Государственный исторический архив
Чувашской Республики

323

323

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : 323
Наименование : Владимирская церковь с. Анат-Киняры Козьмодемьянского уезда
Полное наименование :
Церковь во имя Владимирской Божией Матери с. Анат-Киняры Козьмодемьянского уезда Казанской губернии
Шифр сайт : Ф.323 Владимирская церковь с. Анат-Киняры Козьмодемьянского уезда
Аннотация :
Клировая ведомость, главная церковная и ризничная опись имущества, главная опись имущества, приходные и расходные книги и др.
Историческая справка :
Точная дата постройки первого здания церкви во имя Владимирской Божией Матери с. Анат-Киняры Козьмодемьянского уезда (далее – Владимирская церковь, храм) не установлена. В клировой ведомости Владимирской церкви за 1859 г. содержится запись: «Копии с метрических книг с 1781 года, и исповедные росписи с 1823 года хранятся в целости.» (1). Из вышеуказанной записи можно предположить, что первое здание храма было построено не позднее 1781 г. Здание храма было деревянное (2).
В 1809 г. на средства прихожан было построено новое каменное здание Владимирской церкви с каменной колокольней. В 1811 г. на месте, где находился престол разрушенной деревянной церкви, была построена деревянная часовня. На 1859 г. престолов было два, главный – во имя Владимирской Божией Матери и в приделе – во имя святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских Чудотворцев. Штат состоял из двух священников (Николай Васильевич Смеловский и Иван Александрович Богоявленский), диакона (Дмитрий Иванович Иерусалимский), дьячка (Констанкин Львович Левитский), пономаря (Александр Петрович Петровский) и просфорни, кроме вышеуказанного клира при храме служил заштатный дьячок (Сергей Никифоров). Земли при храме не было. Содержание штатных священноцерковнослужителей складывалось из казенного жалования (каждому из священников по 140, диакону 70, дьячку 36, пономарю 30 и просфорни 16 рублей в год), руги с прихожан (по 3 пуда ржи и по 2 меры овса с венца и по 7 копеек с каждой ревизской души в год) и добровольных подаяний за требоисправления. Содержание штатного причта оценивалось как «бедное», заштатного дьячка как «скудное». Прихожанами были жители с. Анат-Киняры и д. Большие и Малые Ишлеи, Большая и Малая Мамги (Мамка), 1-е и 2-е Киняры, Сундырская, Шорбаши, всего 650 дворов (2055 мужчин и 2074 женщины) (3).
В 1867 г. было открыто церковно-приходское попечительство (4). Главная задача попечительств заключалась в сборе средств на содержание церквей и духовенства, на церковные школы и благотворительные учреждения. Приходские попечительства выбирались на три года на сходе прихожан. Обычно его состав в сельских приходах состоял из трех и более человек в зависимости от людности прихода. Как правило, представителем попечительства избирался священник, члены его избирались из прихожан. В больших приходах в попечительский совет старались включать представителей разных деревень. Деятельность попечительств на местах курировали епархиальные попечительства (5).
В 1869 г., взамен ветхой деревянной часовни, была построена каменная на том же месте. В 1870 г. к храму была отмежевана 51 десятина пахотной и 15 десятин сенокосной земли.
На 1880 г. при Владимирской церкви служили настоятель (священник Николай Васильевич Смеловский), помощник настоятеля (священник Зинон Семенович Троицкий), псаломщики (Павел Сергеевич Разумов и Федор Алексеевич Кедров). Причт сдавал церковную землю в аренду прихожанам за плату в 2 пуда ржи и 1 меру овса с венца и по 7 копеек с каждой ревизской души в год. Дома у священноцерковнослужителей были собственные на церковно-усадебной земле. Прихожан (военных и крестьян) в с. Анат-Киняры и д. Большие и Малые Ишлеи, Большая и Малая Мамги (Мамка), 1-е и 2-е Киняры, Сундырская, Шорбаши было 855 дворов (2277 мужчин и 2249 женщин) (6).
По Уставу духовных консисторий в сельских церквах богослужение должно было совершаться «сверх воскресных и праздничных дней, сколько можно чаще». Богослужение совершалось по Церковному Уставу.
Храмы с богослужебными предметами, иконами и облачениями, колокольни, церковные и кладбищенские ограды, надгробные памятники и территории на которых они расположены, предписывалось содержать в чистоте и порядке. Церквам наказывалось иметь богослужебные книги и поучительную литературу.
Этим же Уставом священнослужители обязывались: проповедовать слово Божье в церкви, при богослужении читать поучения из писаний святых отцов и при любой возможности наставлять прихожан в вере, благочестии, благонравии и послушании действующей власти; сообщать епархиальному начальству о не исповедавшихся и не причащавшихся святых таин в течение двух или трех лет, возникающих суевериях и суеверных обрядах, раскольниках, сектантах; соблюдать церковные правила и государственные законы; исполнять требы прихожан и др.
Решение вопроса о рукоположении в священный сан кандидатов, ищущих посвящения, принадлежало епархиальному архиерею. Священноцерковнослужители увольнялись «за штат» по старости или болезни, «заштатные» приписывались к приходской церкви и сведения о них вносились в клировые ведомости. Числившиеся «за штатом» могли «по временам» совершать богослужение.
В приходских церквах велись: метрические книги в двух экземплярах, один из них представлялся в духовную консисторию, а второй хранился в церкви (прихожане могли получать от приходского причта свидетельства из метрических книг); исповедные росписи, один экземпляр которых доставлялся в духовную консисторию; клировые ведомости, состоявшие из трех частей – о церкви, ее причте и приходе; книги брачных обысков; приходно-расходные книги, в которые записывались сведения о деньгах, поступающих в церковь, за исключением сумм выделенных из казны (о пожертвованиях в пользу церкви и на содержание причта, стоимостью свыше ста рублей, причт и церковный староста должны были доносить епархиальному начальству) и др.
К каждой приходской церкви, имевшей особого священника, прихожане избирали из своей среды церковного старосту, для попечения об имуществе и хозяйстве храма. Староста избирался на три года, с согласия причта и утверждался епархиальным архиереем. Церковные старосты исполняли свои обязанности в соответствии с инструкцией старостам (7).
В соответствии с инструкцией благочинным приходских церквей диаконы и причетники должны были почитать своего священника и повиноваться ему, от священников требовалось не причинять обид диакону и причетникам. Священникам и диаконам запрещалось требовать от прихожан плату за исправление треб или заключать с ними договоры, они должны были довольствоваться добровольными подаяниями. Священноцерковнослужителям запрещалось ходить без приглашения в гости к прихожанам, вмешиваться в дела прихожан, ходить на их собрания, подписывать за них бумаги, особенно приговоры и увольнительные виды.
Все церковные документы вели члены причта, но в основном, ответственность за неисправности лежала на священнике.
Указами Святейшего синода священникам предписывалось содействовать распространению оспопрививания среди прихожан, побуждать их к соблюдению врачебных рекомендаций, способствовать распространению грамотности среди прихожан, стимулировать крестьян к исполнению правительственных мер касающихся разведения картофеля.
Церквам могли предъявляться иски в гражданском суде о неисполнении условий по договору подряда или аренды (8).
На основании правил «О местных средствах содержания православного приходского духовенства» церковные земли делились на усадебные, к которым относились места под церковными домами, гумнами, садами, огородами и полевые, к которым относились пашни и сенокосы (9).
В соответствии с правилами «О суммах, подлежащих записке в церковные приходно-расходные книги» в церквах, в особые кружки, производились сборы на: сооружение православных храмов в России и за рубежом; помощь бедному православному духовенству; православные церкви и школы в «Западном крае»; распространение православия среди язычников; Иерусалимскую церковь Святого Гроба Господня и многое другое (10).
При каждой сельской церкви, для размещения священноцерковнослужителей, возводились дома на усадебной земле. Постройка домов для членов причта и их капитальный ремонт являлись обязанностями прихожан. Члены причта пользовались этими домами на праве временного владения. За исправным состоянием церковных домов следил церковный староста.
Все строения, принадлежавшие церквам, были освобождены от постоя, поземельного сбора и от прочих городских повинностей, церковные дома были освобождены от полицейских повинностей (11).
На 1909 г. в состав причта Владимирской церкви входили два священника (Михаил Аркадиевич Скарабевский и Иоанн Павлович Воскресенский), диакон (Павел Диомидович Демидов), псаломщики (Владимир Семенович Васильев и Ананий Евгеньевич Новиков). Штат получал жалование – первый священник 160, второй 105, псаломщики по 53 рубля в год. В приход храма входили с. Анат-Киняры и д. Адылъял, Анаткасы, Большая и Малая Мамги (Мамка) с ок. Федеркасы, Верхний и Нижний Томлай, Вуспюрт, Вускасы, Иштереки (Иштереккасы), Кадикасы, Калайкасы, Карамалькасы, Кибечкасы, Питикасы, Пошкары, Сбайкасы, Сундырская станция, Тозаккасы, Ториково, Хорамакасы, ХорнЗор, Шоликова, Ядринкасы, Яракова, всего 1067 дворов (3090 мужчин и 3057 женщин). Действовали две церковно-приходские школы и школа грамоты (12).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью – отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (13).
В 1929 г. религиозная община при храме включала 54 человека, церковный совет насчитывал 7 членов, при храме состояло 4 священноцерковнослужителя (14).
Приход Владимирской церкви был закрыт Постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики от 2 апреля 1938 г. (15)
Документы фонда № 323 «Владимирская церковь с. Анат-Киняры Козьмодемьянского уезда» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1941 г. в количестве 12 единиц хранения за 1801–1899 гг., следующее поступление было в 1945 г. В последующем в результате проверки наличия и состояния документов было снято с учета 2 необнаруженных дела. По акту об обнаружении архивных документов, не относящихся к фонду № 340 «Успенская церковь с. Акрамово Козьмодемьянского уезда» в фонд № 323 была передана 1 единица хранения.
На 02.05.2024 в фонде № 323 числилась 1 опись, 12 единиц хранения за 1801–1899 гг.
В 2024 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондовой принадлежности дел. Из старой описи была образована одна единица хранения.
По состоянию на 16.05.2024 на документы фонда № 323 составлена опись № 1 дел постоянного хранения на 12 единиц хранения за 1801-1802, 1808, 1810–1814, 1818–1820, сентябрь 1864–1895, 1899 гг.
Дела в описи № 1 систематизированы по хронологии, внутри годовых разделов по степени значимости документов. Опись № 1 включает клировую ведомость, главную церковную и ризничную опись имущества, главную опись имущества, приходные и расходные книги и др.
Текст документов рукописный.
К описи № 1 составлен титульный лист, предисловие.
К фонду составлена переводная таблица шифров.

Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
16.05.2024

___________________

(1) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 225. Оп. 1. Д. 286. Л. 271.
(2) Там же. Ф. 206. Оп. 4а. Д. 3. Л. 41.
(3) Там же. Ф. 225. Оп. 1. Д. 286. Л. 270 об. – 277 об.
(4) Там же. Ф. 323. Оп. 1. Д. 8. Л. 1 об.
(5) Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века / Л.А. Таймасов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. - Чебоксары : [изд-во Чуваш. ун-та], 2004 (Тип. ун-та). - С. 144-145.
(6) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 323. Оп. 1. Д. 8. Л. 29–34 об.
(7) Устав духовных консисторий: [Утв. 9 апр. 1883 г.]. - Санкт-Петербург: Синод. тип., 1883. С. 3, 6-7, 15, 17-18, 26, 28, 31-32, 36, 38-41, 52–54.
(8) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 350, 389–391, 417, 426.
(9) Инструкция церковным старостам: (Высоч. утв. 12 июня 1890 г.). - Неофиц. изд. - Харьков: В. и А. Бирюковы, 1890. С 22.
(10) Там же. С. 43-44.
(11) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 130–136, 303.
(12) Справочная книга Казанской епархии. - Казань : Изд. Казанской духовной консистории, 1909. С. 156-157.
(13) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(14) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-202. Оп. 2. Д. 713. Л. 69.
(15) Там же. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 35. Л. 6.


Крайние даты документов : 1801-1899