455
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
455
Наименование
:
Богородицерождественская церковь, с. Раскильдино
Полное наименование
:
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Раскильдино Курмышского уезда Симбирской губернии, с. Раскильдино (Богородицерождественская церковь, с. Раскильдино Курмышского уезда). 1902-1918 гг.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Раскильдино Курмышского уезда Симбирской губернии, с. Раскильдино (Богородицерождественская церковь, с. Раскильдино Курмышского уезда). 1902-1918 гг.
Шифр сайт
:
Ф.455 Богородицерождественская церковь, с. Раскильдино
Аннотация
:
Летопись Богородицерождественской церкви с. Раскильдино за 1902-1918 гг.
Летопись Богородицерождественской церкви с. Раскильдино за 1902-1918 гг.
Историческая справка
:
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Раскильдино Курмышского уезда Симбирской губернии (Богородицерождественская церковь с. Раскильдино) построена прихожанами в 1778 г. (1) Церковь деревянная, обнесена деревянной оградой. Престолов в ней два: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в приделах во имя Св. Николая Чудотворца.
В штат священноцерковнослужителей Богородицерождественской церкви с. Раскильдино на 1786 г., согласно сведениям из метрических книг, входили: иерей Иван Васильев (с 1790 г. – Кузма Петров), диакон Савва Филиппов (с 1794 г. – Иоанн Максимов), дьячок Степан Иванов, пономарь Данила Иванов (2). В 1810 г. причт состоял из священника Иоанна Максимова, диакона Михаила Алексеева, дьячка Василия Степанова (с 1816 г. – Федор Иванов), пономаря Данилы Иванова (с 1816 г. – Андрей Данилов) (3). В 1834 г. в причте числились: священник Михаил Теплов, диакон Федор Иванов, дьячок Василий Васильев, пономарь Андрей Данилов (4); в 1847 г. – священник Александр Попов, диакон Федор Иванов, дьячок Семион Элпидин (с 1844 г.), пономарь Андрей Данилов (5); в 1856 г. – священник Александр Попов, диакон Петр Богоявленский, дьячок Семион Элпидин, пономарь Константин Яблонский (с 1853 г.) (6).
По данным из метрических книг за 1864–1880 гг. в штат причты входили: священник Михаил Вознесенский (с июня 1866 г. – Алексей Добролюбский, с августа 1874 г. – Николай Русановский, с октября 1877 г. – Ксенофонт Недежев, с сентября 1879 г. – Иоанн Алмазов), диакон Петр Богоявленский (с 1867 по 1869 гг. – Евгений Пластов, с 1872 г. – Евграф Целерицкий), дьячок Семен Элпидин (с 1866 по 1871 гг. – Михаил Немков), пономарь Константин Яблонский (7).
Согласно данным из метрических книг за 1881–1893 гг. в Богородицерождественской церкви с. Раскильдино значились: священник Василий Травин, исправляющий должность псаломщика диакон Стефан Богоявленский, пономарь Константин Яблонский (с 1882 г. вместо пономаря – исправляющий должность псаломщика диакон Филипп Яблонский) (8). В 1885 г. в штат входили: священник Василий Травин, диакон Филипп Яблонский (с 1891 г. – Алексей Александровский), псаломщик диакон Стефан Богоявленский (9).
В 1894–1899 гг. в штате Богородицерождественской церкви с. Раскильдино числились: священник Михаил Самсонов, диакон Алексей Александровский (до 1895 г.), псаломщик Владимир Разумов (10).
На 1900 г. причт состоял из священника, диакона и псаломщика. Дома у них были собственные, построенные на церковной земле. Жалованье причт получал от казны: священник по 300 рублей, диакон 150 рублей и псаломщик 100 рублей в год. На 1900 г. церковной земли было 3 десятины усадебной и 33 десятин пахотной (11).
Количество прихожан Богородицерождественской церкви с. Раскильдино на 1900 г. было в 436 дворах, 1743 мужчин и 1745 женщин: в с. Раскильдино – 40 дворов, 158 мужчин и 171 женщин, в д. Охверкино – 82 двора, 330 мужчин и 311 женщин, в д. Большие Токташи – 119 дворов, 474 мужчины и 468 женщин, в д. Шундряши – 50 дворов, 201 мужчин и 223 женщины, в д. Тури-Выла – 84 двора, 338 мужчин и 336 женщин, в д. Атмалкасы (Выла) – 61 двор, 242 мужчины и 236 женщин (12).
Церковно-приходское попечительство Богородицерождественской церкви с. Раскильдино существовало с 1894 г. На 1900 г. в приходе были три школы: земская школа в с. Раскильдино (открыта в 1869 г.), школа грамоты в д. Большие Токташи (открыта в 1894 г., помещалась в наемной квартире) и школа грамоты в д. Тури-Выла (открыта в 1895 г., помещалась в здании, принадлежащем частному лицу) (13). В 1905 г. открыта женская церковно-приходская школа (14).
В 1902 г. построен новый каменный храм на средства прихожан. В 1905 г. церковь обнесена каменной оградой с железной решеткой. Не позднее 1909 г. при церкви была построена каменная часовня.
По данным 1902 г. в штате причты значится: священник Михаил Самсонович Самсонов, диакон Владимир Иванович Швецов и псаломщик Владимир Флегонтович Разумов (15). В 1904 г. диакон В.И. Швецов был переведен в другую церковь в с. Пандиково Курмышского уезда в качестве священника (16). В 1905 г. псаломщиком стал Михаил Григорьев вместо В.Ф. Разумова (17). В 1906 г. был принят диакон Мирон Журавлев (18). В 1910 г. произошли следующие изменения в причте: псаломщиком назначен Прокопий Иванович Иванов (он же Воробьев) и священником Феодор Иванович Иванов (19). В 1915 г. псаломщик П.И. Иванов перевелся в другую церковь в с. Чепкасы Буинского уезда в том же звании (20). В 1918 г. священник Ф.И. Иванов переведен в с. Туруново Буинского уезда, вместо него священником назначен П.И. Иванов. На должность псаломщика временно был принят Сергей Димитриев (21).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства, все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями от государства, никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица, все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием (22).
Приход Богородицерождественской церкви с. Раскильдино был закрыт постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 8 октября 1941 г. В 1945 г. церковь была возвращена верующим, возобновились богослужения (23).
Документы фонда № 455 «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Раскильдино Курмышского уезда Симбирской губернии (Богородицерождественская церковь с. Раскильдино Курмышского уезда)» были приняты на государственное хранение в 1945 г. в количестве 9 единиц хранения за 1784–1918 гг. Согласно акту об обнаружении документов, не относящихся к фонду № 455 «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Раскильдино Курмышского уезда Симбирской губернии», от 19.12.2014 № 1 одна единица хранения № 8 описи № 1 фонда № 455 была передана в фонд № 329, Оп. 1, Д. № 8.
На 17.07.2023 в фонде № 455 числилась 1 опись 8 единиц хранения за 1784–1863, 1902–1918 гг.
В июле 2023 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондирования дел.
Семь метрических книг Богородицерождественской церкви с. Раскильдино о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1784–1863 гг. (приходские экземпляры) были переданы в фонд № 557 «Коллекция метрических книг».
По состоянию на 28.07.2023 на документы фонда № 455 составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1902–1918 гг. на 2 единицы хранения.
Опись № 1 включает церковную летопись. Текст документа рукописный, физическое состояние – удовлетворительное.
К описи № 1 составлен титульный лист, предисловие, переводная таблица.
К фонду составлена историческая справка.
Главный архивист отдела НСА и ИПС Ю.С. Трофимова
28.07.2023
_____________________
(1) Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии: Справочное издание. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995. – С. 249.
(2) ГИА ЧР. Ф. 557. Оп. 5. Д. 66а. Л. 220об, 227, 237.
(3) Там же. Д. 66а. Л. 56, 113.
(4) Там же. Д. 66в. Л. 140об.
(5) Там же. Д. 66е. Л. 46об.
(6) Там же. Д. 66ж. Л. 60об-61.
(7) Там же. Д. 67. Л. 46об, 91об, 115об, 160об-161, 274, 295об-296.
(8) Там же. Д. 68. Л. 22 об., 42об-43.
(9) Там же. Д. 68. Л. 117об-118, 264об-265.
(10) Там же. Д. 69. Л. 27об-28.
(11) Баженов Н.И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 г.). – Симбирск: Типо-литография А.Т. Токарева, 1903. – С. 333.
(12) Там же. С. 333-334.
(13) Там же. С. 334.
(14) ГИА ЧР. Ф. 455. Оп. 1. Д. 1. Л. 8.
(15) Там же. Л. 2.
(16) Там же. Л. 6об.
(17) Там же. Л. 8.
(18) Там же. Л. 9.
(19) Там же. Л. 17об.
(20) Там же. Л. 33об.
(21) Там же. Л. 37.
(22) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. – С. 615–617.
(23) ГИА ЧР. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 14. Л. 2.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Раскильдино Курмышского уезда Симбирской губернии (Богородицерождественская церковь с. Раскильдино) построена прихожанами в 1778 г. (1) Церковь деревянная, обнесена деревянной оградой. Престолов в ней два: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в приделах во имя Св. Николая Чудотворца.
В штат священноцерковнослужителей Богородицерождественской церкви с. Раскильдино на 1786 г., согласно сведениям из метрических книг, входили: иерей Иван Васильев (с 1790 г. – Кузма Петров), диакон Савва Филиппов (с 1794 г. – Иоанн Максимов), дьячок Степан Иванов, пономарь Данила Иванов (2). В 1810 г. причт состоял из священника Иоанна Максимова, диакона Михаила Алексеева, дьячка Василия Степанова (с 1816 г. – Федор Иванов), пономаря Данилы Иванова (с 1816 г. – Андрей Данилов) (3). В 1834 г. в причте числились: священник Михаил Теплов, диакон Федор Иванов, дьячок Василий Васильев, пономарь Андрей Данилов (4); в 1847 г. – священник Александр Попов, диакон Федор Иванов, дьячок Семион Элпидин (с 1844 г.), пономарь Андрей Данилов (5); в 1856 г. – священник Александр Попов, диакон Петр Богоявленский, дьячок Семион Элпидин, пономарь Константин Яблонский (с 1853 г.) (6).
По данным из метрических книг за 1864–1880 гг. в штат причты входили: священник Михаил Вознесенский (с июня 1866 г. – Алексей Добролюбский, с августа 1874 г. – Николай Русановский, с октября 1877 г. – Ксенофонт Недежев, с сентября 1879 г. – Иоанн Алмазов), диакон Петр Богоявленский (с 1867 по 1869 гг. – Евгений Пластов, с 1872 г. – Евграф Целерицкий), дьячок Семен Элпидин (с 1866 по 1871 гг. – Михаил Немков), пономарь Константин Яблонский (7).
Согласно данным из метрических книг за 1881–1893 гг. в Богородицерождественской церкви с. Раскильдино значились: священник Василий Травин, исправляющий должность псаломщика диакон Стефан Богоявленский, пономарь Константин Яблонский (с 1882 г. вместо пономаря – исправляющий должность псаломщика диакон Филипп Яблонский) (8). В 1885 г. в штат входили: священник Василий Травин, диакон Филипп Яблонский (с 1891 г. – Алексей Александровский), псаломщик диакон Стефан Богоявленский (9).
В 1894–1899 гг. в штате Богородицерождественской церкви с. Раскильдино числились: священник Михаил Самсонов, диакон Алексей Александровский (до 1895 г.), псаломщик Владимир Разумов (10).
На 1900 г. причт состоял из священника, диакона и псаломщика. Дома у них были собственные, построенные на церковной земле. Жалованье причт получал от казны: священник по 300 рублей, диакон 150 рублей и псаломщик 100 рублей в год. На 1900 г. церковной земли было 3 десятины усадебной и 33 десятин пахотной (11).
Количество прихожан Богородицерождественской церкви с. Раскильдино на 1900 г. было в 436 дворах, 1743 мужчин и 1745 женщин: в с. Раскильдино – 40 дворов, 158 мужчин и 171 женщин, в д. Охверкино – 82 двора, 330 мужчин и 311 женщин, в д. Большие Токташи – 119 дворов, 474 мужчины и 468 женщин, в д. Шундряши – 50 дворов, 201 мужчин и 223 женщины, в д. Тури-Выла – 84 двора, 338 мужчин и 336 женщин, в д. Атмалкасы (Выла) – 61 двор, 242 мужчины и 236 женщин (12).
Церковно-приходское попечительство Богородицерождественской церкви с. Раскильдино существовало с 1894 г. На 1900 г. в приходе были три школы: земская школа в с. Раскильдино (открыта в 1869 г.), школа грамоты в д. Большие Токташи (открыта в 1894 г., помещалась в наемной квартире) и школа грамоты в д. Тури-Выла (открыта в 1895 г., помещалась в здании, принадлежащем частному лицу) (13). В 1905 г. открыта женская церковно-приходская школа (14).
В 1902 г. построен новый каменный храм на средства прихожан. В 1905 г. церковь обнесена каменной оградой с железной решеткой. Не позднее 1909 г. при церкви была построена каменная часовня.
По данным 1902 г. в штате причты значится: священник Михаил Самсонович Самсонов, диакон Владимир Иванович Швецов и псаломщик Владимир Флегонтович Разумов (15). В 1904 г. диакон В.И. Швецов был переведен в другую церковь в с. Пандиково Курмышского уезда в качестве священника (16). В 1905 г. псаломщиком стал Михаил Григорьев вместо В.Ф. Разумова (17). В 1906 г. был принят диакон Мирон Журавлев (18). В 1910 г. произошли следующие изменения в причте: псаломщиком назначен Прокопий Иванович Иванов (он же Воробьев) и священником Феодор Иванович Иванов (19). В 1915 г. псаломщик П.И. Иванов перевелся в другую церковь в с. Чепкасы Буинского уезда в том же звании (20). В 1918 г. священник Ф.И. Иванов переведен в с. Туруново Буинского уезда, вместо него священником назначен П.И. Иванов. На должность псаломщика временно был принят Сергей Димитриев (21).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства, все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями от государства, никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица, все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием (22).
Приход Богородицерождественской церкви с. Раскильдино был закрыт постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 8 октября 1941 г. В 1945 г. церковь была возвращена верующим, возобновились богослужения (23).
Документы фонда № 455 «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Раскильдино Курмышского уезда Симбирской губернии (Богородицерождественская церковь с. Раскильдино Курмышского уезда)» были приняты на государственное хранение в 1945 г. в количестве 9 единиц хранения за 1784–1918 гг. Согласно акту об обнаружении документов, не относящихся к фонду № 455 «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Раскильдино Курмышского уезда Симбирской губернии», от 19.12.2014 № 1 одна единица хранения № 8 описи № 1 фонда № 455 была передана в фонд № 329, Оп. 1, Д. № 8.
На 17.07.2023 в фонде № 455 числилась 1 опись 8 единиц хранения за 1784–1863, 1902–1918 гг.
В июле 2023 г. была проведена переработка описи № 1 дел постоянного хранения, так как она не отвечала требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондирования дел.
Семь метрических книг Богородицерождественской церкви с. Раскильдино о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1784–1863 гг. (приходские экземпляры) были переданы в фонд № 557 «Коллекция метрических книг».
По состоянию на 28.07.2023 на документы фонда № 455 составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1902–1918 гг. на 2 единицы хранения.
Опись № 1 включает церковную летопись. Текст документа рукописный, физическое состояние – удовлетворительное.
К описи № 1 составлен титульный лист, предисловие, переводная таблица.
К фонду составлена историческая справка.
Главный архивист отдела НСА и ИПС Ю.С. Трофимова
28.07.2023
_____________________
(1) Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии: Справочное издание. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995. – С. 249.
(2) ГИА ЧР. Ф. 557. Оп. 5. Д. 66а. Л. 220об, 227, 237.
(3) Там же. Д. 66а. Л. 56, 113.
(4) Там же. Д. 66в. Л. 140об.
(5) Там же. Д. 66е. Л. 46об.
(6) Там же. Д. 66ж. Л. 60об-61.
(7) Там же. Д. 67. Л. 46об, 91об, 115об, 160об-161, 274, 295об-296.
(8) Там же. Д. 68. Л. 22 об., 42об-43.
(9) Там же. Д. 68. Л. 117об-118, 264об-265.
(10) Там же. Д. 69. Л. 27об-28.
(11) Баженов Н.И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 г.). – Симбирск: Типо-литография А.Т. Токарева, 1903. – С. 333.
(12) Там же. С. 333-334.
(13) Там же. С. 334.
(14) ГИА ЧР. Ф. 455. Оп. 1. Д. 1. Л. 8.
(15) Там же. Л. 2.
(16) Там же. Л. 6об.
(17) Там же. Л. 8.
(18) Там же. Л. 9.
(19) Там же. Л. 17об.
(20) Там же. Л. 33об.
(21) Там же. Л. 37.
(22) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. – С. 615–617.
(23) ГИА ЧР. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 14. Л. 2.
Крайние даты документов
:
1902-1918