Государственный исторический архив
Чувашской Республики

39

39

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : 39
Наименование : Алатырское волостное правление
Полное наименование :
Алатырское волостное правление Алатырского уезда Симбирской губернии, г.Алатырь. 1809-1918 гг.
Шифр сайт : Ф.39 Алатырское волостное правление
Переименования
Дата : 01.01.1809 (неточно)-01.01.1863 (неточно)  
Наименование : Фонд Ф-39. Алатырский сельский удельный приказ Симбирской губернии, г.Алатырь.
 
Дата : 26.07.1863 (неточно)-16.04.1918  
Наименование : Фонд Ф-39. Алатырское волостное правление Алатырского уезда Симбирской губернии, г. Алатырь.
Аннотация :
Циркуляры и предписания губернских и уездных учреждений по административно-хозяйственным вопросам; приговоры волостных и сельских сходов; постановления волостного правления и приказы волостного старшины; книги учета поступления окладных денежных сборов, сделок и исходящих документов; ведомости о количестве земли, площади посевов и об урожае хлебов; посемейные списки; списки крестьян, закрепивших надельную землю в личную собственность; прошения крестьян о выдаче паспортов; переписка с уездными учреждениями; волостными правлениями, объявления о проведении торгов на продажу имущества.
Историческая справка :
Создание волостных правлений связано с проведением в 1797 г. реформы управления государственными и удельными крестьянами.
В Симбирской губернии в первой половине XIX в. первое место по численности занимали удельные крестьяне (в прошлом дворцовые), второе место - помещичьи (крепостные) крестьяне, третье место - государственные. Большинство удельных и помещичьих крестьян Симбирской губернии, куда входил Алатырский уезд, состояло из русского населения (Записки ниияли, Выпуск IV, Ч., 1950, л.83).
В части административно-хозяйственного управления удельными крестьянами Симбирская губерния делилась первоначально на три крупных удельных имения или конторы: Алатырское, Сызранское и Симбирское, позднее, с 1830 г. прибавились Буинское и Карсунское отделения. Во главе каждой удельной конторы стоял управляющий с большим управленческим аппаратом: советниками и многими чиновниками. Управляющий удельным имением или конторой назначался Департаментом уделов. Он наделялся неограниченной административной и политической властью и был независим в своих административных действиях от местных губернских и уездных властей.
Алатырский уезд, населенный удельными крестьянами, делился на приказы (соответствовало волости у государственных крестьян) с расчетом, чтобы приказ включал в себя несколько деревень или селений, по возможности, расположенных недалеко друг от друга с общим населением не более 3000 мужских душ от 2-10 сельских обществ. Во главе приказа стоял "выборный" голова и двое старост: казенный и приказной. В каждом селе или деревне назначался один сельский или деревенский "выборный" голова, который позднее стал называться старостой. "Выборный" объявлял крестьянам все распоряжения начальников и следил за их исполнением, наблюдал за безопасностью, благоустройством и благочинием в пределах приказа, за назначением по нарядам работников и подвод. Такие же обязанности в пределах отдельных селений и деревень лежали на сельских и деревенских выборных (История уделов за столетие их существования 1797-1897 гг. Том I. СП6,1902, л.26).
19 февраля 1861 г. вышел Манифест и утверждено Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, С.-Петербург, 1861). "Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляли по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединялись в волости". Манифест об отмене крепостного права касался положения частновладельческого крестьянства, но не коснулся удельных крестьян. Поземельное устройство удельные крестьяне получили по Закону 26 июля 1863 г. Этим законом на удельных крестьян было распространено местное положение, по нормам которого они получили свое земельное обеспечение. Особенностью поземельного устройства удельных крестьян являлось то, что они подлежали переводу на выкуп, т.е. обязаны были уплатить выкуп своим бывшим господам и через 2 года после утверждения положения они становились крестьянами-собственниками. Вместе с тем на удельных крестьян было распространено общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Они, таким образом, были объединены в отношении самоуправления, суда и порядка управления с бывшими помещичьими крестьянами. Земля была отведена в общинную собственность каждому сельскому обществу по числу ревизских душ (Великая реформа, М., 1911, т.6, л.162). Для предотвращения споров о стоимости выкупаемых земель и повинностей в каждом имении надлежало приступить к составлению уставной грамоты. Эта задача была возложена на новых должностных лиц - мировых посредников. Таким образом, вскоре после отмены крепостного права 1861 г. последовала процедура передачи удельных крестьян в ведение мировых учреждений. Удельные приказы переименовывались в волости и передавались в руки мировых посредников (И.Д.Кузнецов. Крестьянство Чувашии в период капитализма. Ч., 1963, л.34).
В соответствии с общим положением о крестьянах органами волостного управления являлись: волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд (Энциклопедический словарь, т.13, издатели Ф.А.Брокгауз, Н.А.Ефрон, С.-Петербург, 1892, л.95, 96). Волостной сход составлялся из выборных сельских и волостных должностных лиц (волостного старшины, сельских старост, помощников старшины, сборщиков податей, заседателей волостного правления и судей волостного суда) и из крестьян, избираемых от каждого селения волости, по одному от каждых десяти дворов. К ведению волостного схода относилось: выборы волостных должностных лиц, все хозяйственные и общественные дела волости, меры "общественного призрения", учреждения волостных училищ, раскладка волостных сборов, проверка действий волостных должностных лиц по "отправлено воинской повинности" и т.п.
Волостной старшина являлся "главным начальником из крестьян" в пределах волости. Должность его замещалась по выбору. Он отвечал за сохранение общего порядка в волости. На него был возложен ряд обязанностей по делам полицейским (объявление законов и распоряжений правительства, наблюдение за исполнением паспортных правил и судебных приговоров, принятие мер для задержания виновных и т.п.) и по делам общественным (созыв и роспуск волостного схода и приведение в исполнение его приговоров, наблюдение за низшими должностными лицами, за отбыванием повинностей, заведование волостными суммами и т.п.). Волостное правление состояло из старшины, сельских старост или помощников старшины и из сборщиков податей. Точную дату образования Алатырского волостного правления установить не удалось. Предположительно она связана с Законом от 26 июля 1863 г.
С победой Октябрьской революции 1917 г. власть в стране перешла в руки Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В письме Наркомата по внутренним делам "Об организации местного самоуправления" от 24 декабря 1917 г. предписывалось "все прежние органы местного самоуправления, областные, губернские и уездные комиссары, волостные правления и проч." заменить "соответственно областными, губернскими, уездными, волостными советами рабочих, солдатских, крестьянских депутатов" (Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, 1917-1918, л.187-189).
14-15 марта 1918 г. был созван очередной съезд Советов Алатырского уезда. На нем присутствовали представители всех волостей. Съезд еще раз подтвердил признание власти советов как в центре, так и на местах…
16 апреля 1918 г. был образован Алатырский волостной исполнительный комитет. Алатырское волостное правление было упразднено (ЦГА ЧР, ф.Р-244, оп.1, д.10, л.74).
Документы Алатырского волостного правления впервые поступили в Центральный госархив ЧР в 1930 году. В.1940, 1947, 1948, 1981, 1993 гг. проводились проверки наличия дел. По данным последней проверки наличия дел в фонде числилось 500 дел, которые были учтены по одной описи. В 2000 г. описи фонда были усовершенствованы ввиду их низкого информационного уровня (отсутствия научно-справочного аппарата, нарушение систематизации дел по хронологическому принципу, наличия "глухих" заголовков), а также согласно Программе создания и совершенствования НСА и информационно-поисковых систем к документам Архивного фонда, находящимся на хранении в ЦГА ЧР, на 1998-2000 гг.
В ходе усовершенствования описей и уточнения фондовой принадлежности 160 дел за 1832, 1835-1841, 1843-1851, 1853-1863 годы, не относящиеся к фонду волостного правления были выделены из состава данного фонда и присоединены к фонду №193 Управление Казанского удельного округа, а также 74 дела за 1866-1872, 1874-1878, 1881-1888, 1890-1891, 1894-1901, 1903-1911 годы не относящиеся к фонду волостного правления были выделены и образован фонд №573 - Алатырский волостной суд. Пять дел были переданы в другие фонды (фф.192, 40, 49)
В результате усовершенствования описей фонда волостного правления была составлена опись №1 в количестве 263 дел за 1864-1868, 1870-1889, 1891-1901, 1904-1908, 1910-1911 годы.
Дела в описи №1 систематизированы по хронологическому принципу, в пределах года - по функционально-номинальному. Схема систематизации в пределах года следующая: директивно-нормативная документация, документы по финансовым и хозяйственным вопросам, документы по воинским делам, документы по социально-бытовым вопросам.
Состав документов фонда не полон. Документы за 1912-1917 годы не сохранились. Терминология дореволюционной эпохи в усовершенствованной описи сохранена.
К описи составлены следующие элементы научно-справочного аппарата: титульный лист, оглавление, предисловие, переводная таблица шифров.

Гл.архивист отдела НСА Р.В.Любимова

24 февраля 2000 г.
Крайние даты документов : 1864-1911