259
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
259
Наименование
:
Михаило-Архангельская церковь с. Миренки
Полное наименование
:
Церковь во имя Михаила Архангела с. Миренки Алатырского уезда Симбирской губернии. [1818]-1941 гг.
Церковь во имя Михаила Архангела с. Миренки Алатырского уезда Симбирской губернии. [1818]-1941 гг.
Шифр сайт
:
Ф.259 Михаило-Архангельская церковь с. Миренки
Аннотация
:
Духовные росписи, книги предбрачных свидетельств, документы по финансово-хозяйственной деятельности церкви, книги для записи прихода и расхода денежных сумм, тетради для записи пожертвований, ведомость пожертвований и хищений и др.
Духовные росписи, книги предбрачных свидетельств, документы по финансово-хозяйственной деятельности церкви, книги для записи прихода и расхода денежных сумм, тетради для записи пожертвований, ведомость пожертвований и хищений и др.
Историческая справка
:
Церковь во имя Михаила Архангела с. Миренки Алатырского уезда Симбирской губернии (Михаило-Архангельская церковь с. Миренки Алатырского уезда), согласно документам, сохранившимся в фонде, была построена не позднее 1818 г. Точную дату постройки церкви и проследить ее историю с учетом имеющихся в фонде документов не представляется возможным.
В Симбирских епархиальных ведомостях, хранящихся в БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, содержатся отдельные сведения по истории Михаило-Архангельской церкви с. Миренки Алатырского уезда. В 1878 г. старостой Михаило-Архангельской церкви с. Миренки Алатырского уезда на следующее трехлетие был назначен крестьянин данного села Петр Игнатьевич Зубарев (1). В декабре 1885 г. распоряжением епархиального начальства священнику с. Миренки Алатырского уезда Григорию Дроздову было дано благословение на его собственные средства устроить новый предалтарный иконостас в приходской церкви (2). В мае 1888 г. епархиальным начальством было разрешено причту с прихожанами с. Миренки Алатырского уезда на средства прихожан окрасить стены и полотки внутриприходской холодной церкви белой клеевой краской, а крышу на церкви и колокольне – медянкой, наружные стены – на масле белилами (3). 15 августа 1890 г. епархиальным начальством была объявлена благодарность прихожанам с. Миренки за постройку помещения дома приходского священника стоимостью 600 рублей (4). Также Михаило-Архангельская церковь с. Миренки Алатырского уезда в Симбирских епархиальных ведомостях упоминается в связи с кадровыми перемещениями, наличием вакансий; сведениями о взносе различных пожертвований священниками; о наличии о присоединившихся к православной вере из раскола и др. Например, за апрель – октябрь 1892 г. должность диакона была вакантной (5), в сведениях за июль 1895 г. «о праздных священно-церковнослужительских местах по Симбирской епархии» указывалось, что в с. Миренки Алатырского уезда имеется вакансия дьякона, кроме того, указывалось что дома при церкви нет, церковной земли 33 десятины, прихожан мужского пола 1356 человек (6).
В 1896 г. на средства прихожан с. Миренки Алатырского уезда была построена деревянная церковь с главным престолом в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» с приделами: правым – во имя Архистратига Божия Михаила, левым – во имя Святителя Николая Чудотворца. При роднике в 1892 г. была построена часовня. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика. Для священника был предусмотрен общественный дом, у псаломщика имелся собственный, оба дома располагались на общественной земле; диакон жил на квартире. Церковной земли насчитывалось 1600 квадратных саженей усадебной и 33 десятин – пахотной и сенокосной. В приходе на 1900 г. состояли с. Миренки и дер. Полянки. Прихожан: в с. Миренки – 227 двора, 908 человек мужского и 1027 женского пола; в дер. Полянки – 79 дворов, 316 человек мужского пола и 320 – женского. Кроме того, на территории прихода насчитывалось раскольников безпоповцев федосеевского толка 54 двора, 213 человек мужского и 226 – женского. В селе было земское училище, а в дер. Полянках с 1896 г. церковная школа грамоты, размещаемая в наемной квартире (7). Согласно записям в метрических книгах за 1865–1918 гг., хранящихся в фонде № 577 «Коллекция метрических книг» (8), можно сделать вывод, что церковь продолжала именоваться «Михаило-Архангельская церковь с. Миренки Алатырского уезда», а в книге Браславского Л.Ю. «Православные храмы Чувашии» дается наименование по главному престолу – «Церковь Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» с. Миренки Алатырского уезда» (9).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым: церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью: отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (10). Церковь в с. Миренки была закрыта в 1941 г.
Документы фонда № 259 «Церковь во имя Михаила Архангела с. Миренки Алатырского уезда Симбирской губернии» («Михаило-Архангельская церковь с. Миренки Алатырского уезда») были приняты на государственное хранение в 1940 г. в количестве 26 единиц хранения за 1818–1919 гг. В 1945 г. были сняты с учета по отборочному списку, утвержденному 5 июня 1945 г. Центральной экспертно-проверочной комиссией Архивного отдела НКВД Чувашской АССР (протокол № 13), 14 единиц хранения за 1835–1941, 1862, 1870–1879, 1880–1890, 1896–1903, 1908, 1911, 1912 гг., как утратившие свое практическое, историческое и научное значение (книга предбрачных свидетельств (брачных обысков), духовные росписи (ведомости), книги расхода венчиковых листов). 27.12.1955 поступила 1 единица хранения за 1917 г. по описи № 2 дел постоянного хранения. В последующем изменений в составе и объеме фонда не происходило.
На 01.01.2019 в фонде № 259 «Михаило-Архангельская церковь с. Миренки Алатырского уезда» числились 2 описи 13 единиц хранения за 1818–1877, 1917 гг.
В 2019 г. была проведена переработка описей № 1 и № 2 дел постоянного хранения, так как они были рукописные, находились в неудовлетворительном физическом состоянии, не соответствовали основным требованиям описания документов – опись № 1 дел постоянного хранения не отражала состав и содержание дел и документов фонда, была нарушена систематизация дел в описи, было выбытие большого количества дел по отборочному списку, кроме того к описям отсутствовал необходимый научно-справочный аппарат.
В ходе переработки описи были уточнены заголовки дел, крайние даты документов, уточнена систематизация дел. Ведомости о пожертвованиях, поступивших по церквям 1-го благочинного округа Алатырского уезда Симбирской губернии (сводные и по отдельным церквям) за 1867, 1869 гг., как не относящиеся к данному фонду, были переданы в фонд № 371 «Благочинный 1-го округа Алатырского уезда Симбирской губернии», метрическая книга о родившихся, бракосочетавшихся и умерших Михаило-Архангельской церкви с. Миренки Алатырского уезда за 1917 г. – в фонд № 577 «Коллекция метрических книг». При выдаче дел на переработку в фонде были обнаружены не описанные 4 листа (3 документа), из которых была сформирована 1 единица хранения за ноябрь 1890–март 1895 гг.
По состоянию на 19.04.2019 на документы фонда № 259 «Михаило-Архангельская церковь с. Миренки Алатырского уезда» составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1818–1877, 1890–1895 гг. на 12 единиц хранения. Дела в описи № 1 систематизированы по хронологии. Текст документов рукописный, физическое состояние документов удовлетворительное.
В фонде отложились духовные росписи (ведомости) за 1818–1869 гг., книги предбрачных свидетельств (брачных обысков) за 1819–1835 гг., документы по финансово-хозяйственной деятельности церкви (приходно-расходные книги Михаило-Архангельской церкви с. Миренки Алатырского уезда за 1818–1821, 1823–1877 гг., книга для записи прихода и расхода денежных сумм, находящихся в ведении церковного старосты за 1822–1827 гг., тетради для записи пожертвований (кружечного сбора) в пользу вдов и сирот за 1834–1839 гг. и в пользу «разоренных от разных случаев»» за 1835–1840 гг.), а также приговоры схода прихожан Михаило-Архангельской церкви о выборе помощников церковного старосты и найме сторожей для охраны церкви за ноябрь 1890–март 1895 гг.
К описи № 1 составлен титульный лист, оглавление, предисловие, переводная таблица.
Заместитель начальника отдела НСА и ИПС В.Н. Сохорова
17.04.2019
_______________
(1) Симбирские епархиальные ведомости. – Симбирск, 1878. № 6. С. 122.
(2) Симбирские епархиальные ведомости. – Симбирск, 1885. № 6 от 15 декабря 1885. С. 646.
(3) Симбирские епархиальные ведомости. – Симбирск, 1888. № 9 и 10 от 1 и 15 мая 1888. С. 139.
(4) Симбирские епархиальные ведомости. – Симбирск, 1890. № 16 от 15 августа 1890. С. 260.
(5) Симбирские епархиальные ведомости. – Симбирск, 1892. № 7 и 8 от 1 и 15 апреля 1892. С. 93, № 19 и 20 от 1 и 15 октября 1892. С. 259.
(6) Симбирские епархиальные ведомости. – Симбирск, 1895. № 13 от 1 июля 1895. С. 192.
(7) Баженов Н.И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года: (прил. к Симбир. Епарх. Ведомостям за 1903 г.) / Н. Баженов. – Симбирск: Типолитогр. А.Т. Токарева, 1903. – С. 187.
(8) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 577. Оп. 1. Д. 64-70а.
(9) Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1995. С. 235.
(10) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615 – 617.
Церковь во имя Михаила Архангела с. Миренки Алатырского уезда Симбирской губернии (Михаило-Архангельская церковь с. Миренки Алатырского уезда), согласно документам, сохранившимся в фонде, была построена не позднее 1818 г. Точную дату постройки церкви и проследить ее историю с учетом имеющихся в фонде документов не представляется возможным.
В Симбирских епархиальных ведомостях, хранящихся в БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, содержатся отдельные сведения по истории Михаило-Архангельской церкви с. Миренки Алатырского уезда. В 1878 г. старостой Михаило-Архангельской церкви с. Миренки Алатырского уезда на следующее трехлетие был назначен крестьянин данного села Петр Игнатьевич Зубарев (1). В декабре 1885 г. распоряжением епархиального начальства священнику с. Миренки Алатырского уезда Григорию Дроздову было дано благословение на его собственные средства устроить новый предалтарный иконостас в приходской церкви (2). В мае 1888 г. епархиальным начальством было разрешено причту с прихожанами с. Миренки Алатырского уезда на средства прихожан окрасить стены и полотки внутриприходской холодной церкви белой клеевой краской, а крышу на церкви и колокольне – медянкой, наружные стены – на масле белилами (3). 15 августа 1890 г. епархиальным начальством была объявлена благодарность прихожанам с. Миренки за постройку помещения дома приходского священника стоимостью 600 рублей (4). Также Михаило-Архангельская церковь с. Миренки Алатырского уезда в Симбирских епархиальных ведомостях упоминается в связи с кадровыми перемещениями, наличием вакансий; сведениями о взносе различных пожертвований священниками; о наличии о присоединившихся к православной вере из раскола и др. Например, за апрель – октябрь 1892 г. должность диакона была вакантной (5), в сведениях за июль 1895 г. «о праздных священно-церковнослужительских местах по Симбирской епархии» указывалось, что в с. Миренки Алатырского уезда имеется вакансия дьякона, кроме того, указывалось что дома при церкви нет, церковной земли 33 десятины, прихожан мужского пола 1356 человек (6).
В 1896 г. на средства прихожан с. Миренки Алатырского уезда была построена деревянная церковь с главным престолом в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» с приделами: правым – во имя Архистратига Божия Михаила, левым – во имя Святителя Николая Чудотворца. При роднике в 1892 г. была построена часовня. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика. Для священника был предусмотрен общественный дом, у псаломщика имелся собственный, оба дома располагались на общественной земле; диакон жил на квартире. Церковной земли насчитывалось 1600 квадратных саженей усадебной и 33 десятин – пахотной и сенокосной. В приходе на 1900 г. состояли с. Миренки и дер. Полянки. Прихожан: в с. Миренки – 227 двора, 908 человек мужского и 1027 женского пола; в дер. Полянки – 79 дворов, 316 человек мужского пола и 320 – женского. Кроме того, на территории прихода насчитывалось раскольников безпоповцев федосеевского толка 54 двора, 213 человек мужского и 226 – женского. В селе было земское училище, а в дер. Полянках с 1896 г. церковная школа грамоты, размещаемая в наемной квартире (7). Согласно записям в метрических книгах за 1865–1918 гг., хранящихся в фонде № 577 «Коллекция метрических книг» (8), можно сделать вывод, что церковь продолжала именоваться «Михаило-Архангельская церковь с. Миренки Алатырского уезда», а в книге Браславского Л.Ю. «Православные храмы Чувашии» дается наименование по главному престолу – «Церковь Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» с. Миренки Алатырского уезда» (9).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым: церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью: отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (10). Церковь в с. Миренки была закрыта в 1941 г.
Документы фонда № 259 «Церковь во имя Михаила Архангела с. Миренки Алатырского уезда Симбирской губернии» («Михаило-Архангельская церковь с. Миренки Алатырского уезда») были приняты на государственное хранение в 1940 г. в количестве 26 единиц хранения за 1818–1919 гг. В 1945 г. были сняты с учета по отборочному списку, утвержденному 5 июня 1945 г. Центральной экспертно-проверочной комиссией Архивного отдела НКВД Чувашской АССР (протокол № 13), 14 единиц хранения за 1835–1941, 1862, 1870–1879, 1880–1890, 1896–1903, 1908, 1911, 1912 гг., как утратившие свое практическое, историческое и научное значение (книга предбрачных свидетельств (брачных обысков), духовные росписи (ведомости), книги расхода венчиковых листов). 27.12.1955 поступила 1 единица хранения за 1917 г. по описи № 2 дел постоянного хранения. В последующем изменений в составе и объеме фонда не происходило.
На 01.01.2019 в фонде № 259 «Михаило-Архангельская церковь с. Миренки Алатырского уезда» числились 2 описи 13 единиц хранения за 1818–1877, 1917 гг.
В 2019 г. была проведена переработка описей № 1 и № 2 дел постоянного хранения, так как они были рукописные, находились в неудовлетворительном физическом состоянии, не соответствовали основным требованиям описания документов – опись № 1 дел постоянного хранения не отражала состав и содержание дел и документов фонда, была нарушена систематизация дел в описи, было выбытие большого количества дел по отборочному списку, кроме того к описям отсутствовал необходимый научно-справочный аппарат.
В ходе переработки описи были уточнены заголовки дел, крайние даты документов, уточнена систематизация дел. Ведомости о пожертвованиях, поступивших по церквям 1-го благочинного округа Алатырского уезда Симбирской губернии (сводные и по отдельным церквям) за 1867, 1869 гг., как не относящиеся к данному фонду, были переданы в фонд № 371 «Благочинный 1-го округа Алатырского уезда Симбирской губернии», метрическая книга о родившихся, бракосочетавшихся и умерших Михаило-Архангельской церкви с. Миренки Алатырского уезда за 1917 г. – в фонд № 577 «Коллекция метрических книг». При выдаче дел на переработку в фонде были обнаружены не описанные 4 листа (3 документа), из которых была сформирована 1 единица хранения за ноябрь 1890–март 1895 гг.
По состоянию на 19.04.2019 на документы фонда № 259 «Михаило-Архангельская церковь с. Миренки Алатырского уезда» составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1818–1877, 1890–1895 гг. на 12 единиц хранения. Дела в описи № 1 систематизированы по хронологии. Текст документов рукописный, физическое состояние документов удовлетворительное.
В фонде отложились духовные росписи (ведомости) за 1818–1869 гг., книги предбрачных свидетельств (брачных обысков) за 1819–1835 гг., документы по финансово-хозяйственной деятельности церкви (приходно-расходные книги Михаило-Архангельской церкви с. Миренки Алатырского уезда за 1818–1821, 1823–1877 гг., книга для записи прихода и расхода денежных сумм, находящихся в ведении церковного старосты за 1822–1827 гг., тетради для записи пожертвований (кружечного сбора) в пользу вдов и сирот за 1834–1839 гг. и в пользу «разоренных от разных случаев»» за 1835–1840 гг.), а также приговоры схода прихожан Михаило-Архангельской церкви о выборе помощников церковного старосты и найме сторожей для охраны церкви за ноябрь 1890–март 1895 гг.
К описи № 1 составлен титульный лист, оглавление, предисловие, переводная таблица.
Заместитель начальника отдела НСА и ИПС В.Н. Сохорова
17.04.2019
_______________
(1) Симбирские епархиальные ведомости. – Симбирск, 1878. № 6. С. 122.
(2) Симбирские епархиальные ведомости. – Симбирск, 1885. № 6 от 15 декабря 1885. С. 646.
(3) Симбирские епархиальные ведомости. – Симбирск, 1888. № 9 и 10 от 1 и 15 мая 1888. С. 139.
(4) Симбирские епархиальные ведомости. – Симбирск, 1890. № 16 от 15 августа 1890. С. 260.
(5) Симбирские епархиальные ведомости. – Симбирск, 1892. № 7 и 8 от 1 и 15 апреля 1892. С. 93, № 19 и 20 от 1 и 15 октября 1892. С. 259.
(6) Симбирские епархиальные ведомости. – Симбирск, 1895. № 13 от 1 июля 1895. С. 192.
(7) Баженов Н.И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года: (прил. к Симбир. Епарх. Ведомостям за 1903 г.) / Н. Баженов. – Симбирск: Типолитогр. А.Т. Токарева, 1903. – С. 187.
(8) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 577. Оп. 1. Д. 64-70а.
(9) Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1995. С. 235.
(10) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615 – 617.
Крайние даты документов
:
1818-1895