204
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
204
Наименование
:
Чебоксарская уездная землеустроительная комиссия
Полное наименование
:
Чебоксарская уездная землеустроительная комиссия Казанской губернии, г.Чебоксары. 1906-1917 гг.
Чебоксарская уездная землеустроительная комиссия Казанской губернии, г.Чебоксары. 1906-1917 гг.
Шифр сайт
:
Ф.204 Чебоксарская уездная землеустроительная комиссия
Аннотация
:
Циркуляры, постановления, распоряжения и отношения Главного управления землеустройства и земледелия, Министерства юстиции, Крестьянского поземельного банка, Казанской губернской землеустроительной комиссии и земской управы, казанского губернатора по административным и финансовым вопросам, о показательных хуторских участках, ходаческом движении, землемерных чинах, покупке казенных земель при содействии Крестьянского поземельного банка, по вопросу землепользования крестьян, о переселении в Сибирь и на Дальний Восток, об учреждении знака отличия за труды по землеустройству, о сборе средств на построение церквей и школ для переселенцев; журналы распорядительных заседаний землеустроительной комиссии; постановления, приговоры и протоколы землеустроительной комиссии о выделе земли селениям; документы о ликвидации имений Г.Г. Волкова, С.Т. Забродина, статского советника Ф.Я. Ростковского, дворянки А.Н. Сизовой, приобретенных Крестьянским поземельным банком; о командировании крестьян для ознакомления с ведением хуторского хозяйства в Лифляндскую, Волынскую губернии и др.
Сведения из крепостной книги Казанского нотариального архива на недвижимое имущество крестьян, о церковных приходах и причтах по волостям уезда, сборе пожертвований на сооружение памятника Александру II.
Циркуляры, постановления, распоряжения и отношения Главного управления землеустройства и земледелия, Министерства юстиции, Крестьянского поземельного банка, Казанской губернской землеустроительной комиссии и земской управы, казанского губернатора по административным и финансовым вопросам, о показательных хуторских участках, ходаческом движении, землемерных чинах, покупке казенных земель при содействии Крестьянского поземельного банка, по вопросу землепользования крестьян, о переселении в Сибирь и на Дальний Восток, об учреждении знака отличия за труды по землеустройству, о сборе средств на построение церквей и школ для переселенцев; журналы распорядительных заседаний землеустроительной комиссии; постановления, приговоры и протоколы землеустроительной комиссии о выделе земли селениям; документы о ликвидации имений Г.Г. Волкова, С.Т. Забродина, статского советника Ф.Я. Ростковского, дворянки А.Н. Сизовой, приобретенных Крестьянским поземельным банком; о командировании крестьян для ознакомления с ведением хуторского хозяйства в Лифляндскую, Волынскую губернии и др.
Сведения из крепостной книги Казанского нотариального архива на недвижимое имущество крестьян, о церковных приходах и причтах по волостям уезда, сборе пожертвований на сооружение памятника Александру II.
Историческая справка
:
Во второй половине XIX в. в России из-за обострившейся классовой борьбы между крестьянами и помещиками царское правительство вынуждено было пойти на отмену крепостного права. 19 февраля 1861г. Александр II утвердил проект "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" и подписал Манифест об освобождении крестьян. Крестьянам предоставлялась личная свобода и надельная земля, с правом выкупа наделов. "Положение" 26 июня 1863г. определило поземельное устройство, повинности, проведение выкупной операции удельных крестьян. 24 декабря 1866г. был издан закон "О поземельном устройстве государственных крестьян", согласно которому эта категория крестьян в обязательном порядке должна была выкупать свои надельные земли. Реформы 1861 - 1866г. привели к аграрному кризису, малоземелью крестьян и их обнищанию, особенно в Чувашском крае, т.к. большинство крестьян здесь относилось к разряду государственных.
В начале XX в. правительство в своей земельной политике перешло к решительным действиям по улучшению крестьянского землепользования и совокупность проводимых в этом направлении работ получила официальный термин "землеустройства". Новая аграрная реформа, направленная на ликвидацию общинной формы землепользования, связана с именем председателя Совета Министров П.А.Столыпина.
Начало реформе положил Именной Высочайший указ от 4 марта 1906г., согласно которому наряду с губернскими учреждались уездные землеустроительные комиссии. Они были образованы для исполнения землеустроительных действий по переделу земли на местах и устранения недостатков существующего землевладения и землепользования с учетом особых условий отдельных местностей. Комиссиям поручалось "обсуждение вопросов о целесообразности приобретения Банком предлагаемых к покупке имений и о порядке ликвидации их, установление степени нужды крестьян в продаваемой земле и содействие к выяснению ее стоимости" (ПСЗ Российской Империи, т.XXVI, С.-П., 1909, с.200). 26 апреля 1906г. на основе объединения "чинов правительственных и общественных деятелей, а также представителей от сельского населения" было Высочайше утверждено "Росписание должностей по землеустройству", по которому уездные комиссии состояли из: председателя уездной земской управы, непременного члена, уездного члена окружного суда или председателя съезда мировых судей, члена от удельного ведомства в уездах, где имеются удельные земли, податного инспектора, земского начальника, 3-х членов, избранных от уездного земского собрания, 3-х представителей от крестьян, назначаемых по жребию из числа кандидатов, избираемых волостными сходами уезда. Комиссии возглавлялись в губерниях - губернаторами, в уездах - предводителями дворянства (ПСЗ Российской Империи, т.XXVI, С.-П., 1909, с.504).
19 сентября 1906г. был издан "Наказ Землеустроительным Комиссиям", который расширил их функции, включив в круг деятельности распродажу и сдачу в аренду казенных земель, участие в регулировании перенаселения, в содействии развертывания чересполосности надельных земель с прилегающими владениями (Энциклопедический словарь Т-ва "Бр. А. и И.Гранат и К", М., т.21, с.6). Согласно ст. III Наказа "вся активная рабочая деятельность по делам Уездных Комиссий всецело возложена на обязанность и ответственность ее Непременных Членов" (РГУ "Госистархив Чувашии", Ф.6, оп.1, д.49, л.54 об.). Они несли юридическую ответственность за все проводимые в пределах своего уезда землеустроительные действия. При назначении на должность непременного члена учитывались возрастной, образовательный (высшее юридическое или сельскохозяйственное) цензы и предыдущая работа, связанная с крестьянскими делами или землеустройством.
Основным документом Столыпинской реформы стал Именной Высочайший указ 9 ноября 1906г. "О дополнении некоторых положений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования". На основании Указа крестьянам предоставлялось право "свободного выхода из общины, с укреплением в собственность участков из мирского надела", а сельским обществам - большинством в две трети голосов производить полную разверстку земель на хуторские и отрубные участки (ПСЗ Российской Империи, т.XXVI, С.-П., 1909, с.970.).
Руководство землеустроительными делами в губерниях северо-восточного района, в состав которого входит Казанская губерния было возложено на Уполномоченного Комитета по землеустроительным делам, чиновника особых поручений V класса Главного управления Землеустройства и Земледелия Б.Ф. Копылова (РГУ "Госистархив Чувашии", Ф.204, оп.1, д.248, л.11.).
13 мая 1907г. Предводитель дворянства Чебоксарского и Козмодемьянского уезда С.А. Бекетов объявил действия Чебоксарской уездной землеустроительной комиссии открытыми. В первый состав комиссии вошли:
1.Непременный член - А.С. Сунгуров (бывший земский начальник 6-го участка Лаишевского уезда).
2.Уездный член окружного суда - П.А. Алехин.
3.Председатель уездной земской управы - И.И. Есипов.
4.Податный инспектор - А.Н. Бочаров.
5.Земские начальники - М.Ф. Дохтуров, А.М. Рот, Л.Г. Дембровский.
6.Члены от уездного земского собрания - И.И. Ларионов, В.В. Макарычев, П.С. Семенов.
7.Члены по выборам от крестьян - Е.М.Михайлов, З.В.Сперанский, Е.М. Дроздов (РГУ "Госистархив Чувашии", Ф.204, оп.1, д.19, лл.171, 171 об.).
Первым председателем Чебоксарской уездной землеустроительной комиссии был Предводитель дворянства Леонид Васильевич Эннатский. В его обязанности входило наблюдение и устранение возникающих препятствий при разрешении земельных дел в уезде, а также направление работ привлеченных к землеустройству чиновников правительственных и общественных учреждений. В апреле 1912г. статский советник Александр Сергеевич Сунгуров был переведен на службу по ведомству Министерства Внутренних Дел. Непременным членом Чебоксарской уездной землеустроительной комиссии был назначен статский советник Илларий Иванович Есипов.
В обязанности председателя комиссии входило наблюдение и устранение возникающих препятствий при разрешении земельных дел в уезде, а также направление работ привлеченных к землеустройству чиновников правительственных и общественных учреждений. Согласно ст.115 Наказа уездные комиссии должны были ежегодно представлять отчет о своей деятельности в Казанскую губернскую землеустроительную комиссию и в Комитет по землеустроительным делам.
Землеустроительные комиссии исполняли следующие виды работ:
1. выдел земель отдельным селениям сельский обществ;
2. выдел земель выселкам и частям селений;
3. выдел отрубных участков отдельным членам сельских обществ и имеющих отдельное владение селений;
4. полное по целым сельским обществам и имеющим отдельное владение селениям разверстание угодий между членами общества селения на отрубные участки;
5. уничтожение чересполосности крестьянского типа владений с прилегающими к ним землями;
6. разверстание на отрубные участки земель разного владения, включенных в одну дачу разверстания;
7. раздел угодий, находящихся в общем пользовании крестьян и частных владельцев;
8. ограничение подлежащих землеустройству земель от смежных владений (Ежегодник ГУЗ и З, С.-П., 1912, с.681.);
Основное требование землеустройства заключалось в том, чтобы устраиваемая земля каждого владельца, т.е. отдельного лица, выделяемого селения, части его или выселка, по возможности, сведена была в один сплошной отруб, что же касается исключительно пахотных угодий, входящих в состав устраиваемой земли, то таковые обязательно сводились к одному месту, за исключением случаев, когда пахотная земля общества была расположена в нескольких участках (РГУ "Госистархив Чувашии", Ф.202, оп.1, д.87, л.80.).
Крестьянам при землеустройстве из средств казны выдавались ссуды и пособия:
а) на оборудование и улучшение хозяйства на участках, образованных в порядке Положения о землеустройстве;
б) на оборудование и улучшение участков, приобретенных от казны или крестьянского Поземельного Банка;
в) на возведение огнестойких строений и крыш (РГУ "Госистархив Чувашии", Ф.202, оп.1, д.87, л.48.).
С 15 октября 1911г. вступил в силу Закон о землеустройстве от 29 мая 1911г., который расширил полномочия землеустроительных комиссий, распространив компетенцию последних на все земли мелкого владения, а при общих дачах разверстания - на все земли вообще и предоставил комиссиям судебные полномочия. В ведение земельных комиссий перешли все земельные споры, возникающие при землеустроительных работах, в том числе и споры о границах земель, подлежащих землеустройству. Изменился процессуальный порядок их деятельности, что придало им характер судебных учреждений, так сказать, земельных судов. Заседания комиссии стали открытыми, с обязательным вызовом сторон и всех заинтересованных лиц, допросом свидетелей и сведущих людей, производством дознания через окольных людей, участием поверенных и т.д. Вследствие этого 1911г. был последним годом, когда землеустроительные работы производились в порядке Наказа 19 сентября 1906г. Большая часть таких работ относилась к групповому землеустройству, в частности к разделам однопланных селений и размежеванию внешней чересполосности с прилегающими владениями. Эти работы в порядке прежде действовавших правил требовали своего завершения согласием всех сельских сходов, входящих в состав однопланного селения, а при размежевании внешней чересполосицы согласия обеих сторон (крестьян и частных владельцев), что не всегда было достижимо. Новый закон ввел обязательное производство землеустроительных работ, если о них ходатайствует большинство заинтересованных владельцев земли (Закон о землеустройстве, С.-П., 1911, с.50-51.).
В мае 1911г. был созван второй Землеустроительный съезд, на котором был выработан проект нового Наказа, утвержденного Комитетом по землеустроительным делам 19 июня 1911г. Закон 29 мая 1911г. и новый Наказ землеустроительным комиссиям устанавливали строгие требования в отношении стороны производства землеустроительных работ.
Закон о землеустройстве 29 мая 1911г. предусматривал первоочередное создание хуторов и отрубов, которые признавались наиболее рациональными типами хозяйств, а необходимые для крестьян виды землеустроительных работ, такие как ликвидация чересполосицы, получили минимальное развитие. Появилась возможность упразднения общины по ходатайству части владельцев земли и членов земельных обществ, т.е. принудительно для других крестьян. На основании Закона 29 мая 1911г. Комитет по землеустроительным делам постановил преобразовать губернские и уездные землеустроительные комиссии до 1 ноября 1911г. По новому "Росписанию состава Землеустроительных Комиссий" уездная комиссия стала состоять из: председателя уездной земской управы или его заместителя, непременного члена комиссии или заменяющего его лица, уездного члена окружного суда, земского начальника, к участку которого относятся подлежащие обсуждению вопросы, трех членов, избранных от уездного земского собрания, и трех членов по от волостных сходов, в качестве временного члена - выборщика от той волости, по которой рассматривается дело, или кандидат к нему, если такой уже имеется. Председателем комиссии оставался уездный предводитель дворянства. В случае его отсутствия комиссию возглавлял председатель уездной земской управы, а при отсутствии последнего - уездный член окружного суда (Закон о землеустройстве, С.-П., 1911, с.56-57.).
2 декабря 1916г. был издан закон об отграничении земель. По этому закону все ходатайства подлежали возвращению просителям с объявлением, что с просьбой об отграничении земли надлежало обращаться в Губернское Правление, по месту нахождения владения, подлежащего отграничению (РГУ "Госистархив Чувашии", Ф.202, оп.1, д.347, л.11).
После Февральской буржуазно-демократической революции под нажимом большинства крестьян, недовольных землеустройством, землеустроительные комиссии Постановлением Временного правительства от 28 июня 1917г. были ликвидированы.
Из истории архивного строительства Чувашии известно, что во второй половине 1919г. архивы и документы упраздненных дореволюционных учреждений были отнесены к ведению уездных исполнительных комитетов.
К концу 1924г. в Чебоксарском уезде было создано уездное архивохранилище. В феврале 1925г. Коллегия Центрархива РСФСР утвердила "Положение о ЕГАФ", по которому архивные фонды предлагалось разделить на две группы по историческим периодам и создать соответственно два архива: Исторический архив с фондами дореволюционного периода и Архив Октябрьской революции с фондами советского периода. Была установлена разграничительная дата группировки фондов: февраль-март 1917 года (В.А.Нестеров, Архивное строительство в Чувашской АССР, г.Чебоксары, 1973., с.11). Однако лишь в 1927г. в Чувашской АССР приступили к систематизации фондов и их группировке на дореволюционные и послереволюционные согласно директиве Центрархива РСФСР от 22 апреля 1925г. (В.А.Нестеров, Архивное строительство в Чувашской АССР, г.Чебоксары, 1973., с.17-18) Эта работа была выполнена в 1928-1931гг. Согласно Положению об Архивном управлении Чувашской АССР от 17 сентября 1930г. все документы дореволюционного периода подлежали концентрации в Историческом архиве республики, который в июле 1941г. был реорганизован в Центральный госархив Чувашской АССР.
За период существования Чебоксарской землеустроительной комиссии отложились документы, представляющие научно-историческую ценность. Сведения о первоначальном поступлении документов Чебоксарской землеустроительной комиссии на госхранение не обнаружены.
По результатам проверки наличия и физического состояния дел, проведенной 11 марта 1949г., в фонде Чебоксарской землеустроительной комиссии Ф-204 числилось 531 ед.хр. Последняя проверка наличия 27 октября 1993г. констатировала, что в фонде по описи № 1 учтено 538 дел.
В 2005г. описи были усовершенствованы, в результате чего была пересоставлена опись №1 дел постоянного хранения в количестве 536 ед. хранения за 1907-1917гг. При уточнении фондовой принадлежности 3 дела были переданы в другие фонды: 2 дела за 1911 - 1917 гг., 1916 в Ф-15 "Чебоксарская уездная земская управа" и 1 дело за 1920 в ф. Р-524 "Чебоксарское уездное земельное управление исполкомов уездных Советов".
Дела в описи систематизированы по хронологически-номинальному признаку. К описи составлены следующие элементы справочного аппарата: титульный лист, оглавление, предисловие, переводная таблица шифров, географический указатель, именной указатель.
Главный специалист
отдела НСА и ИПС Н.А. Санина
23.09.2005
Начальник отдела НСА и ИПС Н.О. Воропаева
Во второй половине XIX в. в России из-за обострившейся классовой борьбы между крестьянами и помещиками царское правительство вынуждено было пойти на отмену крепостного права. 19 февраля 1861г. Александр II утвердил проект "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" и подписал Манифест об освобождении крестьян. Крестьянам предоставлялась личная свобода и надельная земля, с правом выкупа наделов. "Положение" 26 июня 1863г. определило поземельное устройство, повинности, проведение выкупной операции удельных крестьян. 24 декабря 1866г. был издан закон "О поземельном устройстве государственных крестьян", согласно которому эта категория крестьян в обязательном порядке должна была выкупать свои надельные земли. Реформы 1861 - 1866г. привели к аграрному кризису, малоземелью крестьян и их обнищанию, особенно в Чувашском крае, т.к. большинство крестьян здесь относилось к разряду государственных.
В начале XX в. правительство в своей земельной политике перешло к решительным действиям по улучшению крестьянского землепользования и совокупность проводимых в этом направлении работ получила официальный термин "землеустройства". Новая аграрная реформа, направленная на ликвидацию общинной формы землепользования, связана с именем председателя Совета Министров П.А.Столыпина.
Начало реформе положил Именной Высочайший указ от 4 марта 1906г., согласно которому наряду с губернскими учреждались уездные землеустроительные комиссии. Они были образованы для исполнения землеустроительных действий по переделу земли на местах и устранения недостатков существующего землевладения и землепользования с учетом особых условий отдельных местностей. Комиссиям поручалось "обсуждение вопросов о целесообразности приобретения Банком предлагаемых к покупке имений и о порядке ликвидации их, установление степени нужды крестьян в продаваемой земле и содействие к выяснению ее стоимости" (ПСЗ Российской Империи, т.XXVI, С.-П., 1909, с.200). 26 апреля 1906г. на основе объединения "чинов правительственных и общественных деятелей, а также представителей от сельского населения" было Высочайше утверждено "Росписание должностей по землеустройству", по которому уездные комиссии состояли из: председателя уездной земской управы, непременного члена, уездного члена окружного суда или председателя съезда мировых судей, члена от удельного ведомства в уездах, где имеются удельные земли, податного инспектора, земского начальника, 3-х членов, избранных от уездного земского собрания, 3-х представителей от крестьян, назначаемых по жребию из числа кандидатов, избираемых волостными сходами уезда. Комиссии возглавлялись в губерниях - губернаторами, в уездах - предводителями дворянства (ПСЗ Российской Империи, т.XXVI, С.-П., 1909, с.504).
19 сентября 1906г. был издан "Наказ Землеустроительным Комиссиям", который расширил их функции, включив в круг деятельности распродажу и сдачу в аренду казенных земель, участие в регулировании перенаселения, в содействии развертывания чересполосности надельных земель с прилегающими владениями (Энциклопедический словарь Т-ва "Бр. А. и И.Гранат и К", М., т.21, с.6). Согласно ст. III Наказа "вся активная рабочая деятельность по делам Уездных Комиссий всецело возложена на обязанность и ответственность ее Непременных Членов" (РГУ "Госистархив Чувашии", Ф.6, оп.1, д.49, л.54 об.). Они несли юридическую ответственность за все проводимые в пределах своего уезда землеустроительные действия. При назначении на должность непременного члена учитывались возрастной, образовательный (высшее юридическое или сельскохозяйственное) цензы и предыдущая работа, связанная с крестьянскими делами или землеустройством.
Основным документом Столыпинской реформы стал Именной Высочайший указ 9 ноября 1906г. "О дополнении некоторых положений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования". На основании Указа крестьянам предоставлялось право "свободного выхода из общины, с укреплением в собственность участков из мирского надела", а сельским обществам - большинством в две трети голосов производить полную разверстку земель на хуторские и отрубные участки (ПСЗ Российской Империи, т.XXVI, С.-П., 1909, с.970.).
Руководство землеустроительными делами в губерниях северо-восточного района, в состав которого входит Казанская губерния было возложено на Уполномоченного Комитета по землеустроительным делам, чиновника особых поручений V класса Главного управления Землеустройства и Земледелия Б.Ф. Копылова (РГУ "Госистархив Чувашии", Ф.204, оп.1, д.248, л.11.).
13 мая 1907г. Предводитель дворянства Чебоксарского и Козмодемьянского уезда С.А. Бекетов объявил действия Чебоксарской уездной землеустроительной комиссии открытыми. В первый состав комиссии вошли:
1.Непременный член - А.С. Сунгуров (бывший земский начальник 6-го участка Лаишевского уезда).
2.Уездный член окружного суда - П.А. Алехин.
3.Председатель уездной земской управы - И.И. Есипов.
4.Податный инспектор - А.Н. Бочаров.
5.Земские начальники - М.Ф. Дохтуров, А.М. Рот, Л.Г. Дембровский.
6.Члены от уездного земского собрания - И.И. Ларионов, В.В. Макарычев, П.С. Семенов.
7.Члены по выборам от крестьян - Е.М.Михайлов, З.В.Сперанский, Е.М. Дроздов (РГУ "Госистархив Чувашии", Ф.204, оп.1, д.19, лл.171, 171 об.).
Первым председателем Чебоксарской уездной землеустроительной комиссии был Предводитель дворянства Леонид Васильевич Эннатский. В его обязанности входило наблюдение и устранение возникающих препятствий при разрешении земельных дел в уезде, а также направление работ привлеченных к землеустройству чиновников правительственных и общественных учреждений. В апреле 1912г. статский советник Александр Сергеевич Сунгуров был переведен на службу по ведомству Министерства Внутренних Дел. Непременным членом Чебоксарской уездной землеустроительной комиссии был назначен статский советник Илларий Иванович Есипов.
В обязанности председателя комиссии входило наблюдение и устранение возникающих препятствий при разрешении земельных дел в уезде, а также направление работ привлеченных к землеустройству чиновников правительственных и общественных учреждений. Согласно ст.115 Наказа уездные комиссии должны были ежегодно представлять отчет о своей деятельности в Казанскую губернскую землеустроительную комиссию и в Комитет по землеустроительным делам.
Землеустроительные комиссии исполняли следующие виды работ:
1. выдел земель отдельным селениям сельский обществ;
2. выдел земель выселкам и частям селений;
3. выдел отрубных участков отдельным членам сельских обществ и имеющих отдельное владение селений;
4. полное по целым сельским обществам и имеющим отдельное владение селениям разверстание угодий между членами общества селения на отрубные участки;
5. уничтожение чересполосности крестьянского типа владений с прилегающими к ним землями;
6. разверстание на отрубные участки земель разного владения, включенных в одну дачу разверстания;
7. раздел угодий, находящихся в общем пользовании крестьян и частных владельцев;
8. ограничение подлежащих землеустройству земель от смежных владений (Ежегодник ГУЗ и З, С.-П., 1912, с.681.);
Основное требование землеустройства заключалось в том, чтобы устраиваемая земля каждого владельца, т.е. отдельного лица, выделяемого селения, части его или выселка, по возможности, сведена была в один сплошной отруб, что же касается исключительно пахотных угодий, входящих в состав устраиваемой земли, то таковые обязательно сводились к одному месту, за исключением случаев, когда пахотная земля общества была расположена в нескольких участках (РГУ "Госистархив Чувашии", Ф.202, оп.1, д.87, л.80.).
Крестьянам при землеустройстве из средств казны выдавались ссуды и пособия:
а) на оборудование и улучшение хозяйства на участках, образованных в порядке Положения о землеустройстве;
б) на оборудование и улучшение участков, приобретенных от казны или крестьянского Поземельного Банка;
в) на возведение огнестойких строений и крыш (РГУ "Госистархив Чувашии", Ф.202, оп.1, д.87, л.48.).
С 15 октября 1911г. вступил в силу Закон о землеустройстве от 29 мая 1911г., который расширил полномочия землеустроительных комиссий, распространив компетенцию последних на все земли мелкого владения, а при общих дачах разверстания - на все земли вообще и предоставил комиссиям судебные полномочия. В ведение земельных комиссий перешли все земельные споры, возникающие при землеустроительных работах, в том числе и споры о границах земель, подлежащих землеустройству. Изменился процессуальный порядок их деятельности, что придало им характер судебных учреждений, так сказать, земельных судов. Заседания комиссии стали открытыми, с обязательным вызовом сторон и всех заинтересованных лиц, допросом свидетелей и сведущих людей, производством дознания через окольных людей, участием поверенных и т.д. Вследствие этого 1911г. был последним годом, когда землеустроительные работы производились в порядке Наказа 19 сентября 1906г. Большая часть таких работ относилась к групповому землеустройству, в частности к разделам однопланных селений и размежеванию внешней чересполосности с прилегающими владениями. Эти работы в порядке прежде действовавших правил требовали своего завершения согласием всех сельских сходов, входящих в состав однопланного селения, а при размежевании внешней чересполосицы согласия обеих сторон (крестьян и частных владельцев), что не всегда было достижимо. Новый закон ввел обязательное производство землеустроительных работ, если о них ходатайствует большинство заинтересованных владельцев земли (Закон о землеустройстве, С.-П., 1911, с.50-51.).
В мае 1911г. был созван второй Землеустроительный съезд, на котором был выработан проект нового Наказа, утвержденного Комитетом по землеустроительным делам 19 июня 1911г. Закон 29 мая 1911г. и новый Наказ землеустроительным комиссиям устанавливали строгие требования в отношении стороны производства землеустроительных работ.
Закон о землеустройстве 29 мая 1911г. предусматривал первоочередное создание хуторов и отрубов, которые признавались наиболее рациональными типами хозяйств, а необходимые для крестьян виды землеустроительных работ, такие как ликвидация чересполосицы, получили минимальное развитие. Появилась возможность упразднения общины по ходатайству части владельцев земли и членов земельных обществ, т.е. принудительно для других крестьян. На основании Закона 29 мая 1911г. Комитет по землеустроительным делам постановил преобразовать губернские и уездные землеустроительные комиссии до 1 ноября 1911г. По новому "Росписанию состава Землеустроительных Комиссий" уездная комиссия стала состоять из: председателя уездной земской управы или его заместителя, непременного члена комиссии или заменяющего его лица, уездного члена окружного суда, земского начальника, к участку которого относятся подлежащие обсуждению вопросы, трех членов, избранных от уездного земского собрания, и трех членов по от волостных сходов, в качестве временного члена - выборщика от той волости, по которой рассматривается дело, или кандидат к нему, если такой уже имеется. Председателем комиссии оставался уездный предводитель дворянства. В случае его отсутствия комиссию возглавлял председатель уездной земской управы, а при отсутствии последнего - уездный член окружного суда (Закон о землеустройстве, С.-П., 1911, с.56-57.).
2 декабря 1916г. был издан закон об отграничении земель. По этому закону все ходатайства подлежали возвращению просителям с объявлением, что с просьбой об отграничении земли надлежало обращаться в Губернское Правление, по месту нахождения владения, подлежащего отграничению (РГУ "Госистархив Чувашии", Ф.202, оп.1, д.347, л.11).
После Февральской буржуазно-демократической революции под нажимом большинства крестьян, недовольных землеустройством, землеустроительные комиссии Постановлением Временного правительства от 28 июня 1917г. были ликвидированы.
Из истории архивного строительства Чувашии известно, что во второй половине 1919г. архивы и документы упраздненных дореволюционных учреждений были отнесены к ведению уездных исполнительных комитетов.
К концу 1924г. в Чебоксарском уезде было создано уездное архивохранилище. В феврале 1925г. Коллегия Центрархива РСФСР утвердила "Положение о ЕГАФ", по которому архивные фонды предлагалось разделить на две группы по историческим периодам и создать соответственно два архива: Исторический архив с фондами дореволюционного периода и Архив Октябрьской революции с фондами советского периода. Была установлена разграничительная дата группировки фондов: февраль-март 1917 года (В.А.Нестеров, Архивное строительство в Чувашской АССР, г.Чебоксары, 1973., с.11). Однако лишь в 1927г. в Чувашской АССР приступили к систематизации фондов и их группировке на дореволюционные и послереволюционные согласно директиве Центрархива РСФСР от 22 апреля 1925г. (В.А.Нестеров, Архивное строительство в Чувашской АССР, г.Чебоксары, 1973., с.17-18) Эта работа была выполнена в 1928-1931гг. Согласно Положению об Архивном управлении Чувашской АССР от 17 сентября 1930г. все документы дореволюционного периода подлежали концентрации в Историческом архиве республики, который в июле 1941г. был реорганизован в Центральный госархив Чувашской АССР.
За период существования Чебоксарской землеустроительной комиссии отложились документы, представляющие научно-историческую ценность. Сведения о первоначальном поступлении документов Чебоксарской землеустроительной комиссии на госхранение не обнаружены.
По результатам проверки наличия и физического состояния дел, проведенной 11 марта 1949г., в фонде Чебоксарской землеустроительной комиссии Ф-204 числилось 531 ед.хр. Последняя проверка наличия 27 октября 1993г. констатировала, что в фонде по описи № 1 учтено 538 дел.
В 2005г. описи были усовершенствованы, в результате чего была пересоставлена опись №1 дел постоянного хранения в количестве 536 ед. хранения за 1907-1917гг. При уточнении фондовой принадлежности 3 дела были переданы в другие фонды: 2 дела за 1911 - 1917 гг., 1916 в Ф-15 "Чебоксарская уездная земская управа" и 1 дело за 1920 в ф. Р-524 "Чебоксарское уездное земельное управление исполкомов уездных Советов".
Дела в описи систематизированы по хронологически-номинальному признаку. К описи составлены следующие элементы справочного аппарата: титульный лист, оглавление, предисловие, переводная таблица шифров, географический указатель, именной указатель.
Главный специалист
отдела НСА и ИПС Н.А. Санина
23.09.2005
Начальник отдела НСА и ИПС Н.О. Воропаева
Крайние даты документов
:
1907-1917