции во вновь образованной области, в их числе и организация статистической работы, были возложены на аппарат Чебоксарского уездного исполкома. Однако, уже б июля 1920 г. ревком Чувашской АО был вынужден организовать самостоятельный аппарат управления областью, до создания соответствующих органов областным съездом Советов (3). Постановлением Ревкома Чувашской АО от 1 сентября 1920 г. было образовано областное статистическое бюро, временное заведование которым было поручено заведующему Чебоксарским статистическим отделением Данилову (4). Однако его организация затянулась в связи с тем, что Чебоксарское статистическое отделение в этот период выполняло работу, связанную с проведением Всероссийской переписи населения, а также демографически-профессиональной переписи, переписи промышленных предприятий и др., которые к тому же совпали с приемом территорий з состав автономной области. Поэтому, 26 сентября 1920 г. Ревком Чувашской АО вновь напоминает заведующему Чебоксарским отделением о необходимости организации областного статистического бюро, составлении сметы расходов на его содержание и установлении штата служащих, установив срок исполнения данного поручения в две недели (5).
Проходивший в Чебоксарах 7-11 ноября 1920 г. I областной съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АО подвел итоги деятельности Ревкома, избрал членов и кандидатов Областного исполнительного комитета (6). 13 ноября Ревком передал свои дела и полномочия вновь сформированному Областному испол¬нительному комитету (7), а 28 ноября Пленум облисполкома Чувашской АО утвердил распределение должностей заведующих областными отделами между членами облисполкома, в соответствии с которым заведующим облстатбюро был назначен Г. Иванов (8).
До 1925 г. в стране была окончательно сформирована централизованная система органов статистики и, таким образом, завершился первый - начальный этап ее становления и развития. В этот период статистические органы Чувашской АО, участвуя в проведении ряда крупнейших статистических обследований, собрали обширный и весьма ценный материал, позволяющий охарактеризовать состояние и развитие экономики края в весьма сложный исторический период: переход от политики военного коммунизма к НЭПу в 1920 г., катастрофический по своим последствиям голод 1921-1922 гг., восстановление хозяйства автономной области после экономической разрухи.
21 апреля 1925 г. Президиум ВЦИК принял постановление о преобразовании Чувашской АО в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (9). Накануне, 15 апреля того же года ВЦИК и СНК РСФСР приняли совместное постановление «О государственном устройстве Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики», в соответствии с которым для ведения статистической работы при СНК Чувашской АССР предусматривалось «статистическое управление, действующее по директивам Центрального статистического управления». При этом заведующий Статистическим управлением входил с правом совещательного голоса в состав СНК республики (10).
Президиум Исполнительного комитета Советов Чувашской АССР на своем заседании 18 июня 1925 г., рассмотрев вопрос о государственном устройстве Чувашской АССР, предложил комиссии по реорганизации советского аппарата «точно руководствоваться указанным постановлением ВЦИК и Совнаркома» (11), а 30 июля 1925 г. Исполком Советов Чувашской АССР принял решение «О переименовании отделов исполкома в наркоматы с передачей им всех функций последних» (12). Таким образом, были окончательно сформированы органы исполнительной власти рес-публики, в числе которых важное место было отведено Статистическому управлению.
Состав правительства республики был закреплен 5 ноября 1925 г. на Пленуме ЦИК Чувашской АССР, который ввел в состав Совнаркома управляющего Статистическим управлением Сашенкова А.С. (13) с правом совещательного голоса. Положение об СНК Чувашской АССР, утвержденное ЦИК республики 27 ноября того же года, официально закрепило этот правовой статус управляющего, а также всего управления, как учреждения действующего при СНК Чувашской АССР. Этим же документом Совнаркому было предоставлено право назначать руководителя статуправления. Кроме того, здесь же впервые появляется новое название статуправления - Чувашское статистическое управление (14).
Создание нового республиканского статистического органа по времени совпало с важным периодом перестройки государственной статистики, направленной на усиление связи статорганов с плановыми, повышение научного уровня статистических работ, обеспечение оперативности в их деятельности. Этот период отмечен рядом крупных работ, в том числе Всесоюзной переписью населения (1926 г.), динамическим обследованием крестьянских хозяйств (1927, 1929 гг.), сплошной переписью совхозов (1928 г.), переписью мелкой промышленности (1929 г.). Значительное развитие получили текущая сельскохозяйственная статистика, статистика торговли и цен, культуры, населения и здравоохранения, была определена методология исчисления показателей продукции, основных фондов, издержек производства, показателей энергетики и др. Собранные и обобщенные Статуправлением Чувашской АССР в этот период материалы имеют неоценимое значение при изучении периода НЭПа, зарождении новых форм хозяйствования и др. на территории республики.
С окончанием восстановительного периода, свертыванием НЭПа и началом индустриализации и коллективизации в стране перед органами статистики возникли качественно новые задачи, которые потребовали реорганизации их работы. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 января 1930 г. «Об упразднении ЦСУ и передаче его функций Госплану СССР» в январе 1930 г. Статистическое управление Чувашской АССР было объединено с Госпланом Чувашской АССР, при котором создается Сектор народнохозяйственного учета. В начале декабря 1931 г. из экономико-статистического сектора Госплана СССР формируется новый орган - Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) при Госплане СССР, в задачи которого входило усиление системы учета во всех областях хозяйства и проверки выполнения народнохозяйственного плана. В соответствии с данным постановлением «Центральное управление народнохозяйственного учета Союза ССР с республиканскими, областными и районными органами представляют собой единую систему» (15).
Это отразилось на структуре местных органов статистики: постановлением СНК Чувашской АССР от 19 марта 1932 г. № 96 «Об организации Управления народнохозяйственного, учета при Госплане Чувашской АССР» Сектор народнохозяйственного учета Госплана Чувашской АССР был реорганизован в Управление народнохозяйственного учета (УНХУ) при Государственной плановой комиссии республики. В подчинение вновь образованному органу были переданы все районные органы народнохозяйственного учета. УНХУ при Госплане Чувашской АССР предоставлялось право «самостоятельного вхождения в правительственные органы ЧАССР с предложениями, докладами, проектами и т.д. по вопросам, связанным с учетом». Постановлением было установлено, что начальник управления «является одновременно заместителем председателя Госплана ЧАССР и назначается Центральным исполнительным комитетом ЧАССР» (16). В апреле 1932 г. было разработано положение об управлении.
К сожалению, из-за неполно сохранившихся документов довоенного периода не имеется возможности подробно проследить внутреннюю структуру УНХУ Чувашской АССР. Лишь по сохранившимся штатным расписаниям за 1935, 1938 и 1940 гг. можно составить определенное представление о происходивших в тот период изменениях. Так, в 1935 г. в структуру УНХУ при Госплане Чувашской АССР входили: управление, сектор промышленности и капитального строительства, сектор сельского хозяйства, сектор снабжения и торговли, сектор учета труда, сектор социалистической культуры, сектор учета и инспекции. Через три года в структуре управления произошли некоторые изменения в сторону увеличения количества секторов. Она была представлена: управлением, сектором промышленности, сектором капитального строительства, сектором сельского хозяйства, сектором определения урожайности, сектором торговли и транспорта, сектором труда, сектором культуры и науки, сектором населения и здравоохранения, сектором текущего учета и инспекции, архивом и счетно-вычислительным бюро. В 1940 г. количество секторов вновь уменьшается: сектор определения урожая, сектор учета труда и заработной платы, сектор учета торговли, транспорта и связи, сектор учета населения и здравоохранения, сектор учета сельского хозяйства, сектор учета капитального строительства, сектор учета промышленности и сектор нархозучета.
Как предполагалось, слияние статистических и плановых органов должно было обеспечить решительный и быстрый перелом в работе органов государственной статистики. При этом ставилась цель гораздо более активного их участия в народнохозяйственном планировании и контроле за выполнением плана. Однако, такое слияние имело и отрицательные последствия, т.к. не всегда позволяло критически оценивать проектировки и ход выполнения народнохозяйственного плана. Хотя текущее информационное обеспечение плановых органов и улучшилось, тем не менее статорганы стали меньше уделять внимания глубоким обследованиям и анализу материалов. Нередко они вовсе перестали проводить переписи и выборочные обследования по крупным вопросам экономики и культуры. В связи с этим новая реорганизация органов статистики стала неизбежной.
Весной 1941 г. вновь произошли изменения в организации управления органами статистики: 21 марта 1941 г. СНК СССР утвердил новое Положение о Государственной плановой Комиссии при Совете Народных Комиссаров Союза ССР (17). Им, в частности, предусматривалось «существующее Центральное Управление народнохозяйственного учета переименовать в Центральное статистическое управление, работающее в системе Госплана СССР в качестве одного из его управлений с подчинением местных органов ЦСУ - Уполномоченным Госплана СССР». При этом и Уполномоченные Государственной Плановой Комиссии в республиках, краях и областях, и начальники республиканских, краевых и областных органов ЦСУ назначались Госпланом СССР. В соответствии с данным нормативным документом с 7 апреля 1941 г. в Чувашской АССР вместо Управления народнохозяйственного учета создается Центральное статистическое управление.
Однако, осуществить разделение статистических и плановых органов не удалось из-за начавшейся Великой Отечественной войны, которая внесла резкие и существенные изменения в деятельность органов государственной статистики. Так, были изменены все программы статистических работ, методы наблюдения, методы разработки статистических материалов, усилена оперативность. Война потребовала мобилизации огромных людских и материальных ресурсов, в связи с чем от органов статистики требовалось срочно выявить все неиспользуемые оборудование, материалы, сырьевые ресурсы, имеющиеся на предприятиях и в хозяйствах. Характерной особенностью данного периода является то, что сбор необходимых сведений осуществлялся с помощью переписки. Получение всей информации в короткие сроки обеспечивалось за счет передачи телеграмм от предприятий или от районных органов статистики в центр. Даже инструкции в ряде случаев передавались по телеграфу.
В течение военного периода сколько-нибудь значительных изменений в структуре органов статистики не произошло. Следует лишь отметить, что заложенное в принятом весной 1941 г. документе фактическое дублирование функций Уполномоченных и начальников статорганов, привело к тому, что 15 декабря 1943 г. СНК СССР своим постановлением № 1377 «О республиканских, краевых и областных органах Госплана СССР и ЦСУ» разрешает союзному Госплану «объединить в об-ластях, краях и республиках аппарат уполномоченных Госплана СССР с аппаратом областных, краевых и республиканских органов Центрального статистического управления» (18). Этим же постановлением было установлено, что «начальники республиканского, краевого и областного статуправления являются заместителями уполномоченного Госплана СССР по вопросам статистики». Учитывая, что данная реорганизация происходила в условиях ведения войны Госплану было разрешено про¬извести ее «во всех областях, краях и республиках по мере подбора кадров, но не позднее 1 июля 1944 г.».
Приказом Уполномоченного Госплана СССР по Чувашской АССР № 55 от 17 апреля 1944 г. была утверждена структура подведомственного ему Управления статистики, включавшая: управление делами; сектор промышленности, транспорта и связи; сектор сельского хозяйства, сектор капитального строительства, сектор товарооборота и финансов; сектор труда и населения, сектор здравоохранения и культуры, сектор определения урожая.
Военный период в деятельности статорганов был отмечен крупными изменениями во всех отраслях статистики: была налажена новая отрасль - текущая статистика материального снабжения, были выполнены многие сложные работы статистикой труда, огромное значение имели расчеты баланса трудовых ресурсов по группам населения. Полученные данные оказали огромное влияние на последующее экономическое, демографическое развитие Чувашской АССР.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 августа 1948 г. № 3018 «О преобразовании Центрального Статистического Управления Госплана СССР в Центральное Статистическое Управление при Совете Министров СССР» и приказом № 142 от 17 августа 1948 г. Уполномоченного Госплана СССР по Чувашской АССР все управления статистики Уполномоченных Госплана СССР на местах были преобразованы в республиканские, краевые, областные и городские статистические управления, непосредственно подчиненные ЦСУ при правительстве Союза ССР (19). Данным документом было также установлено, что начальники статуправлений всех уровней (от союзного до областного, в том числе и автономных республик) назначаются Советом Министров СССР, а сами органы ЦСУ СССР независимы от местных органов власти.
В соответствии с указанным постановлением 10 августа 1948 г. Управление статистики Уполномоченного Госплана СССР было реорганизовано в Статистическое управление Чувашской АССР. Однако, организация нового органа затянулась. Лишь после телеграфного распоряжения Госплана СССР Уполномоченный Госплана СССР по Чувашской АССР своим приказом № 150 от 11 ноября 1948 г. передал для формирования аппарата Статистического управления Чувашской АССР штатную численность работников в количестве 33 человек. Причем при передаче была в основном сохранена существовавшая при Уполномоченном структура Управления статистики, включавшая: сектор промышленности, транспорта и связи; сектор сельского хозяйства, сектор капитального строительства, сектор труда и населения, сектор здравоохранения и культуры, сектор товарооборота и финансов, группу норм снабжения и норм потребления, секретную часть, хозяйственную группу и бухгалтерию.
К моменту выделения статистических органов в самостоятельные учреждения накопилось немало проблем, которые предстояло разрешить в результате проведенной реорганизации. Так, в военный период полностью прекратилось проведение всесторонних комплексных исследований. Кроме того, отсутствовала статистика новой техники и природных ресурсов, в зачаточном состоянии находилась статистика технико-экономических норм. Существенно снижало информационный потенциал статистических данных отсутствие налаженной проверки достоверности ведомственной отчетности. Серьезной проблемой оставалась слабая механизация учета статистических работ. В результате значительная часть собиравшегося органами госстатистики и ведомствами материала, надлежащим образом не обрабатывалась, не анализировалась и поэтому не могла быть использована.
Устранение этих недостатков, совершенствование системы статистического учета и повышение эффективности всей статистической работы определили развитие органов статистики почти на четыре десятилетия. В эти годы происходят постепенная централизация статистической отчетности, совершенствование системы показателей, формирование и развитие сети учреждений статистической службы. Это потребовало и изменение структуры Статуправления.
Так, в соответствии с постановлением Совета Министров от 2 февраля 1957 г. № 121 «О проведении Всесоюзной переписи населения» при управлении создается машиносчетная станция. Приказом Статистического управления РСФСР № 285/к от 10 июня 1957 г. и приказом Статистического управления Чувашской АССР № 86 от 17 июня 1965 г. был назначен заведующий станции, который одновременно являлся заместителем начальника Статуправления Чувашской АССР (20).
С 1 октября 1958 г. в управлении образуются два новых сектора: сектор статистики текущей отчетности по сельскому хозяйству и сектор сводных работ. В 1959 г. в целях улучшения статистической работы, работ по анализу статистических материалов и проверки ведомственной отчетности была сформирована новая структура Статуправления, включавшая: руководство, сектор сводно-балансовых расчетов статистики финансов, цен, ценообразования и торговли; сектор статистики промышленности, капитального строительства, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, транспорта и связи; сектор статистики труда, заработной платы, культуры, здравоохранения и населения; сектор статистики сельского хозяйства и заготовок; сектор переоценки основных фондов; бухгалтерию и хозяйственный сектор.
Последующие годы потребовали дальнейшего совершенствования и централизации статистической отчетности, повышения уровня всей статистической работы. Это оказывало влияние на структуру и деятельность Статуправления, что четко можно проследить по изменению его штатных расписаний. Так, в 1960 г. структура Статуправления включала: руководство, сектор сводных работ, статистики финансов, цен и ценообразования; сектор статистики труда и заработной платы; сектор статистики промышленности, материального снабжения, транспорта и связи; сектор статистики сельского хозяйства; сектор статистики текущей отчетности по сельскому хозяйству; сектор статистики культуры, населения и здравоохранения; сектор статистики капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства; сектор по переоценке основных фондов; сектор статистики торговли; бухгалтерия; хозяйственный сектор; сектор по проведению Всесоюзной переписи населения и жилищного фонда.
В 1964 г. его структура выглядела следующим образом: руководство; сектор сводно-балансовых работ, статистики финансов, цен и ценообразования; сектор статистики торговли и материального снабжения; отдел статистики промышленности, новой техники, транспорта, связи, капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства; отдел статистики сельского хозяйства, заготовок; сектор статистики труда, заработной платы, культуры, населения и здравоохранения; бухгалтерия; хозяйственный сектор.
В целом структура и основные направления деятельности статорганов Чувашии этого периода отражали попытки реформирования хозяйственного механизма в период хрущевских преобразований.
Об этом, например, свидетельствует попытка создания в начале 60-х годов территориальных инспектур госстатистики. Во исполнение постановления Совета Министров СССР № 712 от 12 июля 1962 г. «Об организации территориальных инспектур государственной статистики» и приказа ЦСУ СССР № 491 от 24 июля 1962 г. приказом Статуправления Чувашской АССР от 25 августа 1962 г. № 154 были организованы территориальные инспектуры, расположенные в местах нахождения тер¬риториальных, производственных колхозно-совхозных управлений Чувашской АССР: Алатырская, Батыревская, Канашская, Вурнарская, Цивильская и Ядринская (21).
С середины 60-х годов начинается новый этап в развитии народного хозяйства страны.
В связи с укрупнением районов Чувашской А.ССР приказом Статуправления Чувашской АССР от 22 декабря 1962 №259 с 25 декабря 1962 г. были образованы следующие районные инспектуры госстатистики: Аликовская, Ибресинская, Канашская, Комсомольская, Красноармейская Красночетайская, Мариинско-Посадская, Порецкая, Сундырская, Урмарская, Чебоксарская, Шемуршинская, Шумерлинская, Яльчикская, Янтиковская. Этим же приказом в связи с созданием трех новых территориальных производственных колхозно-совхозных управлений были образованы 3 территориальные инспектуры госстатистики: Шумерлинская - с центром в г. Шумерля, Урмарская - с центром на станции Урмары, Чебоксарская - с центром в пос. Кугеси (22).
В связи с образованием Ибресинского промышленного района приказом Статуправления Чувашской АССР от 22 декабря 1962 г. была образована Ибресинская территориальная инспектура по статистике промышленности (23).
На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 ноября 1965 г. «Об образовании новых районов» - Красноармейского, Красночетайского и Янтиковского приказом Статуправления Чувашской АССР от 9 ноября 1965 г. № 322 были организованы соответствующие инспектуры госстатистики. Этим же приказом была упразднена инспектура госстатистики Шумерлинского района (24).
Всего на 1 января 1966 г. в Чувашской АССР имелось 20 районных и 4 городских инспектур госстатистики (25).
В связи с образованием нового Шумерлинского района приказом Статуправления Чувашской АССР от 11 января 1967 г. № 2 была организована инспектура госстатистики Шумерлинского района.
В 1970 г. Статуправление Чувашской АССР руководило работой 21 районной (сельской), 4 городскими и одной внутригородской инспектурами госстатистики, машиносчетной станцией Статуправления, тремя городскими машиносчетными станциями, созданными в октябре 1970 г. Однако коренных изменений в деятельности статорганов республики не произошло.
Приказом Статистического управления Чувашской АССР № 78 от 15 апреля 1971 г. машиносчетной станции были переданы все работы «по сбору и разработке статистических данных», выполнявшихся в то время отделами Статуправления. При этом предполагалось, что усилия работников аппарата Статуправления должны быть сосредоточены на повышении экономического анализа статистических данных, предупреждающей информации, методологической работе, обеспечении достоверности данных и улучшении первичного учета и отчетности. Произошли и некоторые изменения в структуре аппарата: «в целях правильного обеспечения работ по статистике финансов цен и ценообразования» статистика финансов, цен и ценообразования была передана из отдела своднобалансовых работ, статистики финансовых, цен и ценообразования, труда и зарплаты, населения, здравоохранения и культуры в отдел статистики торговли и материального снабжения (26).
В 1972 г. структура Статуправления представляла собой: руководство; отдел сводно-балансовых работ, статистики финансов, цен и ценообразования, труда и заработной платы, населения, здравоохранения и культуры; отдел статистики промышленности, транспорта, связи и новой техники; отдел статистики капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения; отдел статистики торговли и материального снабжения; отдел статистики сельского хозяйства, заготовок и бухгалтерского учета в колхозах; бухгалтерия; хозяйственный отдел; сектор кадров и спецчасть. В конце 70-х годов начинается активное внедрение современных технических средств для проведения экономических расчетов и анализов.
В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 23 марта 1972 г. № 507-р и приказом ЦСУ РСФСР № 128 от 11 апреля 1972 г. приказом Статуправления Чувашской АССР № 142 от 25 мая того же года на базе Канашской районной и городской инспектур госстатистики, Канашской городской машиносчетной станции была организована Канашская городская информационно-вычислительная станция. Этим же приказом на нее были возложены все функции упраздненных инспектур (27).
В соответствии с приказом ЦСУ РСФСР от 15 ноября 1973 г. № 416 приказом Статуправления Чувашской АССР от 14 декабря 1973 г. № 407 с 15 декабря на базе Янтиковской районной инспектуры госстатистики и Янтиковской машиносчетной станции была организована Янтиковская информационно-вычислительная станция (28).
В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 23 марта 1971 г. № 507-р и приказом ЦСУ РСФСР № 273 от 15 августа 1974 г. приказом Статуправления Чувашской АССР от 29 августа 1974 г. с 1 сентября того же года путем объединения Мариинско-Посадской городской инспектуры госстатистики и Мариинско-Посадской районной машиносчетной станции была организована Мариинско-Посадская РИВС (29).
С этого же числа начала свою деятельность Козловская РИВС, образованная на базе Козловской городской инспектуры госстатистики и Козловской машиносчетной станции. На нее были возложены все функции упраздненной инспектуры (30).
Приказом Статуправления РСФСР № 701 от 12 августа 1975 г. Статистической управлению Чувашской АССР было предложено организовать с 15 августа на базе Машиносчетной станции Вычислительный центр Статистического управления Чувашской АССР, на который было возложено «осуществление сбора и разработки статистической отчетности, а также выполнение на основе договоров механизированной обработки учетно-отчетной документации и других экономических расчетов предприятий, организаций, учреждений, колхозов, централизованных бухгалтерий». Однако, фактически центр начал свою работу лишь в октябре 1975 г. (31).
В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 23 марта 1971 г. № 507-р и приказом ЦСУ СССР от 31 марта 1971 г. № 193 приказом Статуправления Чувашской АССР от 25 августа 1975 г. № 206 на базе Цивильской районной инспектуры госстатистики и Цивильской районной машиносчетной станции была создана Цивильская РИВС (32).
В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 23 марта 1971 г. № 507-р и приказом ЦСУ РСФСР от 18 ноября 1975 г. приказами Статуправления Чувашской АССР от 9 декабря 1975 г. № 293 и 294 с 1 декабря 1971 г. были образованы соответственно Аликовская РИВС путем объединения Аликовской районной инспектуры госстатистики и Аликовской машиносчетной станции (33), и Ядринская РИВС путем объединения Ядринской инспектуры госстатистики и Ядринской машиносчетной станции (34). На вновь созданные РИВС были возложены все функции упраздненных инспектур.
В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 23 марта 1971 г. № 507-р и приказом ЦСУ СССР от 31 марта 1971 г. № 193 приказом Статуправления Чувашской АССР от 23 сентября 1976 г. № 246 «О создании Новочебоксарской ГИВС» с 1 октября 1976 г. на базе Новочебоксарской инспектуры госстатистики и городской машиносчетной станции была создана Новочебоксарская ГИВС с передачей ей всех функции ликвидированной инспектуры (35).
На основании приказа ЦСУ РСФСР от 6 декабря 1976 г. № 429 приказом Статуправления Чувашской АССР от 27 декабря 1976 г. № 311 с 1 января 1977 г. организована Порецкая районная машиносчетная станция (36).
В соответствии с приказом ЦСУ РСФСР от 2 декабря 1977 г. № 367 приказом Статуправления Чувашской АССР от 14 декабря 1977 г. № 282 с 15 декабря 1977 г. преобразованы Шемуршинская и Красноармейская районные машиносчетные станции (37).
В 1978 г. структура Статуправления включала: руководство; отдел сводно-балансовых работ, статистики финансов, цен и ценообразования, труда, заработной платы, населения, здравоохранения и культуры; отдел статистики промышленности, транспорта, связи и технического прогресса; отдел статистики капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения; отдел статистики материального снабжения и торговли; отдел статистики сельского хозяйства и заготовок; отдел кадров; бухгалтерия; хозяйственный отдел.
Кроме того, начиная с 1975 г. по 1986 г. в городах и районах республики были созданы машиносчетные станции и вычислительные центры. В целях совершенствования информационно-вычислительного обслуживания и обеспечения единой системы управления организациями вычислительной сети, руководствуясь приказом ЦСУ РСФСР от 8 июля 1984 г. № 333 приказом Статуправления Чувашской АССР от 11 сентября 1984 г. № 60 «О создании Чувашского объединения статистического управления Чувашской АССР по информационно-вычислительному обслуживанию» на базе Вычислительного центра было создано Чувашское объединение Статистического управления по информационно вычислительному обслуживанию - Чувашмашинформ, в состав которого кроме Вычислительного центра были также включены районные и городские машиносчетные и информационно-вычислительные станции госстатистики: Алатырская, Аликовская, Батыревская, Вурнарская, Козловская, Мариинско-Посадская, Моргаушская, Порецкая, Урмарская, Цивильская, Ядринская, Янтиковская РИВС, Канашская, Новочебоксарская, Шумерлинская ГИВС и Красночетайская машиносчетная станция. На Вычислительный центр Статуправления Чувашской АССР были возложены функции управления Чувашмашинформа Статуправления Чувашской АССР (38).
В связи с переводом в 1984 г. значительной части разработок экономической информации Шумерлинской ГИВС на ПВК М-5100 и в соответствии с приказом Управления статистики СССР от 9 августа 1984 г. № 481 приказом Статуправления Чувашской АССР от 29 августа 1984 г. № 59 «Об организации Шумерлинского городского информационно-вычислительного центра госстатистики» с сентября 1984 г. на базе РИВС был организован Шумерлинский городской информационно-вычислительный центр госстатистики Статуправления Чувашской АССР (39).
4 декабря 1984 г. приказом Статуправления Чувашской АССР № 72 была изменена структура Вычислительного центра: упразднен отдел организации работ районных вычислительных установок и механизации вычислительных работ и организован производственный отдел с включением в него бюро диспетчеризации, отдел эксплуатации ВКМ переименован в отдел подготовки данных, на базе отдела техобслуживания ЭВМ созданы 3 самостоятельные бюро - техобслуживания ЭВМ ЕС, техобслуживания ПВК М-5010 (1,2) и техобслуживания ПВК М-5010 (3,4). Согласно утвержденного в 1984 г. положения о Чувашмашинформе перед объединением были поставлены следующие задачи: «организация и обеспечение сбора, разработки и выпуска статистических данных в объеме и сроки, установленные планом статистических работ; обеспечение достоверности и полноты выпускаемых статистических данных; информационно-вычислительное обслуживание предприятий, организаций и учреждений, находящихся на территории Чувашской АССР на основе хозяйственных договоров; улучшение качества, сокращение сроков и удешевление стоимости обработки статистической и экономической информации; проведение работ по дальнейшему развитию областного и районного звеньев автоматизированный системы государственной статистики (АСГС); внедрение и эффективное использование электронной и другой вычислительной техники и экономико-математических методов при разработке статистической и другой информации; внедрение научной организации труда» (40).
Во исполнение приказа ЦСУ РСФСР от 4 сентября 1986 г. № 374 и по согласованию с Советом Министров Чувашской АССР приказом Статуправления Чувашской АССР от 26 сентября 1986 г. № 62 «О преобразовании районных (городских) инспектур госстатистики Статуправления Чувашской АССР в районные (городские) информационно-вычислительные отделы (бюро) госстатистики» с 1 октября 1986 г. были преобразованы следующие районные (городские) инспектуры госстатистики в районные городские) информационно-вычислительные отделы (бюро) госстатистики Вычислительного центра Статуправления Чувашской АССР - главной организации объединения по информационно-вычислительному обслуживанию:
- инспектуры госстатистики Батыревского, Ибресинского, Комсомольского, Красноармейского, Красночетайского, Моргаушского, Порецкого, Урмарского и Яльчикского районов в районные информационно-вычислительные бюро госстатистики;
- инспектура Чебоксарского района - в Чебоксарский районные ин-формационно-вычислительный отдел госстатистики;
- инспектура госстатистики г. Чебоксары и внутригородские инспектуры госстатистики Калининского, Ленинского и Московского районов – в Чебоксарский городской информационно-вычислительный отдел.
Этим же приказом на указанные отделы (бюро) было возложено выполнение в полном объеме функций районного (городского) звена госстатистики (41) .
К концу 80-х годов в республиканских органах госстатистики сложилась достаточно мощная и эффективная вычислительная система.
Проводившаяся в стране, в соответствии с решениями XXVII съезда КПСС и апрельского (1985 г.) пленума ЦК КПСС радикальная реформа управления потребовала от органов статистики постоянного обеспечения информацией о развитии экономики и социальной сферы. 17 июля 1987 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают постановление «О мерах по коренному улучшению дела статистики в стране», в соответствии с которым была поставлена задача существенно повысить роль органов госстатистики в системе руководства народным хозяйством с тем, чтобы статистика стала действенным инструментом эффективности планового управления в новых условиях хозяйствования, обеспечивать достоверное информирование о социально-экономическом развитии общества, способствовать укреплению демократии и вовлечения трудящихся в управление делами государства.
В соответствии с данным постановлением, приказом ЦСУ СССР от 29 июля 1987 г. № 584 приказом Государственного комитета РСФСР по статистике от 11 сентября 1987 г. № 55 «Об организации Чувашского республиканского управления статистики» с 1 октября 1987 г. на базе Статистического управления Чувашской АССР и его объединения по информационно-вычислительному обслуживанию было образовано Чувашское республиканское управление статистики. При этом районные (городские) информационно-вычислительные центры (станции, отделы, бюро) были преобразованы в районные (городские) отделы статистики, районные машиносчетные станции были присоединены к соответствующим районным отделам статистики. Этим же приказом были утверждены Временное положение о Чувашском республиканском управлении статистики и его структура (42).
В соответствии с утвержденной Госкомстатом РСФСР структурой Чувашского республиканского управления статистики приказом Статистического управления Чувашской АССР № 66 от 30 сентября 1987 г. с 1 октября произошло разделение на собственно аппарат управления и информационно-вычислительное производство. При этом аппарат управления был представлен начальником управления, одним первым и четырьмя заместителями начальника управления, а также заместителем начальника управления по строительству и заместителем начальника управления - начальником отдела анализа, подготовки и выпуска статматериалов по переписям и обследованиям населения; планово-экономическим отделом; отделом бухгалтерского учета и отчетности; отделом материально-технического снабжения и хозяйственного обслу-живания; отделом кадров; группой режима, канцелярией, старшим инженером по охране труда и технике безопасности, гражданской обороне; юрисконсультом. В состав информационно-вычислительного производства (вычислительного центра) вошли следующие подразделения: отдел анализа, подготовки и выпуска статматериалов по промышленности; отдел анализа, подготовки и выпуска статматериалов по агропромышленному комплексу; отдел анализа, подготовки и выпуска статматериалов по капитальному строительству; отдел анализа, подготовки и выпуска статматериалов по материальным ресурсам; отдел анализа, подготовки и выпуска статматериалов по сводным и балансовые работам, финансам и ценам; отдел анализа, подготовки и выпуска статматериалов по социальной статистике, труду и заработной плате; бюро анализа, подготовки и выпуска статматериалов по науке и тех¬нике; бюро анализа, подготовки и выпуска статматериалов по транспорту, связи, природным ресурсам и окружающей среде; бюро анализа, подготовки и выпуска статматериалов по торговле, жилищно-коммунальному хозяйству и услугам населения; бюро анализа, подготовки и выпуска статматериалов по переписям и обследованиям населения; производственно-технический отдел; отдел эксплуатации ЭВМ; бюро технического обслуживания ЭВМ; отдел подготовки данных; отдел алгоритмизации и программирования экономических и инженерно-технических задач; отдел эксплуатации микро-ЭВМ, ВПМ и ВКМ; отдел эксплуатации мини-ЭВМ СМ-1600 и ПВК; бюро технического обслуживания мини-ЭВМ СМ-1600 и ПВК; бюро информационного обеспечения и банка данных; отдел оперативной полиграфии; бюро технического обслуживания микро-ЭВМ, ПВК и КВМ; отдел главного механика и энергетика, районные и городские отделы статистики.
Такое разделение определило и принцип формирования документальных комплексов Чувашского республиканского управления статистики. Так, все текущее делопроизводство было сосредоточено в аппарате управления, а подразделения информационно-вычислительного производства, ставшие самостоятельными структурными подразделениями управления, стали формировать собственные документальные массивы.
В соответствии с Временным положением о Чувашском республиканском управлении статистики, утвержденным приказом Госкомстата РСФСР № 55 от 11 сентября 1987 г. Управление статистики являлось самостоятельной организацией, в подчинении которой были также районные и городские отделы статистики, как находившиеся на внутрипроизводственном хозяйственном расчете, так и состоявшие на самостоятельном балансе. Управление непосредственно подчинялось Госкомстату РСФСР. На него возлагалось ведение учета и статистики в отраслях народного хозяйства и культуры, осуществление руководства делом учета и статистики на территории Чувашской АССР, обеспечение на основе широкого внедрения современной вычислительной техники машинной разработки материалов, обработка на договорных началах учетно-отчетной документации, плановых и других экономических расчетов предприятий, организаций, учреждений. Управление несло ответственность за организацию и всемерное улучшение учета и отчетности, статистики и обеспечение достоверности представляемых и публикуемых данных.
Руководство производственно-хозяйственной и финансовой работой управления осуществлялось начальником управления и, по установленному распределению обязанностей, - его заместителями. Начальник управления назначался Госкомстатом РСФСР. Для решения важнейших вопросов организации, методологии и механизации статистических работ, повышения качества и достоверности представляемой статистической отчетности, подведения итогов выполнения основных статистических и экономических работ, рассмотрения вопросов централизации учета и отчетности, подбора и расстановки кадров и др. в управлении была образована коллегия. Члены коллегии утверждались Госкомстатом РСФСР" (43).
Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. № 822 «О мерах по коренному улучшению дела статистики в стране» и приказа Госкомстата РСФСР от 11 сентября 1987 г. № 55 приказом Статуправления Чувашской АССР от 30 сентября 1987 г. № 65 «Об организации районных (городских) отделов статистики» с 1 октября 1987 г. Алатырская, Аликовская, Вурнарская, Козловская, Канашская, Мариинско-Посадская, Цивильская, Ядринская и Янтиковская РИВС, Батыревское, Ибресинское, Комсомольское, Красноармейское, Красночетайское, Моргаушское, Порецкое, Урмарское, Чебоксарское, Шемуршинское и Яльчикское РМВБ были преобразованы в районные отделы статистики, Новочебоксарская ГИВС, Чебоксарский и Шумерлинский городские информационно-вычислительные отделы преобразованы в городские отделы статистики. Этим же приказом были присоединены к соответствующим отделам статистики Батыревская, Моргаушская, Урмарская, Порецкая, Красночетайская районные машиносчетные станции. При этом они состояли на самостоятельном балансе, пользовались правами юридического лица, имели свои расчетные счета в учреждениях Госбанка СССР и свою гербовую печать.
В целях дальнейшего улучшения организации бухгалтерского учета, усиления контроля за сохранностью социалистической собственности и экономным использованием материальных ценностей и денежных средств с 15 октября 1987 г. был централизован бухучет Батыревского, Моргаушского, Порецкого, Урмарского районных отделов статистики (44). Районные и городские отделы статистики состояли на самостоятельном балансе, пользовались правами юридического лица, имели свои расчетные счета в учреждениях Госбанка СССР и свою гербовую печать.
Одновременно с реорганизацией Статуправления в республике происходит перестройка деятельности структур статистических органов, направленная на совершенствование экономического анализа и статистической информации, упорядочение отчетности и обеспечение ее достоверности, расширение гласности статистики и усиление роли статистических органов в системе руководства народным хозяйством.
В результате в их деятельности появились новые направления в аналитической работе, больше внимания стало обращаться на раскрытие причин срывов в выполнении плановых заданий, на выявление резервов для решения социально-экономических задач, повысилась оперативность, существенно сокращены сроки разработки отчетности и представления экономико-статистических материалов местным руководящим органам. Особое внимание уделялось вопросам, связанным с новыми условиями хозяйствования и организации труда в отраслях народного хозяйства, работе предприятий в условиях полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости.
В связи с развитием новых процессов и явлений в социально-экономической жизни Чувашии все большее значение стали приобретать экспресс обследования и единовременные учеты. Значительно расширилась тематика материалов экспресс-информаций для руководящих органов республики, которая оперативно подготавливалась в день разработки статистических отчетов и на следующий день.
Совершенно новым явлением стало проведение начиная с 1988 г. постоянных обследований бюджета 300 семей рабочих и служащих, занятых в различных отраслях народного хозяйства и пенсионеров. Кроме того, в этот период органы статистики начинают активную работу по освоению сложной методики исчисления валового национального продукта.
Новым явлением в деятельности статорганов стала ориентация на профилактические меры, опора на общественные организации трудовых коллективов предприятий и организаций. Активизировалась работа общественных инспекторов госстатистики. Постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 24 мая 1988 г. при управлении статистики был образован Совет общественных инспекторов госстатистики из числа работников учета различных отраслей народного хозяйства республики.
Дальнейшее развитие демократических процессов в обществе, принятие декларации о независимости Российской Федерации и последовавший затем распад СССР привели к серьезным изменениям в сфере государственной статистики, прежде всего в ее задачах и структуре. 3 января 1992 г. Госкомстат РСФСР утвердил новое Временное положение о Чувашском республиканском управлении статистики. В соответствии с ним управление было признано «учетно-статистическим центром Чувашской ССР» и отнесено к органам государственного управления. При этом на него возлагались задачи «обеспечения защищенной от проявления местничества и административного давления экономико-статистической информацией Госкомстата РСФСР, Верховного Совета и Совета Министров Чувашской ССР, других органов власти и управления республики». Кроме того оно должно было осуществлять на территории республики руководство общероссийской и региональной государственной статистикой. При этом управление статистики с его органами в районах и городах, подведомственными предприятиями, организациями и учреждениями, входило в единую систему Госкомстата РСФСР, должно было работать и отчитываться только перед ним и в своей деятельности было независимо от распорядительных и исполнительных органов государственной власти Чувашской ССР.
После выборов в декабре 1993 г. первого Президента Чувашской Республики, прекращения полномочий Верховного Совета республики и ликвидации системы органов Советской власти правовой статус республиканского органа статистики не изменился. В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики № 22 от 4 февраля 1994 г. в структуре республиканских органов исполнительной власти было сохранено Чувашское республиканское управление статистики. Лишь 5 июля 1994 г. вместо него был образован Комитет Чувашской Республики по статистике.
За период деятельности органов государственной статистики Чувашской Республики отложился уникальный комплекс документов, отражающий практически все аспекты общественно-экономической деятельности жизни Чувашии в советский период и имеющий непреходящее научно-историческое и практическое значение.
Вместе с тем, в силу определенных причин не все документы сохранились. Это было вызвано тем, что длительное время документы находились в неописанном состояний, а также не был решен вопрос о предоставлении под архив помещения, отвечающего нормам их физической сохранности. Так, Президиум ЦИК Чувашской АССР в своем постановлении «О состоянии архивов в наркоматах и учреждениях» от 25 марта 1936 г. указал ряду руководителей, в том числе УНХУ, «на недопустимость с их стороны отношение к хранению архивного материала». При этом указывалось, что ранее принятые документы: постановление СНК Чувашской АССР от 8 февраля 1934 г., постановление Президиума ЦИК Чувашской АССР от 15 сентября 1935 г., постановление ЦИК и СНК СССР от 5 февраля 1936 г. остались не выполненными.
Проверка Управления народнохозяйственного учета, проведенная в июле 1939 г. Архивным отделом НКВД, установила, «что архивные материалы УНХУ ЧАССР до сего времени находятся в неудовлетворительном состоянии, а часть материалов находится над погребом во дворе Госплана в хаотическом состоянии, без учета и призора». Повторная проверка в феврале 1940 г. также показала, что документы «находятся в крайне неудовлетворительном состоянии». Было также отмечено, что «помещение для хранения архивных материалов отведено в деревянном амбаре, отстоящем на расстоянии более полкилометра от здания, занимаемого самим аппаратом УНХУ ЧАССР». При этом «никакой наружной охраны над ценными архивными документами не установлено и само помещение, как отведенное в чужом дворе среди складов торговых организаций вдали от самого УНХУ, по своей ветхости является совершенно непригодным для хранения архивных документов и находится под угрозой пожарной опасности». Не было наведено порядка в учете и описании дел.
Положение с архивными документами оказалось настолько серьезным, что потребовалось вмешательство Управления народнохозяйственного учета РСФСР, которое предложило чувашскому управлению «добиться от местных органов власти представления подходящего для архива помещения». В результате этого вмешательства архив Статуправления был переведен в каменное неотапливаемое помещение бывшего гаража. Здесь были сосредоточены документы с момента организации органов статистики. Однако, как показала проверка, проведенная в марте 1943 г. архив все еще находился в неупорядоченном состоянии. Кроме того, в начале войны значительная часть этих документов была выделена в макулатуру. Не изменилось положение и в 1946 г.
В 1947 г. в результате перевода архива в другое помещение значительно ухудшились условия хранения документов. Проверка, проведенная в сентябре 1948 г. указала, что «все предложения, данные в акте проверки от 2 ноября 1946 года остались невыполненными». Архив продолжал оставаться в неупорядоченном состоянии. То же подтвердила проверка мая 1950 г.: «Описей нет, учет документальных материалов не ведется. Среди дел последних нескольких лет имеется значительное число их в переплете. Определить количество материалов невозможно. Среди дел, имеющихся на полках, очень малая часть находится в связках, к которым прикреплены произвольные ярлыки с указанием сектора и года. Имеются материалы двадцатых годов (УНХУ). Отбор дел с истекшими сроками хранения не производится, поэтому архив засорен материалами, не подлежащими дальнейшему хранению».
Положение не на много улучшилось и в 1954 г. В рекомендациях, сделанных по итогам проведенной в этом году проверки, Статуправлению было предложено подготовить для передачи в госархив дела по 1942 г. Кроме того, в это же время архив Статуправления был переведен в новое помещение. Проведенная инвентаризация установила наличие около 8 тыс. единиц хранения с 1917 по 50-е гг. Из них дела по 1924 г. были подготовлены для передачи в архив, а за 1925-1946 гг. требовали полной обработки. В 1957 г. первые 100 обработанных дел были переданы на государственное хранение. Постепенно стали приводиться в порядок и остальные документы. К 1976 г. были обработаны дела по 1965 г. В помещении архива Статуправления оставалось на хранении 12 тыс. дел с 1965 г.
В феврале 1976 г. в результате аварии канализации произошло затопление архива, в результате которого 80 процентов дел оказались полностью затопленными. Положение еще более усугубилось тем, что документы продолжали находиться в помещении в течение нескольких месяцев, пока архив не был переведен в новое помещение. При этом все пострадавшие дела, без согласования с республиканским архивным органом, были сданы конторе Вторсырья. Общее количество дел, сданных в переработку, нигде не было учтено. Проверка архива, проведенная в феврале-марте 1979 г. отмечала, что «каких-либо работ по восстановлению утраченных документов, имеющих особую историческую ценность, не ведется». Эта же проверка отмечала крайне слабую работу по проведению описания дел.
После ввода в эксплуатацию специально построенного для Статистического управления Чувашской АССР здания под архив было выделено специальное помещение, где в основном стали откладываться документы действовавших в то время подразделений. Значительная часть документов продолжала оставаться в старом архиве в подвальном помещении. В 1980 г. были приведены в порядок 3165 дел постоянного срока хранения за 1940-1977 гг., из которых 1804 дела были переданы в Центральный государственный архив Чувашской АССР.
__________________
(1) СУ 1918, № 55, ст. 611.
(2) СУ 1918, № 67, ст. 729.
(3) ЦГА Чувашской Республики. Ф.Р-3. Оп. 1. Д. 27. Л.1.
(4) Там же, Ф.Р-3. Оп.1. Д.29а. Л.39-39 об.
(5) Там же, Ф.Р-3. Оп.1. Д.29а. Л.55-55 об.
(6) Чувашия в годы гражданской войны. Образование Чувашской автономной области. Сб. документов. - Чебоксары: Чув. кн. изд-во. - 1960. - С.580-590.
(7) ЦГА Чувашской Республики. Ф.Р-3. Оп.1. Д.29а. Л.73-73 об.
(8) ЦГА Чувашской Республики. Ф.Р-3. Оп.1. Д.4. Л.11 об.-12.
(9) Законы и постановления о Советах Чувашской АССР (1920-1987). Документы и материалы. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1989. - С.40.
(10) Там же, С.43-44.
(11) Там же, С.44.
(12) Там же, С.45.
(13) Там же, С.52.
(14) Там же, С.52-55.
(15) СУ 1931, № 73, ст. 488.
(16) ЦГА Чувашской Республики. Ф.Р-203. Оп.1. Д.131. Л.181.
(17) Там же, Ф.Р-203. Оп.18. Д.12. Л.1305.
(18) Там же, Ф.Р-203. Оп.19. Д.258. Л.140-141.
(19) Там же, Ф.Р-203. Оп.21. Д.114. Л.9-11.
(20) Вед. архив Госкомстата Чувашской Республики. Оп.1. Д.47. Л.104.
(21) Там же, Оп.1. Д-44. Л.39.
(22) Там же, Оп.1. Д.44. Л.76-77.
(23) Там же, Оп.1. Д.44. Л.76.
(24) Там же, Оп.1. Д.53. Л.169.
(25) Там же, Оп.1. Д.55. Л.2.
(26) Там же, Оп.1. Д.69. Л.52.
(27) Там же, Оп.1. Д.72. Л.82.
(28) Там же, Оп.1. Д.76. Л.321.
(29) Там же, Оп.1. Д-81. Л.202.
(30) Там же, Оп.1. Д.81. Л.203.
(31) Там же, Оп.1. Д.86. Л.205.
(32) Там же, Оп.1. Д.86. Л.200.
(33) Там же, Оп.1. Д.86. Л.255.
(34) Там же, Оп.1. Д.86. Л.256.
(35) Там же, Оп.1. Д-91. Л.182.
(36) Там же, Оп.1. Д-91. Л.243.
(37) Там же, Оп.1. Д.98. Л.259.
(38) Там же, Оп.1. Д-157. Л.147-148.
(39) Там же, Оп.1. Д.157. Л.146.
(40) Там же, Оп.1. Д.157. Л.176.
(41) Там же, Оп.1. Д-176. Л.203-204.
(42) Там же, Оп.1. Д.185. Л.205-206.
(43) Там же, Оп.1. Д.183. Л.1-4.
(44) Там же, Оп.1. Д.185. Л.207-208.

Составлена по договору от 16 мая 2001 г.
Составитель Л.П. Игнатьева
Крайние даты документов : 1923-1993
Показывать на сайте? : да