267
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
267
Наименование
:
Троицкая церковь с. Стемасы
Полное наименование
:
Церковь во имя Живоначальной Троицы с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии. 1771 - 02.10.1938.
Церковь во имя Живоначальной Троицы с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии. 1771 - 02.10.1938.
Шифр сайт
:
Ф.267 Троицкая церковь с. Стемасы
Аннотация
:
Клировые ведомости, духовные росписи (ведомости), приходные и расходные книги.
Клировые ведомости, духовные росписи (ведомости), приходные и расходные книги.
Историческая справка
:
Деревянное здание церкви во имя Живоначальной Троицы с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии (далее – Троицкая церковь, храм) было построено в 1772 г. на средства прихожан. Престолов было три: главный, во имя Живоначальной Троицы и в двух пределах во имя Архистратига Божия Михаила и во имя Святителя и Чудотворца Николая (1).
В 1833 г., на средства подполковника Александра Попова было начато, а в 1851 г. окончено строительство нового деревянного здания Троицкой церкви на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Престол в новом здании храма был один – во имя Живоначальной Троицы (2). Троицкая церковь относилась к первому благочинническому округу Алатырского уезда Симбирской губернии. В 1880 г., на средства прихожан и церковно-приходского попечительства здание храма внутри и снаружи было отремонтировано (3). В 1880–1920 гг. у Троицкой церкви и церкви в честь Казанской иконы Божией Матери с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии (далее – Казанская церковь) был один штат священноцерковнослужителей. В 1880 г. причт состоял из священника (Николай Яковлевич Перов) и псаломщика (Ксенофонт Павлович Благовидов) и содержался добровольными подаяниями прихожан, содержание причта оценивалось как «посредственное». Прихожан Казанской и Троицкой церквей в с. Стемасы было 238 дворов (954 мужчины и 1030 женщин), дворян (1 двор), военных, мещан, дворовых людей и крестьян (4).
В 1894 г. в приходе Троицкой и Казанской церквей было открыто церковно-приходское попечительство (5).
В 1900 г. штат Казанской и Троицкой церквей состоял из священника (Николай Яковлевич Перов), диакона (Петр Иванович Десницкий) и псаломщика (Ксенофонт Павлович Благовидов). На содержание причта, кроме добровольных пожертвований прихожан, выдавалось годовое жалование от казны – священнику 300 рублей, диакону 150 рублей и псаломщику 100 рублей. Приходу Казанской и Троицкой церквей принадлежал дом священника. В с. Стемасы прихожан было 283 двора (1132 мужчины и 1281 женщина) дворян (1 двор), военных, мещан и крестьян (6).
В 1909 г. был обновлен иконостас Троицкой церкви, стены внутри здания окрашены масляной краской и покрашены полы (7).
На 1911 г. в штат Троицкой и Казанской церквей входил священник (Николай Яковлевич Перов), диакон (Иван Гаврилович Архангельский) и псаломщик (Ксенофонт Павлович Благовидов). Годовой доход причта складывался из казенного жалования, кружечных доходов, доходов от земли и хлебного сбора (годовой доход священника составлял 1000 рублей, диакона 750 рублей, псаломщика 380 рублей). Земли при Троицкой и Казанской церквях было 39 десятин, на церковно-усадебной земле размещались дома членов причта. Прихожанами были жители с. Стемасы, 461 двор (1326 мужчин и 1510 женщин) (8).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым: церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью: отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (9).
Приход Троицкой и Казанской церквей был закрыт постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики (далее – Чувашская АССР) от 2 октября 1938 г. (10).
Документы фонда № 267 «Церковь во имя Живоначальной Троицы с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1941 г. в количестве 82 единиц хранения за 1853–1920 гг. В последующем за период хранения документов Троицкой церкви в составе и объеме фонда происходили изменения, связанные с проверками наличия и состояния документов, в результате которых в описи вносились неучтенные дела, выделялись из фонда дела, не относящиеся к данному фонду или не подлежащие хранению.
На 05.04.2021 в фонде 267 «Церковь во имя Живоначальной Троицы с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии» числилась 1 опись, 60 единиц хранения за 1803–1920 гг.
В 2021 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов.
В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, составлен необходимый справочный аппарат.
По состоянию на 30.04.2021 на документы фонда № 267 составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1803–1828, 1853–1866, 1880–1918, 1920 гг. на 59 единиц хранения.
Дела в описи № 1 систематизированы по хронологии, внутри годовых разделов по степени значимости документов. Опись № 1 включает клировые ведомости, духовные росписи (ведомости), приходные и расходные книги.
Клировые ведомости Троицкой и Казанской церквей за 1880–1920 гг. велись на едином бланке и отложились в фонде № 267 «Церковь во имя Живоначальной Троицы с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии».
Текст документов рукописный, физическое состояние документов удовлетворительное.
К описи № 1 составлен титульный лист, оглавление, предисловие.
К фонду составлена переводная таблица шифров.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
30.04.2021
___________________
(1) Головченко Н.П., Кочетков В.Д. На рубеже веков. Город Алатырь и Алатырский уезд в конце XVIII – начале XIX вв. – Чебоксары, 2012. С. 107.
(2) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 267. Оп. 1. Д. 3. Л. 1.
(3) Там же.
(4) Там же. Л. 1–4 об.
(5) Там же. Д. 25. Л. 2.
(6) Там же. Д. 33. Л. 1–6 об.
(7) Там же. Д. 46. Л. 1.
(8) Там же. Д. 50. Л. 1–9.
(9) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(10) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 35. Л. 2.
Деревянное здание церкви во имя Живоначальной Троицы с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии (далее – Троицкая церковь, храм) было построено в 1772 г. на средства прихожан. Престолов было три: главный, во имя Живоначальной Троицы и в двух пределах во имя Архистратига Божия Михаила и во имя Святителя и Чудотворца Николая (1).
В 1833 г., на средства подполковника Александра Попова было начато, а в 1851 г. окончено строительство нового деревянного здания Троицкой церкви на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Престол в новом здании храма был один – во имя Живоначальной Троицы (2). Троицкая церковь относилась к первому благочинническому округу Алатырского уезда Симбирской губернии. В 1880 г., на средства прихожан и церковно-приходского попечительства здание храма внутри и снаружи было отремонтировано (3). В 1880–1920 гг. у Троицкой церкви и церкви в честь Казанской иконы Божией Матери с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии (далее – Казанская церковь) был один штат священноцерковнослужителей. В 1880 г. причт состоял из священника (Николай Яковлевич Перов) и псаломщика (Ксенофонт Павлович Благовидов) и содержался добровольными подаяниями прихожан, содержание причта оценивалось как «посредственное». Прихожан Казанской и Троицкой церквей в с. Стемасы было 238 дворов (954 мужчины и 1030 женщин), дворян (1 двор), военных, мещан, дворовых людей и крестьян (4).
В 1894 г. в приходе Троицкой и Казанской церквей было открыто церковно-приходское попечительство (5).
В 1900 г. штат Казанской и Троицкой церквей состоял из священника (Николай Яковлевич Перов), диакона (Петр Иванович Десницкий) и псаломщика (Ксенофонт Павлович Благовидов). На содержание причта, кроме добровольных пожертвований прихожан, выдавалось годовое жалование от казны – священнику 300 рублей, диакону 150 рублей и псаломщику 100 рублей. Приходу Казанской и Троицкой церквей принадлежал дом священника. В с. Стемасы прихожан было 283 двора (1132 мужчины и 1281 женщина) дворян (1 двор), военных, мещан и крестьян (6).
В 1909 г. был обновлен иконостас Троицкой церкви, стены внутри здания окрашены масляной краской и покрашены полы (7).
На 1911 г. в штат Троицкой и Казанской церквей входил священник (Николай Яковлевич Перов), диакон (Иван Гаврилович Архангельский) и псаломщик (Ксенофонт Павлович Благовидов). Годовой доход причта складывался из казенного жалования, кружечных доходов, доходов от земли и хлебного сбора (годовой доход священника составлял 1000 рублей, диакона 750 рублей, псаломщика 380 рублей). Земли при Троицкой и Казанской церквях было 39 десятин, на церковно-усадебной земле размещались дома членов причта. Прихожанами были жители с. Стемасы, 461 двор (1326 мужчин и 1510 женщин) (8).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым: церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью: отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (9).
Приход Троицкой и Казанской церквей был закрыт постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики (далее – Чувашская АССР) от 2 октября 1938 г. (10).
Документы фонда № 267 «Церковь во имя Живоначальной Троицы с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1941 г. в количестве 82 единиц хранения за 1853–1920 гг. В последующем за период хранения документов Троицкой церкви в составе и объеме фонда происходили изменения, связанные с проверками наличия и состояния документов, в результате которых в описи вносились неучтенные дела, выделялись из фонда дела, не относящиеся к данному фонду или не подлежащие хранению.
На 05.04.2021 в фонде 267 «Церковь во имя Живоначальной Троицы с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии» числилась 1 опись, 60 единиц хранения за 1803–1920 гг.
В 2021 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов.
В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, составлен необходимый справочный аппарат.
По состоянию на 30.04.2021 на документы фонда № 267 составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1803–1828, 1853–1866, 1880–1918, 1920 гг. на 59 единиц хранения.
Дела в описи № 1 систематизированы по хронологии, внутри годовых разделов по степени значимости документов. Опись № 1 включает клировые ведомости, духовные росписи (ведомости), приходные и расходные книги.
Клировые ведомости Троицкой и Казанской церквей за 1880–1920 гг. велись на едином бланке и отложились в фонде № 267 «Церковь во имя Живоначальной Троицы с. Стемасы Алатырского уезда Симбирской губернии».
Текст документов рукописный, физическое состояние документов удовлетворительное.
К описи № 1 составлен титульный лист, оглавление, предисловие.
К фонду составлена переводная таблица шифров.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
30.04.2021
___________________
(1) Головченко Н.П., Кочетков В.Д. На рубеже веков. Город Алатырь и Алатырский уезд в конце XVIII – начале XIX вв. – Чебоксары, 2012. С. 107.
(2) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 267. Оп. 1. Д. 3. Л. 1.
(3) Там же.
(4) Там же. Л. 1–4 об.
(5) Там же. Д. 25. Л. 2.
(6) Там же. Д. 33. Л. 1–6 об.
(7) Там же. Д. 46. Л. 1.
(8) Там же. Д. 50. Л. 1–9.
(9) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(10) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 35. Л. 2.
Крайние даты документов
:
1803-1828, 1853-1866, 1880-1918, 1920