210
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
210
Наименование
:
Инспектор народных училищ
Полное наименование
:
Инспектор народных училищ 3-го района Симбирской губернии, г.Алатырь. 1869-1917 гг.
Инспектор народных училищ 3-го района Симбирской губернии, г.Алатырь. 1869-1917 гг.
Шифр сайт
:
Ф.210 Инспектор народных училищ
Аннотация
:
Циркуляры и указания директора народных училищ Симбирской губернии по учебно-воспитательным вопросам, о прекращении приема в учебные заведения детей германских и австро-венгерских подданных и об использовании военнопленных, имеющих специальную подготовку в ремесленных школах в качестве учителей; приговоры сельского схода о постройке училищ, приговоры о преобразовании школ в училища; сведения об открытии училищ в Симбирской губернии и о количестве учащихся в них; статистические сведения по начальным школам за 1908–1918 гг., сведения о количестве учащихся; свидетельства об окончании училищ; личные дела учителей и алфавиты членов пенсионной кассы; переписка о постройке, ремонте зданий училищ и ассигновании средств на их содержание; о назначении, перемещении и увольнении учителей.
Циркуляры и указания директора народных училищ Симбирской губернии по учебно-воспитательным вопросам, о прекращении приема в учебные заведения детей германских и австро-венгерских подданных и об использовании военнопленных, имеющих специальную подготовку в ремесленных школах в качестве учителей; приговоры сельского схода о постройке училищ, приговоры о преобразовании школ в училища; сведения об открытии училищ в Симбирской губернии и о количестве учащихся в них; статистические сведения по начальным школам за 1908–1918 гг., сведения о количестве учащихся; свидетельства об окончании училищ; личные дела учителей и алфавиты членов пенсионной кассы; переписка о постройке, ремонте зданий училищ и ассигновании средств на их содержание; о назначении, перемещении и увольнении учителей.
Историческая справка
:
Институт инспекторов народных училищ был учрежден 29 мая 1869 г., когда император Александр II утвердил постановление Государственного совета от 26 мая 1869 г. «Об учреждении инспекторов народных училищ, открытии образцовых училищ и о других мерах к развитию начального народного образования». В соответствии с вышеуказанным постановлением в тридцати трех губерниях, на которые распространялось положение о земских губерниях от 1 января 1864 г. (в их число входила Симбирская губерния), и в Бессарабской области для наблюдения за народными училищами (далее – училища) учреждались должности инспекторов народных училищ, по одному инспектору на губернию. Инспектор народных училищ (далее – инспектор) был обязательным членом местного губернского училищного совета, которому должен был содействовать в деле устройства и распространения народного образования. Инспекторы утверждались в должности министром народного просвещения (1).
29 октября 1871 г. император Александр II утвердил составленную Министерством народного просвещения «Инструкцию инспекторам народных училищ». В соответствии с вышеуказанной инструкцией училища находились под постоянным наблюдением инспекторов. Инспекторы непосредственно подчинялись попечителю учебного округа. На инспекторов возлагались следующие функции: - руководство личным составом учителей, его преподавательской деятельностью;
- управление учебно-воспитательным процессом в училищах;
- обеспечение училищ книгами и учебными пособиями;
- материальное обеспечение училищ и учителей;
- открытие новых училищ и расширение уже существующих.
Инспектор оценивал нравственные качества преподавателей их способности и знания, оказывал им учебно-методическую помощь и мог временно отстранить от исполнения своих обязанностей преподавателей, по его мнению, не соответствующих своей должности.
Чины инспекции представляли собой также органы надзора за выполнением в школах установленных правительством норм продолжительности учебного периода и времени зимних и летних каникул, числа учебных уроков, соблюдением требований к учебно-воспитательному процессу, соответствием объема и содержания учебных предметов принятым программам, условиями обращения с учениками. Инспекторы должны были прилагать усилия к введению в училищах дополнительных предметов – церковного пения, гимнастики, ремесел.
Инспектора заботились о том, чтобы при каждом училище имелись учительская и ученическая библиотеки и склад учебников, учебных пособий и классных принадлежностей. Особое внимание обращалось на контроль над приобретением учебных руководств, книг и учебных пособий, преимущественно одобренных Министерством народного просвещения и духовным ведомством Православного исповедания.
Наблюдение за состоянием зданий, занимаемых училищами, так же входило в обязанности инспекторов.
При решении вопросов содержания открываемых училищ, инспектор склонял земства, местные городские и сельские общества к принятию на себя их полного финансирования. Усилия инспекторов должны были быть направлены на получение начального образования девочками из крестьянских семей, при этом в учебных заведениях для девочек желательно было введение обучения рукоделию. Инспектора способствовали организации при училищах уроков для взрослых. В случае если инспектор приходил к заключению, что, то или иное училище могло быть полезнее в другой местности, или вовсе должно быть закрыто он ставил вопрос о необходимости его перевода или закрытия перед училищными советами и другими надлежащими учреждениями.
Инспекторы могли самостоятельно приостанавливать решения и постановления губернских и уездных училищных советов до их окончательного разрешения попечителем учебного округа.
Во вверенной им местности инспекторы проводили проверки училищ и о результатах их представляли отчеты попечителю учебного округа. Если инспектор не имел возможности лично в течение года проверить все подведомственные училища, ему, с разрешения начальства учебного округа, мог быть назначен в помощь штатный смотритель уездных училищ или другие чиновники учебного округа. Инспекторам предоставлялось право осматривать учительские семинарии, учительские школы и педагогические курсы и присутствовать в заседаниях советов этих учреждений, но лишь с правом высказывать свои соображения и наблюдения.
С правом голоса инспектор мог присутствовать в испытательных комитетах и педагогических советах гимназий, прогимназий и уездных училищ, когда в них проводились испытания на звание учителей начальных народных училищ. На инспекторов возлагалось наблюдение за действиями съездов народных учителей (2).
25 мая 1874 г. императором Александром II утверждено новое «Положение о начальных народных училищах». В соответствии с этим документом, действовавшим до 1917 года, существовавшие должности инспекторов были переименованы в должности директоров народных училищ, каждому директору было назначено по два помощника со званием инспектора (всего 68 инспекторов).
В соответствии с вышеуказанным положением, училища могли учреждаться земствами, городскими и сельскими обществами и частными лицами с предварительного разрешения инспектора. Училища, «в случае беспорядка и вредного направления учения», могли временно закрываться по соглашению председателя уездного училищного совета с инспектором.
Инспекторы избирались из лиц, имеющих педагогический опыт, и утверждались в должности попечителем учебного округа. Деятельность инспекторов направлял директор народных училищ.
В полномочия инспектора входило принятие решения о допуске учителей к исполнению своих обязанностей и устранение «неблагонадежных» преподавателей от должности. Окончательное увольнение учителей зависело от решения уездного училищного совета.
Инспектор входил в состав уездного училищного совета, на нем лежало заведывание делопроизводством уездного училищного совета, а также составление годового отчета о состоянии всех училищ города и уезда.
В училищах инспектор был обязан давать методические рекомендации относительно способов и приемов преподавания всех учебных предметов в целях их лучшего освоения учащимися (3).
Установить точную дату учреждения должности инспектора народных училищ 3-го района Симбирской губернии (далее – инспектор 3-го района) не представляется возможным. Фонды канцелярии попечителя Казанского учебного округа и директора-инспектора народных училищ Симбирской губернии, где могли отложиться документы об организации должности инспектора 3-го района, находятся на хранении в Государственном архиве Ульяновской области. В документах инспектора 3-го района находящихся на хранении в Государственном историческом архиве Чувашской Республики отсутствуют данные о времени введения этой должности.
Первое упоминание об инспекторе 3-го района в документах фонда № 210 относится к 1906 г. 7 февраля 1906 г. на должность инспектора 3-го района был назначен Н.Д. Самосатский (4). 4 июля 1906 г. пожаром в г. Алатырь был уничтожен архив и делопроизводство канцелярии инспектора 3-го района (5). На 1 января 1907 г. в ведении инспектора 3-го района состояло 127 преподавателей, 8 городских и 44 сельских училища Алатырского уезда (6).
В 1908 г. Н.Д. Самосатский был назначен исполняющим обязанности директора народных училищ Симбирской губернии, а на должность инспектора 3-го района определен Н.Н. Меньшиков (7).
Инспектор 3-го района Н.Н. Меньшиков в 1912 г., совместно с Алатырской уездной земской управой, участвовал в составлении документов необходимых для подачи ходатайства перед Министерством народного просвещения о введения в Алатырском уезде всеобщего обучения (8). На 1916 г. в ведении инспектора 3-го района состояло 104 училища Алатырского уезда (9).
В докладной записке инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа, составленной на совещании в г. Уфа 10–13 мая 1917 г. отмечалось:
«1. Прежде всего, в большинстве случаев мы по своему происхождению и воспитанию являемся людьми близкими к деревне, народу и народной школе. Почти все мы, прежде чем сделаться инспекторами, были учителями в школах разных типов, некоторые же учительствовали даже в начальных народных школах. <...>
2. Вступая в инспекторскую должность, мы полагали, что будем прежде всего руководителями подлинно делом начального народного образования <...> Оказалось, что инспектор должен быть в первую очередь канцеляристом. <...> Достаточно перечислить те учреждения и тех должностных лиц, с которыми инспектор должен был состоять в постоянной переписке, чтобы дать представление о сложности канцелярской его работы. Это были: Департамент Народного Просвещения, Управление пенсионной кассы, Попечитель округа, Директор народных училищ, Архиерей, Губернатор, воинское Присутствие, Воинский Начальник, Казенная и Контрольная палаты, Казначейство, Врачебное отделение, Земская и Городская управы, Благочинные и Помощники Благочинных, волостные правления, учащие, а в областях еще – войсковые и переселенческие Управления.
Канцелярское дело осложнялось еще казенными кредитами, переводимыми в распоряжение инспектора <...>
Канцелярская работа ложилась всей своей тяжестью на самого инспектора, так как отпускаемая на канцелярские расходы сумма позволяла ему приглашать себе в помощь не письмоводителя в собственном смысле, знающего дело и ответственного за него, а простого писца. <...> инспектор должен был выносить всю тяжесть работы единолично на себе, являясь и статистиком, и бухгалтером, и архитектором (в не земских губерниях).
Стоя на нижней ступени административной лестницы, в том месте, где она соприкасается с живым народным делом, мы должны были быть непосредственными проводниками видов и желаний Правительства <...>
Всей душей сочувствуя совершившемуся перевороту и происходящему ныне устроению русской жизни во всех областях на новых основаниях, мы оказались в положении лишних людей, выбрасываемых за борт только по тому, что в момент переворота были на должности инспектора народных училищ. <...>
К неуверенности в собственной личной судьбе присоединяется и опасение за судьбу народной школы: новые органы управления школой еще не созданы, между тем за инспекторами оставлено последним распоряжением Правительства только «ведение переписки по кредитной части и школьной статистике». <...>» (10).
Институт инспекторов народных училищ упразднен постановлением Народного комиссариата по просвещению от 20 января 1918 г. «Об упразднении должностей директоров, инспекторов народных училищ, губернских дирекций и инспекций». В соответствии с вышеуказанным постановлением все делопроизводство упразднявшихся должностей передавалось отделам народного образования при местных советах рабочих, солдатских и красноармейских депутатов (11).
Документы фонда № 210 «Инспектор народных училищ 3-го района Симбирской губернии, г. Алатырь» впервые были приняты на государственное хранение в 1940 г. и были учтены в том же году в количестве 189 единиц хранения за 1876–1917 гг.. В последующем за период хранения документов в составе и объеме фонда происходили изменения, связанные с проверками наличия и состояния документов, в результате которых исправлялись ошибки в учетных документах. В 1950 г. была произведена переработка описи № 1 фонда № 210. Следующие поступления были в 1954 и 1964 гг.
На 20.03.2024 в фонде № 210 числится описи № 1, 2, 3 дел постоянного хранения за 1902–1918 гг. на 172 единицы хранения.
Текст документов в основном рукописный, присутствуют машинописные документы.
Описи № 1, 2, 3 включают: Циркуляры и указания директора народных училищ Симбирской губернии по учебно-воспитательным вопросам, о прекращении приема в учебные заведения детей германских и австро-венгерских подданных, об использовании военнопленных, имеющих специальную подготовку, в ремесленных школах в качестве учителей; приговоры сельского схода о постройке училищ, о преобразовании школ в училища; сведения об открытии училищ в Симбирской губернии и о количестве учащихся в них; статистические сведения по начальным школам за 1908–1918 гг., сведения о количестве учащихся; свидетельства об окончании училищ; переписка о постройке, ремонте зданий училищ и ассигновании средств на их содержание; личные дела учителей и алфавиты членов пенсионной кассы, о назначении, перемещении и увольнении учителей и др.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
27.03.2024
_______________________
(1) Циркуляры по Казанскому учебному округу : [журнал] / Казан. учебный округ ; ред. А. Н. Троицкий. - Казань : [б. и.], 1869-1870. №№ 1-24. С. 119.
(2) Инструкция Инспекторам народных училищ // ПСЗРИ: Собр. 2. Т. 46. Ч. 2. Закон № 50092. С. 436–443.
(3) Положение о начальных народных училищах // ПСЗРИ: Собр. 2. Т. 49. Ч. 1. Закон № 53574. С. 834–840.
(4) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 210. Оп. 3. Д. 8. Л. 76, 77 об.
(5) Там же. Д. 4. Л. 10, 64; Д. 6. Л. 1.
(6) Там же. Д. 8. Л. 29 об.–31 об.
(7) Там же. Д. 23. Л. 1.
(8) Там же. Оп. 1. Д. 53. Л. 2, 4, 72.
(9) Там же. Д. 94. Л. 1-2 об.
(10) Там же. Ф. 210. Оп. 3. Д. 23. Л. 29-30.
(11) Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1917-1918 гг. / Упр. делами Совнаркома СССР. — М.: Б. и., 1942. – С. 274.
Институт инспекторов народных училищ был учрежден 29 мая 1869 г., когда император Александр II утвердил постановление Государственного совета от 26 мая 1869 г. «Об учреждении инспекторов народных училищ, открытии образцовых училищ и о других мерах к развитию начального народного образования». В соответствии с вышеуказанным постановлением в тридцати трех губерниях, на которые распространялось положение о земских губерниях от 1 января 1864 г. (в их число входила Симбирская губерния), и в Бессарабской области для наблюдения за народными училищами (далее – училища) учреждались должности инспекторов народных училищ, по одному инспектору на губернию. Инспектор народных училищ (далее – инспектор) был обязательным членом местного губернского училищного совета, которому должен был содействовать в деле устройства и распространения народного образования. Инспекторы утверждались в должности министром народного просвещения (1).
29 октября 1871 г. император Александр II утвердил составленную Министерством народного просвещения «Инструкцию инспекторам народных училищ». В соответствии с вышеуказанной инструкцией училища находились под постоянным наблюдением инспекторов. Инспекторы непосредственно подчинялись попечителю учебного округа. На инспекторов возлагались следующие функции: - руководство личным составом учителей, его преподавательской деятельностью;
- управление учебно-воспитательным процессом в училищах;
- обеспечение училищ книгами и учебными пособиями;
- материальное обеспечение училищ и учителей;
- открытие новых училищ и расширение уже существующих.
Инспектор оценивал нравственные качества преподавателей их способности и знания, оказывал им учебно-методическую помощь и мог временно отстранить от исполнения своих обязанностей преподавателей, по его мнению, не соответствующих своей должности.
Чины инспекции представляли собой также органы надзора за выполнением в школах установленных правительством норм продолжительности учебного периода и времени зимних и летних каникул, числа учебных уроков, соблюдением требований к учебно-воспитательному процессу, соответствием объема и содержания учебных предметов принятым программам, условиями обращения с учениками. Инспекторы должны были прилагать усилия к введению в училищах дополнительных предметов – церковного пения, гимнастики, ремесел.
Инспектора заботились о том, чтобы при каждом училище имелись учительская и ученическая библиотеки и склад учебников, учебных пособий и классных принадлежностей. Особое внимание обращалось на контроль над приобретением учебных руководств, книг и учебных пособий, преимущественно одобренных Министерством народного просвещения и духовным ведомством Православного исповедания.
Наблюдение за состоянием зданий, занимаемых училищами, так же входило в обязанности инспекторов.
При решении вопросов содержания открываемых училищ, инспектор склонял земства, местные городские и сельские общества к принятию на себя их полного финансирования. Усилия инспекторов должны были быть направлены на получение начального образования девочками из крестьянских семей, при этом в учебных заведениях для девочек желательно было введение обучения рукоделию. Инспектора способствовали организации при училищах уроков для взрослых. В случае если инспектор приходил к заключению, что, то или иное училище могло быть полезнее в другой местности, или вовсе должно быть закрыто он ставил вопрос о необходимости его перевода или закрытия перед училищными советами и другими надлежащими учреждениями.
Инспекторы могли самостоятельно приостанавливать решения и постановления губернских и уездных училищных советов до их окончательного разрешения попечителем учебного округа.
Во вверенной им местности инспекторы проводили проверки училищ и о результатах их представляли отчеты попечителю учебного округа. Если инспектор не имел возможности лично в течение года проверить все подведомственные училища, ему, с разрешения начальства учебного округа, мог быть назначен в помощь штатный смотритель уездных училищ или другие чиновники учебного округа. Инспекторам предоставлялось право осматривать учительские семинарии, учительские школы и педагогические курсы и присутствовать в заседаниях советов этих учреждений, но лишь с правом высказывать свои соображения и наблюдения.
С правом голоса инспектор мог присутствовать в испытательных комитетах и педагогических советах гимназий, прогимназий и уездных училищ, когда в них проводились испытания на звание учителей начальных народных училищ. На инспекторов возлагалось наблюдение за действиями съездов народных учителей (2).
25 мая 1874 г. императором Александром II утверждено новое «Положение о начальных народных училищах». В соответствии с этим документом, действовавшим до 1917 года, существовавшие должности инспекторов были переименованы в должности директоров народных училищ, каждому директору было назначено по два помощника со званием инспектора (всего 68 инспекторов).
В соответствии с вышеуказанным положением, училища могли учреждаться земствами, городскими и сельскими обществами и частными лицами с предварительного разрешения инспектора. Училища, «в случае беспорядка и вредного направления учения», могли временно закрываться по соглашению председателя уездного училищного совета с инспектором.
Инспекторы избирались из лиц, имеющих педагогический опыт, и утверждались в должности попечителем учебного округа. Деятельность инспекторов направлял директор народных училищ.
В полномочия инспектора входило принятие решения о допуске учителей к исполнению своих обязанностей и устранение «неблагонадежных» преподавателей от должности. Окончательное увольнение учителей зависело от решения уездного училищного совета.
Инспектор входил в состав уездного училищного совета, на нем лежало заведывание делопроизводством уездного училищного совета, а также составление годового отчета о состоянии всех училищ города и уезда.
В училищах инспектор был обязан давать методические рекомендации относительно способов и приемов преподавания всех учебных предметов в целях их лучшего освоения учащимися (3).
Установить точную дату учреждения должности инспектора народных училищ 3-го района Симбирской губернии (далее – инспектор 3-го района) не представляется возможным. Фонды канцелярии попечителя Казанского учебного округа и директора-инспектора народных училищ Симбирской губернии, где могли отложиться документы об организации должности инспектора 3-го района, находятся на хранении в Государственном архиве Ульяновской области. В документах инспектора 3-го района находящихся на хранении в Государственном историческом архиве Чувашской Республики отсутствуют данные о времени введения этой должности.
Первое упоминание об инспекторе 3-го района в документах фонда № 210 относится к 1906 г. 7 февраля 1906 г. на должность инспектора 3-го района был назначен Н.Д. Самосатский (4). 4 июля 1906 г. пожаром в г. Алатырь был уничтожен архив и делопроизводство канцелярии инспектора 3-го района (5). На 1 января 1907 г. в ведении инспектора 3-го района состояло 127 преподавателей, 8 городских и 44 сельских училища Алатырского уезда (6).
В 1908 г. Н.Д. Самосатский был назначен исполняющим обязанности директора народных училищ Симбирской губернии, а на должность инспектора 3-го района определен Н.Н. Меньшиков (7).
Инспектор 3-го района Н.Н. Меньшиков в 1912 г., совместно с Алатырской уездной земской управой, участвовал в составлении документов необходимых для подачи ходатайства перед Министерством народного просвещения о введения в Алатырском уезде всеобщего обучения (8). На 1916 г. в ведении инспектора 3-го района состояло 104 училища Алатырского уезда (9).
В докладной записке инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа, составленной на совещании в г. Уфа 10–13 мая 1917 г. отмечалось:
«1. Прежде всего, в большинстве случаев мы по своему происхождению и воспитанию являемся людьми близкими к деревне, народу и народной школе. Почти все мы, прежде чем сделаться инспекторами, были учителями в школах разных типов, некоторые же учительствовали даже в начальных народных школах. <...>
2. Вступая в инспекторскую должность, мы полагали, что будем прежде всего руководителями подлинно делом начального народного образования <...> Оказалось, что инспектор должен быть в первую очередь канцеляристом. <...> Достаточно перечислить те учреждения и тех должностных лиц, с которыми инспектор должен был состоять в постоянной переписке, чтобы дать представление о сложности канцелярской его работы. Это были: Департамент Народного Просвещения, Управление пенсионной кассы, Попечитель округа, Директор народных училищ, Архиерей, Губернатор, воинское Присутствие, Воинский Начальник, Казенная и Контрольная палаты, Казначейство, Врачебное отделение, Земская и Городская управы, Благочинные и Помощники Благочинных, волостные правления, учащие, а в областях еще – войсковые и переселенческие Управления.
Канцелярское дело осложнялось еще казенными кредитами, переводимыми в распоряжение инспектора <...>
Канцелярская работа ложилась всей своей тяжестью на самого инспектора, так как отпускаемая на канцелярские расходы сумма позволяла ему приглашать себе в помощь не письмоводителя в собственном смысле, знающего дело и ответственного за него, а простого писца. <...> инспектор должен был выносить всю тяжесть работы единолично на себе, являясь и статистиком, и бухгалтером, и архитектором (в не земских губерниях).
Стоя на нижней ступени административной лестницы, в том месте, где она соприкасается с живым народным делом, мы должны были быть непосредственными проводниками видов и желаний Правительства <...>
Всей душей сочувствуя совершившемуся перевороту и происходящему ныне устроению русской жизни во всех областях на новых основаниях, мы оказались в положении лишних людей, выбрасываемых за борт только по тому, что в момент переворота были на должности инспектора народных училищ. <...>
К неуверенности в собственной личной судьбе присоединяется и опасение за судьбу народной школы: новые органы управления школой еще не созданы, между тем за инспекторами оставлено последним распоряжением Правительства только «ведение переписки по кредитной части и школьной статистике». <...>» (10).
Институт инспекторов народных училищ упразднен постановлением Народного комиссариата по просвещению от 20 января 1918 г. «Об упразднении должностей директоров, инспекторов народных училищ, губернских дирекций и инспекций». В соответствии с вышеуказанным постановлением все делопроизводство упразднявшихся должностей передавалось отделам народного образования при местных советах рабочих, солдатских и красноармейских депутатов (11).
Документы фонда № 210 «Инспектор народных училищ 3-го района Симбирской губернии, г. Алатырь» впервые были приняты на государственное хранение в 1940 г. и были учтены в том же году в количестве 189 единиц хранения за 1876–1917 гг.. В последующем за период хранения документов в составе и объеме фонда происходили изменения, связанные с проверками наличия и состояния документов, в результате которых исправлялись ошибки в учетных документах. В 1950 г. была произведена переработка описи № 1 фонда № 210. Следующие поступления были в 1954 и 1964 гг.
На 20.03.2024 в фонде № 210 числится описи № 1, 2, 3 дел постоянного хранения за 1902–1918 гг. на 172 единицы хранения.
Текст документов в основном рукописный, присутствуют машинописные документы.
Описи № 1, 2, 3 включают: Циркуляры и указания директора народных училищ Симбирской губернии по учебно-воспитательным вопросам, о прекращении приема в учебные заведения детей германских и австро-венгерских подданных, об использовании военнопленных, имеющих специальную подготовку, в ремесленных школах в качестве учителей; приговоры сельского схода о постройке училищ, о преобразовании школ в училища; сведения об открытии училищ в Симбирской губернии и о количестве учащихся в них; статистические сведения по начальным школам за 1908–1918 гг., сведения о количестве учащихся; свидетельства об окончании училищ; переписка о постройке, ремонте зданий училищ и ассигновании средств на их содержание; личные дела учителей и алфавиты членов пенсионной кассы, о назначении, перемещении и увольнении учителей и др.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
27.03.2024
_______________________
(1) Циркуляры по Казанскому учебному округу : [журнал] / Казан. учебный округ ; ред. А. Н. Троицкий. - Казань : [б. и.], 1869-1870. №№ 1-24. С. 119.
(2) Инструкция Инспекторам народных училищ // ПСЗРИ: Собр. 2. Т. 46. Ч. 2. Закон № 50092. С. 436–443.
(3) Положение о начальных народных училищах // ПСЗРИ: Собр. 2. Т. 49. Ч. 1. Закон № 53574. С. 834–840.
(4) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 210. Оп. 3. Д. 8. Л. 76, 77 об.
(5) Там же. Д. 4. Л. 10, 64; Д. 6. Л. 1.
(6) Там же. Д. 8. Л. 29 об.–31 об.
(7) Там же. Д. 23. Л. 1.
(8) Там же. Оп. 1. Д. 53. Л. 2, 4, 72.
(9) Там же. Д. 94. Л. 1-2 об.
(10) Там же. Ф. 210. Оп. 3. Д. 23. Л. 29-30.
(11) Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1917-1918 гг. / Упр. делами Совнаркома СССР. — М.: Б. и., 1942. – С. 274.
Крайние даты документов
:
1902-1918