343
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
343
Наименование
:
Покровская церковь с. Ходары Курмышского уезда
Полное наименование
:
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Ходары Курмышского уезда Симбирской губернии. 1875-1917 гг.
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Ходары Курмышского уезда Симбирской губернии. 1875-1917 гг.
Шифр сайт
:
Ф.343 Покровская церковь с. Ходары Курмышского уезда
Аннотация
:
Летописи церкви за 1875-1917 гг.
Летописи церкви за 1875-1917 гг.
Историческая справка
:
Точная дата постройки первого здания церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Ходары Курмышского уезда Симбирской губернии (далее – Покровская церковь, храм) не установлена. Из записи в летописи Покровской церкви: «<...> на одном из напрестольных Евангелий есть надпись такая: «Сия книга Евангелие напрестольное <...> выдана новокрещенских дел Чебоксарского уезда в новокрещенное село Покровское, Ходарово тож в церковь Божию священнику Стефану Семеонову июня 13 дня 1748 года»» можно предположить, что здание храма было построено не позднее 1748 г. Здание храма было деревянное (1).
Новое каменное здание Покровской церкви было построено на средства прихожан в 1806 г. Престолов было два, главный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в приделе – во имя святых апостолов Петра и Павла (2). На 1853 г. при храме служило два священника, один диакон, два дьячка, два пономаря и просфорня, священноцерковнослужители получали жалование от прихожан, просфорня содержалась добровольными подаяниями. Прихожан мужского пола было 1920 человек (3).
На 1879 г. причт Покровской церкви состоял из двух священников (Николай Иванович Элпидин и Никандр Стефанович Элпидин), диакона, на вакансии псаломщика (Михаил Иванович Алеев), дьячка, исправляющего должность псаломщика (Михаил Иванович Благоразумов) и сверхштатного пономаря (Доримедонт Матвеевич Малицкий) (4).
В 1882 г. в приходской д. Базарная была построена новая деревянная часовня взамен прежде существовавшей (5).
По Уставу духовных консисторий в сельских церквах богослужение должно было совершаться «сверх воскресных и праздничных дней, сколько можно чаще». Богослужение совершалось по Церковному Уставу.
Храмы с богослужебными предметами, иконами и облачениями, колокольни, церковные и кладбищенские ограды, надгробные памятники и территории на которых они расположены, предписывалось содержать в чистоте и порядке. Церквам наказывалось иметь богослужебные книги и поучительную литературу.
Этим же Уставом священнослужители обязывались: проповедовать слово Божье в церкви, при богослужении читать поучения из писаний святых отцов и при любой возможности наставлять прихожан в вере, благочестии, благонравии и послушании действующей власти; сообщать епархиальному начальству о не исповедавшихся и не причащавшихся святых таин в течение двух или трех лет, возникающих суевериях и суеверных обрядах, раскольниках, сектантах; соблюдать церковные правила и государственные законы; исполнять требы прихожан и др.
Решение вопроса о рукоположении в священный сан кандидатов, ищущих посвящения, принадлежало епархиальному архиерею. Священноцерковнослужители увольнялись «за штат» по старости или болезни, «заштатные» приписывались к приходской церкви и сведения о них вносились в клировые ведомости. Числившиеся «за штатом» могли «по временам» совершать богослужение.
В приходских церквах велись: метрические книги в двух экземплярах, один из них представлялся в духовную консисторию, а второй хранился в церкви (прихожане могли получать от приходского причта свидетельства из метрических книг); исповедные росписи, один экземпляр которых доставлялся в духовную консисторию; клировые ведомости, состоявшие из трех частей – о церкви, ее причте и приходе; книги брачных обысков; приходно-расходные книги, в которые записывались сведения о деньгах, поступающих в церковь, за исключением сумм выделенных из казны (о пожертвованиях в пользу церкви и на содержание причта, стоимостью свыше ста рублей, причт и церковный староста должны были доносить епархиальному начальству) и др.
К каждой приходской церкви, имевшей особого священника, прихожане избирали из своей среды церковного старосту, для попечения об имуществе и хозяйстве храма. Староста избирался на три года, с согласия причта и утверждался епархиальным архиереем. Церковные старосты исполняли свои обязанности в соответствии с инструкцией старостам (6).
В соответствии с инструкцией благочинным приходских церквей диаконы и причетники должны были почитать своего священника и повиноваться ему, от священников требовалось не причинять обид диакону и причетникам. Священникам и диаконам запрещалось требовать от прихожан плату за исправление треб или заключать с ними договоры, они должны были довольствоваться добровольными подаяниями. Священноцерковнослужителям запрещалось ходить без приглашения в гости к прихожанам, вмешиваться в дела прихожан, ходить на их собрания, подписывать за них бумаги, особенно приговоры и увольнительные виды.
Все церковные документы вели члены причта, но в основном, ответственность за неисправности лежала на священнике.
Указами Святейшего синода священникам предписывалось содействовать распространению оспопрививания среди прихожан, побуждать их к соблюдению врачебных рекомендаций, способствовать распространению грамотности среди прихожан, стимулировать крестьян к исполнению правительственных мер касающихся разведения картофеля.
Церквам могли предъявляться иски в гражданском суде о неисполнении условий по договору подряда или аренды (7).
На основании правил «О местных средствах содержания православного приходского духовенства» церковные земли делились на усадебные, к которым относились места под церковными домами, гумнами, садами, огородами и полевые, к которым относились пашни и сенокосы (8).
В соответствии с правилами «О суммах, подлежащих записке в церковные приходно-расходные книги» в церквах, в особые кружки, производились сборы на: сооружение православных храмов в России и за рубежом; помощь бедному православному духовенству; православные церкви и школы в «Западном крае»; распространение православия среди язычников; Иерусалимскую церковь Святого Гроба Господня и многое другое (9).
При каждой сельской церкви, для размещения священноцерковнослужителей, возводились дома на усадебной земле. Постройка домов для членов причта и их капитальный ремонт являлись обязанностями прихожан. Члены причта пользовались этими домами на праве временного владения. За исправным состоянием церковных домов следил церковный староста.
Все строения, принадлежавшие церквам, были освобождены от постоя, поземельного сбора и от прочих городских повинностей, церковные дома были освобождены от полицейских повинностей (10).
19 февраля 1888 г., для сбора средств на ремонт храма, при Покровской церкви открылось церковно-приходское попечительство (11). Школы грамоты в приходе храма открыты в 1889 г. в д. Юманай и Тувалькино, в 1891 г. в д. Яндаши, в 1893 г. в д. Мыслец (12).
В 1895 г. начат капитальный ремонт храма, в этом же году в приходской д. Юманай начато строительство новой деревянной церкви (в 1899 г. строительство окончено и церковь освящена во имя святого Архистратига Михаила) (13).
В 1897 г. школа грамоты открыта в приходской д. Бреняши, в 1898 г. в приходской д. Торхан-Вазяково открыта церковно-приходская школа.
В приходе храма на 1900 г.: с. Ходары, д. Шоркасы, Пиляшкасы, Нагорная, Торхан-Вазяково, Новая, Бреняши, Яндаши, Юманай, Тувалькино, Ойбоси, Тарн-Сирма, Базарная, Чертаганы, Мыслец, всего 1267 дворов (5069 мужчин и 5102 женщины) (14).
В 1901 г. из пяти приходских деревень (Юманай, Тувалькино, Ойбоси, Тарн-Сирма, Базарная) Покровской церкви был образован самостоятельный приход церкви во имя святого Архистратига Михаила с. Юманай (15). Две школы грамоты в с. Юманай и д. Тувалькино отошли в приход церкви во имя святого Архистратига Михаила с. Юманай. В приходе Покровской церкви «осталось 2000 душ с небольшим мужского пола, что составит около 700 дворов» (16).
В 1907 г., по окончании капитального ремонта, храм был освящен (17).
С 6 декабря 1911 г. при Покровской церкви открылось общество трезвости (18).
На 1913 г. в храме было три престола, главный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в двух приделах – во имя святых апостолов Петра и Павла и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Причт состоял из двух священников (Скворцов Петр Филиппович и Максимов Иоанн Максимович), диакона (Зайцев Даниил Николаевич) и двух псаломщиков (Федотов Павел Федотович и Благоразумов Николай Михайлович). Земли было 69 десятин 1000 квадратных саженей. Прихожан в с. Ходары, д. Шоркасы, Пиляшкасы, Нагорная, Торхан-Вазяково, Новая, Бреняши, Яндаши, Чертаганы, Мыслец было 925 домов (2622 мужчины и 2668 женщин) (19).
В 1915 г. церковно-приходское попечительство при Покровской церкви закрылось и вместо него открыт приходской попечительный совет, с возложением на него обязанности помогать семьям солдат (20).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью – отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (21).
В 1929 г. религиозная община при храме включала 75 человек, церковный совет насчитывал 19 членов, при храме состояло 4 священноцерковнослужителя (22).
Приход Покровской церкви был закрыт в 1941 г. (23)
Документы фонда № 343 «Покровская церковь с. Ходары Курмышского уезда» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1941 г. в количестве 2 единиц хранения за 1879–1917 гг., следующее поступление было в 1945 г.
На 06.12.2023 в фонде № 343 числилась 1 опись, 6 единиц хранения за 1785–1917 гг.
В 2023 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондовой принадлежности дел. Из старой описи была образована одна единица хранения.
По состоянию на 19.12.2023 на документы фонда № 343 составлена опись № 1 дел постоянного хранения за март 1875–1917 гг. на 3 единицы хранения.
Дела в описи № 1 систематизированы по хронологии. Опись № 1 включает летописи.
Текст документов рукописный, физическое состояние документов удовлетворительное.
К описи № 1 составлен титульный лист и предисловие.
К фонду составлена переводная таблица шифров.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
19.12.2023
__________________________
(1) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 343. Оп. 1. Д. 1. Л. 4-4 об.
(2) Православные храмы Чувашии / Л.Ю. Браславский. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. С. 270.
(3) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 193. Оп. 2. Д. 328. Л. 253, 255 об.-256.
(4) Там же. Ф. 343. Оп. 1. Д. 1. Л. 5-5 об.
(5) Там же. Л. 8.
(6) Устав духовных консисторий: [Утв. 9 апр. 1883 г.]. - Санкт-Петербург: Синод. тип., 1883. С. 3, 6-7, 15, 17-18, 26, 28, 31-32, 36, 38-41, 52–54.
(7) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 350, 389–391, 417, 426.
(8) Инструкция церковным старостам: (Высоч. утв. 12 июня 1890 г.). - Неофиц. изд. - Харьков: В. и А. Бирюковы, 1890. С 22.
(9) Там же. С. 43-44.
(10) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 130–136, 303.
(11) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 343. Оп. 1. Д. 1. Л. 12.
(12) Баженов Н.И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 г.). – Симбирск: Типо-литография А.Т. Токарева, 1903. – С. 337.
(13) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 343. Оп. 1. Д. 1. Л. 24, 41.
(14) Баженов Н.И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 г.). – Симбирск: Типо-литография А.Т. Токарева, 1903. – С. 337-338.
(15) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 343. Оп. 1. Д. 1. Л. 54 об.; Ф. 282. Оп. 1. Д. 37. Л. 268.
(16) Там же. Ф. 343. Оп. 1. Д. 1. Л. 54 об.-55.
(17) Там же. Д. 2. Л. 30 об.
(18) Там же. Л. 43.
(19) Там же. Ф. 282. Оп. 1. Д. 37. Л. 283–293.
(20) Там же. Ф. 343. Оп. 1. Д. 2. Л. 55.
(21) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(22) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-202. Оп. 2. Д. 713. Л. 75-76 об.
(23) Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии: Справочное издание – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995. С. 335.
Точная дата постройки первого здания церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Ходары Курмышского уезда Симбирской губернии (далее – Покровская церковь, храм) не установлена. Из записи в летописи Покровской церкви: «<...> на одном из напрестольных Евангелий есть надпись такая: «Сия книга Евангелие напрестольное <...> выдана новокрещенских дел Чебоксарского уезда в новокрещенное село Покровское, Ходарово тож в церковь Божию священнику Стефану Семеонову июня 13 дня 1748 года»» можно предположить, что здание храма было построено не позднее 1748 г. Здание храма было деревянное (1).
Новое каменное здание Покровской церкви было построено на средства прихожан в 1806 г. Престолов было два, главный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в приделе – во имя святых апостолов Петра и Павла (2). На 1853 г. при храме служило два священника, один диакон, два дьячка, два пономаря и просфорня, священноцерковнослужители получали жалование от прихожан, просфорня содержалась добровольными подаяниями. Прихожан мужского пола было 1920 человек (3).
На 1879 г. причт Покровской церкви состоял из двух священников (Николай Иванович Элпидин и Никандр Стефанович Элпидин), диакона, на вакансии псаломщика (Михаил Иванович Алеев), дьячка, исправляющего должность псаломщика (Михаил Иванович Благоразумов) и сверхштатного пономаря (Доримедонт Матвеевич Малицкий) (4).
В 1882 г. в приходской д. Базарная была построена новая деревянная часовня взамен прежде существовавшей (5).
По Уставу духовных консисторий в сельских церквах богослужение должно было совершаться «сверх воскресных и праздничных дней, сколько можно чаще». Богослужение совершалось по Церковному Уставу.
Храмы с богослужебными предметами, иконами и облачениями, колокольни, церковные и кладбищенские ограды, надгробные памятники и территории на которых они расположены, предписывалось содержать в чистоте и порядке. Церквам наказывалось иметь богослужебные книги и поучительную литературу.
Этим же Уставом священнослужители обязывались: проповедовать слово Божье в церкви, при богослужении читать поучения из писаний святых отцов и при любой возможности наставлять прихожан в вере, благочестии, благонравии и послушании действующей власти; сообщать епархиальному начальству о не исповедавшихся и не причащавшихся святых таин в течение двух или трех лет, возникающих суевериях и суеверных обрядах, раскольниках, сектантах; соблюдать церковные правила и государственные законы; исполнять требы прихожан и др.
Решение вопроса о рукоположении в священный сан кандидатов, ищущих посвящения, принадлежало епархиальному архиерею. Священноцерковнослужители увольнялись «за штат» по старости или болезни, «заштатные» приписывались к приходской церкви и сведения о них вносились в клировые ведомости. Числившиеся «за штатом» могли «по временам» совершать богослужение.
В приходских церквах велись: метрические книги в двух экземплярах, один из них представлялся в духовную консисторию, а второй хранился в церкви (прихожане могли получать от приходского причта свидетельства из метрических книг); исповедные росписи, один экземпляр которых доставлялся в духовную консисторию; клировые ведомости, состоявшие из трех частей – о церкви, ее причте и приходе; книги брачных обысков; приходно-расходные книги, в которые записывались сведения о деньгах, поступающих в церковь, за исключением сумм выделенных из казны (о пожертвованиях в пользу церкви и на содержание причта, стоимостью свыше ста рублей, причт и церковный староста должны были доносить епархиальному начальству) и др.
К каждой приходской церкви, имевшей особого священника, прихожане избирали из своей среды церковного старосту, для попечения об имуществе и хозяйстве храма. Староста избирался на три года, с согласия причта и утверждался епархиальным архиереем. Церковные старосты исполняли свои обязанности в соответствии с инструкцией старостам (6).
В соответствии с инструкцией благочинным приходских церквей диаконы и причетники должны были почитать своего священника и повиноваться ему, от священников требовалось не причинять обид диакону и причетникам. Священникам и диаконам запрещалось требовать от прихожан плату за исправление треб или заключать с ними договоры, они должны были довольствоваться добровольными подаяниями. Священноцерковнослужителям запрещалось ходить без приглашения в гости к прихожанам, вмешиваться в дела прихожан, ходить на их собрания, подписывать за них бумаги, особенно приговоры и увольнительные виды.
Все церковные документы вели члены причта, но в основном, ответственность за неисправности лежала на священнике.
Указами Святейшего синода священникам предписывалось содействовать распространению оспопрививания среди прихожан, побуждать их к соблюдению врачебных рекомендаций, способствовать распространению грамотности среди прихожан, стимулировать крестьян к исполнению правительственных мер касающихся разведения картофеля.
Церквам могли предъявляться иски в гражданском суде о неисполнении условий по договору подряда или аренды (7).
На основании правил «О местных средствах содержания православного приходского духовенства» церковные земли делились на усадебные, к которым относились места под церковными домами, гумнами, садами, огородами и полевые, к которым относились пашни и сенокосы (8).
В соответствии с правилами «О суммах, подлежащих записке в церковные приходно-расходные книги» в церквах, в особые кружки, производились сборы на: сооружение православных храмов в России и за рубежом; помощь бедному православному духовенству; православные церкви и школы в «Западном крае»; распространение православия среди язычников; Иерусалимскую церковь Святого Гроба Господня и многое другое (9).
При каждой сельской церкви, для размещения священноцерковнослужителей, возводились дома на усадебной земле. Постройка домов для членов причта и их капитальный ремонт являлись обязанностями прихожан. Члены причта пользовались этими домами на праве временного владения. За исправным состоянием церковных домов следил церковный староста.
Все строения, принадлежавшие церквам, были освобождены от постоя, поземельного сбора и от прочих городских повинностей, церковные дома были освобождены от полицейских повинностей (10).
19 февраля 1888 г., для сбора средств на ремонт храма, при Покровской церкви открылось церковно-приходское попечительство (11). Школы грамоты в приходе храма открыты в 1889 г. в д. Юманай и Тувалькино, в 1891 г. в д. Яндаши, в 1893 г. в д. Мыслец (12).
В 1895 г. начат капитальный ремонт храма, в этом же году в приходской д. Юманай начато строительство новой деревянной церкви (в 1899 г. строительство окончено и церковь освящена во имя святого Архистратига Михаила) (13).
В 1897 г. школа грамоты открыта в приходской д. Бреняши, в 1898 г. в приходской д. Торхан-Вазяково открыта церковно-приходская школа.
В приходе храма на 1900 г.: с. Ходары, д. Шоркасы, Пиляшкасы, Нагорная, Торхан-Вазяково, Новая, Бреняши, Яндаши, Юманай, Тувалькино, Ойбоси, Тарн-Сирма, Базарная, Чертаганы, Мыслец, всего 1267 дворов (5069 мужчин и 5102 женщины) (14).
В 1901 г. из пяти приходских деревень (Юманай, Тувалькино, Ойбоси, Тарн-Сирма, Базарная) Покровской церкви был образован самостоятельный приход церкви во имя святого Архистратига Михаила с. Юманай (15). Две школы грамоты в с. Юманай и д. Тувалькино отошли в приход церкви во имя святого Архистратига Михаила с. Юманай. В приходе Покровской церкви «осталось 2000 душ с небольшим мужского пола, что составит около 700 дворов» (16).
В 1907 г., по окончании капитального ремонта, храм был освящен (17).
С 6 декабря 1911 г. при Покровской церкви открылось общество трезвости (18).
На 1913 г. в храме было три престола, главный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в двух приделах – во имя святых апостолов Петра и Павла и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Причт состоял из двух священников (Скворцов Петр Филиппович и Максимов Иоанн Максимович), диакона (Зайцев Даниил Николаевич) и двух псаломщиков (Федотов Павел Федотович и Благоразумов Николай Михайлович). Земли было 69 десятин 1000 квадратных саженей. Прихожан в с. Ходары, д. Шоркасы, Пиляшкасы, Нагорная, Торхан-Вазяково, Новая, Бреняши, Яндаши, Чертаганы, Мыслец было 925 домов (2622 мужчины и 2668 женщин) (19).
В 1915 г. церковно-приходское попечительство при Покровской церкви закрылось и вместо него открыт приходской попечительный совет, с возложением на него обязанности помогать семьям солдат (20).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства; каждый гражданин мог исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; акты гражданского состояния должны были вестись гражданской властью – отделами записи браков и рождений; школа отделялась от церкви; все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправлявшихся установлений; никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица; все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием; здания и предметы, предназначавшиеся специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ (21).
В 1929 г. религиозная община при храме включала 75 человек, церковный совет насчитывал 19 членов, при храме состояло 4 священноцерковнослужителя (22).
Приход Покровской церкви был закрыт в 1941 г. (23)
Документы фонда № 343 «Покровская церковь с. Ходары Курмышского уезда» поступили в Центральный государственный архив Чувашской АССР в 1941 г. в количестве 2 единиц хранения за 1879–1917 гг., следующее поступление было в 1945 г.
На 06.12.2023 в фонде № 343 числилась 1 опись, 6 единиц хранения за 1785–1917 гг.
В 2023 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондовой принадлежности дел. Из старой описи была образована одна единица хранения.
По состоянию на 19.12.2023 на документы фонда № 343 составлена опись № 1 дел постоянного хранения за март 1875–1917 гг. на 3 единицы хранения.
Дела в описи № 1 систематизированы по хронологии. Опись № 1 включает летописи.
Текст документов рукописный, физическое состояние документов удовлетворительное.
К описи № 1 составлен титульный лист и предисловие.
К фонду составлена переводная таблица шифров.
Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
19.12.2023
__________________________
(1) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 343. Оп. 1. Д. 1. Л. 4-4 об.
(2) Православные храмы Чувашии / Л.Ю. Браславский. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. С. 270.
(3) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 193. Оп. 2. Д. 328. Л. 253, 255 об.-256.
(4) Там же. Ф. 343. Оп. 1. Д. 1. Л. 5-5 об.
(5) Там же. Л. 8.
(6) Устав духовных консисторий: [Утв. 9 апр. 1883 г.]. - Санкт-Петербург: Синод. тип., 1883. С. 3, 6-7, 15, 17-18, 26, 28, 31-32, 36, 38-41, 52–54.
(7) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 350, 389–391, 417, 426.
(8) Инструкция церковным старостам: (Высоч. утв. 12 июня 1890 г.). - Неофиц. изд. - Харьков: В. и А. Бирюковы, 1890. С 22.
(9) Там же. С. 43-44.
(10) Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями духовного регламента. 3. Указами святейшего Синода...: С прил. подлинного текста. 1. Инструкции благочинным белого духовенства. 2. Инструкции благочинным монастырей...: Первый полный с объясн. сборник действующих по Духовному ведомству узаконений: Настольная книга / Изд. юристов под ред. адвоката Фед. Вас. Ливанова. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1871. С. 130–136, 303.
(11) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 343. Оп. 1. Д. 1. Л. 12.
(12) Баженов Н.И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 г.). – Симбирск: Типо-литография А.Т. Токарева, 1903. – С. 337.
(13) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 343. Оп. 1. Д. 1. Л. 24, 41.
(14) Баженов Н.И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 г.). – Симбирск: Типо-литография А.Т. Токарева, 1903. – С. 337-338.
(15) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 343. Оп. 1. Д. 1. Л. 54 об.; Ф. 282. Оп. 1. Д. 37. Л. 268.
(16) Там же. Ф. 343. Оп. 1. Д. 1. Л. 54 об.-55.
(17) Там же. Д. 2. Л. 30 об.
(18) Там же. Л. 43.
(19) Там же. Ф. 282. Оп. 1. Д. 37. Л. 283–293.
(20) Там же. Ф. 343. Оп. 1. Д. 2. Л. 55.
(21) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. С. 615–617.
(22) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. Р-202. Оп. 2. Д. 713. Л. 75-76 об.
(23) Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии: Справочное издание – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995. С. 335.
Крайние даты документов
:
1875-1917