457
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
457
Наименование
:
Богородицерождественская церковь с. Хоршеваши Курмышского уезда
Полное наименование
:
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Хоршеваши Курмышского уезда Симбирской губернии. июнь 1814-июнь 1819 гг.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Хоршеваши Курмышского уезда Симбирской губернии. июнь 1814-июнь 1819 гг.
Шифр сайт
:
Ф.457 Богородицерождественская церковь с. Хоршеваши Курмышского уезда
Аннотация
:
Книга брачных обысков. Старая инвентарная опись.
Книга брачных обысков. Старая инвентарная опись.
Историческая справка
:
Точную дату строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Хоршеваши Курмышского уезда Симбирской губернии (далее – Богородицерождественская церковь с. Хоршеваши) установить не удалось. В документах фонда № 457 Богородицерождественской церкви с. Хоршеваши необходимые сведения отсутствуют. Фонд Хоршевашского волостного правления, где могли отложиться приговоры волостных и сельских сходов о постройке здания Богородицерождественской церкви, на хранение в Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Государственный исторический архив Чувашской Республики» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики не поступал.
Исходя из того, что метрические книги Богородицерождественской церкви с. Хоршеваши сохранились с 1781 г., можно предположить, что она построена не позднее 1781 г. В штат священноцерковнослужителей Богородицерождественской церкви с. Хоршеваши на 1781 г., согласно сведениям из метрических книг, входили: иерей Григорий Иванов, диакон Афанасий Васильев, дьячок Иван Михайлов, пономарь Василий Николаев (1). По данным из книги брачных обысков Богородицерождественской церкви с. Хоршеваши в 1814–1819 гг. причт состоял из священника Василия Ивановича Щеглова, диакона Петра Иванова, дьячка Василия Николаева, пономаря Ефимы Козмина (2). Согласно сведениям из метрических книг Богородицерождественской церкви с. Хоршеваши за 1821–1846 гг. в штат причты входили: священник В.И. Щеглов, диакон Петр Иванов (с 1826 г. – Николай Семенов, с 1829 г. – Ефим Козмин), дьячок Василий Николаев (до 1828 г., с 1838 г. – Алексей Доброхотов), пономарь Ефим Козмин (с 1829 г. – Яков Дмитриев) (3).
В 1857–1881 гг. в причте числились: священник Петр Русаковский (с 1878 г. – священник Михаил Данилов (4)), диакон Василий Щербатов (с 1858 г. – Филипп Яблонский), дьячок Стефан Анненков (с 1860 г. – Иван Иванов), пономарь Яков Колосов (с 1859 г. – Феодор Григоровский) (5).
Из официально опубликованных источников следует, что Богородицерождественская церковь с. Хоршеваши построена в 1869 г. на средства прихожан (6). Церковь деревянная. Престолов в ней два: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в приделах во имя Св. Николая Чудотворца.
В 1882 г. в штат Богородицерождественской церкви с. Хоршеваши входили: священник Василий Дмитриев (с 1890 г. – священник Арсений Травин) и и.д. псаломщика Константин Яблонский (7). С 1886 г. числилась еще одна штатная единица диакон Александр Добросмыслов (с 1890 по 1891 гг. – Иоанн Орлов, с 1894 г. – Петр Диаконов) (8).
В 1895 г. в штате причты числились священник Дмитрий Репьев, диакон Михаил [Немков], псаломщик Константин Яблонский (9).
Церковно-приходская школа в с. Хоршеваши существовала с 1886 г. На 1900 г. были четыре церковные школы грамоты: в д. Старые Атаи, д. Тиханкино, д. Санкино и д. Хозанкино, открытые в 1897 г. (первые три помещались в общественных зданиях, а последняя – в здании, принадлежащем частному лицу) (10).
На 1900 г. причт состоял из священника (Евгений Перов), диакона (Иоанн Крылов) и псаломщика (Константин Яблонский). Дома у священника и псаломщика были собственные, построенные на церковной земле; диакон жил в квартире. Жалованье причт получал от казны: священник по 300 рублей, диакон 150 рублей и псаломщик 100 рублей в год. На 1900 г. церковной земли было 3 десятины усадебной и 33 десятины пахотной (11).
Количество прихожан Богородицерождественской церкви с. Хоршеваши на 1900 г. было в 568 дворах, 1694 мужчины и 1713 женщин: в с. Хоршеваши – 55 дворов, 156 мужчин и 180 женщин, в д. Старые Атаи – 117 дворов, 359 мужчин и 340 женщин, в д. Тиханкино – 86 дворов, 280 мужчин и 283 женщины, в д. Ягункино – 58 дворов, 189 мужчин и 170 женщин, в д. Хозанкино – 62 двора, 174 мужчины и 174 женщины, в д. Санкино – 103 двора, 291 мужчин и 320 женщин, в д. Новая – 51 двор, 144 мужчины и 139 женщин, в д. Лотрабагишево (Сурная, Ярандайкино) – 36 дворов, 101 мужчин и 107 женщин (12).
В 1905–1914 гг. причт состоял из священника Евгения Перова (с 1908 г. – Василий Благовещенский), диакона Георгия Андреева (с 1910 г. – Семен Павлов) и исправляющего должность псаломщика Андрея Яблонского (13).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства, все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями от государства, никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица, все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием (14).
Приход Богородицерождественской церкви с. Хоршеваши был закрыт постановлением Президиума ЦИК Чувашской АССР от 21 июня 1933 г. (15) Здание было переоборудовано под школу. Не сохранилось.
Документы фонда № 457 «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Хоршеваши Курмышского уезда Симбирской губернии (Богородицерождественская церковь с. Хоршеваши Курмышского уезда)» были приняты на государственное хранение в 1945 г. в количестве 4 единиц хранения за 1781–1863 гг. В 1956 г. поступила еще 1 единица хранения за 1814–1819 гг.
На 02.10.2023 в фонде № 457 числились 2 описи 5 единиц хранения за 1781–1846, 1857–1863 гг.
В октябре 2023 г. была проведена переработка описей № 1, 2 дел постоянного хранения, так как они не отвечали требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондирования дел.
Четыре метрические книги Богородицерождественской церкви с. Хоршеваши о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1781–1846, 1857–1863 гг. (приходские экземпляры) были переданы в фонд № 557 «Коллекция метрических книг».
По состоянию на 16.10.2023 на документы фонда № 457 составлена опись № 1 дел постоянного хранения за июнь 1814–июнь 1819 гг. на 2 единицы хранения.
Опись № 1 включает книгу брачных обысков. Текст документа рукописный, физическое состояние – удовлетворительное.
К описи № 1 составлен титульный лист, предисловие.
К фонду составлена историческая справка.
Главный архивист отдела НСА и ИПС Ю.С. Константинова
16.10.2023
______________________
(1) ГИА ЧР. Ф. 557. Оп. 5. Д. 108а. Л. 1об-2.
(2) Там же. Ф. 457. Оп. 1. Д. 1. Л. 40.
(3) Там же. Ф. 557. Оп. 5. Д. 108б. Л. 50, 97об-98; Д. 108в. Л. 31об.
(4) Там же. Д. 109. Л. 73.
(5) Там же. Д. 108г. Л. 40, 56, 71, 89.
(6) Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии: Справочное издание. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995. – С. 271.
(7) ГИА ЧР. Ф. 557. Оп. 5. Д. 110. Л. 35.
(8) Там же. Д. 110. Л. 118об-119, 226. 328.
(9) Там же. Д. 111. Л. 32об-33.
(10) Баженов Н.И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 г.). – Симбирск: Типо-литография А.Т. Токарева, 1903. – С. 338.
(11) Там же. С. 338.
(12) Там же. С. 338.
(13) ГИА ЧР. Ф. 557. Оп. 5. Д. 112. Л. 64, 151, 232.
(14) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. – С. 615–617.
(15) ГИА ЧР. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 14. Л. 13.
Точную дату строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Хоршеваши Курмышского уезда Симбирской губернии (далее – Богородицерождественская церковь с. Хоршеваши) установить не удалось. В документах фонда № 457 Богородицерождественской церкви с. Хоршеваши необходимые сведения отсутствуют. Фонд Хоршевашского волостного правления, где могли отложиться приговоры волостных и сельских сходов о постройке здания Богородицерождественской церкви, на хранение в Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Государственный исторический архив Чувашской Республики» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики не поступал.
Исходя из того, что метрические книги Богородицерождественской церкви с. Хоршеваши сохранились с 1781 г., можно предположить, что она построена не позднее 1781 г. В штат священноцерковнослужителей Богородицерождественской церкви с. Хоршеваши на 1781 г., согласно сведениям из метрических книг, входили: иерей Григорий Иванов, диакон Афанасий Васильев, дьячок Иван Михайлов, пономарь Василий Николаев (1). По данным из книги брачных обысков Богородицерождественской церкви с. Хоршеваши в 1814–1819 гг. причт состоял из священника Василия Ивановича Щеглова, диакона Петра Иванова, дьячка Василия Николаева, пономаря Ефимы Козмина (2). Согласно сведениям из метрических книг Богородицерождественской церкви с. Хоршеваши за 1821–1846 гг. в штат причты входили: священник В.И. Щеглов, диакон Петр Иванов (с 1826 г. – Николай Семенов, с 1829 г. – Ефим Козмин), дьячок Василий Николаев (до 1828 г., с 1838 г. – Алексей Доброхотов), пономарь Ефим Козмин (с 1829 г. – Яков Дмитриев) (3).
В 1857–1881 гг. в причте числились: священник Петр Русаковский (с 1878 г. – священник Михаил Данилов (4)), диакон Василий Щербатов (с 1858 г. – Филипп Яблонский), дьячок Стефан Анненков (с 1860 г. – Иван Иванов), пономарь Яков Колосов (с 1859 г. – Феодор Григоровский) (5).
Из официально опубликованных источников следует, что Богородицерождественская церковь с. Хоршеваши построена в 1869 г. на средства прихожан (6). Церковь деревянная. Престолов в ней два: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в приделах во имя Св. Николая Чудотворца.
В 1882 г. в штат Богородицерождественской церкви с. Хоршеваши входили: священник Василий Дмитриев (с 1890 г. – священник Арсений Травин) и и.д. псаломщика Константин Яблонский (7). С 1886 г. числилась еще одна штатная единица диакон Александр Добросмыслов (с 1890 по 1891 гг. – Иоанн Орлов, с 1894 г. – Петр Диаконов) (8).
В 1895 г. в штате причты числились священник Дмитрий Репьев, диакон Михаил [Немков], псаломщик Константин Яблонский (9).
Церковно-приходская школа в с. Хоршеваши существовала с 1886 г. На 1900 г. были четыре церковные школы грамоты: в д. Старые Атаи, д. Тиханкино, д. Санкино и д. Хозанкино, открытые в 1897 г. (первые три помещались в общественных зданиях, а последняя – в здании, принадлежащем частному лицу) (10).
На 1900 г. причт состоял из священника (Евгений Перов), диакона (Иоанн Крылов) и псаломщика (Константин Яблонский). Дома у священника и псаломщика были собственные, построенные на церковной земле; диакон жил в квартире. Жалованье причт получал от казны: священник по 300 рублей, диакон 150 рублей и псаломщик 100 рублей в год. На 1900 г. церковной земли было 3 десятины усадебной и 33 десятины пахотной (11).
Количество прихожан Богородицерождественской церкви с. Хоршеваши на 1900 г. было в 568 дворах, 1694 мужчины и 1713 женщин: в с. Хоршеваши – 55 дворов, 156 мужчин и 180 женщин, в д. Старые Атаи – 117 дворов, 359 мужчин и 340 женщин, в д. Тиханкино – 86 дворов, 280 мужчин и 283 женщины, в д. Ягункино – 58 дворов, 189 мужчин и 170 женщин, в д. Хозанкино – 62 двора, 174 мужчины и 174 женщины, в д. Санкино – 103 двора, 291 мужчин и 320 женщин, в д. Новая – 51 двор, 144 мужчины и 139 женщин, в д. Лотрабагишево (Сурная, Ярандайкино) – 36 дворов, 101 мужчин и 107 женщин (12).
В 1905–1914 гг. причт состоял из священника Евгения Перова (с 1908 г. – Василий Благовещенский), диакона Георгия Андреева (с 1910 г. – Семен Павлов) и исправляющего должность псаломщика Андрея Яблонского (13).
23 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства, все церковные и религиозные общества должны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами и субсидиями от государства, никакие церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью и не имели прав юридического лица, все имущества существовавших в России церковных и религиозных обществ являлись народным достоянием (14).
Приход Богородицерождественской церкви с. Хоршеваши был закрыт постановлением Президиума ЦИК Чувашской АССР от 21 июня 1933 г. (15) Здание было переоборудовано под школу. Не сохранилось.
Документы фонда № 457 «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Хоршеваши Курмышского уезда Симбирской губернии (Богородицерождественская церковь с. Хоршеваши Курмышского уезда)» были приняты на государственное хранение в 1945 г. в количестве 4 единиц хранения за 1781–1863 гг. В 1956 г. поступила еще 1 единица хранения за 1814–1819 гг.
На 02.10.2023 в фонде № 457 числились 2 описи 5 единиц хранения за 1781–1846, 1857–1863 гг.
В октябре 2023 г. была проведена переработка описей № 1, 2 дел постоянного хранения, так как они не отвечали требованиям учета, поиска и необходимого качества описания дел и документов. В ходе переработки были уточнены заголовки дел и даты документов, уточнена схема систематизации дел в описи, проведено уточнение фондирования дел.
Четыре метрические книги Богородицерождественской церкви с. Хоршеваши о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1781–1846, 1857–1863 гг. (приходские экземпляры) были переданы в фонд № 557 «Коллекция метрических книг».
По состоянию на 16.10.2023 на документы фонда № 457 составлена опись № 1 дел постоянного хранения за июнь 1814–июнь 1819 гг. на 2 единицы хранения.
Опись № 1 включает книгу брачных обысков. Текст документа рукописный, физическое состояние – удовлетворительное.
К описи № 1 составлен титульный лист, предисловие.
К фонду составлена историческая справка.
Главный архивист отдела НСА и ИПС Ю.С. Константинова
16.10.2023
______________________
(1) ГИА ЧР. Ф. 557. Оп. 5. Д. 108а. Л. 1об-2.
(2) Там же. Ф. 457. Оп. 1. Д. 1. Л. 40.
(3) Там же. Ф. 557. Оп. 5. Д. 108б. Л. 50, 97об-98; Д. 108в. Л. 31об.
(4) Там же. Д. 109. Л. 73.
(5) Там же. Д. 108г. Л. 40, 56, 71, 89.
(6) Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии: Справочное издание. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995. – С. 271.
(7) ГИА ЧР. Ф. 557. Оп. 5. Д. 110. Л. 35.
(8) Там же. Д. 110. Л. 118об-119, 226. 328.
(9) Там же. Д. 111. Л. 32об-33.
(10) Баженов Н.И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 г.). – Симбирск: Типо-литография А.Т. Токарева, 1903. – С. 338.
(11) Там же. С. 338.
(12) Там же. С. 338.
(13) ГИА ЧР. Ф. 557. Оп. 5. Д. 112. Л. 64, 151, 232.
(14) Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. – М.: Издательство НКЮ РСФСР, 1926. – С. 615–617.
(15) ГИА ЧР. Ф. Р-1857. Оп. 1. Д. 14. Л. 13.
Крайние даты документов
:
июнь 1814 - июнь 1819