329
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
329
Наименование
:
Воскресенская церковь, с. Красные Четаи Курмышского уезда
Полное наименование
:
Церковь в честь Воскресения Христова с. Красные Четаи Курмышского уезда Симбирской губернии. 1823-1903 гг.
Церковь в честь Воскресения Христова с. Красные Четаи Курмышского уезда Симбирской губернии. 1823-1903 гг.
Шифр сайт
:
Ф.329 Воскресенская церковь, с. Красные Четаи Курмышского уезда
Аннотация
:
Летопись церкви и расходная книга.
Летопись церкви и расходная книга.
Историческая справка
:
Точная дата постройки первого здания церкви в честь Воскресения Христова с. Красные Четаи Курмышского уезда Симбирской губернии (далее – Воскресенская церковь, храм) не установлена. В летописи Воскресенской церкви указывается, что в богослужебных книгах, выданных из Нижегородской духовной консистории в 1744 г., село Красные Четаи так же называлось Воскресенским, по названию храма расположенного в нем. Из этого сообщения можно сделать вывод, что здание Воскресенской церкви было построено не позднее 1744 г. (1)
В той же летописи упоминается указ Нижегородской духовной консистории от 1782 г. о разрешении установить в «новопостроенной» церкви новый иконостас, из этого упоминания можно сделать вывод о постройке нового здания храма не позднее 1782 г. О постройке третьего здания Воскресенской церкви летописец сообщает следующее: «<...> настоящий храм каменный уже третий, но в каком году он начал строиться документов об этом никаких не сохранилось, по рассказам некоторых старожилов можно предположить, что он начат в 1790-х годах, а окончен, как видно из клировых ведомостей в 1802 году и построен на средства прихожан, а чего стоит постройка его неизвестно. <...>» (2).
В 1865 г., в связи с введением уставных грамот, в приходской д. Черепаново произошел бунт, для усмирения которого была вызвана воинская команда.
В 1869 г. в приходе Воскресенской церкви было открыто церковно-приходское попечительство.
На 1875 г. в приход Воскресенской церкви входило 16 деревень. Причт храма состоял из 3 священников (Никандр Степанович Элпидин, Степан Ильич Сокольский, Флегонт Степанович Разумов), диакона (Яков Иванович Петров), 2 дьячков (Александр Нестерович Благоразумов, Николай Сергеевич Академов), пономаря (Ефим Васильевич Фруентов) (3).
В 1875 г. была снесена наклонившаяся колокольня храма и разобрана трапезная. В 1876 г. было начато строительство новой колокольни и трапезной. Строительство колокольни было окончено в 1879 г., а 15 января 1880 г. новая теплая трапезная церковь была освящена во имя Святителя и Чудотворца Николая (4).
В 1881–1886 гг. в приходе Воскресенской церкви «свирепствовал» эпидемический сыпной тиф (5).
С 1886 г. священноцерковнослужителями проводились воскресные и праздничные внебогослужебные собеседования (6).
В приходе Воскресенской церкви действовали церковно-приходские школы: с 1896 г. в с. Красные Четаи (одноклассная и второклассная); с 1902 г. в д. Ижекей; с 1912 г. в д. Акчикасы; с 1913 г. в с. Красные Четаи (двухклассная) (7).
На 1913 г. в штат Воскресенской церкви входили два священника (Михаил Самсонович Самсонов и Кирилл Еремеевич Еремеев), диакон (Феодор Васильевич Васильев), псаломщик (Илья Павлович Храмов) и две просфорни. Доход священноцерковнослужителей складывался из казенного жалования (каждому из священников 300, диакону 150 и псаломщику 100 рублей в год) и сборов в церковную кружку, кроме того члены причта часть церковной земли обрабатывали сами, а часть сдавали в аренду (при храме было 3 десятины усадебной и 33 десятины пахотной земли). Священники и диакон получали жалование за исполнение обязанностей законоучителя в учебных заведениях. Просфорни содержались за счет добровольных подаяний и дохода от продажи просфор.
К Воскресенской церкви была приписана церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая с. Баймашкино. В приход храма входили жители с. Красные Четаи и приходских д. Питеркино, Кубяши, Хорабыр, Янгильдино, Черепаново, Вишенеры, Ижекей, Тарабай, Акчикасы, Томлей (972 дома, 3888 мужчин, 3699 женщин) (8).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью – отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (9).
На 1929 г. религиозная община при Воскресенской церкви насчитывала 1227 дв[оров], в церковный совет при храме входило 2 члена, причт состоял из 4 человек (10).
Приход Воскресенской церкви был закрыт Постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики от 25 июня 1935 г. (здание Воскресенской церкви использовалось «под банк»).(11)
Документы фонда № 329 «Воскресенская церковь с. Красные Четаи Курмышского уезда» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1941 г. в количестве 1 единицы хранения за 1875 г., следующие поступления были в 1945 и 1956 гг. По акту от 19.12.2014 об обнаружении документов, не относящихся к фонду № 455 «Богородицерождественская церковь с. Раскильдино Курмышского уезда Симбирской губернии» в фонд № 329 была передана 1 единица хранения.
На 20.09.2023 в фонде № 329 числилось 2 описи, 11 единиц хранения за 1823–1877 гг.
В 2023 г. была проведена переработка описей № 1, 2 дел постоянного хранения, так как они не отвечали требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондовой принадлежности дел. Из старой описи была образована одна единица хранения.
По состоянию на 27.09.2023 на документы фонда № 329 составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1823–1903 гг. на 3 единицы хранения.
Дела в описи № 1 систематизированы по хронологии. Опись № 1 включает летопись церкви и расходную книгу.
Текст документов рукописный, физическое состояние документов удовлетворительное.
К описи № 1 составлены титульный лист и предисловие.
К фонду составлена переводная таблица шифров.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
27.09.2023
_____________________
(1) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 329. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.
(2) Там же. Л. 1 об.-2.
(3) Там же. Л. 1, 2 об., – 3 об.
(4) Там же. Л. 2, 4, 6, 6 об.
(5) Там же. Л. 7–9, 11.
(6) Там же. Л. 11-12, 15–17, 19–21.
(7) Там же. Ф. 282. Оп. 1. Д. 59. Л. 273 об.
(8) Там же. Л. 272–280.
(9) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(10) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-202. Оп. 2. Д. 713. Л. 73, 74.
(11) Там же. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 35. Л. 13 об.-14.
Точная дата постройки первого здания церкви в честь Воскресения Христова с. Красные Четаи Курмышского уезда Симбирской губернии (далее – Воскресенская церковь, храм) не установлена. В летописи Воскресенской церкви указывается, что в богослужебных книгах, выданных из Нижегородской духовной консистории в 1744 г., село Красные Четаи так же называлось Воскресенским, по названию храма расположенного в нем. Из этого сообщения можно сделать вывод, что здание Воскресенской церкви было построено не позднее 1744 г. (1)
В той же летописи упоминается указ Нижегородской духовной консистории от 1782 г. о разрешении установить в «новопостроенной» церкви новый иконостас, из этого упоминания можно сделать вывод о постройке нового здания храма не позднее 1782 г. О постройке третьего здания Воскресенской церкви летописец сообщает следующее: «<...> настоящий храм каменный уже третий, но в каком году он начал строиться документов об этом никаких не сохранилось, по рассказам некоторых старожилов можно предположить, что он начат в 1790-х годах, а окончен, как видно из клировых ведомостей в 1802 году и построен на средства прихожан, а чего стоит постройка его неизвестно. <...>» (2).
В 1865 г., в связи с введением уставных грамот, в приходской д. Черепаново произошел бунт, для усмирения которого была вызвана воинская команда.
В 1869 г. в приходе Воскресенской церкви было открыто церковно-приходское попечительство.
На 1875 г. в приход Воскресенской церкви входило 16 деревень. Причт храма состоял из 3 священников (Никандр Степанович Элпидин, Степан Ильич Сокольский, Флегонт Степанович Разумов), диакона (Яков Иванович Петров), 2 дьячков (Александр Нестерович Благоразумов, Николай Сергеевич Академов), пономаря (Ефим Васильевич Фруентов) (3).
В 1875 г. была снесена наклонившаяся колокольня храма и разобрана трапезная. В 1876 г. было начато строительство новой колокольни и трапезной. Строительство колокольни было окончено в 1879 г., а 15 января 1880 г. новая теплая трапезная церковь была освящена во имя Святителя и Чудотворца Николая (4).
В 1881–1886 гг. в приходе Воскресенской церкви «свирепствовал» эпидемический сыпной тиф (5).
С 1886 г. священноцерковнослужителями проводились воскресные и праздничные внебогослужебные собеседования (6).
В приходе Воскресенской церкви действовали церковно-приходские школы: с 1896 г. в с. Красные Четаи (одноклассная и второклассная); с 1902 г. в д. Ижекей; с 1912 г. в д. Акчикасы; с 1913 г. в с. Красные Четаи (двухклассная) (7).
На 1913 г. в штат Воскресенской церкви входили два священника (Михаил Самсонович Самсонов и Кирилл Еремеевич Еремеев), диакон (Феодор Васильевич Васильев), псаломщик (Илья Павлович Храмов) и две просфорни. Доход священноцерковнослужителей складывался из казенного жалования (каждому из священников 300, диакону 150 и псаломщику 100 рублей в год) и сборов в церковную кружку, кроме того члены причта часть церковной земли обрабатывали сами, а часть сдавали в аренду (при храме было 3 десятины усадебной и 33 десятины пахотной земли). Священники и диакон получали жалование за исполнение обязанностей законоучителя в учебных заведениях. Просфорни содержались за счет добровольных подаяний и дохода от продажи просфор.
К Воскресенской церкви была приписана церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая с. Баймашкино. В приход храма входили жители с. Красные Четаи и приходских д. Питеркино, Кубяши, Хорабыр, Янгильдино, Черепаново, Вишенеры, Ижекей, Тарабай, Акчикасы, Томлей (972 дома, 3888 мужчин, 3699 женщин) (8).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью – отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (9).
На 1929 г. религиозная община при Воскресенской церкви насчитывала 1227 дв[оров], в церковный совет при храме входило 2 члена, причт состоял из 4 человек (10).
Приход Воскресенской церкви был закрыт Постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики от 25 июня 1935 г. (здание Воскресенской церкви использовалось «под банк»).(11)
Документы фонда № 329 «Воскресенская церковь с. Красные Четаи Курмышского уезда» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1941 г. в количестве 1 единицы хранения за 1875 г., следующие поступления были в 1945 и 1956 гг. По акту от 19.12.2014 об обнаружении документов, не относящихся к фонду № 455 «Богородицерождественская церковь с. Раскильдино Курмышского уезда Симбирской губернии» в фонд № 329 была передана 1 единица хранения.
На 20.09.2023 в фонде № 329 числилось 2 описи, 11 единиц хранения за 1823–1877 гг.
В 2023 г. была проведена переработка описей № 1, 2 дел постоянного хранения, так как они не отвечали требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондовой принадлежности дел. Из старой описи была образована одна единица хранения.
По состоянию на 27.09.2023 на документы фонда № 329 составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1823–1903 гг. на 3 единицы хранения.
Дела в описи № 1 систематизированы по хронологии. Опись № 1 включает летопись церкви и расходную книгу.
Текст документов рукописный, физическое состояние документов удовлетворительное.
К описи № 1 составлены титульный лист и предисловие.
К фонду составлена переводная таблица шифров.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
27.09.2023
_____________________
(1) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 329. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.
(2) Там же. Л. 1 об.-2.
(3) Там же. Л. 1, 2 об., – 3 об.
(4) Там же. Л. 2, 4, 6, 6 об.
(5) Там же. Л. 7–9, 11.
(6) Там же. Л. 11-12, 15–17, 19–21.
(7) Там же. Ф. 282. Оп. 1. Д. 59. Л. 273 об.
(8) Там же. Л. 272–280.
(9) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(10) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-202. Оп. 2. Д. 713. Л. 73, 74.
(11) Там же. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 35. Л. 13 об.-14.
Крайние даты документов
:
1823-1903