78
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
78
Наименование
:
Цивильское городническое правление
Полное наименование
:
Цивильское городническое правление Казанской губернии, г.Цивильск. 1775-1863 гг.
Цивильское городническое правление Казанской губернии, г.Цивильск. 1775-1863 гг.
Шифр сайт
:
Ф.78 Цивильское городническое правление
Переименования
Дата
:
1775-1863
Наименование
:
Городничий Казанской губернии, г.Цивильск.
Дата
:
23.12.1781-1863
Наименование
:
Цивильское городническое правление Казанской губернии, г.Цивильск.
Аннотация
:
Указы Сената; предписания Министерства внутренних дел, Департамента полиции; распоряжения городничего; протоколы и журналы правления; книги учета купцов, ремесленников и мещан; ведомости о ценах на продукты питания и фураж; алфавит разыскиваемых лиц; семейные рекрутские списки.
Указы Сената; предписания Министерства внутренних дел, Департамента полиции; распоряжения городничего; протоколы и журналы правления; книги учета купцов, ремесленников и мещан; ведомости о ценах на продукты питания и фураж; алфавит разыскиваемых лиц; семейные рекрутские списки.
Историческая справка
:
В 1775 г. российское правительство провело большую реформу местного управления и суда. Особая комиссия из опытных чиновников под руководством Екатерины 11 разработала законодательный акт - "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи", 28 глав этого акта были утверждены 7 ноября 1775 г., а три последние главы - 4 января 1780 г. Было проведено разукрупнение губерний (их число увеличилось более чем вдвое, официально они стали называться наместничествами) и значительная децентрализация местного управления, т.е. расширение распорядительных и исполнительных прав местных чиновников и учреждений. Им были переданы многие функции и права коллегий, контор и прочих центральных учреждений.
Губернатор возглавлял административный орган губернии и управлял ею с помощью коллегиального учреждения - губернского правления.
В уезде управление возглавлял земский исправник с нижним земским судом, в уездном городе - городничий с городническим правлением.
Согласно "Учреждениям для управления губерний" 1775 года городничий определялся в каждый город, где не было коменданта. Он назначался по представлению наместнического (губернского) правления.
Основными обязанностями его являлись поддержание правопорядка, обеспечение выполнения решений губернских органов. На городничего возлагалось предварительное расследование преступлений и несчастных случаев для последующей передачи дела в судебные или полицейские органы.
Особое внимание предписывалось обращать на "сохранение ненарушимо подданнической верности к Особе Императорского Величества, ... дабы никто, в противность подданического дома и послушания, в городе ничего не предпринял и не учинил"( ПСЗ, т.ХХ, с 256.) . Городничему подчинялась городская штатная (инвалидная) воинская команда. При необходимости она использовалась для борьбы с разбоем, бродяжничеством, а также для конвоирования арестантов.
В число других обязанностей городничего входило наблюдение за санитарным состоянием города и предотвращение распространения опасных заболеваний. В случае начала эпидемии "городничий поступать имеет в силу предписаний 1771 года об осторожностях, а именно: 1. о приставлении караула по опасным местам; 2. о запрещении проезда сквозь зараженные места; ..."( ПСЗ, т.ХХ, с.257.) и т.п. В случае прохождения через город или размещения в нем воинских частей на городничего возлагалась обязанность снабжения их всем необходимым и размещение на постой. В случае конфликтов между военнослужащими и местным населением городничий производил расследование и наказание виновных.
На городничего были возложены обязанности по обеспечению противопожарной безопасности и руководству тушением пожаров; наблюдение за благоустройством города, состоянием улиц, дорог, мостов, чистотой на торгах, ярмарках и других общественных местах. Казенные здания и промышленные предприятия были также в ведении городничего, следившего за приходом и расходом денег на их содержание и доходов от их использования.
Крупной вехой в реформах местного управления было утверждение 8 апреля 1782 г. "Устава благочиния или полицейского", определявшего устройство полицейского аппарата городов. Городничий получил функции администратора, входящего в управу благочиния - полицейское общегородское учреждение, которое охраняло порядок в городе, принуждало жителей к исполнению законов и постановлений, приводило в исполнение повеления местной администрации и решения судов, заведовала городским благоустройством и торговлей. "В городах, где находятся обер-коменданты, определяется городничий, которому под обер-комендантом и выше приставов уголовных и гражданских дел заседать в управе благочиния" (ПСЗ, т.ХХ1,с.462.). Среди прочих обязанностей городничего "Устав" упоминает участие его в определении на должность приставов уголовных и гражданских дел, частных приставов и словесных судей, которых он аттестовал.
В апреле 1785 г.была обнародована "Грамота на права и выгоды городам Российской империи". Она законодательно оформила установившиеся сословные группы городского населения, ввела новое административное устройство города. Городские жители делились на шесть разрядов: 1)"настоящие городские обыватели", имевшие в городе дома и земли, - дворяне, духовенство и др.; 2) купцы трех гильдий; 3) цеховые ремесленники; 4) иногородние и иностранные гости; 5) именитые граждане (ученые, художники, банкиры, оптовые торговцы, судохозяева); 6) посадские, которые "промыслом, рукодельем и работой кормятся". Грамота несколько расширила права купечества, повысила роль городского самоуправления и создала его новые органы: "собрание городского общества", общую городскую и шестигласную (по числу разрядов городского населения) думы, просуществовавшие до 70-х годов ХIХ века.
В Х1Х в. круг обязанностей городничих остался тот же. Они определялись в уездные города, в том числе и Цивильск, из отставных военных и гражданских чиновников, особенно из уволенных со службы раненых офицеров, состоявших под покровительством комитета о раненых 18 августа 1814 года, бравшего на себя заботу об устройстве уволенных по ранению военнослужащих. В подчинении городничего находились частные приставы, квартальные надзиратели и городовая полицейская команда.
При проведении реформы полиции на основании "Временных правил об устройстве полиции" от 25 декабря 1862 г. должность городничего была упразднена. Городнические правления в тех городах, которые были подчинены земской полиции, были присоединены к земским судам, переименованным в свою очередь в уездные полицейские управления; а в тех городах, которые сохранили свою, отдельную от уездной полиции, они были переименованы в городские полицейские управления.
Точную дату введения городнического правления в г.Цивильск установить не представляется возможным. По крайней мере это произошло после открытия Казанского наместничества 23 декабря 1781 г.
В конце ХYIII века в результате расширения оборота внутренней торговли значение городов все более росло. В них возникали новые торговые ряды и лавки. Основную роль в торговом посредничестве принадлежала городскому купечеству. К купцам относили лиц, обладающих капиталом свыше 500 руб. В 1795 г. в купеческом сословии Цивильска числилось 3 человека. Близ города действовали купеческие кожевенный, салотопленный и крупяной заводы. Вследствие развития капиталистических отношений, увеличения спроса на продукты сельского хозяйства и развития торговли в 1859 г. в купеческом сословии Цивильска числилось уже 104 человека, в городе начало развиваться кулеткацкое предприятие. К числу крупных Цивильских купцов относились П.Курбатов, М.Дорогов, А.Пономарев.
Медленное торгово-промышленное развитие г.Цивильск вследствие удаленности от главных путей сообщения, малый прирост населения (в 1795 г. проживало 862 человека, а в 1859 г. - 1730) сдерживали рост городских доходов. В 1858 г. начальник Казанской губернии отмечал: "Большая часть уездных городов и жителей их весьма бедны, особенно в тех, которые удалены от рек, и вследствие такого положения городов доходы многих из них столь незначительны, что на счет их едва может содержаться городское управление, а в иных недостает оных на уплату жалованья даже городничим". В Цивильске в 1858 г. доходы составили 2133 руб., а расходы-2195 руб.; в 1862 г. доходы-3116, расходы-3088 руб. Доходная часть бюджета здесь ежегодно росла в среднем на 11,5%, но по абсолютной величине она оставалась очень низкой из-за отсутствия промышленных предприятий и развитой торговли. Сборы с городских имуществ и оброчных статей в маленьком городе большими быть не могли. Их хватало только на содержание городского управления. (История Чувашской АССР. Чебоксары,1966,т.1,стр.137,173. Погодин Е.П.Социально -экономическое развитие городов Чувашии в первой половине ХIХ века. -Вопросы истории дореволюционной Чувашии. Научно-исследовательский институт языка, литературы, и экономики при Совете Министров Чувашской АССР. Чебоксары, 1984).
В конце ХYIII-первой половине ХIХ вв. управление в Цивильске находилось в руках всесильной администрации и полиции. Выборные органы (городской голова, общая и шестигласная думы) играли второстепенную роль. Органы управления возглавлялись главным образом купцами.
Городничий в г.Цивильск продолжал свою деятельность и в 1863 г., т.е. после упразднения этой должности в ходе реформирования учреждений полиции.
Фонд Цивильского городнического правления поступил на государственное хранение в Исторический архив Чувашской АССР в 1938 г. Согласно последней проверке наличия (апрель 1988 г.) в фонде по двум описям числилась 1071 ед.хр.
В фонде содержатся, в основном, распорядительно-отчетные и делопроизводственные документы. Распорядительная документация представлена указами Сената, предписаниями министерства внутренних дел и Департамента полиции, циркулярами Казанского губернатора, губернского правления и канцелярий, а также распоряжениями самого городничего и его резолюциями по делам уголовным и гражданским, по вопросам хозяйственной деятельности, сбора податей и пошлин, а также по прошениям и заявлениям частных лиц и различными доношениями местных учреждений и должностных лиц.
Среди документов, связанных с отчетностью имеются книги прихода и расхода денежных средств, как выделяемых от казны, так и поступивших в виде сборов и пошлин; ведомости о ценах на продовольствие, сырье, промышленные и кустарные товары; списки отставных солдат, солдатских жен и других категорий населения по городу; подворные описи г.Цивильска. В большом количестве представлены книги регистрации торговых сделок и других операций с имуществом, учета совершенных преступлений и правонарушений, несчастных случаев и других происшествий.
В 1990 г. проведена переработка описей фонда. Причинами для этого явились нарушения систематизации дел по хронологическому признаку, "глухие" или недостаточно полно и точно отражающие содержание дел заголовки, рукописные описи, наличие двух описей, одна из них составлена на два дела. В ходе переработки были уточнены и отредактированы заголовки, проведена пересистематизация дел. Из-за увольнения составителя описи работа была завершена в 2001 г.: уточнена фондовая принадлежность дел, выделены 96 дел, не подлежащих хранению, т.к. состоят только из обложки, уточнена выбранная схема систематизации, дополнены историческая справка и предисловие. На документы фонда составлена опись № 1 в количестве 972 дел за 1798-1863 годы. Дела в описи систематизированы по хронологическому признаку, в пределах годовых разделов - по информативности документов. К описи № 1 составлены: титульный лист, оглавление, предисловие, переводная таблица шифров, указатель дел, содержащих распоряжения городничего.
Палеограф 1 категории И.Л.Андреев.
отдела НСА
1991 г.
Начальник отдела НСА и ИПС В.И.Елахова
27.08.2001 г.
В 1775 г. российское правительство провело большую реформу местного управления и суда. Особая комиссия из опытных чиновников под руководством Екатерины 11 разработала законодательный акт - "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи", 28 глав этого акта были утверждены 7 ноября 1775 г., а три последние главы - 4 января 1780 г. Было проведено разукрупнение губерний (их число увеличилось более чем вдвое, официально они стали называться наместничествами) и значительная децентрализация местного управления, т.е. расширение распорядительных и исполнительных прав местных чиновников и учреждений. Им были переданы многие функции и права коллегий, контор и прочих центральных учреждений.
Губернатор возглавлял административный орган губернии и управлял ею с помощью коллегиального учреждения - губернского правления.
В уезде управление возглавлял земский исправник с нижним земским судом, в уездном городе - городничий с городническим правлением.
Согласно "Учреждениям для управления губерний" 1775 года городничий определялся в каждый город, где не было коменданта. Он назначался по представлению наместнического (губернского) правления.
Основными обязанностями его являлись поддержание правопорядка, обеспечение выполнения решений губернских органов. На городничего возлагалось предварительное расследование преступлений и несчастных случаев для последующей передачи дела в судебные или полицейские органы.
Особое внимание предписывалось обращать на "сохранение ненарушимо подданнической верности к Особе Императорского Величества, ... дабы никто, в противность подданического дома и послушания, в городе ничего не предпринял и не учинил"( ПСЗ, т.ХХ, с 256.) . Городничему подчинялась городская штатная (инвалидная) воинская команда. При необходимости она использовалась для борьбы с разбоем, бродяжничеством, а также для конвоирования арестантов.
В число других обязанностей городничего входило наблюдение за санитарным состоянием города и предотвращение распространения опасных заболеваний. В случае начала эпидемии "городничий поступать имеет в силу предписаний 1771 года об осторожностях, а именно: 1. о приставлении караула по опасным местам; 2. о запрещении проезда сквозь зараженные места; ..."( ПСЗ, т.ХХ, с.257.) и т.п. В случае прохождения через город или размещения в нем воинских частей на городничего возлагалась обязанность снабжения их всем необходимым и размещение на постой. В случае конфликтов между военнослужащими и местным населением городничий производил расследование и наказание виновных.
На городничего были возложены обязанности по обеспечению противопожарной безопасности и руководству тушением пожаров; наблюдение за благоустройством города, состоянием улиц, дорог, мостов, чистотой на торгах, ярмарках и других общественных местах. Казенные здания и промышленные предприятия были также в ведении городничего, следившего за приходом и расходом денег на их содержание и доходов от их использования.
Крупной вехой в реформах местного управления было утверждение 8 апреля 1782 г. "Устава благочиния или полицейского", определявшего устройство полицейского аппарата городов. Городничий получил функции администратора, входящего в управу благочиния - полицейское общегородское учреждение, которое охраняло порядок в городе, принуждало жителей к исполнению законов и постановлений, приводило в исполнение повеления местной администрации и решения судов, заведовала городским благоустройством и торговлей. "В городах, где находятся обер-коменданты, определяется городничий, которому под обер-комендантом и выше приставов уголовных и гражданских дел заседать в управе благочиния" (ПСЗ, т.ХХ1,с.462.). Среди прочих обязанностей городничего "Устав" упоминает участие его в определении на должность приставов уголовных и гражданских дел, частных приставов и словесных судей, которых он аттестовал.
В апреле 1785 г.была обнародована "Грамота на права и выгоды городам Российской империи". Она законодательно оформила установившиеся сословные группы городского населения, ввела новое административное устройство города. Городские жители делились на шесть разрядов: 1)"настоящие городские обыватели", имевшие в городе дома и земли, - дворяне, духовенство и др.; 2) купцы трех гильдий; 3) цеховые ремесленники; 4) иногородние и иностранные гости; 5) именитые граждане (ученые, художники, банкиры, оптовые торговцы, судохозяева); 6) посадские, которые "промыслом, рукодельем и работой кормятся". Грамота несколько расширила права купечества, повысила роль городского самоуправления и создала его новые органы: "собрание городского общества", общую городскую и шестигласную (по числу разрядов городского населения) думы, просуществовавшие до 70-х годов ХIХ века.
В Х1Х в. круг обязанностей городничих остался тот же. Они определялись в уездные города, в том числе и Цивильск, из отставных военных и гражданских чиновников, особенно из уволенных со службы раненых офицеров, состоявших под покровительством комитета о раненых 18 августа 1814 года, бравшего на себя заботу об устройстве уволенных по ранению военнослужащих. В подчинении городничего находились частные приставы, квартальные надзиратели и городовая полицейская команда.
При проведении реформы полиции на основании "Временных правил об устройстве полиции" от 25 декабря 1862 г. должность городничего была упразднена. Городнические правления в тех городах, которые были подчинены земской полиции, были присоединены к земским судам, переименованным в свою очередь в уездные полицейские управления; а в тех городах, которые сохранили свою, отдельную от уездной полиции, они были переименованы в городские полицейские управления.
Точную дату введения городнического правления в г.Цивильск установить не представляется возможным. По крайней мере это произошло после открытия Казанского наместничества 23 декабря 1781 г.
В конце ХYIII века в результате расширения оборота внутренней торговли значение городов все более росло. В них возникали новые торговые ряды и лавки. Основную роль в торговом посредничестве принадлежала городскому купечеству. К купцам относили лиц, обладающих капиталом свыше 500 руб. В 1795 г. в купеческом сословии Цивильска числилось 3 человека. Близ города действовали купеческие кожевенный, салотопленный и крупяной заводы. Вследствие развития капиталистических отношений, увеличения спроса на продукты сельского хозяйства и развития торговли в 1859 г. в купеческом сословии Цивильска числилось уже 104 человека, в городе начало развиваться кулеткацкое предприятие. К числу крупных Цивильских купцов относились П.Курбатов, М.Дорогов, А.Пономарев.
Медленное торгово-промышленное развитие г.Цивильск вследствие удаленности от главных путей сообщения, малый прирост населения (в 1795 г. проживало 862 человека, а в 1859 г. - 1730) сдерживали рост городских доходов. В 1858 г. начальник Казанской губернии отмечал: "Большая часть уездных городов и жителей их весьма бедны, особенно в тех, которые удалены от рек, и вследствие такого положения городов доходы многих из них столь незначительны, что на счет их едва может содержаться городское управление, а в иных недостает оных на уплату жалованья даже городничим". В Цивильске в 1858 г. доходы составили 2133 руб., а расходы-2195 руб.; в 1862 г. доходы-3116, расходы-3088 руб. Доходная часть бюджета здесь ежегодно росла в среднем на 11,5%, но по абсолютной величине она оставалась очень низкой из-за отсутствия промышленных предприятий и развитой торговли. Сборы с городских имуществ и оброчных статей в маленьком городе большими быть не могли. Их хватало только на содержание городского управления. (История Чувашской АССР. Чебоксары,1966,т.1,стр.137,173. Погодин Е.П.Социально -экономическое развитие городов Чувашии в первой половине ХIХ века. -Вопросы истории дореволюционной Чувашии. Научно-исследовательский институт языка, литературы, и экономики при Совете Министров Чувашской АССР. Чебоксары, 1984).
В конце ХYIII-первой половине ХIХ вв. управление в Цивильске находилось в руках всесильной администрации и полиции. Выборные органы (городской голова, общая и шестигласная думы) играли второстепенную роль. Органы управления возглавлялись главным образом купцами.
Городничий в г.Цивильск продолжал свою деятельность и в 1863 г., т.е. после упразднения этой должности в ходе реформирования учреждений полиции.
Фонд Цивильского городнического правления поступил на государственное хранение в Исторический архив Чувашской АССР в 1938 г. Согласно последней проверке наличия (апрель 1988 г.) в фонде по двум описям числилась 1071 ед.хр.
В фонде содержатся, в основном, распорядительно-отчетные и делопроизводственные документы. Распорядительная документация представлена указами Сената, предписаниями министерства внутренних дел и Департамента полиции, циркулярами Казанского губернатора, губернского правления и канцелярий, а также распоряжениями самого городничего и его резолюциями по делам уголовным и гражданским, по вопросам хозяйственной деятельности, сбора податей и пошлин, а также по прошениям и заявлениям частных лиц и различными доношениями местных учреждений и должностных лиц.
Среди документов, связанных с отчетностью имеются книги прихода и расхода денежных средств, как выделяемых от казны, так и поступивших в виде сборов и пошлин; ведомости о ценах на продовольствие, сырье, промышленные и кустарные товары; списки отставных солдат, солдатских жен и других категорий населения по городу; подворные описи г.Цивильска. В большом количестве представлены книги регистрации торговых сделок и других операций с имуществом, учета совершенных преступлений и правонарушений, несчастных случаев и других происшествий.
В 1990 г. проведена переработка описей фонда. Причинами для этого явились нарушения систематизации дел по хронологическому признаку, "глухие" или недостаточно полно и точно отражающие содержание дел заголовки, рукописные описи, наличие двух описей, одна из них составлена на два дела. В ходе переработки были уточнены и отредактированы заголовки, проведена пересистематизация дел. Из-за увольнения составителя описи работа была завершена в 2001 г.: уточнена фондовая принадлежность дел, выделены 96 дел, не подлежащих хранению, т.к. состоят только из обложки, уточнена выбранная схема систематизации, дополнены историческая справка и предисловие. На документы фонда составлена опись № 1 в количестве 972 дел за 1798-1863 годы. Дела в описи систематизированы по хронологическому признаку, в пределах годовых разделов - по информативности документов. К описи № 1 составлены: титульный лист, оглавление, предисловие, переводная таблица шифров, указатель дел, содержащих распоряжения городничего.
Палеограф 1 категории И.Л.Андреев.
отдела НСА
1991 г.
Начальник отдела НСА и ИПС В.И.Елахова
27.08.2001 г.
Крайние даты документов
:
1798-1863