Государственный исторический архив
Чувашской Республики

449

449

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : 449
Наименование : Благочинный г. Ядрина
Полное наименование :
Благочинный Ядринского уезда Казанской губернии, г.Ядрина.
Шифр сайт : Ф.449 Благочинный г. Ядрина
Аннотация :
Указы казанской духовной консистории и переписка по ним; указы Козьмодемьянского духовного правления за 1837-1850 гг.; клировые ведомости, ведомости о церквях сс. Аликово, Болдаево, Выла, Русская Сорма, Тораево, Устье, Хочашево, Чурашево, Чувашская Сорма, Шемердяново, Шумшеваши, Шуматово, Ядрино за 1866-1871 гг.; ведомости церквей Ядринского уезда за 1909 г. (в том числе с. Юськасы); договоры о постройке и ремонте церквей; предварительные сведения о лицах, вступающих в брак.
Историческая справка :
Благочинный – административно-судебное должностное лицо православного духовенства. Должность введена в 1719 г. Духовным регламентом Петра I. Обязанности благочинных уточнялись указом Синода от 24 марта 1799 г. и состояли главным образом в надзоре за точным исполнением церковных обрядов и распоряжений духовной власти, возглавляли благочинные округа, состоящие из 20–30 церквей.
Первое распоряжение об учреждении должности благочинных содержится в «Регламенте, или Уставе духовной коллегии», изданном в форме манифеста Императором и Самодержцем Всероссийским Петром I в 1721 г. В 8 пункте главы «О епископах» 2 части «Регламента, или Устава духовной коллегии» было определено: «Смотрети же должен епископ, чего смотреть обещался с клятвою на своем поставлении, си есть о монахах, дабы не волочились безпутно, дабы лишних безлюдных церквей не строено, дабы иконам святым ложных чудес не вымышлено, також о кликушах, о телесах мертвых несвидетельствованных, и прочая всего того добре наблюдать.
Все же тое (т. е. относящееся к обязанностям епископа), чтоб удобнее пошло в дело, указал бы епископ по всем городам, чтоб протопопы или нарочно определенные к тому благочинные, аки бы духовные фискалы, тое все насматривали и ему бы епископу доносили, если бы такое нечто где проявилось, под виною извержения, кто бы утаить похотел» (1).
Об исполнении 8 пункта «Регламента, или Устава духовной коллегии» последовало распоряжение Святейшего синода от 15 марта 1727 г., но новой должности надзирателей благочиния не было учреждено ни в одной епархии (2).
Распоряжением Святейшего синода от 14 ноября 1737 г. всем епархиальным архиереям предписывалось, на точном основании 8 пункта главы «О епископах» 2 части «Регламента, или Устава духовной коллегии», определить к каждым десяти церквям благочинных, «как бы духовных фискалов», и об обязанностях их писать в выдаваемых им при назначении на должность инструкциях (3). На основании этого распоряжения во многих епархиях стали учреждаться новые должности благочинных и составляться для них инструкции (4).
Первая, общая для всех епархий, «Инструкция благочинному приходских церквей» составлена была в 1775 г. архиепископом Московским Платоном II (Левшиным). Напечатана она была по определению Святейшего синода от 24–28 августа 1775 г. и затем подтверждена к исполнению указами от 24 марта 1799 г. и 22 марта 1800 г (5). В соответствии с вышеуказанной инструкцией благочинный избирался епархиальным архиереем из наиболее достойных и добродетельных священников, для наблюдения за порядком в церкви, добросовестным исполнением священноцерковнослужителями своих обязанностей; предоставлял епархиальным архиереям отчеты о количестве проповедей сочиненных и произнесенных священниками и диаконами; сообщал в духовную консисторию о смерти кого либо из членов причта церкви и следил за соблюдением порядка избрания прихожанам новых священноцерковнослужителей; надзирал над расходованием денежных средств церковными старостами и ведением ими тетрадей прихода и расхода; дважды в год подавал рапорты о состоянии порученных его надзору церквей и поведении их клира; защищал священноцерковнослужителей от притеснений со стороны прихожан; разбирал жалобы прихожан на членов причта церкви, примирял прихожан и священноцерковнослужителей.
Благочинный должен был посещать подведомственные церкви минимум два раза в год, посетив церковь, производил осмотр и проверку в соответствии с пунктами инструкции по порядку. Без разрешения епархиального архиерея никто не мог ни сменить, ни оштрафовать благочинного. Благочинный имел право налагать на клир церкви взыскания в форме выговора наедине, публичных поклонов, публичного стояния на коленях, удержания из доходов. В случае серьезных нарушений благочинный мог запретить священникам и диаконам проведение богослужений или исполнения треб, наложить денежный штраф (не более 50 копеек). За свою службу благочинные награждались лучшим приходом, или благословением служить с набедренником или саном протопресвитера. Благочинный имел в своем распоряжении посыльного из церковнослужителей и мог привлекать диаконов для написания рапортов и другой служебной документации (6).
Первое упоминание о благочинном г. Ядрин, священнике Троицкой церкви г. Ядрин Григории Иванове относится к 21 июня 1785 г. Благочинный г. Ядрин находился в управлении архиерея, правящего Нижегородской и Алатырской епархией и непосредственно подчинялся Курмышскому духовному правлению (7).
В 1791 г. Благочинный г. Ядрин был передан в ведение Казанской духовной консистории с непосредственным подчинением Козьмодемьянскому духовному правлению (8).
На 19 марта 1792 г. благочинным г. Ядрин был священник Иван Алексеев (9).
На 30 декабря 1838 г. благочинным г. Ядрин был протоиерей Троицкой церкви г. Ядрин Алексей Николаевич Николаев (10). На 1839 г. в ведении благочинного г. Ядрин находилось 3 храма г. Ядрин (Спасо-Преображенский собор, Троицкая и Архангельская церкви) и 11 храмов в селах Ядринского уезда (Богородицкая церковь, с. Балдаево, Спасо-Преображенская церковь, с. Хочашево, Успенская церковь, с. Шуматово, Николаевская церковь, с. Устье, Троицкая церковь, с. Шумшеваши, Христорождественская церковь, с. Тораево, Знаменская церковь, с. Ядрино, Владимирская церковь, с. Малое Чурашево, Николаевская церковь, с. Выла, Успенская церковь, с. Аликово, Троицкая церковь, с. Шемердяново) (11).
С 1840 г. в Российской империи начался процесс ликвидации духовных правлений. Средства, выделявшиеся прежде на содержание правлений, стали направляться на усиление штатов консисторий. Приходское духовенство переходило в прямое подчинение духовной консистории через благочинных священников, являвшихся низшим звеном церковного управления (12).
В соответствии с «Уставом духовных консисторий», утвержденным императором Всероссийским Николаем I Павловичем 27 марта 1841 г., консистория для исполнения своих распоряжений действовала через подведомственные ей духовные правления, благочинных, настоятелей и настоятельниц монастырей. Надзору благочинного поручалось от 10 до 30 окрестных церквей с их причтами. Если благочинному поручалось более 15 церквей, расположенных на значительном пространстве, то ему мог быть придан помощник. В обязанности благочинных входило проверка поучений, проповедей и катехизических поучений, сочинявшихся самими священнослужителями; проверка состояния утвари и ризницы при каждом посещении церквей; наблюдение за наличием в церквях запасных даров, святого мира, богослужебных и поучительных книг, благоустройством и чистотой колоколен, церковных оград, надгробных памятников и др.; наблюдение за производимыми в монастырях, соборах и церквях постройками и починками, не превышающими 1500 рублей серебром; надзор над священнослужителями, нанесшими кому-либо вне церкви оскорбление словами (13).
В связи с ликвидацией в 1853 г. Козьмодемьянского духовного правления благочинный г. Ядрин перешел в непосредственное подчинение Чебоксарскому духовному правлению (14).
В 1857 г. была составлена синодальная инструкция благочинным, в значительной степени соответствующая предписаниям инструкции архиепископа Московского Платона II (Левшина) 1775 г. и «Уставу духовных консисторий» 1841 г. В круг обязанностей благочинного по синодальной инструкции входило наблюдение и надзор за:
- благоустройством церквей, содержанием в должной чистоте и порядке святых икон и церковных принадлежностей;
- приобретением для церквей необходимых богослужебных книг, а также книг, полезных для руководства священников и наставления прихожан;
- содержанием в чистоте и порядке оград церковных и кладбищ, построением новых церквей взамен ветхих или сгоревших (§§ 1–6);
- исправностью духовенства при исполнении своих обязанностей (§§ 10–14, 24), в частности – при совершении богослужения, крестных ходах, посещении прихожан с животворящим крестом в праздники Рождества Христова и в Светлую седьмицу (§§ 20–22), при крещении (§ 15), погребении умерших (§ 16), исповеди (§ 17), браках (§§ 18 и 19), а также за поведением священно и церковнослужителей, о чем и делает отметки в представляемых епархиальному начальству клировых ведомостях (§ 44);
- миролюбивым отношением между духовенством и прихожанами (§§ 25–29), ношением духовенством приличной их званию одежды (§ 38), христианским воспитанием детей (§ 37);
- вдовыми священноцерковнослужителями, безместными и заштатными (§ 30, 32);
- проповедническою деятельностью священников (§ 23), исполняя иногда обязанности цензора проповедей, совершением треб в чужом приходе в дозволенных случаях (§ 41 и 42);
- обучением детей в церковно-приходских школах (§ 48);
- церковными старостами и правильным ведением церковного хозяйства (§ 43).
Благочинный увольнял в отпуск духовенство на короткий срок и в пределах епархии (§ 31), проверял правильность ведения метрических, обыскных и приходо-расходных книг, описей церковному имуществу, братских тетрадей и состояние церковного архива (§ 40). В случае смерти кого-либо из членов причта, перемещения или отдачи под суд, благочинный делал надлежащие распоряжения, присутствовал при составлении описи имущества умершего (§§ 33–35), вводил в должность вновь назначенного (§ 36). Благочинный получал указы для объявления духовенству, отсылал в консисторию от церквей деньги и документы, составлял из некоторых приходских документов общие ведомости и доносил епархиальному архиерею о состоянии церквей и духовенства своего округа. Благочинным иногда поручалось производство следствий и надзор за прибывшими в города и села монашествующими лицами для сбора пожертвований на монастыри и сборщиками на построение церквей. Благочинный дважды в год проверял церкви и отчеты о проверке представлял епархиальному начальству (§§ 45–47).
Синодальная инструкция 1857 г. ограничивала область административных взысканий на священноцерковнослужителей, предоставленных благочинному, внушением и поклонами в церкви (15).
Указом Святейшего синода от 2 декабря 1860 г. № 6152 предписывалось закрыть Чебоксарское духовное правление, передав подведомственные ему церкви и духовенство в непосредственное подчинение Казанской духовной консистории. В соответствии с указом Казанской духовной консистории от 22 декабря 1860 г. № 9189 все свои распоряжения по церквям и духовенству, ранее находившимся в подчинении Чебоксарского духовного правления, Казанская духовная консистория должна была проводить через благочинных. Благочинным предписывалось по всем делам, с которыми они ранее обращались в Чебоксарское духовное правление, обращаться непосредственно в Казанскую духовную консисторию (16).
В связи с тем, что к 1880 г. в Казанской епархии сложилось положение, при котором церкви уездных городов составляли отдельные благочиннические округа, которые не включали количество церквей (от 10 до 30) необходимого по ст. 69 Устава духовных консисторий 1841 г. Постановлением Казанского епархиального съезда 1880 г. было принято, и утверждено архиепископом Казанским и Свияжским, расписание церквей епархии по благочинническим округам, в соответствии с которым в Ядринском уезде должно было быть 2 округа, по 17 церквей в каждом. В первый благочиннический округ вошли Преображенский собор, Троицкая, Архангельская и Кладбищенская церкви г. Ядрин и сельские церкви: Шумшеваши – Троицкая, Хочашево – Преображенская, Балдаево – Казанская, Аликово – Успенская, Шуматово – Успенская, Шемердяново – Троицкая, Тораево – Христорождественская, Ядрино – Знаменская, Чувашская Сорма – Преображенская, Русская Сорма – Троицкая, Выла – Николаевская, Чурашево – Владимирская, Чемеево – Архангельская (17). Таким образом, в 1880 г. в Казанской епархии были упразднены отдельные благочиннические округа включавшие церкви уездных городов.
Документы фонда № 449 «Благочинный г. Ядрин Ядринского уезда Казанской губернии» впервые были приняты на государственное хранение в 1945 г. и были учтены в том же году в количестве 16 единиц хранения за 1812–1868 гг. В последующем за период хранения документов благочинного в составе и объеме фонда происходили изменения, связанные с проверками наличия и состояния документов, в результате которых в опись вносились неучтенные дела.
На 26.01.2023 в фонде № 449 числится описи № 1, 2 за 1803-1804, 1807, 1809-1810, 1812, 1837–1852, 1854–1858, 1862–1871, 1896, 1909, 1915 гг. на 27 единиц хранения.
Текст документов рукописный.
Описи № 1, 2 включают: Указы Казанской духовной консистории и переписку по ним; указы Козьмодемьянского духовного правления; клировые ведомости церквей с. Аликово, Болдаево, Выла, Русская Сорма, Тораево, Устье, Хочашево, Чурашево, Чувашская Сорма, Шемердяново, Шумшеваши, Шуматово, Ядрино и др.; договоры о постройке и ремонте церквей; предварительные сведения о лицах, вступающих в брак и др.
В фонде № 449 «Благочинный г. Ядрин Ядринского уезда Казанской губернии» отложились документы благочинного первого округа Ядринского уезда за 1866–1871, 1909 гг. (Оп. 1. Д. 18, Оп. 2. Д. 8), благочинного второго округа Ядринского уезда за 1896 г. (Оп. 1. Д. 17), благочинного третьего округа Ядринского уезда за 1909, 1915 гг. (Оп. 2. Д. 7, 9).

Главный архивист М.А. Чернов
отдела НСА и ИПС
10.02.2023

________________________
(1) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. I. 1721. – Санкт-Петербург: Синодальная тип., 1869. С. 9–10 об.
(2) Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимые для каждого сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке: издание под ред. проф. А. П. Лопухина: с иллюстрациями и картами. Т. 2. Археология-Бюхнер. – Петроград: Т-во А.П. Лопухина, 1901. С. 684.
(3) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. IX. Царствование государыни императрицы Анны Иоанновны. 1735–1737 гг. – Санкт-Петербург: Синодальная тип., 1905. С. 597.
(4) Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимые для каждого сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке: издание под ред. проф. А. П. Лопухина: с иллюстрациями и картами. Т. 2. Археология-Бюхнер. – Петроград: Т-во А.П. Лопухина, 1901. С. 684.
(5) Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Царствование государя императора Павла Первого. 6 ноября 1796 – 11 марта 1801 гг. – Петроград: Тип. М.П. Фроловой, 1915. С. 544–549.
(6) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 579. Оп. 1. Д. 26. Л. 62–75.
(7) Там же. Ф. 301. Оп. 1. Д. 1. Л. 11, 11 об.; Там же. Д. 2. Л. 17.
(8) Там же. Ф. 225. Оп. 2. Д. 16. Л. 20, 20 об.; Там же. Ф. 301. Оп. 1. Д. 2. Л. 43.
(9) Там же. Ф. 225. Оп. 2. Д. 16. Л. 43.
(10) Там же. Ф. 449. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.
(11) Там же. Л. 40, 41, 41 об.
(12) Евдокимова А.Н. Духовная консистория, правление и благочинные священники в структуре управления русской православной церкви на территории чувашского края в XIX веке / А.Н. Евдокимова // Вестник Чувашского университета. – 2015. – № 2. – С. 34, 35.
(13) Устав духовных консисторий: Утв. 27 марта 1841 г. – Санкт-Петербург: Синод. тип., 1841. С. 5–83.
(14) Евдокимова А.Н. Духовная консистория, правление и благочинные священники в структуре управления русской православной церкви на территории чувашского края в XIX веке / А.Н. Евдокимова // Вестник Чувашского университета. – 2015. – № 2. – С. 34, 35.
(15) Права и обязанности благочинного приходских церквей. По действующим церковногражданским законоположениям, руководственным указам Св. Синода и распоряжениям епархиального начальства. – М.: Университетская тип. Страстной бульвар, 1900. С. 1–18.
(16) БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии. Ф. 225. Оп. 1. Д. 301. Л. 32–33.
(17) Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии – Казань: Университетская типография. 1880. – С. 625–640.

Крайние даты документов : 1803-1915