Государственный исторический архив
Чувашской Республики

Р-2080

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : Р-2080
Наименование : Канашский вагоноремонтный завод
Полное наименование :
Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод - филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г.Канаш. 1934 г. - *.
Шифр сайт : Ф.Р-2080 Канашский вагоноремонтный завод
Переименования
Дата : 26.03.1934-01.01.1938  
Наименование : Канашский вагоноремонтный завод Треста вагоностроительных заводов Народного комиссариата путей сообщения СССР, г.Канаш.  
Дата : 01.01.1957-10.04.1981  
Наименование : Канашский вагоноремонтный завод Главного управления по ремонту подвижного состава и производству запасных частей Министерства путей сообщения СССР, г.Канаш.  
Дата : 01.01.1953-01.01.1956  
Наименование : Канашский вагоноремонтный завод Управления локомотиво-вагоноремонтными заводами Министерства путей сообщения СССР, г.Канаш.  
Дата : 01.01.1939-01.01.1940  
Наименование : Канашский вагоноремонтный завод Восточно-Азиатского треста паровозно-вагоноремонтных заводов Народного Комиссариата путей сообщения СССР, г.Канаш.  
Дата : 01.01.1940-01.01.1941  
Наименование : Канашский вагоноремонтный завод Треста вагоноремотных заводов Центра, Востока и Средней Азии Народного Комиссариата путей сообщения СССР, г.Канаш.  
Дата : 01.01.1941-10.06.1946  
Наименование : Канашский вагоноремонтный завод Управления вагоноремонтными заводами Министерства путей сообщения СССР, г.Канаш.  
Дата : 10.06.1946-01.01.1950  
Наименование : Канашский вагоноремонтный завод Управления заводами по ремонту подвижного состава Приволжского округа железных дорог Министерства путей сообщения СССР, г.Канаш.  
Дата : 01.01.1951-01.01.1952  
Наименование : Канашский вагоноремонтный завод Главного управления вагоноремонтными заводами Министерства путей сообщения СССР, г.Канаш.  
Дата : 10.04.1981-25.11.1991  
Наименование : Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод Министерства путей сообщения СССР, г.Канаш.  
Дата : 25.11.1991-25.12.1991  
Наименование : Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод Министерства путей сообщения РСФСР, г.Канаш.  
Дата : 25.12.1991-15.10.1992  
Наименование : Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод Министерства путей сообщения Российской Федерации, г.Канаш.  
Дата : 15.10.1992-01.10.1996  
Наименование : Государственное унитарное предприятие "Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод" Министерства путей сообщения РФ, г.Канаш.  
Дата : 01.10.1996-16.09.1999  
Наименование : Государственное унитарное предприятие "Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод" Горьковской железной дороги, г. Канаш  
Дата : 16.09.1999-24.10.2001  
Наименование : Государственное унитарное предприятие "Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод" Министерства путей сообщения Российской Федерации, г. Канаш  
Дата : 24.10.2001-18.09.2003  
Наименование : Федеральное государственное унитарное предприятие "Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод" Министерства путей сообщения Российской Федерации, г. Канаш  
Дата : 01.10.2003-  
Наименование : Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод - филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Канаш
Историческая справка :
В январе 1934 года на XVII Чувашской областной партийной конференции были рассмотрены основные показатели второго пятилетнего плана (1933-1937), в том числе и в области развития транспорта - строительство ж.д. линии Канаш-Чебоксары, строительство Канашского вагоноремонтного завода, важнейшей стройки второй пятилетки.
XVII Партийный съезд, утверждая второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР, вновь подчеркнул необходимость дальнейшего развития индустрии в национальных окраинах и районах. Строительство Канашского ВРЗ продиктовано и тем, что успешное выполнение второго пятилетнего плана потребовали от железнодорожного транспорта решительного оздоровления подвижного состава для обеспечения перевозок.
Строительство Канашского вагоноремонтного завода было начато в марте 1934 года ("Чувашия за 50 лет Советской власти" стр. 196).
Завод строило Управление строительства "Заводстрой" Народного Комиссариата путей сообщения СССР. Плановый объём строительной работы на 1934 год составил 820 тыс. руб. (в нынешнем исчислении цен), а фактически строительство выполнено на 1019 тыс. руб.
В 1934 году на строительстве работало 2512 человек. Первым начальником был тов. Мокеев М.В.
В августе 1935 года строители сдали в эксплуатацию вагоносборочный цех и 25 августа из ворот завода вышли 8 отремонтированных вагонов. В 1935 году отремонтировано 45 вагонов. В 1936 году строители сдали в эксплуатацию кузнечный, рессорно-пружинный и колесный цеха.
В 1936 году ВРЗ был дан план ремонта 1500 вагонов, отремонтировано 700 вагонов или 46,7% плана при среднегодовом составе рабочих 586 человек.
В 1937 году сдан в эксплуатацию ремонтно-механический цех. План ремонта вагонов на 1937 год - 3000, выполнено - 700 вагонов, или 46,7%.
В 1938 году в эксплуатацию сдана ТЭЦ, что облегчило снабжение завода электроэнергией и ремонт вагонов.
На основании Постановления Экономического Совета при Совете Народных комиссаров СССР № 480 от 20 апреля 1940 года ВРЗ пущен в полную эксплуатацию. В 1940 г. отремонтировано вагонов в 4,7 раза больше по сравнению с 1937 годом. В 1941 году, после вероломного нападения на Советскую страну фашистской Германии в конце июля и в начале августа в Канашский вагоноремонтный завод были эвакуированы Дарницкий и Жмеринский ВРЗ и паровозовагоноремонтный завод им. Шевченко. Рабочая сила и оборудование этих ВРЗ прибыли не в полном составе. До эвакуации на этих ВРЗ работало около 5 тысяч человек, в том числе рабочих 4 тысячи, а в Канашский ВРЗ прибыли 1021 чел., в т.ч. рабочих 741 чел.
С июля по ноябрь месяц 1941 года из разных эвакуированных заводов в Канашский вагоноремонтный завод поступило 727 различных станков.
В годы войны Канашский вагоноремонтный завод не только ремонтировал вагоны, но строил, ремонтировал и перевооружал бронепоезда и изготовил 50 снегоочистителей, производил ремонт танков. В 1944 году по сравнению с 1940 годом выпуск валовой продукции возрос в 5 раз.
В 1946 году за заслуги в период Великой Отечественной войны Государственный комитет обороны СССР Канашскому ВРЗ передал на вечное хранение Переходящее Красное знамя ГКО. Коллектив ВРЗ в период Великой Отечественной войны внёс на строительство бронепоезда "За Родину" 320 тысяч рублей.
В послевоенные годы ВРЗ ознаменовал полной перестройкой технологического процесса ремонта со стойлового метода на поточный и в результате ремонт вагонов увеличился в трое.
За годы семилетки (1959-1965 гг.) творческим трудом новаторов ВРЗ создано 20 поточно-конвейерных линий и производительность труда поднялась в два раза, выпуск продукции возрос в 2,4 раза и прибыль от реализации готовой продукции увеличилась в 5 раз. Семилетний план выполнен досрочно (план 64900 вагонов, выполнено 70040) и по сравнению с 1958 годом возрос в 2,4 раза. Производительность труда поднялась в 2 раза, себестоимость продукции снизилась на 32%. За семилетку 950 семей работников ВРЗ получили благоустроенные квартиры.
За период своего существования Канашский вагоноремонтный завод находился в непосредственном подчинении разных трестов и Управлений Народного комиссариата путей сообщения, а после переименования (март 1946 г.) Министерства путей сообщения СССР.
С 26 марта 1934 года по 1938 год в непосредственном подчинении "Трест вагоностроительных заводов" Народного комиссариата путей сообщения СССР (НКПС). Дело № 1, листы №№ 156, 158, 182.
В январе 1939 года ВРЗ переходит в подчинение Восточно-Азиатского треста паровозовагоноремонтных заводов. Дело № 1, листы 75 и 154.
В 1940 году (январь) ВРЗ переходит в непосредственное подчинение треста вагоноремонтных заводов Центра, Востока и Средней Азии. Дело № 1, лист 1.
В 1941 году переходит в подчинение Управления вагоноремонтными заводами НКПС (дело № 1, лист 56).
Приказом Министра путей сообщения СССР № 479/Ц от 10 июня 1946 года из Управления вагоноремонтными заводами МПС Канашский ВРЗ передан на баланс Управления заводами по ремонту подвижного состава Приволжского округа железных дорог, где находится до 1950 г. (дело Ш 60, лист I), а в 1951-1952 годах находился в подчинении Главного Управления вагоноремонтными заводами МПС ( дело № 113, лист 3).
С 1953-1956 гг. завод находился в подчинении Управления локомотивовагоноремонтными заводами МПС (дело № 170, лист 1).
С 1957 года по настоящее время Канашский ВРЗ находится в подчинении Главного управления по ремонту подвижного состава и производству запасных частей Министерства путей сообщения СССР (дело № 334, лист 1).
Основной задачей Канашского вагоноремонтного завода является - капитальный ремонт подвижного состава и производство запасных частей для ремонта.
В период с июля по ноябрь месяц 1970 года документальные материалы завода обработаны хозрасчётной группой Центрального государственного архива ЧАССР за 1936-1968 гг. в объёме 9095 дел. Из них постоянного хранения 771 единица за 1936-1963 гг. сдано на государственное хранение в ЦГА ЧАССР 446 единиц за 1936-1960 гг.
Документальные материалы за 1961-1968 гг. в объёме 325 единиц хранения оставлены на хранение в архиве завода.
Выделено к уничтожению 8200 дел за 1946-1968 гг.
Обработано по личному составу 25 единиц хранения за 1936 год.
Документов временного хранения 89 дел за 1966-1969 гг.
Документальные материалы находятся в удовлетворительном состоянии и отражают деятельность завода.
За 1934-1935 гг. документальные материалы на обработку не были представлены.

Начальник Канашского
вагоноремонтного завода Ю.Никулин

Историческую справку составил старший
научный сотрудник хозрасчётной группы
Центрального государственного архива
Чувашской АССР С. Шадрин
30 ноября 1970 года

ДОПОЛНЕНИЕ К ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКЕ
Президиум Верховного Совета СССР Указом от 3 апреля 1981 г. за большие успехи, достигнутые е выполнении заданий десятой пятилетки и повышение эффективности производства наградил Канашский вагоноремонтный завод орденом Трудового Красного Знамени.
В соответствии с приказом Министерства путей сообщения СССР от 10 апреля 1981 г. № 1350-р Канашский вагоноремонтный завод переименован в Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод (1).
В своей деятельности Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод подчиняется Министерству путей сообщения СССР.
Документы постоянного хранения завода за 1934-1967 годы сданы на государственное хранение в Центральный государственный архив Чувашской АССР, а за 1968-1979 года в обработанном виде по утвержденным описям хранятся в ведомственном архиве. Документы по личному составу за 1934-1979 годы приведены в порядок и также хранятся в архиве завода.
В октябре 1987 г. научно-технической обработке были подвергнуты документы завода за 1980-1985 годы.
В результате обработки составлены:
- опись № 1 (продолжение) дел постоянного хранения за 1980-1985 годы в количестве 170 дел с приложениями элементов научно-справочного аппарата: титульного листа, оглавления, списка сокращенных слов, предисловия.
- опись № 1а (продолжение) дел постоянного хранения за 1959-1977 годы в количестве 56 дел.
- опись № 2 (продолжение) дел по личному составу за 1970, 1977, 1980-1985 годы в количестве 88 дел.
- Акт о выделении к уничтожению документов за 1959-1984 годы в количестве 291 дела.
110 дел подвергнуто экспертизе и оставлено на временное хранение.
_____________________
(1) ЦГА Чувашской АССР, Ф. № Р-2080, оп. № 1, д. № 1370, л.218.

Старший архивист отдела комплектования
и экспертизы ценности документов
ЦГА Чувашской АССР Ю.А. Ксенофонтова
27 октября 1987 г.

ДОПОЛНЕНИЕ К ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКЕ
В соответствии с Указом Президента РСФСР от 25 ноября 1991 г. № 242 "О реорганизации органов государственных предприятий РСФСР" было образовано Министерство путей сообщения РСФСР и Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод перешел в его ведение. На основании Закона РСФСР от 25 декабря 1991 г. "Об изменении наименования государства РСФСР" Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика стала именоваться (называться) Российская Федерация (Россия). Соответственно и Министерство путей сообщения стало именоваться Министерство путей сообщения РФ.
Документы постоянного хранения по 1975 г. сданы на государственное хранение в Центральный госархив ЧР, а за 1976-1988 гг. и дела по личному составу по 1988 г. обработаны и хранятся в архиве завода.
Очередная научно-техническая обработка документов завода проведена в сентябре 1995 года.
Данный раздел описи является продолжением описи №1, нумерация дел в котором начинается с № 1630.
Опись составлена по хронологически-структурному принципу. Структура описи определена согласно штатному расписанию на 1989 год:
- Руководство
- Инженер по технике безопасности
- Отдел главного технолога
- Отдел механизации и автоматизации производственных процессов
- Центральная заводская лаборатория
- Производственно-диспетчерский отдел
- Бюро по определению объема ремонта
- Планово-экономический отдел
- Отдел технического контроля
- Отдел главного механика
- Отдел главного энергетика
- Отдел капитального строительства
- Отдел труда и зарплаты
- Отдел кадров
- Отдел материально-технического снабжения
- Отдел внешней кооперации и сбыта
- Спецотдел и штаб гражданской обороны
- Хозяйственный отдел
- Главная бухгалтерия
- Редакция газеты "Вагонник".
Обработаны и включены в опись документы профкома, совета трудового коллектива. В опись включены только те структурные подразделения, где отложились документы постоянного хранения.
В результате научно-технической обработки документов составлены:
- Опись № 1 (продолжение) дел постоянного хранения за 1989-1992 гг. в количестве 162 дел,
- Опись № 2 (продолжение) дел по личному составу за 1989-1992 гг. в количестве 190 дел,
- Акт о выделении к уничтожению документов и дел, не имеющих научно-исторической ценности и утративших практическое значение в количестве 230 дел.
К описи дел постоянного хранения составлены необходимые элементы научно-справочного аппарата: титульный лист, оглавление, список сокращенных слов, предисловие.

Ответственный за архив Л.Н. Михайлова
23 ноября 1995 г.

ДОПОЛНЕНИЕ К ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКЕ
Государственное унитарное предприятие Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод с ноября 1996 г. функционировал в составе Горьковской железной дороги.
Структура аппарата управления завода по состоянию на 1 января 1997 г. была следующей:
- руководство;
- бюро по технике безопасности;
- бюро по охране природы;
- отдел главного технолога;
- отдел главного конструктора;
- центральная заводская лаборатория;
- производственно-диспетчерский отдел;
- бюро по определению объема ремонта;
- экономический отдел;
- отдел технического контроля;
- отдел главного механика;
- отдел главного энергетика;
- отдел капитального строительства;
- отдел кадров;
- отдел материально-технического снабжения;
- отдел внешней кооперации и сбыта;
- отдел труда и зарплаты;
- главная бухгалтерия;
- спецотдел со штабом;
- хозяйственный отдел.
В соответствии с приказом начальника Горьковской железной дороги от 28 мая 1998 г. №144/н «О выводе из состава основной деятельности пред¬приятий дорожного подчинения» приказом директора завода от 21 августа 1998 г. №324 «О создании дочернего предприятия - Отдела рабочего снабжения (ОРС) Канашского ВРЗ» выведен из состава завода цех питания и на его базе создано Государственное унитарное предприятие «ОРС Канашского ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтного завода» (дочернее предприятие) путем передачи ОРСу части своего имущества в хозяйственное ведение. Приказом директора завода от 1 сентября 1998 г. все работники цеха питания уволены в порядке перевода в ГУП «Отдел рабочего снабжения».
Постановлением главы администрации г. Канаш от 29 сентября 1998 г. №558 зарегистрирован Устав государственного унитарного предприятия «Отдел рабочего снабжения Канашского ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтного завода», в соответствии с которым оно является юридическим лицом, имеет расчетные счета и иные счета в банке, самостоятельный баланс.
В целях наиболее эффективного использования производственных мощностей Канашского вагоноремонтного завода, увеличения его загрузки, улучшения финансового положения и в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте», принимая во внимание согласие Горьковской железной дороги, Указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № Л-2053-у «О выводе Канашского ВРЗ из состава Горьковской железной дороги» Канашский ВРЗ передан из состава Горьковской железной дороги в непосредственное ведение Министерства путей сообщения Российской Федерации, а именно в ведение Дирекции заводов по капитальному ремонту и строительству грузовых и пассажирских вагонов (Дирекция «Вагонреммаш»), основной функцией которой является организация эффективного управления заводами отрасли для обеспечения потребности федерального железнодорожного транспорта в капитальном ремонте и строительстве подвижного состава, производства запасных частей и другой продукции.
На основании заявления ГУП «Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод» от 22 сентября 1999 г. № В 213 и в соответствии с распоряжением Министерства государственного имущества Чувашской Республики от 28 октября 1999 г. №1340-р имущество, находящееся на балансе завода, внесено в Реестр федерального имущества. Реестровый номер - 02100214.
24 октября 1999 г. Регистрационной палатой Чувашской Республики ГУП «Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод» выдано свидетельство 321 АВ 013326 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 883174 м2 для производственно-хозяйственной деятельности.
По представлению ГУП «Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод» и на основании статьи 4 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27 марта 2000 г. № Ш-724-у «О закреплении имущества в хозяйственном ведении» закреплены в хозяйственном ведении за заводом объекты недвижимости, а также оборудование, инвентарь, сырье, продукция, иное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе завода.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. №398 «О дополнении перечня государственных предприятий, не связанных непосредственно с организацией движения и обеспечением аварийно-восстановительных работ на железнодорожном транспорте, подлежащих выводу из структуры железнодорожного транспорта и приватизации» ГУП «Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод» включен в вышеуказанный Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. №338 «О реализации мер по совершенствованию структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Приказом Министра путей сообщения Российской Федерации от 23 декабря 2000 г. № 1251 директором ГУП «Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод» назначен Казаков Сергей Геннадьевич.
В целях приведения учредительных документов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, на основании статьи 8 «О федеральном железнодорожном транспорте» и постановления Совета Министров РСФСР от 14 февраля 1968 г. №91 «Об утверждении положения о порядке наименования и переименования государственных предприятий, учреждений, организаций и иных объектов республиканского (РСФСР и АССР) и местного подчинения, а также колхозов и других кооперативных организаций» распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 12 октября 2001 г. №130-р ГУП «Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод» переименован в Федеральное государственное унитарное предприятие «Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод» Министерства путей сообщения Российской Федерации». Этим же распоряжением утвержден Устав завода, эскиз печати с наименованием предприятия.
Устав Федерального государственного унитарного предприятия «Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод» Министерства путей сообщения Российской Федерации согласован распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 1 октября 2001 г. №2865-р и зарегистрирован постановлением главы администрации г.Канаш от 24 октября 2001 г. № 790.
В соответствии с Уставом ФГУП «Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод» Министерства путей сообщения Российской Федерации» является коммерческой организацией, находится в подчинении Министерства путей сообщения Российской Федерации и непосредственном ведении государственного учреждения Дирекции заводов по капитальному ремонту и строительству грузовых и пассажирских вагонов Ми¬нистерства путей сообщения Российской Федерации.
Функции учредителя предприятия осуществляет Министерство путей сообщения Российской Федерации.
Основными видами деятельности предприятия являются:
- изготовление машиностроительной продукции и вагоностроение;
- производство запасных частей для железнодорожного подвижного состава;
- научно-техническая деятельность, разработка и внедрение новых технологий, оборудования и средств механизации в целях развития производственных мощностей;
- изготовление и выпуск продукции по заказам сторонних организаций и населения и другие.
За 1997-2001гг. структура аппарата управления предприятия не менялась.
В целях совершенствования структуры управления предприятия, обеспечения безаварийной и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов и технического оборудования, своевременного и качественного ремонта приказом директора ФГУП «Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод» от 18 февраля 2002 г. №157 с марта 2002 г. исключены из структуры управления предприятием отдел главного механика и отдел главного энергетика, объединив их в энерго-механический отдел (ЭМО).
С 1 июля 2002 г. утверждена следующая структура управления предприятием:
- руководство;
- производственно-диспетчерский отдел;
технические службы:
- отдел главного технолога;
- отдел главного конструктора;
- энерго-механический отдел;
- отдел техники безопасности и охраны труды;
- бюро по охраны природы;
- отдел капитального строительства;
- центральная заводская лаборатория;
- отдел информационных технологий и вычислительной техники;
- планово-экономический отдел;
- отдел труда и зарплаты;
- отдел маркетинга;
- бюро по стандартизации и сертификации;
- отдел технического контроля;
- отдел по управлению персоналом;
- отдел материально-технического снабжения;
- отдел внешней кооперации и сбыта;
- юридическое бюро;
- спецотдел со штабом гражданской обороны;
- хозяйственный отдел;
- главная бухгалтерия.
Документы постоянного хранения Канашского вагоноремонтного завода переданы на хранение в ЦГА Чувашской Республики, где образован архивный фонд № 2080, а до 1996 гг., и все документы по личному составу в упорядоченном состоянии находятся в ведомственном архиве предприятия.
Очередная научно-техническая обработка документов предприятия проведена в мае 2003 г., в результате которой составлены:
- опись №1 (продолжение) дел постоянного хранения за ноябрь 1995-2002 гг. в количестве 148 дел;
- опись №2 (продолжение) дел по личному составу за 1991, 1996-2002 гг. в количестве 145 дел;
- опись №2а (продолжение) по личному составу (лицевые счета (расчетные листки) по заработной плате) за 1996-2002 гг. в количестве 136 дел;
- акт о выделении к уничтожению документов и дел за 1989-1998 гг. в количестве 490 дел.

Ответственный за архив Л.Н. Михайлова
05.06.2003

ДОПОЛНЕНИЕ К ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКЕ
В целях приведения учредительных документов государственного предприятия «Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод» МПС России в соответствие с Гражданским Кодексом Российской Федерации, на основании статьи 8 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» распоряжением Министерства путей сообщения от 12 октября 2001 г. №13-р ГП «Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод» был переименован в федеральное государственное унитарное предприятие «Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод Министерства путей сообщения Российской Федерации» и утвержден его устав.
Приказом директора ФГУП «Канашский ВРЗ» от 10 июля 2002 г. №490 соответственно был переименован ГУП «Отдел рабочего снабжения Канашского ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтного завода» в федеральное государственное унитарное предприятие «Отдел рабочего снабжения федерального государственного унитарного предприятия Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод МПС России» и утвержден его устав.
В целях совершенствования системы управления завода, обеспечения безаварийной и надежной работы теплоустановок трубопроводов и для своевременного и качественного их ремонта исключен с 01 ноября 2002 г. из структуры энергоремонтного цеха участок по монтажу и ремонту теплоустановок трубопроводов. Штатные единицы участка переданы в энергосиловой цех.
На 01 января 2003 г. в общей структуре управления были следующие подразделения:
Заводоуправление
1. Руководство
Директор завода
Главный инженер
Заместитель директора по коммерческой работе
Заместитель директора завода по экономике
Заместитель директора завода по производству
Заместитель директора по управлению персоналом и АХД
Заместитель директора по управлению качеством
Главный бухгалтер завода
Референт директора завода
2. Производственно-диспетчерский отдел
3. Отдел главного технолога
4. Отдел главного конструктора
5. Энерго-механический отдел
6. Отдел охраны труда и техники безопасности
7. Отдел капитального строительства
8. Бюро по определению объема ремонта
9. Центральная заводская лаборатория
10. Отдел информационных технологий и вычислительной техники
11. Планово-экономический отдел
12. Отдел труда и заработной платы
13. Отдел маркетинга
14. Бюро по стандартизации и сертификации
15. Отдел технического контроля
16. Отдел управления персоналом
17. Отдел материального снабжения
18. Отдел внешней кооперации и сбыта
19. Юридическое бюро
20. Спецотдел и штаб ГО
21. Хозяйственный отдел
22. Главная бухгалтерия
Цеха
Цех разборки и подготовки вагонов
Вагоносборочный цех
Цех ходовых частей
Ремонтно-комплектовочный цех
Сталелитейный цех
Кузнечно-штамповочный цех
Механический участок
Инструментально-ремонтно-механический цех
Машиностроительный цех
Подсобно-вспомогательный цех
Энергосиловой цех
Энергоремонтный цех
Транспортный цех
Автогараж
Прочие
Охрана
Непромышленный персонал
Физкультурно-оздоровительный комплекс
Редакция газеты «Вагонник»
Санаторий-профилакторий «Уют».
В целях совершенствования структуры управления завода и сокращения расходов на управленческий персонал приказом директора завода №67 от 24 января 2003 г. «Об изменении в штатном расписании» исключено с 01 февраля 2003 г. из структуры завода бюро по охране природы и введена в штат ЭМО одна штатная единица инженера по охране окружающей среды.
Приказом директора ФГУП «Канашский ВРЗ» от 11 июня 2003 г. №531 «О реорганизации структуры управления» с 01 июня 2003 г. из структуры управления завода исключен физкультурно-оздоровительный комплекс. В связи с этим штатные единицы ФОК переданы в хозяйственный отдел и с 01 сентября сокращен штат заведующего физкультурно-оздоровительным центром.
В летнее время при заводе функционировал детский оздоровительный лагерь «Цивиль» со следующей структурой:
Административно-хозяйственный персонал Педагогический персонал Медицинский персонал.
В целях совершенствования структуры управления завода приказом директора завода с 01 июля 2003 г. ремонтно-комплектовочный цех (РКЦ) преобразован в ремонтно-комплектовочное отделение и участок по изготовлению крыш и переданы: ремонтно-комплектовочное отделение в вагоносборочный цех, участок по изготовлению крыш в ЦРПВ.
Приказом по ФГУП «Канашский ВРЗ» от 31 июня 2003 г. №772 с 01 октября 2003 г. исключен из структуры управления завода механический участок, присоединив его к кузнечно-штамповочному цеху, как метизно-станочное отделение.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. №585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» было учреждено открытое акционерное общество «Российские железные дороги».
Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ и Министерства путей сообщения РФ от 30 сентября 2003 г. № 4557-р/6-р/ 884р был утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги». С 01 октября 2003 г. имущество ФГУП «Канашский ВРЗ» было приватизировано путем внесения в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги». 27 сентября 2003 г. президентом ОАО «Российские железные дороги» утверждено Положение о Канашском ордена трудового Красного Знамени вагоноремонтном заводе - филиале открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. №585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФГУП «Канашский ордена трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод» преобразован в связи с приватизацией имущества в Канашский ордена трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод - филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (сокращенно: Канашский ВРЗ - филиал ОАО «РЖД»).
Канашский ВРЗ - филиал ОАО «РЖД» является обособленным подразделением открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Филиал не является юридическим лицом и осуществляет деятельность от имени ОАО «РЖД». Ответственность по обязательствам филиала несет ОАО «РЖД».
Приказом Президента ОАО «РЖД» №09 от 25 сентября 2003 г. директором филиала назначен Казаков Сергей Геннадьевич.
Канашский ВРЗ - филиал ОАО «РЖД» осуществлял следующие виды деятельности:
- оказание услуг по проведению планового и текущего ремонта, технического обслуживания вагонов, контейнеров и локомотивов и по проведению ремонта колесных пар;
- модернизация, строительство вагонов, локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава, производство запасных частей, его оборудования, узлов и агрегатов, оказание других связанных с этим услуг;
- согласование технической и нормативно-технической документации на ремонт подвижного состава и другой продукции;
- торгово-закупочная деятельность, связанная с основной деятельностью и вспомогательным производством филиала;
- эксплуатация, ремонт и содержание транспортных средств, оборудования, станков, а также объектов энергообеспечения филиала;
- изготовление, выпуск продукции и оказание услуг по заказам сторонних организаций и населения;
- образовательная деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников завода и культурно-просветительная деятельность.
В соответствии с телеграммой президента ОАО «Российские железные дороги» от 29 сентября 2003 г. №ГФ-1 структура и штатное расписание завода остались без изменения.
В связи с приватизацией имущества ГУП «Отдел рабочего снабжения Канашского ВРЗ» путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» и в соответствии с утвержденным в установленном порядке положением о Канашском ордена трудового Красного Знамени вагоноремонтном заводе - филиале ОАО «РЖД», где подразделение ОРС является обособленным структурным подразделением, приказом директора ФГУП «КВРЗ» №985 от 30 сентября 2003 г. отдел рабочего снабжения с 01 октября 2003 г. включен в структуру завода.
В 2004-2005 г.г. в структуру и штатное расписание завода были внесены следующие изменения:
1. В соответствии с телеграммой дирекции «Желдорреммаш» №Э35/1 от 14 января 2004 г. и во исполнение пункта 7 протокола совещания у вице-президента ОАО «РЖД» от 26-27 ноября 2003г. №ВП-13 пр. приказом директора Канашского ВРЗ - филиала ОАО «РЖД» № 113 от 30 января 2004 г. создано бюро по бюджетированию и планированию из 2 человек без увеличения численности инженерно-технических работников и введены в штат бюро должности начальника бюро и экономиста по финансовой работе;
2. В целях выполнения программы по подготовке систем качества и производств к сертификации, усиления и эффективности работы службы качества приказом директора завода №852 от 23 августа 2004 г. «Об изменении в штатном расписании завода» с 23 августа 2004 г. бюро по стандартизации и сертификации преобразовано в сектор по управлению качеством и сертификации;
3. Приказом директора завода №877 от 01 сентября 2004 г. «Об изменении в структуре и штатном расписании завода» с 01 сентября 2004 г. выведен из состава отделе технического контроля участок неразрушающего контроля и включен в структуру управления как отдел неразрушающего контроля. Этим же приказом с 01 сентября 2004 г. переименованы:
- сектор по управлению качеством и сертификации в отдел по управлению качеством и сертификации;
- центральная заводская лаборатория - в отдел метрологии.
4. В связи с передачей санитарно-бытовых помещений вагонного комбината в обслуживание административно-хозяйственного отдела приказом директора Канашского ВРЗ №9 от 11 января 2005 г. административно-хозяйственный отдел преобразован в хозяйственный цех;
5. В целях наиболее эффективного использования оборудования, увеличения выпуска колесных пар приказом директора завода №21 от 12 января 2005 г. «Об организации работ ЦХЧ» с 17 января 2005 г. объединены участки цеха ходовых частей по обработке колесных пар и прессовый в один участок: «колесно-прессовый»;
6. Для обеспечения безусловного выполнения дополнительного задания на 2005 г. по модернизации платформ для перевозки цельнокатаных колес и освоение выпуска новых видов продукции приказом директора завода №442 от 21 апреля 2005 г. на существующих площадях поточно-конвейерных линиях №№1Х, X, XI создан с 01 мая 2005 г. цех малых серий (ЦМС);
7. Во исполнение пункта 1 протокола совещания у вице-президента ОАО «РЖД» №ВГ 52 пр. от 03 марта 2005 г. по реализации проекта производства перспективных моделей грузовых вагонов на производственных площадях Канашского ВРЗ - филиала ОАО «РЖД» приказом директора завода №674 от 02 июня 2005 г. создан в структуре отдела главного конструктора сектор разработки конструкций грузовых вагонов нового поколения.
Приказом Президента ОАО «Российские железные дороги» № 165 от 12 марта 2005 г. Казаков С.Г. освобожден от должности директора завода. Директором Канашского ВРЗ - филиала ОАО «РЖД» «Российские железные дороги» назначен Чуркин Алексей Иванович (Приказ №166 от 12.03.05 ОАО «РЖД»).
Согласно договорам аренды №960 от 28 ноября 2005 г. и №ЦУША/1/А/0412050000/05/00227 от 08 декабря 2005 г. движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансе Канашского вагоноремонтного завода - филиала ОАО «РЖД» переданы открытому акционерному обществу «Промтрактор» для организации эффективной эксплуатации и выполнения программы капитального ремонта и капитального ремонта с продлением срока полезного использования подвижного состава ОАО «РЖД», производственного комплекса Канашского вагоноремонтного завода - филиала ОАО «РЖД» с целью создания мощностей для строительства перспективных моделей грузовых вагонов, совершенствования технологии и повышения качества ремонта грузовых вагонов.
Согласно договорам субаренды №№ 11, 12 от 29 декабря 2005 г. ОАО «Промтрактор» передало во временное владение и пользование движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансе Канашского ВРЗ, ЗАО «Промтрактор-Вагон» для осуществления вышеперечисленных целей.
Приказом директора Канашского вагоноремонтного завода - филиала ОАО «Российские железные дороги» №248-у от 30 декабря 2005 г. работники завода уволены по пункту 5 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации в порядке перевода в закрытое акционерное общество «Промтрактор-Вагон».
Приказом Президента ОАО «Российские железные дороги» №1292 от 30 декабря 2005 г. Чуркин А.И. освобожден от должности директора Канашского ВРЗ - филиала ОАО «РЖД» в связи с переходом на другую работу. Директором завода назначен Янышин Сергей Васильевич (Приказ Президента ОАО «РЖД» №1304 от 30.12.2005).
Согласно штатному расписанию на 01 января 2006 г. численность работников заводоуправления Канашского ВРЗ - филиала ОАО «РЖД» составила 6 чел., в том числе:
Директор
Главный бухгалтер
Бухгалтер - 2 ед.
Инженер - (механик)
Инженер - (электрик).
За период деятельности Канашского вагоноремонтного завода - филиала ОАО «Российские железные дороги» и его предшественников образовались документы, имеющие научно-историческое и практическое значение.
Документы постоянного хранения за 1936-1975 г.г. в количестве 1149 единиц хранения были сданы в РГУ «Государственный исторический архив ЧР».
Дела по личному составу хранятся в ведомственном архиве Канашского ВРЗ.
Очередная научно-техническая обработка документов завода проведена в июле-августе 2006 г.
В результате обработки документов составлены:
- Опись №1 дел постоянного хранения (продолжение) за февраль 1999-2005 г.г. в количестве 153 дел;
- Опись №2 (продолжение) дел по личному составу 1983-2005 г.г. в количестве 315 дел;
- Опись №2а лицевых счетов работников по заработной плате за 2000-2005 г.г. в количестве 202 дел;
- Опись №4 дел временного хранения за 1995-2005 г.г. в количестве 3796 дел;
- Опись №5 невостребованных трудовых книжек за 1939-2005 г.г. в количестве 909 дел.
В результате экспертизы ценности документов 4705 дел с истекшими сроками хранения и утратившие практическую значимость выделены к уничтожению согласно акту.
К описи приложен справочный аппарат, состоящий из титульного листа, списка сокращенных слов и предисловия.

Историческую справку составила Л.В. Антонова

ДОПОЛНЕНИЕ К ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКЕ
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами «Об акционерных обществах», «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. № 585 было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (сокращенное - ОАО «РЖД», далее Общество), учредителем которого является Российская Федерация.
27 сентября 2003 г. Президентом ОАО «Российские железные дороги» было утверждено Положение о Канашском ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтном заводе-филиале Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
С 01 октября 2003 г. имущество ФГУП «Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод» было приватизировано путем внесения в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги».
Канашский ордена Трудового Красного Знамени - филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее Филиал) является обособленным подразделением открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Согласно Положению Филиал не является юридическим лицом и осуществляет деятельность от имени ОАО «РЖД». Ответственность по обязательствам Филиала несет Общество.
Сокращенное наименование Филиала: Канашский ВРЗ ОАО «РЖД».
В ноябре 2005 г. между ОАО «РЖД» (арендодатель) и ОАО «Промтрактор» (арендатор) был заключен договор аренды движимого имущества от 28 ноября 2005 г. № 960, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование движимое имущество (основные средства производственного и непроизводственного назначения), находящееся на балансе Канашского ВРЗ ОАО «РЖД».
В декабре 2005 г. между ОАО «РЖД» (арендодатель) и ОАО «Промтрактор» (арендатор) был заключен договор аренды недвижимого имущества от 08 декабря 2005 г. № А/1 /А0412050000/05/002276, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду за плату во временное владение и пользование недвижимое имущество, находящегося на балансе завода, расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Канаш, ул. Ильича, д. 1а, включающее в себя здания, сооружения, передаточные устройства, а также земельные участки под недвижимом имуществом.
Недвижимое имущество передано для организации эффективной эксплуатации и выполнения программы капитального ремонта и капитального ремонта с продлением срока полезного использования подвижного состава ОАО «РЖД», производственного комплекса Канашского ВРЗ ОАО «РЖД» с целью создания мощностей для строительства перспективных моделей грузовых вагонов, совершенствования технологии и повышения качества ремонта грузовых вагонов.
В декабре 2005 г. между ОАО «Промтрактор» (арендатор) и ЗАО «Промтрактор-Вагон» (субарендатор) был заключен договор субаренды недвижимого имущества от 29 декабря 2005 г. № 12, согласно которому арендатор передает, а субарендатор принимает в аренду за плату во временное владение и пользование недвижимое имущество, находящееся на балансе Канашского ВРЗ ОАО «РЖД».
В декабре 2005 г. между ОАО «Промтрактор» (арендатор) и ЗАО «Промтрактор-Вагон» (субарендатор) был заключен договор субаренды движимого имущества от 29 декабря 2005 г. № 11, согласно которому арендатор передает, а субарендатор принимает в аренду за плату во временное владение и пользование движимое имущество, находящееся на балансе Канашского ВРЗ ОАО «РЖД».
Вышеназванные договоры действуют по 31 декабря 2015 г.
Приказом директора Канашского ВРЗ ОАО «РЖД» №248-у от 30 декабря 2005 г. работники завода уволены по пункту 5 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации в порядке перевода в закрытое акционерное общество «Промтрактор-Вагон».
Согласно штатному расписанию на 01 января 2006 г. численность работников заводоуправления Канашского ВРЗ - филиала ОАО «РЖД» составила всего 6 чел., в том числе:
Директор
Главный бухгалтер
Бухгалтер - 2 ед.
Инженер - 2 ед.
Во исполнение распоряжения Президента открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 23 марта 2006 г. № 459-р «Об организации передачи архивных документов» была проведена научно-техническая обработка документов Канашского ВРЗ ОАО «РЖД», в результате чего составлены:
- опись № 1 (продолжение) дел постоянного хранения за август 1978-декабрь 1985, апрель 1987-июнь 1993, 1996-2005, 2006-2012 гг. в количестве 104 (сто четыре) дела с №2196 по №2299;
- опись № 2 (продолжение) дел по личному составу (кадровые документы) за апрель 1979-декабрь 2012 гг. в количестве 26 (двадцать шесть) дел с № 1819-1844;
- опись № 2а (продолжение) дел по личному составу (документы по начислению заработной платы) за 1980-1987, 2000-2009 гг. в количестве 54 (пятьдесят четыре) дела с № 2827-2880;
- акт от 18 декабря 2013 г. о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению за 1987-2007 гг. в количестве 1407 дел.
Дела постоянного хранения Канашского ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтного завода-филиала ОАО «РЖД» и его предшественников по 2005 г. находятся на постоянном хранении в БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, архивный фонд № 2080.
Дела по личному составу Филиала и его предшественников по 2005 г. находятся на хранении в Муниципальном архиве города Канаша Чувашской Республики.

Составитель В.В. Ертмаков
24 января 2014 г.


ДОПОЛНЕНИЕ К ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКЕ
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами «Об акционерных обществах», «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. № 585 было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (сокращенное – ОАО «РЖД», далее Общество), учредителем которого является Российская Федерация.
27 сентября 2003 г. Президентом ОАО «Российские железные дороги» было утверждено Положение о Канашском ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтном заводе-филиале открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
С 01 октября 2003 г. имущество ФГУП «Канашский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод» было приватизировано путем внесения в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги».
Канашский ордена Трудового Красного Знамени - филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее Филиал) являлся обособленным подразделением открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Сокращенное наименование Филиал: Канашский ВРЗ ОАО «РЖД».
В соответствии с договором аренды движимого имущества ОАО «РЖД» от 28 ноября 2005 г. № 960 и недвижимого имущества ОАО «РЖД» от 08 декабря 2005 г. № А/1/А0412050000/05/002276 имущество Канашского вагоноремонтного завода (далее-филиал) было передано в аренду ОАО «Помтрактор» г. Чебоксары на длительный срок (до 31 декабря 2015 г.).
В связи с этим с 01 января 2006 г. производственно-хозяйственная деятельность филиала была прекращена и ограничивалась только выполнением мероприятий по завершению деятельности филиала.
Директором филиала была проделана работа по основным направлениям, а именно:
сокращена штатная численность работников филиала, сохранены только должности директора, главного бухгалтера, бухгалтера, кладовщика, обеспечивающих работу с материальными ценностями на складах филиала;
реализовано товарно-материальных ценностей на сумму 206 204, 0 тысяч рублей;
взысканы задолженности по договорам купли-продажи движимого и недвижимого имущества (строения/его части) находящегося в собственности ОАО «РЖД» № 1/30-12 от 30 декабря 2011 г.
28 июля 2022 г. Правлением ОАО «РЖД» вынесено решение (протокол № 50) о ликвидации Канашского ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтного завода-филиала ОАО «РЖД».
Приказом генерального директора-председателя правления ОАО «РЖД» от 08 ноября 2022 г. № 68 «О мероприятиях по прекращению хозяйственной деятельности Канашского ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтного завода» прекращена хозяйственная деятельность Канашского ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтного завода-филиала ОАО «РЖД».
На 31 января 2023 г. все работники Канашского вагоноремонтного завода уволены.
Во исполнении плана мероприятий по прекращению хозяйственной деятельности Канашского ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтного завода-филиала ОАО «РЖД», утвержденного приказом генерального директора от 08 ноября 2022 г. № 68 в ноябре-декабре 2022 г. была проведена научно-техническая обработка документов Канашского ВРЗ-филиала ОАО «РЖД», в результате чего составлены:
-опись № 1 (продолжение) дел постоянного хранения за 2004, 2006, 2010-2012, 2013-январь 2023 гг. в количестве 44 (сорок четыре) дела с № 2300 по № 2343;
-опись № 2 (продолжение) дел по личному составу (кадровые документы) за 2006, 2012, 2014-январь 2023 гг. в количестве 16 (шестнадцать) дел с № 1845 по № 1860;
-опись № 2а (продолжение) дел по личному составу (документы по начислению заработной платы) за 2010-январь 2023 гг. в количестве 10 (десять) дел с № 2881 по № 2890;
-акт о выделении дел к уничтожению документов с истекшими сроками хранения за 2005-2017 г. в количестве 458 (четыреста пятьдесят восемь) дел.

Составитель В.В. Ертмаков
31 января 2023 г.
Крайние даты документов : 1936-2023