340
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
340
Наименование
:
Успенская церковь с. Акрамово Козьмодемьянского уезда
Полное наименование
:
Церковь в честь Успения Божией Матери с. Акрамово Козмодемьянского уезда Казанской губернии
Церковь в честь Успения Божией Матери с. Акрамово Козмодемьянского уезда Казанской губернии
Шифр сайт
:
Ф.340 Успенская церковь с. Акрамово Козьмодемьянского уезда
Аннотация
:
Клировая ведомость Успенской церкви с. Акрамово за 1880 г.
Клировая ведомость Успенской церкви с. Акрамово за 1880 г.
Историческая справка
:
Деревянное здание церкви в честь Успения Божией Матери с. Акрамово Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (далее – Успенская церковь, храм) было построено в 1749 г. (1)
Новое каменное здание храма с каменной колокольней было построено в 1805 г. на средства прихожан. В том же году, на месте, где находился алтарь старой церкви, была построена деревянная часовня (2). На 1859 г. престолов было два, главный – в честь Успения Божией Матери и в приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая. При храме служили два священника (Евгений Петрович Акрамовский и Александр Павлович Архангельский), диакон (Михаил Ефимович Балдаевский), дьячок (Виктор Львович Троицкий), два пономаря (Федор Алексеевич Виноградов, Федор Кузьмич Успенский) и просфорня. Земли при Успенской церкви не было, священноцерковнослужители получали ругу от прихожан (по три пуда ржи и одному пуду овса с 600 венцов и по 25 копеек с ревизской души в год). Причт получал казенное жалование (священники по 140, диакон 70, дьячок 36, пономари по 30 и просфорня 16 рублей в год) и доход от сборов в братскую кружку (до 100 рублей в год). В приход храма входили с. Акрамово, д. Мамыши, Чуратчики, Байряшево, Татаркасы, всего 730 дворов (1820 мужчин и 1811 женщин) (3).
9 января 1868 г. при храме было открыто церковно-приходское попечительство (4). Главная задача попечительств заключалась в сборе средств на содержание церквей и духовенства, на церковные школы и благотворительные учреждения. Приходские попечительства выбирались на три года на сходе прихожан. Обычно его состав в сельских приходах состоял из трех и более человек в зависимости от людности прихода. Как правило, представителем попечительства избирался священник, члены его избирались из прихожан. В больших приходах в попечительский совет старались включать представителей разных деревень. Деятельность попечительств на местах курировали епархиальные попечительства (5).
В 1869 г. был произведен внутренний и внешний ремонт Успенской церкви.
На 1880 г. прихожанами храма были жители с. Акрамово, д. Аначкасы, Аптиково, Идагачкасы, Костеряки, Мамыши, Милюдакасы, Чуратчики, Байряшево, Ярабайкасы (6).
По Уставу духовных консисторий в сельских церквах богослужение должно было совершаться «сверх воскресных и праздничных дней, сколько можно чаще». Богослужение совершалось по Церковному Уставу.
Храмы с богослужебными предметами, иконами и облачениями, колокольни, церковные и кладбищенские ограды, надгробные памятники и территории на которых они расположены, предписывалось содержать в чистоте и порядке. Церквам наказывалось иметь богослужебные книги и поучительную литературу.
Этим же Уставом священнослужители обязывались: проповедовать слово Божье в церкви, при богослужении читать поучения из писаний святых отцов и при любой возможности наставлять прихожан в вере, благочестии, благонравии и послушании действующей власти; сообщать епархиальному начальству о не исповедавшихся и не причащавшихся святых таин в течение двух или трех лет, возникающих суевериях и суеверных обрядах, раскольниках, сектантах; соблюдать церковные правила и государственные законы; исполнять требы прихожан и др. В церкви оглашались царские указы, манифесты и объявлялись другие важные государственные новости.
Решение вопроса о рукоположении в священный сан кандидатов, ищущих посвящения, принадлежало епархиальному архиерею. Священноцерковнослужители увольнялись «за штат» по старости или болезни, «заштатные» приписывались к приходской церкви и сведения о них вносились в клировые ведомости. Числившиеся «за штатом» могли «по временам» совершать богослужение.
В приходских церквах велись: метрические книги в двух экземплярах, один из них представлялся в духовную консисторию, а второй хранился в церкви (прихожане могли получать от приходского причта свидетельства из метрических книг); исповедные росписи, один экземпляр которых доставлялся в духовную консисторию; клировые ведомости, состоявшие из трех частей – о церкви, ее причте и приходе; книги брачных обысков; приходно-расходные книги, в которые записывались сведения о деньгах, поступающих в церковь, за исключением сумм выделенных из казны (о пожертвованиях в пользу церкви и на содержание причта, стоимостью свыше ста рублей, причт и церковный староста должны были доносить епархиальному начальству) и др.
К каждой приходской церкви, имевшей особого священника, прихожане избирали из своей среды церковного старосту, для попечения об имуществе и хозяйстве храма. Староста избирался на три года, с согласия причта и утверждался епархиальным архиереем. Церковные старосты исполняли свои обязанности в соответствии с инструкцией старостам (7).
В соответствии с инструкцией благочинным приходских церквей диаконы и причетники должны были почитать своего священника и повиноваться ему, от священников требовалось не причинять обид диакону и причетникам. Священникам и диаконам запрещалось требовать от прихожан плату за исправление треб или заключать с ними договоры, они должны были довольствоваться добровольными подаяниями. Священноцерковнослужителям запрещалось ходить без приглашения в гости к прихожанам, вмешиваться в дела прихожан, ходить на их собрания, подписывать за них бумаги, особенно приговоры и увольнительные виды.
Все церковные документы вели члены причта, но в основном, ответственность за неисправности лежала на священнике.
Указами Святейшего синода священникам предписывалось содействовать распространению оспопрививания среди прихожан, побуждать их к соблюдению врачебных рекомендаций, способствовать распространению грамотности среди прихожан, стимулировать крестьян к исполнению правительственных мер касающихся разведения картофеля.
Церквам могли предъявляться иски в гражданском суде о неисполнении условий по договору подряда или аренды (8).
На основании правил «О местных средствах содержания православного приходского духовенства» церковные земли делились на усадебные, к которым относились места под церковными домами, гумнами, садами, огородами и полевые, к которым относились пашни и сенокосы (9).
В соответствии с правилами «О суммах, подлежащих записке в церковные приходно-расходные книги» в церквах, в особые кружки, производились сборы на: сооружение православных храмов в России и за рубежом; помощь бедному православному духовенству; православные церкви и школы в «Западном крае»; распространение православия среди язычников; Иерусалимскую церковь Святого Гроба Господня и многое другое (10).
При каждой сельской церкви, для размещения священноцерковнослужителей, возводились дома на усадебной земле. Постройка домов для членов причта и их капитальный ремонт являлись обязанностями прихожан. Члены причта пользовались этими домами на праве временного владения. За исправным состоянием церковных домов следил церковный староста.
Все строения, принадлежавшие церквам, были освобождены от постоя, поземельного сбора и от прочих городских повинностей, церковные дома были освобождены от полицейских повинностей (11).
На 1909 г. клир Успенской церкви состоял из двух священников (Константин Иванович Весновский и Сергей Яковлевлевич Смирнов) и двух псаломщиков (Николай Викторович Троицкий и Петр Ильин). Прихожан в с. Акрамово и д. Аначкасы, Елачкасы, Идагачкасы, Костеряки, Мамыши, Милюдакасы, Синьялы, Чуратчики, Ярабайкасы было 725 дворов (1978 мужчин и 1885 женщин). Действовала церковно-приходская школа (12).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью – отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (13).
В 1929 г. религиозная община при храме включала 54 человека, церковный совет насчитывал 16 членов, при храме состояло 3 священноцерковнослужителя (14).
Приход Успенской церкви был закрыт Постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики от 1936 г. (15)
Документы фонда № 340 «Успенская церковь с. Акрамово Козьмодемьянского уезда» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1941 г. в количестве 1 единицы хранения за 1800–1810 гг., следующее поступление было в 1945 г. В последующем в результате проверок наличия и состояния документов в опись вносились неучтенные дела.
На 03.04.2024 в фонде № 340 числилась 1 опись, 10 единиц хранения за 1790–1918 гг.
В 2024 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондовой принадлежности дел. Из старой описи была образована одна единица хранения.
По состоянию на 26.04.2024 на документы фонда № 340 составлена опись № 1 дел постоянного хранения на 2 единицы хранения за 1880 г.
Опись № 1 включает клировую ведомость Успенской церкви с. Акрамово за 1880 г.
Текст документов рукописный.
В государственном архиве Республики Марий Эл находится на хранении фонд № 198 «Церковь Успения Божией Матери с. Акрамово Козьмодемьянского уезда Казанской губернии» на 2 единицы хранения за 1829–1896 гг. Опись № 1 включает клировые ведомости церквей 2 округа Козьмодемьянского уезда.
К описи № 1 составлен титульный лист, предисловие.
К фонду составлена переводная таблица шифров.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
26.04.2024
_____________________
(1) В.И. Демакова, З.А. Трифонова. Акрамово / Чувашская энциклопедия: в 4 т.: Т. 1. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2006. – С. 47.
(2) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 225. Оп. 1. Д. 286. Л. 264 об.-265.
(3) Там же. Л. 264 об. – 268 об.
(4) Там же. Ф. 340. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.
(5) Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века / Л.А. Таймасов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. - Чебоксары : [изд-во Чуваш. ун-та], 2004 (Тип. ун-та). - С. 144-145.
(6) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 340. Оп. 1. Д. 1. Л. 1, 8 об.
(7) Устав духовных консисторий: [Утв. 9 апр. 1883 г.]. - Санкт-Петербург: Синод. тип., 1883. С. 3, 6-7, 15, 17-18, 26, 28, 31-32, 36, 38-41, 52–54.
(8) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 350, 389–391, 417, 426.
(9) Инструкция церковным старостам: (Высоч. утв. 12 июня 1890 г.). - Неофиц. изд. - Харьков: В. и А. Бирюковы, 1890. С 22.
(10) Там же. С. 43-44.
(11) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 130–136, 303.
(12) Справочная книга Казанской епархии. - Казань : Изд. Казанской духовной консистории, 1909. С. 154-155.
(13) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(14) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-202. Оп. 2. Д. 713. Л. 71.
(15) Там же. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 35. Л. 6.
Деревянное здание церкви в честь Успения Божией Матери с. Акрамово Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (далее – Успенская церковь, храм) было построено в 1749 г. (1)
Новое каменное здание храма с каменной колокольней было построено в 1805 г. на средства прихожан. В том же году, на месте, где находился алтарь старой церкви, была построена деревянная часовня (2). На 1859 г. престолов было два, главный – в честь Успения Божией Матери и в приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая. При храме служили два священника (Евгений Петрович Акрамовский и Александр Павлович Архангельский), диакон (Михаил Ефимович Балдаевский), дьячок (Виктор Львович Троицкий), два пономаря (Федор Алексеевич Виноградов, Федор Кузьмич Успенский) и просфорня. Земли при Успенской церкви не было, священноцерковнослужители получали ругу от прихожан (по три пуда ржи и одному пуду овса с 600 венцов и по 25 копеек с ревизской души в год). Причт получал казенное жалование (священники по 140, диакон 70, дьячок 36, пономари по 30 и просфорня 16 рублей в год) и доход от сборов в братскую кружку (до 100 рублей в год). В приход храма входили с. Акрамово, д. Мамыши, Чуратчики, Байряшево, Татаркасы, всего 730 дворов (1820 мужчин и 1811 женщин) (3).
9 января 1868 г. при храме было открыто церковно-приходское попечительство (4). Главная задача попечительств заключалась в сборе средств на содержание церквей и духовенства, на церковные школы и благотворительные учреждения. Приходские попечительства выбирались на три года на сходе прихожан. Обычно его состав в сельских приходах состоял из трех и более человек в зависимости от людности прихода. Как правило, представителем попечительства избирался священник, члены его избирались из прихожан. В больших приходах в попечительский совет старались включать представителей разных деревень. Деятельность попечительств на местах курировали епархиальные попечительства (5).
В 1869 г. был произведен внутренний и внешний ремонт Успенской церкви.
На 1880 г. прихожанами храма были жители с. Акрамово, д. Аначкасы, Аптиково, Идагачкасы, Костеряки, Мамыши, Милюдакасы, Чуратчики, Байряшево, Ярабайкасы (6).
По Уставу духовных консисторий в сельских церквах богослужение должно было совершаться «сверх воскресных и праздничных дней, сколько можно чаще». Богослужение совершалось по Церковному Уставу.
Храмы с богослужебными предметами, иконами и облачениями, колокольни, церковные и кладбищенские ограды, надгробные памятники и территории на которых они расположены, предписывалось содержать в чистоте и порядке. Церквам наказывалось иметь богослужебные книги и поучительную литературу.
Этим же Уставом священнослужители обязывались: проповедовать слово Божье в церкви, при богослужении читать поучения из писаний святых отцов и при любой возможности наставлять прихожан в вере, благочестии, благонравии и послушании действующей власти; сообщать епархиальному начальству о не исповедавшихся и не причащавшихся святых таин в течение двух или трех лет, возникающих суевериях и суеверных обрядах, раскольниках, сектантах; соблюдать церковные правила и государственные законы; исполнять требы прихожан и др. В церкви оглашались царские указы, манифесты и объявлялись другие важные государственные новости.
Решение вопроса о рукоположении в священный сан кандидатов, ищущих посвящения, принадлежало епархиальному архиерею. Священноцерковнослужители увольнялись «за штат» по старости или болезни, «заштатные» приписывались к приходской церкви и сведения о них вносились в клировые ведомости. Числившиеся «за штатом» могли «по временам» совершать богослужение.
В приходских церквах велись: метрические книги в двух экземплярах, один из них представлялся в духовную консисторию, а второй хранился в церкви (прихожане могли получать от приходского причта свидетельства из метрических книг); исповедные росписи, один экземпляр которых доставлялся в духовную консисторию; клировые ведомости, состоявшие из трех частей – о церкви, ее причте и приходе; книги брачных обысков; приходно-расходные книги, в которые записывались сведения о деньгах, поступающих в церковь, за исключением сумм выделенных из казны (о пожертвованиях в пользу церкви и на содержание причта, стоимостью свыше ста рублей, причт и церковный староста должны были доносить епархиальному начальству) и др.
К каждой приходской церкви, имевшей особого священника, прихожане избирали из своей среды церковного старосту, для попечения об имуществе и хозяйстве храма. Староста избирался на три года, с согласия причта и утверждался епархиальным архиереем. Церковные старосты исполняли свои обязанности в соответствии с инструкцией старостам (7).
В соответствии с инструкцией благочинным приходских церквей диаконы и причетники должны были почитать своего священника и повиноваться ему, от священников требовалось не причинять обид диакону и причетникам. Священникам и диаконам запрещалось требовать от прихожан плату за исправление треб или заключать с ними договоры, они должны были довольствоваться добровольными подаяниями. Священноцерковнослужителям запрещалось ходить без приглашения в гости к прихожанам, вмешиваться в дела прихожан, ходить на их собрания, подписывать за них бумаги, особенно приговоры и увольнительные виды.
Все церковные документы вели члены причта, но в основном, ответственность за неисправности лежала на священнике.
Указами Святейшего синода священникам предписывалось содействовать распространению оспопрививания среди прихожан, побуждать их к соблюдению врачебных рекомендаций, способствовать распространению грамотности среди прихожан, стимулировать крестьян к исполнению правительственных мер касающихся разведения картофеля.
Церквам могли предъявляться иски в гражданском суде о неисполнении условий по договору подряда или аренды (8).
На основании правил «О местных средствах содержания православного приходского духовенства» церковные земли делились на усадебные, к которым относились места под церковными домами, гумнами, садами, огородами и полевые, к которым относились пашни и сенокосы (9).
В соответствии с правилами «О суммах, подлежащих записке в церковные приходно-расходные книги» в церквах, в особые кружки, производились сборы на: сооружение православных храмов в России и за рубежом; помощь бедному православному духовенству; православные церкви и школы в «Западном крае»; распространение православия среди язычников; Иерусалимскую церковь Святого Гроба Господня и многое другое (10).
При каждой сельской церкви, для размещения священноцерковнослужителей, возводились дома на усадебной земле. Постройка домов для членов причта и их капитальный ремонт являлись обязанностями прихожан. Члены причта пользовались этими домами на праве временного владения. За исправным состоянием церковных домов следил церковный староста.
Все строения, принадлежавшие церквам, были освобождены от постоя, поземельного сбора и от прочих городских повинностей, церковные дома были освобождены от полицейских повинностей (11).
На 1909 г. клир Успенской церкви состоял из двух священников (Константин Иванович Весновский и Сергей Яковлевлевич Смирнов) и двух псаломщиков (Николай Викторович Троицкий и Петр Ильин). Прихожан в с. Акрамово и д. Аначкасы, Елачкасы, Идагачкасы, Костеряки, Мамыши, Милюдакасы, Синьялы, Чуратчики, Ярабайкасы было 725 дворов (1978 мужчин и 1885 женщин). Действовала церковно-приходская школа (12).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью – отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (13).
В 1929 г. религиозная община при храме включала 54 человека, церковный совет насчитывал 16 членов, при храме состояло 3 священноцерковнослужителя (14).
Приход Успенской церкви был закрыт Постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики от 1936 г. (15)
Документы фонда № 340 «Успенская церковь с. Акрамово Козьмодемьянского уезда» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1941 г. в количестве 1 единицы хранения за 1800–1810 гг., следующее поступление было в 1945 г. В последующем в результате проверок наличия и состояния документов в опись вносились неучтенные дела.
На 03.04.2024 в фонде № 340 числилась 1 опись, 10 единиц хранения за 1790–1918 гг.
В 2024 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондовой принадлежности дел. Из старой описи была образована одна единица хранения.
По состоянию на 26.04.2024 на документы фонда № 340 составлена опись № 1 дел постоянного хранения на 2 единицы хранения за 1880 г.
Опись № 1 включает клировую ведомость Успенской церкви с. Акрамово за 1880 г.
Текст документов рукописный.
В государственном архиве Республики Марий Эл находится на хранении фонд № 198 «Церковь Успения Божией Матери с. Акрамово Козьмодемьянского уезда Казанской губернии» на 2 единицы хранения за 1829–1896 гг. Опись № 1 включает клировые ведомости церквей 2 округа Козьмодемьянского уезда.
К описи № 1 составлен титульный лист, предисловие.
К фонду составлена переводная таблица шифров.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
26.04.2024
_____________________
(1) В.И. Демакова, З.А. Трифонова. Акрамово / Чувашская энциклопедия: в 4 т.: Т. 1. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2006. – С. 47.
(2) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 225. Оп. 1. Д. 286. Л. 264 об.-265.
(3) Там же. Л. 264 об. – 268 об.
(4) Там же. Ф. 340. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.
(5) Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века / Л.А. Таймасов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. - Чебоксары : [изд-во Чуваш. ун-та], 2004 (Тип. ун-та). - С. 144-145.
(6) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 340. Оп. 1. Д. 1. Л. 1, 8 об.
(7) Устав духовных консисторий: [Утв. 9 апр. 1883 г.]. - Санкт-Петербург: Синод. тип., 1883. С. 3, 6-7, 15, 17-18, 26, 28, 31-32, 36, 38-41, 52–54.
(8) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 350, 389–391, 417, 426.
(9) Инструкция церковным старостам: (Высоч. утв. 12 июня 1890 г.). - Неофиц. изд. - Харьков: В. и А. Бирюковы, 1890. С 22.
(10) Там же. С. 43-44.
(11) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 130–136, 303.
(12) Справочная книга Казанской епархии. - Казань : Изд. Казанской духовной консистории, 1909. С. 154-155.
(13) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(14) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-202. Оп. 2. Д. 713. Л. 71.
(15) Там же. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 35. Л. 6.
Крайние даты документов
:
1880