Государственный исторический архив
Чувашской Республики

277

277

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : 277
Наименование : Ильинская церковь с. Ильинка Козьмодемьянского уезда
Полное наименование :
Церковь во имя святого пророка Илии с. Ильинская Пустынь (Ильинка) Козьмодемьянского уезда Казанской губернии
Шифр сайт : Ф.277 Ильинская церковь с. Ильинка Козьмодемьянского уезда
Аннотация :
Клировые ведомости церки за 1873-1910 гг.
Историческая справка :
В 1750 г. на территории Ильинской пустыни, основанной Козьмодемьянским мужским Спасо-Юнгинским монастырем, была построена деревянная церковь во имя святого пророка Илии (далее – Ильинская церковь, храм). Ильинская пустынь была упразднена в 1764 г. одновременно с головным монастырем, Ильинская церковь обращена в приходскую для окрестных деревень. На месте упраздненного монастыря образовалось с. Ильинская Пустынь (ныне с. Ильинка). В 1779 г. храм сгорел и в 1783–1794 гг. на средства прихожан на его месте построен новый каменный с прежним названием (1).
В 1858 г. была выстроена каменная колокольня. На 1859 г. престолов было два, главный – во имя святого пророка Илии и в приделе – в честь Рождества Христова. При храме служили священник (Константин Григорьевич Шатьминский), диакон (Николай Петрович Краснов), дьячок (Иван Михайлович Потоцкий), пономарь (Владимир Никитич Орининский) и просфорня. Пашенной и сенокосной земли было 99 десятин. Священноцерковнослужители получали ругу от прихожан – по три пуда ржи и две пудовки овса с венца в год, с оговоркой, что «некоторые из них по бедности, а другие по упорству всей руги не уплачивают». Причт получал казенное жалование – священник 140, диакон 70, дьячок 36, пономарь 30 и просфорня 16 рублей в год. Содержание причта оценивалось как «скудное». Храму принадлежало деревянное здание часовни на кладбище. Прихожанами были казенные крестьяне, военные и мещане с. Ильинская Пустынь и д. Мурзаково, Сундырская, Сундырь-Торжок, Татаркасы, Шешкар Сундырь, Шешкары Большие, Средние, Малые и Крайние, Энапталово, Яндиарово (420 дворов, 1441 мужчина и 1492 женщины) (2).
22 марта 1868 г. было открыто церковно-приходское попечительство (3). Главная задача попечительств заключалась в сборе средств на содержание церквей и духовенства, на церковные школы и благотворительные учреждения. Приходские попечительства выбирались на три года на сходе прихожан. Обычно его состав в сельских приходах состоял из трех и более человек в зависимости от людности прихода. Как правило, представителем попечительства избирался священник, члены его избирались из прихожан. В больших приходах в попечительский совет старались включать представителей разных деревень. Деятельность попечительств на местах курировали епархиальные попечительства (4).
В октябре 1878 г. к Ильинской церкви было отмежевано 3,5 десятины усадебной земли.
В октябре 1884 г. в приходской д. Средние Шешкары была открыта церковно-приходская школа (5).
По клировой ведомости за 1885 г. приход Ильинской церкви состоял из с. Ильинская Пустынь, Шешкарской пристани, д. и ок. Адабай, Апчары, Вурманкасы, Козмина, Кортечкино, Мемеккасы, Ойкасы, Охтикасы, Салдушкино первое и второе, Тренькино, Тябакасы, Хоп-Кибер, Хундыкасы, Хыркасы, Чибелькасы, Чолкасы, Шерик, Шешкары Большие, Средние и Крайние, Шокино, Юркино (6).
По Уставу духовных консисторий в сельских церквах богослужение должно было совершаться «сверх воскресных и праздничных дней, сколько можно чаще». Богослужение совершалось по Церковному Уставу.
Храмы с богослужебными предметами, иконами и облачениями, колокольни, церковные и кладбищенские ограды, надгробные памятники и территории на которых они расположены, предписывалось содержать в чистоте и порядке. Церквам наказывалось иметь богослужебные книги и поучительную литературу.
Этим же Уставом священнослужители обязывались: проповедовать слово Божье в церкви, при богослужении читать поучения из писаний святых отцов и при любой возможности наставлять прихожан в вере, благочестии, благонравии и послушании действующей власти; сообщать епархиальному начальству о не исповедавшихся и не причащавшихся святых таин в течение двух или трех лет, возникающих суевериях и суеверных обрядах, раскольниках, сектантах; соблюдать церковные правила и государственные законы; исполнять требы прихожан и др.
Решение вопроса о рукоположении в священный сан кандидатов, ищущих посвящения, принадлежало епархиальному архиерею. Священноцерковнослужители увольнялись «за штат» по старости или болезни, «заштатные» приписывались к приходской церкви и сведения о них вносились в клировые ведомости. Числившиеся «за штатом» могли «по временам» совершать богослужение.
В приходских церквах велись: метрические книги в двух экземплярах, один из них представлялся в духовную консисторию, а второй хранился в церкви (прихожане могли получать от приходского причта свидетельства из метрических книг); исповедные росписи, один экземпляр которых доставлялся в духовную консисторию; клировые ведомости, состоявшие из трех частей – о церкви, ее причте и приходе; книги брачных обысков; приходно-расходные книги, в которые записывались сведения о деньгах, поступающих в церковь, за исключением сумм выделенных из казны (о пожертвованиях в пользу церкви и на содержание причта, стоимостью свыше ста рублей, причт и церковный староста должны были доносить епархиальному начальству) и др.
К каждой приходской церкви, имевшей особого священника, прихожане избирали из своей среды церковного старосту, для попечения об имуществе и хозяйстве храма. Староста избирался на три года, с согласия причта и утверждался епархиальным архиереем. Церковные старосты исполняли свои обязанности в соответствии с инструкцией старостам (7).
В соответствии с инструкцией благочинным приходских церквей диаконы и причетники должны были почитать своего священника и повиноваться ему, от священников требовалось не причинять обид диакону и причетникам. Священникам и диаконам запрещалось требовать от прихожан плату за исправление треб или заключать с ними договоры, они должны были довольствоваться добровольными подаяниями. Священноцерковнослужителям запрещалось ходить без приглашения в гости к прихожанам, вмешиваться в дела прихожан, ходить на их собрания, подписывать за них бумаги, особенно приговоры и увольнительные виды.
Все церковные документы вели члены причта, но в основном, ответственность за неисправности лежала на священнике.
Указами Святейшего синода священникам предписывалось содействовать распространению оспопрививания среди прихожан, побуждать их к соблюдению врачебных рекомендаций, способствовать распространению грамотности среди прихожан, стимулировать крестьян к исполнению правительственных мер касающихся разведения картофеля.
Церквам могли предъявляться иски в гражданском суде о неисполнении условий по договору подряда или аренды (8).
На основании правил «О местных средствах содержания православного приходского духовенства» церковные земли делились на усадебные, к которым относились места под церковными домами, гумнами, садами, огородами и полевые, к которым относились пашни и сенокосы (9).
В соответствии с правилами «О суммах, подлежащих записке в церковные приходно-расходные книги» в церквах, в особые кружки, производились сборы на: сооружение православных храмов в России и за рубежом; помощь бедному православному духовенству; православные церкви и школы в «Западном крае»; распространение православия среди язычников; Иерусалимскую церковь Святого Гроба Господня и многое другое (10).
При каждой сельской церкви, для размещения священноцерковнослужителей, возводились дома на усадебной земле. Постройка домов для членов причта и их капитальный ремонт являлись обязанностями прихожан. Члены причта пользовались этими домами на праве временного владения. За исправным состоянием церковных домов следил церковный староста.
Все строения, принадлежавшие церквам, были освобождены от постоя, поземельного сбора и от прочих городских повинностей, церковные дома были освобождены от полицейских повинностей (11).
В 1892 г. в приходской д. Средние Шешкары была построена церковь-школа во имя Святителя и Чудотворца Николая. Богослужение в Ильинской церкви, за исключением некоторых молитв, совершалось на церковно-славянском языке, в церкви-школе богослужение совершалось преимущественно на чувашском языке (12).
В 1902 г. из прихода Ильинской церкви выделился приход церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы с. Шатракасы, во вновь образованный приход вошла д. Средние Шешкары с церковью-школой и церковно-приходской школой (13).
На 1910 г. храм был теплый (имел систему отопления), главный иконостас был четырехъярусный, в приделе двухъярусный. Ограда вокруг храма была каменная. Причт состоял из священника (Михаил Васильевич Соколов), диакона (Иоанн Михайлович Соганов) и псаломщика (Петр Степанович Шумков). Клир получал казенное жалование, кружечные доходы, доходы за исполнение треб и денежные выплаты с прихожан (вместо руги). Земли было 33 десятины пахотной и 2 десятины усадебной. В приход входили с. Ильинская Пустынь и д. Адабай, Апчары, Вурманкасы, Кузькино, Магазейная, Мемеккасы, Ойкасы, Тренькино, Тябакасы, Хоп-Кибер, Хундыкасы, Хыркасы (466 дворов, 1143 мужчины и 1168 женщин) (14).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью – отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (15).
В 1929 г. религиозная община при храме включала 122 человека, церковный совет насчитывал 19 членов, при храме состояло 3 священноцерковнослужителя (16).
Приход Ильинской церкви был закрыт Постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики от 21 ноября 1935 г. (17)
Документы фонда № 277 «Ильинская церковь с. Ильинка Козьмодемьянского уезда» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1941 г. в количестве 2 единиц хранения за 1873–1892 гг., следующее поступление было в 1945 г. По акту об обнаружении архивных документов, не относящихся к фонду № 340 «Успенская церковь с. Акрамово Козьмодемьянского уезда» в фонд № 277 была передана 1 единица хранения.
На 17.05.2024 в фонде № 277 числилась 1 опись, 5 единиц хранения за 1863–1892 гг.
В 2024 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондовой принадлежности дел. Из старой описи была образована одна единица хранения.
По состоянию на 31.05.2024 на документы фонда № 277 составлена опись № 1 дел постоянного хранения на 4 единицы хранения за 1873–1910 гг.
Дела в описи № 1 систематизированы по хронологии. Опись № 1 включает клировые ведомости.
Текст документов рукописный.
К описи № 1 составлен титульный лист, предисловие.
К фонду составлена переводная таблица шифров.

Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
31.05.2024

_______________________

(1) Ю.В. Гусаров. Ильинская Пустынь / Чувашская энциклопедия: в 4 т.: Т. 2. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008. – С. 129.
(2) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 225. Оп. 1. Д. 286. Л. 194 об. – 198 об.
(3) Там же. Ф. 277. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.
(4) Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века / Л.А. Таймасов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. - Чебоксары : [изд-во Чуваш. ун-та], 2004 (Тип. ун-та). - С. 144-145.
(5) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 277. Оп. 1. Д. 1. Л. 63, 77.
(6) Там же. Л. 62 об.
(7) Устав духовных консисторий: [Утв. 9 апр. 1883 г.]. - Санкт-Петербург: Синод. тип., 1883. С. 3, 6-7, 15, 17-18, 26, 28, 31-32, 36, 38-41, 52–54.
(8) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 350, 389–391, 417, 426.
(9) Инструкция церковным старостам: (Высоч. утв. 12 июня 1890 г.). - Неофиц. изд. - Харьков: В. и А. Бирюковы, 1890. С 22.
(10) Там же. С. 43-44.
(11) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 130–136, 303.
(12) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3. Л. 24 об.-25.
(13) Там же. Л. 89.
(14) Там же. Л. 118–124.
(15) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(16) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-202. Оп. 2. Д. 713. Л. 71.
(17) Там же. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 35. Л. 22.


Крайние даты документов : 1873-1910