Государственный исторический архив
Чувашской Республики

282

282

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : 282
Наименование : Христо-Рождественская церковь с. Никулино Курмышского уезда
Полное наименование :
Церковь в честь Рождества Христова с. Никулино Курмышского уезда Симбирской губернии. 1794-январь 1877, 1888-1925 гг.
Шифр сайт : Ф.282 Христо-Рождественская церковь с. Никулино Курмышского уезда
Аннотация :
Письма благочинного, богослужебные журналы, клировые ведомомти, летопись, духовные росписи (ведомости), приходные и расходные книги и др.
Историческая справка :
Точная дата постройки первого здания церкви в честь Рождества Христова с. Никулино Курмышского уезда Симбирской губернии (далее – Христо-Рождественская церковь, храм) не установлена. В клировой ведомости за 1818 г. датой постройки деревянного здания храма с приделом во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба указан 1796 г. (1) В фонде № 282 хранится метрическая книга Христо-Рождественской церкви за 1794–1832 гг., исходя из этого, можно предположить, что здание храма было построено не позднее 1794 г. (2) На 1795 г. причт храма состоял из священника (Сергей Федоров), дьячка (Евдоким Кириллов) и пономаря (Василий Сергеев). В приход входили с. Никулино и д. Дурасовка (Боголеповка) (3). С 1806 г. в духовные росписи (ведомости) Христо-Рождественской церкви помимо жителей с. Никулино и д. Дурасовка (Боголеповка) вносятся жители д. Ломакино (4).
По данным клировой ведомости за 1825 г. прихожан мужского пола было 182 души. Пахотной земли при храме было 30 десятин и 3 десятины земли для сенокоса. Причт получал содержание только от прихожан (5). Из записей за 1888 г. в летописи Христо-Рождественской церкви можно предположить, что, вероятно в конце 1850-х гг., храм был приписан к Богословской церкви с. Выползово Курмышского уезда (фонд № 482) и впоследствии разобран: «Село Никулино, как передают старожилы, лет тридцать тому назад, было расположено в 12-ти верстах от настоящего места жительства <...> С переселением Никулинцев на 12-ть верст от церкви, последняя, за ветхостию, была приписана вместе с Никулинцами к селу Выползову, а потом и вовсе уничтожена, и с того времени Никулино стало именоваться деревней.» (6).
Исходя из того, что итоговые записи приходной книги Христо-Рождественской церкви начиная с июля 1828 г. заверялись священником Богословской церкви с. Выползово Михаилом Крылатовым (7), духовные росписи (ведомости) Христо-Рождественской церкви за 1830-1831 гг. подписаны причтом Богословской церкви с. Выползово (8), можно сделать предположение, что наиболее вероятной датой приписки Христо-Рождественской церкви к Богословской церкви с. Выползово является 1828 г.
Учитывая, что расходная книга Христо-Рождественской церкви велась до июня 1857 г. (9), можно предположить снос здания храма не ранее 1857 г., это косвенно подтверждает запись летописи за 1888 г. приведенная выше.
В 1887 г. на средства прихожан было построено новое деревянное здание Христо-Рождественской церкви с деревянной колокольней и оградой (10). Престолов было два, главный – в честь Рождества Христова и в приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая. 10 сентября 1887 г. был освящен придел во имя Святителя и Чудотворца Николая, главный придел остался не освященным из-за не хватки средств для устройства иконостаса. На основании Указа Святейшего синода от 27 июня 1888 г. № 4036 в с. Никулино был открыт самостоятельный приход и назначен причт – священник (Клитин Сергей Глебович) и псаломщик (Ясницкий Григорий Семенович). Прихожан в с. Никулино, д. Александровка и Димитриевка было 289 мужчин и 343 женщины (82 двора крестьян и военных) (11).
17 сентября 1890 г. состоялось торжественное освящение храма (12).
По Уставу духовных консисторий в сельских церквах богослужение должно было совершаться «сверх воскресных и праздничных дней, сколько можно чаще». Богослужение совершалось по Церковному Уставу.
Храмы с богослужебными предметами, иконами и облачениями, колокольни, церковные и кладбищенские ограды, надгробные памятники и территории на которых они расположены, предписывалось содержать в чистоте и порядке. Церквам наказывалось иметь богослужебные книги и поучительную литературу.
Этим же Уставом священнослужители обязывались: проповедовать слово Божье в церкви, при богослужении читать поучения из писаний святых отцов и при любой возможности наставлять прихожан в вере, благочестии, благонравии и послушании действующей власти; сообщать епархиальному начальству о не исповедавшихся и не причащавшихся святых таин в течение двух или трех лет, возникающих суевериях и суеверных обрядах, раскольниках, сектантах; соблюдать церковные правила и государственные законы; исполнять требы прихожан и др.
Решение вопроса о рукоположении в священный сан кандидатов, ищущих посвящения, принадлежало епархиальному архиерею. Священноцерковнослужители увольнялись «за штат» по старости или болезни, «заштатные» приписывались к приходской церкви и сведения о них вносились в клировые ведомости. Числившиеся «за штатом» могли «по временам» совершать богослужение.
В приходских церквах велись: метрические книги в двух экземплярах, один из них представлялся в духовную консисторию, а второй хранился в церкви (прихожане могли получать от приходского причта свидетельства из метрических книг); исповедные росписи, один экземпляр которых доставлялся в духовную консисторию; клировые ведомости, состоявшие из трех частей – о церкви, ее причте и приходе; книги брачных обысков; приходно-расходные книги, в которые записывались сведения о деньгах, поступающих в церковь, за исключением сумм выделенных из казны (о пожертвованиях в пользу церкви и на содержание причта, стоимостью свыше ста рублей, причт и церковный староста должны были доносить епархиальному начальству) и др.
К каждой приходской церкви, имевшей особого священника, прихожане избирали из своей среды церковного старосту, для попечения об имуществе и хозяйстве храма. Староста избирался на три года, с согласия причта и утверждался епархиальным архиереем. Церковные старосты исполняли свои обязанности в соответствии с инструкцией старостам (13).
В соответствии с инструкцией благочинным приходских церквей диаконы и причетники должны были почитать своего священника и повиноваться ему, от священников требовалось не причинять обид диакону и причетникам. Священникам и диаконам запрещалось требовать от прихожан плату за исправление треб или заключать с ними договоры, они должны были довольствоваться добровольными подаяниями. Священноцерковнослужителям запрещалось ходить без приглашения в гости к прихожанам, вмешиваться в дела прихожан, ходить на их собрания, подписывать за них бумаги, особенно приговоры и увольнительные виды.
Все церковные документы вели члены причта, но в основном, ответственность за неисправности лежала на священнике.
Указами Святейшего синода священникам предписывалось содействовать распространению оспопрививания среди прихожан, побуждать их к соблюдению врачебных рекомендаций, способствовать распространению грамотности среди прихожан, стимулировать крестьян к исполнению правительственных мер касающихся разведения картофеля.
Церквам могли предъявляться иски в гражданском суде о неисполнении условий по договору подряда или аренды (14).
На основании правил «О местных средствах содержания православного приходского духовенства» церковные земли делились на усадебные, к которым относились места под церковными домами, гумнами, садами, огородами и полевые, к которым относились пашни и сенокосы (15).
В соответствии с правилами «О суммах, подлежащих записке в церковные приходно-расходные книги» в церквах, в особые кружки, производились сборы на: сооружение православных храмов в России и за рубежом; помощь бедному православному духовенству; православные церкви и школы в «Западном крае»; распространение православия среди язычников; Иерусалимскую церковь Святого Гроба Господня и многое другое (16).
При каждой сельской церкви, для размещения священноцерковнослужителей, возводились дома на усадебной земле. Постройка домов для членов причта и их капитальный ремонт являлись обязанностями прихожан. Члены причта пользовались этими домами на праве временного владения. За исправным состоянием церковных домов следил церковный староста.
Все строения, принадлежавшие церквам, были освобождены от постоя, поземельного сбора и от прочих городских повинностей, церковные дома были освобождены от полицейских повинностей (17).
В 1897 г. в с. Никулино была открыта церковно-приходская школа (18).
С 1912 г. в приход Христо-Рождественской церкви вошел пос. Волчий Овраг (19).
На 1915 г. штат храма состоял из священника (Петров Алексей Иоаннович), псаломщика (Ясницкий Григорий Семенович) и просфорни. Содержание священноцерковнослужителей складывалось из казенного жалования, процентов по вкладам в кредитных организациях, кружечного дохода и дохода от земельных владений при храме (35 десятин 153 квадратные сажени). В клировой ведомости Христо-Рождественской церкви среди населенных пунктов составлявших ее приход, помимо с. Никулино, д. Александровка и Димитриевка, пос. Волчий Овраг, значится пос. «лит. Z», всего прихожан было 482 мужчины и 602 женщины (161 двор) (20).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью – отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (21).
На 1921 г. при храме служили священник (Авров Евгений Константинович) и псаломщик (Ясницкий Григорий Семенович), содержались за счет кружечных доходов и добровольного «хлебного» сбора с прихожан. При церкви была 1 десятина усадебной земли. Прихожанами были жители с. Никулино, д. Степное Коровино и пос. Волчий Овраг, всего прихожан было 639 мужчин и 721 женщина (207 дворов) (22).
На 1925 г. клир Христо-Рождественской церкви состоял из священника (Сергий Сергиевский) и псаломщика (Ясницкий Александр Сергеевич) (23).
В 1929 г. религиозная община при храме включала 105 человек, церковный совет насчитывал 7 членов, при храме состояло 2 священноцерковнослужителя (24).
Приход Христо-Рождественской церкви был закрыт Постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики от 23 августа 1941 г. (25)
Документы фонда № 282 «Христо-Рождественская церковь с. Никулино Курмышского уезда» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1941 г. в количестве 7 единиц хранения за 1795–1921 гг. В последующем в результате проверок наличия и состояния документов в описи вносились неучтенные дела, снимались с учета необнаруженные дела, выделялись из фонда дела, не подлежащие хранению.
На 07.11.2023 в фонде № 282 числилась 1 опись, 41 единица хранения за 1795–1921 гг.
В 2023 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондовой принадлежности дел. Из старой описи была образована одна единица хранения.
По состоянию на 07.12.2023 на документы фонда № 282 составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1794 – январь 1877, 1888–1925 гг. на 47 единиц хранения.
Дела в описи № 1 систематизированы по хронологии, внутри годовых разделов по степени значимости документов. Опись № 1 включает письма благочинного, богослужебные журналы, клировые ведомости, летопись, духовные росписи (ведомости), приходные и расходные книги и др.
Текст документов рукописный, физическое состояние документов удовлетворительное.
К описи № 1 составлен титульный лист, оглавление, предисловие.
К фонду составлена переводная таблица шифров.

Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
07.12.2023

__________________________
(1) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 282. Оп. 1. Д. 3. Л. 1 об.
(2) Там же. Д. 1. Л. 140.
(3) Там же. Л. 1, 3 об.
(4) Там же. Л. 36 об.
(5) Там же. Д. 3. Л. 2 об.-3.
(6) Там же. Д. 8. Л. 1-1 об.
(7) Там же. Д. 4. Л. 33.
(8) Там же. Д. 1. Л. 133 об., 139 об.
(9) Там же. Д. 5. Л. 81 об.
(10) Там же. Д. 7. Л. 1.
(11) Там же. Л. 1-2 об., 3 об., 4 об; Д. 8. Л. 2.
(12) Там же. Д. 8. Л. 4.
(13) Устав духовных консисторий: [Утв. 9 апр. 1883 г.]. - Санкт-Петербург: Синод. тип., 1883. С. 3, 6-7, 15, 17-18, 26, 28, 31-32, 36, 38-41, 52–54.
(14) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 350, 389–391, 417, 426.
(15) Инструкция церковным старостам: (Высоч. утв. 12 июня 1890 г.). - Неофиц. изд. - Харьков: В. и А. Бирюковы, 1890. С 22.
(16) Там же. С. 43-44.
(17) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 130–136, 303.
(18) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 282. Оп. 1. Д. 8. Л. 9 об. - 10.
(19) Там же. Д. 36. Л. 6.
(20) Там же. Д. 43. Л. 1-1 об., 3 об., 7.
(21) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(22) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 282. Оп. 1. Д. 46. Л. 1, 2 об., 5.
(23) Там же. Д. 8. Л. 26.
(24) Там же. Ф. Р-202. Оп. 2. Д. 713. Л. 97, 98 об.
(25) Там же. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 35. Л. 17 об.-18.

Крайние даты документов : 1794-январь 1877, 1888-1925 гг.