266
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
266
Наименование
:
Казанская церковь с.Стемасы Алатырского уезда
Полное наименование
:
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии. 1740-02.10.1938 гг.
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии. 1740-02.10.1938 гг.
Шифр сайт
:
Ф.266 Казанская церковь с.Стемасы Алатырского уезда
Аннотация
:
Духовные росписи (ведомости), приходные и расходные книги.
Духовные росписи (ведомости), приходные и расходные книги.
Историческая справка
:
Деревянное здание церкви в честь Казанской иконы Божией Матери с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии (далее – Казанская церковь, храм) было построено в 1740 г. К 1851 г. здание Казанской церкви пришло в ветхое состояние и было закрыто. В 1868 г. храм был отремонтирован, в 1874 г. к нему возведены две деревянные пристройки. Пристройка с северной стороны была сооружена на средства московского мещанина В.Т. Барсова, на его же средства была построена деревянная колокольня и приобретены колокола. Пристройка с южной стороны возведена на средства прихожан (1).
Длина храма с колокольней составляла 12 саженей, наибольшая ширина 7,5 саженей, высота до верхнего карниза 3 сажени. На храме было две главы, престолов два: главный в честь Казанской иконы Божией Матери и в северном пределе во имя Архистратига Божия Михаила. Иконостас в главном храме: длина 2 сажени, высота 1 сажень 2,5 аршина, в приделе: длина 2 сажени 1 аршин, высота 1 сажень 1,5 аршина. Колокольня 3-х ярусная, высотой 7 саженей. Казанская церковь относилась к первому благочинническому округу Алатырского уезда Симбирской губернии (2). В 1880–1913 гг. у Казанской церкви и церкви во имя Живоначальной Троицы с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии (далее – Троицкая церковь) был один штат священноцерковнослужителей. В 1880 г. причт состоял из священника (Николай Яковлевич Перов) и псаломщика (Ксенофонт Павлович Благовидов) и содержался добровольными подаяниями прихожан, содержание причта оценивалось как «посредственное». Прихожан Казанской и Троицкой церквей в с. Стемасы было 238 дворов (954 мужчины и 1030 женщин), дворян (1 двор), военных, мещан, дворовых людей и крестьян (3).
В 1894 г. в приходе Казанской и Троицкой церквей было открыто церковно-приходское попечительство, на средства которого в том же году была расширена трапезная часть Казанской церкви (4). В 1897 г. на средства церковно-приходского попечительства здание Казанской церкви было внутри оштукатурено, а снаружи окрашено белой краской (5). В 1906 г. на средства прихожан храм внутри был окрашен масляной краской и расписан живописью священных изображений (15 картин) (6).
На 1911 г. в штат Казанской и Троицкой церквей входил священник (Николай Яковлевич Перов), диакон (Иван Гаврилович Архангельский) и псаломщик (Ксенофонт Павлович Благовидов). Годовой доход причта складывался из казенного жалования, кружечных доходов, доходов от земли и хлебного сбора (годовой доход священника составлял 1000 рублей, диакона 750 рублей, псаломщика 380 рублей). Земли при Казанской и Троицкой церквях было 39 десятин, на церковно-усадебной земле размещались дома членов причта. Прихожанами были жители с. Стемасы (1326 мужчин и 1510 женщин), 461 двор (7).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым: церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью: отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (8).
Приход Казанской и Троицкой церквей был закрыт постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики (далее – Чувашская АССР) от 02 октября 1938 г. (9).
Документы фонда № 266 «Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1941 г. в количестве 3 единицы хранения за 1895–1897, 1904–1906 гг. На основании акта об обнаружении архивных документов, не относящихся к фонду № 317 «Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Алатырь Алатырского уезда Симбирской губернии» в фонд № 266 была передана 1 единица хранения за 1827–1842 гг.
На 15.01.2021 в фонде № 266 «Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии» числилась 1 опись, 4 единицы хранения за 1827–1842, 1895–1897, 1904–1906 гг.
В 2021 г. было проведено усовершенствование описи № 1 дел постоянного хранения, так как опись была рукописная, в плохом физическом состоянии, заголовки не соответствовали основным требованиям описания документов, отсутствовали необходимые элементы справочного аппарата к описи.
В ходе усовершенствования было проведено уточнение заголовков и их редактирование, составлен необходимый справочный аппарат к описи.
По состоянию на 22.01.2021 на документы фонда № 266 составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1827–1842, 1895–1897, 1904–1906 гг. на 4 единицы хранения.
Дела в описи № 1 систематизированы по хронологии. Опись № 1 включает духовные росписи (ведомости), приходные и расходные книги.
Клировые ведомости Казанской и Троицкой церквей за 1880–1920 гг. велись на едином бланке и отложились в фонде № 267 «Церковь во имя Живоначальной Троицы с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии».
К описи № 1 составлен титульный лист и предисловие.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
22.01.2021
____________________
(1) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 267. Оп. 1. Д. 11. Л. 1.
(2) Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии: Справочное издание – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995. С. 256.
(3) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 267. Оп. 1. Д. 9. Л. 1–3 об.
(4) Там же. Д. 33. Л. 1 об.
(5) Там же. Д. 39. Л. 1.
(6) Там же. Д. 54. Л. 1.
(7) Там же. Д. 69. Л. 1–9.
(8) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(9) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 35. Л. 2.
Деревянное здание церкви в честь Казанской иконы Божией Матери с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии (далее – Казанская церковь, храм) было построено в 1740 г. К 1851 г. здание Казанской церкви пришло в ветхое состояние и было закрыто. В 1868 г. храм был отремонтирован, в 1874 г. к нему возведены две деревянные пристройки. Пристройка с северной стороны была сооружена на средства московского мещанина В.Т. Барсова, на его же средства была построена деревянная колокольня и приобретены колокола. Пристройка с южной стороны возведена на средства прихожан (1).
Длина храма с колокольней составляла 12 саженей, наибольшая ширина 7,5 саженей, высота до верхнего карниза 3 сажени. На храме было две главы, престолов два: главный в честь Казанской иконы Божией Матери и в северном пределе во имя Архистратига Божия Михаила. Иконостас в главном храме: длина 2 сажени, высота 1 сажень 2,5 аршина, в приделе: длина 2 сажени 1 аршин, высота 1 сажень 1,5 аршина. Колокольня 3-х ярусная, высотой 7 саженей. Казанская церковь относилась к первому благочинническому округу Алатырского уезда Симбирской губернии (2). В 1880–1913 гг. у Казанской церкви и церкви во имя Живоначальной Троицы с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии (далее – Троицкая церковь) был один штат священноцерковнослужителей. В 1880 г. причт состоял из священника (Николай Яковлевич Перов) и псаломщика (Ксенофонт Павлович Благовидов) и содержался добровольными подаяниями прихожан, содержание причта оценивалось как «посредственное». Прихожан Казанской и Троицкой церквей в с. Стемасы было 238 дворов (954 мужчины и 1030 женщин), дворян (1 двор), военных, мещан, дворовых людей и крестьян (3).
В 1894 г. в приходе Казанской и Троицкой церквей было открыто церковно-приходское попечительство, на средства которого в том же году была расширена трапезная часть Казанской церкви (4). В 1897 г. на средства церковно-приходского попечительства здание Казанской церкви было внутри оштукатурено, а снаружи окрашено белой краской (5). В 1906 г. на средства прихожан храм внутри был окрашен масляной краской и расписан живописью священных изображений (15 картин) (6).
На 1911 г. в штат Казанской и Троицкой церквей входил священник (Николай Яковлевич Перов), диакон (Иван Гаврилович Архангельский) и псаломщик (Ксенофонт Павлович Благовидов). Годовой доход причта складывался из казенного жалования, кружечных доходов, доходов от земли и хлебного сбора (годовой доход священника составлял 1000 рублей, диакона 750 рублей, псаломщика 380 рублей). Земли при Казанской и Троицкой церквях было 39 десятин, на церковно-усадебной земле размещались дома членов причта. Прихожанами были жители с. Стемасы (1326 мужчин и 1510 женщин), 461 двор (7).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым: церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью: отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (8).
Приход Казанской и Троицкой церквей был закрыт постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики (далее – Чувашская АССР) от 02 октября 1938 г. (9).
Документы фонда № 266 «Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1941 г. в количестве 3 единицы хранения за 1895–1897, 1904–1906 гг. На основании акта об обнаружении архивных документов, не относящихся к фонду № 317 «Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Алатырь Алатырского уезда Симбирской губернии» в фонд № 266 была передана 1 единица хранения за 1827–1842 гг.
На 15.01.2021 в фонде № 266 «Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии» числилась 1 опись, 4 единицы хранения за 1827–1842, 1895–1897, 1904–1906 гг.
В 2021 г. было проведено усовершенствование описи № 1 дел постоянного хранения, так как опись была рукописная, в плохом физическом состоянии, заголовки не соответствовали основным требованиям описания документов, отсутствовали необходимые элементы справочного аппарата к описи.
В ходе усовершенствования было проведено уточнение заголовков и их редактирование, составлен необходимый справочный аппарат к описи.
По состоянию на 22.01.2021 на документы фонда № 266 составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1827–1842, 1895–1897, 1904–1906 гг. на 4 единицы хранения.
Дела в описи № 1 систематизированы по хронологии. Опись № 1 включает духовные росписи (ведомости), приходные и расходные книги.
Клировые ведомости Казанской и Троицкой церквей за 1880–1920 гг. велись на едином бланке и отложились в фонде № 267 «Церковь во имя Живоначальной Троицы с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии».
К описи № 1 составлен титульный лист и предисловие.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
22.01.2021
____________________
(1) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 267. Оп. 1. Д. 11. Л. 1.
(2) Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии: Справочное издание – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995. С. 256.
(3) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 267. Оп. 1. Д. 9. Л. 1–3 об.
(4) Там же. Д. 33. Л. 1 об.
(5) Там же. Д. 39. Л. 1.
(6) Там же. Д. 54. Л. 1.
(7) Там же. Д. 69. Л. 1–9.
(8) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(9) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 35. Л. 2.
Крайние даты документов
:
1827-1842, 1895-1897, 1904-1906