562
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
562
Наименование
:
Муратовское волостное правление
Полное наименование
:
Муратовское волостное правление Буинского уезда Симбирской губернии, д.Мураты. 1861-1917 гг.
Муратовское волостное правление Буинского уезда Симбирской губернии, д.Мураты. 1861-1917 гг.
Шифр сайт
:
Ф.562 Муратовское волостное правление
Аннотация
:
Посемейные списки.
Посемейные списки.
Историческая справка
:
7 августа 1797 г. Павлом I был утвержден доклад Экспедиции государственного хозяйства "О разделении казенных селений на волости и о порядке их управления", в соответствии с которым было проведено новое волостное деление. Размер волости не должен был превышать трех тысяч ревизских душ. Для управления волостью, населенной государственными крестьянами, учреждалось волостное правление в составе волостного головы, старосты (выборного от того селения, где размещалось правление) и писаря. Волостной голова и писарь выбирались через каждые два года населением всех сел и деревень волости. В каждом селе или деревне полагалось быть выборному человеку (старшине или под другим названием), а при каждых десяти дворах - десятскому; сельские и деревенские старшины или надзиратели избирались ежегодно, десятские менялись ежемесячно поочередно. Волостные правления и сельские, деревенские выборные должны были: обнародовать узаконения; "вразумлять и поучать тому, что до добронравия и пользы поселян относится"; следить за выполнением жителями религиозных обрядов; "предостерегать о благочинии гражданском, о предосторожностях от прилипчивых болезней, скотского падежа и огня, о починке мостов и дорог, о отправлении по указным нарядам работников и подвод, о употреблении указных мер и весов, о нетерпении злочиния, подозрительных людей и карчемства"; волостной голова должен был все подати и сборы собирать с волости своевременно и сдавать казначеям; ежегодно отчитываться перед населением о собранных деньгах на разные нужды; чинить расправу по маловажным ссорам и искам; опекать вдов и сирот; надзирать за деятельностью сельских и деревенских выборных и должностных лиц. Волостные и сельские должностные лица должны были заботиться об улучшении сельского хозяйства, скотоводства, огородничества и садоводства; проводить противопожарные мероприятия, заводить богадельни и запасные хлебные магазины, распространять ремесла, давать разрешения на отлучки из волости. Волостные правления подчинялись земскому исправнику (ПСЗ, т.XXIV, N 18082).
По данным V ревизии (1795 г.) государственные крестьяне в Чувашии составляли наиболее многочисленную категорию сельского населения (см. таблицу №1) (Димитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма. Чебоксары, 1986. С.403.). Такое соотношение сохранилось до середина XIX в. (см. таблицу №2) (История Чувашской АССР. Т.1. Чебоксары, 1966.С.118.).
Таблица № 1
Социальный и национальный состав сельского податного
населения Чувашии (в границах современной республики)
по V ревизии (1795 г.)
Уезд и категории крестьян Националь- Число Число крестьян Людность
ность дворов семей
мужч. женщ. обоего
пола
Козьмодемьянский:
помещичьи русские 30 99 102 201 6,7
государственные чуваши 4784 13845 13186 27031 5,7
Тетюшский:
государственные чуваши 1553 5412 5908 11320 7,3
русские 7 27 20 47 6,7
татары 6 21 31 52 8,7
Цивильский:
помещичьи русские 565 1760 1883 3643 6,45
государственные чуваши 11431 27416 27976 55392 4,85
русские 155 462 529 991 6,4
чуваши 150 406 438 844 5,6
Чебоксарский:
помещичьи русские 665 2352 2543 4895 7,4
государственные чуваши 6855 21511 22619 44130 6,4
русские 805 2362 2802 5164 6,4
татары 182 541 553 1094 6,0
Ядринский:
помещичьи русские 234 733 727 1460 6,2
государственные чуваши 10047 30294 29473 59767 5,95
русские 159 474 497 971 6,1
Алатырский:
помещичьи русские 1874 6610 6375 12985 6,9
дворцовые русские 105 329 344 673 6,4
мордва 343 999 1045 2044 6,0
государственные русские 1397 4977 4980 9957 7,1
Буинский:
помещичьи русские 58 177 192 369 6,4
государственные чуваши 3786 11788 11949 23737 6,3
русские 64 173 205 378 5,9
татары 476 1404 1470 2874 6,0
мордва 95 286 341 627 6,6
Курмышский:
помещичьи русские 792 2435 2400 4835 6,1
государственные чуваши 2239 6418 6102 12520 5,6
русские 164 519 534 1053 6,4
Всего в Чувашии:
помещичьи русские 4218 14166 14222 28388 6,7
дворцовые русские 105 329 344 673 6,4
мордва 343 999 1045 2044 6,0
государственные чуваши 40695 116684 117213 233897 5,75
русские 2751 8994 9567 18561 6,7
татары 814 2372 2492 4864 6,0
мордва 95 286 341 627 6,6
Итого: 49021 143830 145224 289054 5,9
Таблица № 2
Численность и состав сельского податного населения Чувашии (в процентах)
Категории крестьян 1795 г. 1859 г.
Помещичьи дворовые люди и крестьяне 10.2 8.2
Дворцовые, с 1797 г. - удельные крестьяне 1.0 20.5
Государственные крестьяне 88.8 71.3
Характерную особенность Чувашии составляло преобладание общинного землевладения государственных крестьян. Чувашские сельские общины отличались чрезвычайной сложностью, представляя из себя несколько самостоятельных обществ, объединенных лишь общей земельной дачей. Такие общины объединяли иногда даже целые волости из нескольких десятков деревень - обществ. Например, в конце XVIII в. в Цивильском уезде было 15 обществ: "Шихазанское, Алдиаровское, Шихабыловское, Ново-Ишинское, Урмарское, Янтиковское, Н-Котяковское, Турмышинское, Бурженер-Урюмовское, Тобурдановское, Старо-Тюмерское, Ст.-Шигалинское, Н.-Ковалинское, Хормалинское" (Кузнецов И.Д. Крестьянство Чувашии в период капитализма. Чебоксары, 1963.С.46.), последнее объединяло всю волость. Община играла важную роль в системе местного управления. В ее обязанности входили раскладка и сбор податей, решение некоторых судебных дел, бытовых вопросов, регулярное проведение сельских сходов и др. (Денисова Н.П. Административно-фискальные и правовые функции общины у чувашей (XIX-нач.XX в.) // Вопросы истории дореволюционной Чувашии. Чебоксары. 1984. С.46-68.).
В 1811 г. для управления государственными крестьянами был создан Департамент государственных имуществ в составе Министерства финансов.
В 1835 г. была произведена передача около 200 тысяч государственных крестьян в удельные по Алатырскому, Буинскому, Курмышскому и другим уездам Симбирской губернии, что привело к резкому возрастанию доли удельных крестьян (см. таблицу № 2).
Создание 26 декабря 1837 г. Министерства государственных имуществ было связано с планами постепенной ликвидации крепостничества при сохранении экономического и политического господства помещиков-дворян. Это министерство управляло государственными крестьянами, государственными имуществами, а также осуществляло "попечительство" об усовершенствованиях в области сельского хозяйства (внедрение среди государственных крестьян новых методов обработки земли, распространение агрономии, новых культур, открытие для государственных крестьян школ, больниц и т.п.). С 1837 г. по 1866 г. основной задачей министерства было управление государственными крестьянами, что определяло и его устройство: аппарат министерства состоял из министра (первым министром был инициатор реформ управления государственными крестьянами граф П.Д.Киселев), совета, канцелярии четырех департаментов. Два департамента управляли государственными крестьянами и государственными имуществами центральных губерний и окраин России. Третий департамент осуществлял попечительство об усовершенствовании сельского хозяйства (с 1845 г. назывался департаментом сельского хозяйства). В 1843 г. был образован лесной департамент, в ведении которого находились военизированный корпус лесничих и Лесной институт. Созданное в 1843 г. как самостоятельное ведомство для управления государственными и надзора за частными конскими заводами Главное управление государственного коннозаводства в 1848-1856 гг. входило в состав Министерства государственных имуществ.
Наиболее существенные преобразования были сделаны в 1838 г. принятием Положения об общественном устройстве государственных крестьян, выработанного графом П.Д. Киселевым (Денисова Н.П. Административно-фискальные и правовые функции общины у чувашей (XIX-нач.XX в.) // Вопросы истории дореволюционной Чувашии. Чебоксары. 1984. С.46-68.). Согласно этому Положению в 1840 г. был создан новый аппарат управления государственными крестьянами. Реорганизация управления коснулась прежде всего сельских обществ: по новому Положению, крестьяне объединялись в них независимо от числа ревизских душ (в XVIII в. сотские назначались на каждые 100 дворов, десятские - на 10). Предусматривалось соответственно и увеличение числа должностных лиц в низших звеньях административной системы: учреждалось сельское начальство из старшины, старост (от одного до трех), сборщика податей, смотрителя магазинов, которые вместе с выборными (по два от каждых 10 дворов) входили в состав сельского схода. Лишь для раздела общественной земли на сход приглашались все домохозяева. В Цивильском, Чебоксарском, Ядринском, Тетюшском и Козьмодемьянском уездах вместо 52 волостей было образовано 36 более крупных и вместо 359 сельских обществ - 154.
Положение 1838 г. строго регламентировало порядок и периодичность созыва сельских сходов, определяло главные виды дел, подлежащих их рассмотрению: выборы должностных лиц, проверка отчетов сборщика податей и смотрителя магазинов, увольнение из общества и прием новых членов, раздел земель, раскладка податей и повинностей, назначение опекунов и ежегодная их отчетность, меры взыскания недоимок и дела по рекрутской повинности и семейным разделам. Оно узаконило, помимо сельских сходов, частичные сходы подразделений крупных общин для решения мелких вопросов, раскладки повинностей и осуществления землепользования, если они имели земли в отдельном владении.
Сельские общества, совпадая нередко с поземельными общинами, наряду с осуществлением административных функций, занимались и хозяйственными вопросами." Каждая простая община имела свое сельское общество, а в сложных общинах их было несколько (в аномальных сложных общинах, как и в простых, было только одно сельское общество)" (Денисова Н.П. Административно-фискальные и правовые функции общины у чувашей (XIX-нач.XX в.)//Вопросы истории дореволюционной Чувашии. Чебоксары. 1984. С.46-68.). Как редкое явление следует отметить общины, сельские общества которых входили в состав разных волостей: три сельских общества сложной общины №46 Козьмодемьянской волости и еще три в Татаркасинской.
Над сельским управлением стояло волостное. Органами его являлись волостное правление, волостной сход исключительно для избрания должностных лиц и волостная расправа для решения судебных дел. Волостное правление состояло из волостного головы и двух заседателей. Оно осуществляло надзор за сельскими обществами.
В соответствии с " Учреждением об управлении государственными имуществами в губерниях" от 30 апреля 1838 г. (ПСЗ, Т. XIII, отделение 1, N 11189.) к двум ранее существовавшим с конца XVIII в. звеньям сословного управления - волостному и сельскому добавлялись еще два правительственных органа управления государственными крестьянами и имуществами: палата государственных имуществ (в каждой губернии или одна на несколько губерний) и окружное управление государственных имуществ (одна на несколько уездов). В каждой волости государственных крестьян был учрежден сословный суд - волостная расправа.
19 февраля 1861 г. Александр II утвердил "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" (Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. С-Петербург, 1861.) и подписал манифест, возвещавший об отмене крепостного права в России. Реформа определяла правовое положение, поземельные отношения и повинности крестьян бывшей крепостной деревни, а также аппарат управления сельским населением.
Составною частью осуществления реформы 1861 г. явилось создание нового аппарата управления бывшими крепостными крестьянами. Для них были созданы крестьянские сельские и волостные сословные учреждения возглавляемые сельскими старостами и волостными старшинами, (волостные правления, волостные суды, сельские и волостные сходы). Все крестьяне - домохозяева входили в сельское общество, несколько сельских обществ были объединены в волости.
Согласно Положению от 19 февраля 1861 г. волость стала низшей административной единицей крестьянского самоуправления (по реформе 1838 г. ею было сельское общество).
В Чувашии подавляющее большинство помещичьих крестьян было сосредоточено в Алатырском (северная половина), Буинском (юго-западная часть), Курмышском (восточная часть) уездах Симбирской губернии. В пореформенный период северная половина Алатырского уезда включала Сиявскую, Алатырскую, Иваньковскую, Кладбищенскую, Кувакинскую, Мишуковскую, Порецкую, Сутяженскую и Турдаковскую волости; после крестьянской реформы в юго-западной части Буинского уезда числились волости: Батыревская, Муратовская, Тархановская, Хомбусь-Батыревская, Шамкинская и Шихирданская; в пореформенный период восточную часть Курмышского уезда состовляли Алгашинская, Анастасовская и Курмышская волости (Погодин Е.П. Землевладение и землеиспользование в Чувашии в I половине XIX в. // Вопросы истории сельского хозяйства Чувашии. Чебоксары. 1984.).
26 июня 1863 г. Александр II утвердил положение об устройстве удельных крестьян, они переводились в разряд крестьян-собственников. Удельные приказы переименовывались в волости и передавались в руки мировых посредников. Были учреждены мировые участки посредников для передачи бывших удельных селений и органы местного самоуправления по образцу учреждений, предусмотренных для бывших владельческих крестьян.
24 ноября 1866 г. был издан закон об устройстве государственных крестьян (ПСЗ, Т. XII, отделение II, № 45888). Они также были причислены к разряду крестьян-собственников. Они передавались в ведение мировых посредников, которые устанавливали поземельные отношения, а также надзор за действиями крестьянского управления.
В соответствии с общим положением о крестьянах органами волостного управления являлись: волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд.
Волостной сход составлялся из выборных сельских и волостных должностных лиц (волостного старшины, сельских старост, помощников старшины, сборщиков податей, заседателей волостного правления и судей волостного суда) и из крестьян, избираемых от каждого селения волости, по одному от каждых десяти дворов. К ведению волостного схода относились: выборы волостных должностных лиц, все хозяйственные и общественные дела волости, меры" общественного призрения", учреждения волостных училищ, раскладка волостных сборов, проверка действий волостных должностных лиц по "отправлению воинской повинности" и т.п.
Волостной старшина являлся "главным начальником из крестьян" в пределах волости. Должность его замещалась по выбору. Он отвечал за сохранение общего порядка в волости. На него был возложен ряд обязанностей по делам полицейским (объявление законов и распоряжение правительства, наблюдение за исполнением паспортных правил и судебных приговоров, принятие мер для задержания виновных и т.п.) и по делам общественным (созыв и роспуск волостного схода и приведение в исполнение его приговоров, наблюдение за низшими должностными лицам, за отбывание повинностей, заведование волостными суммами и т.п.).
С 1861 г. волостные правления являлись органами местного самоуправления всех крестьян. Волостное правление состояло из волостного старшины, всех сельских старост и выборных сборщиков податей волости, помощников старшины, писаря, председательствовал старшина. В компетенцию волостного правления входило производство денежных расходов, утвержденных сходом, продажа крестьянского имущества по взысканиям казны или частных лиц, определение и увольнение наемных служащих. Волостное правление вело журнал постановлений правления, книгу приказов старшины, книгу приговоров волостного схода, книгу решений волостных судов, книгу сделок и договоров.
Выборы официальных должностных лиц сельского общества и их помощников происходили на крестьянских сходах в отличие от выборов волостных властей, которые осуществляли не все домохозяева, а специальные выборные - чаще всего деревенская верхушка, т.е. богатые крестьяне. Состоятельные слои крестьянства не только оказывали влияние на волостное правление, но и руководили всей деятельностью общины, доминируя на сельских сходах.
Приговоры сельских сходов - низшей инстанции - по важнейшим делам (поземельные, сбор податей, контроль за выполнением различных повинностей, об употреблении мирских капиталов, контроль за выполнением различных повинностей и др.) обязательно заносились в специальную книгу. Решения сходов вступали в силу после утверждения волостным правлением и уездным органом надзора за крестьянскими учреждениями.
Волостной суд представлял собою коллегию из 4-12 судей, выбираемых ежегодно волостным сходом. Этот сословный крестьянский суд рассматривал споры и тяжбы между крестьянами (если сумма иска не превышала 100 руб., в 1889 г. сумма была повышена до 300 руб.), а также мелкие уголовные дела. К началу 70 -х годов в Чувашии вступил в действие судебный устав 1864 г. На смену сословным судам пришли суды, разбиравшие дела всех сословий (исключая духовенство и чиновников): мировые судьи в волостях, съезды мировых судей в уездах, окружные суды в губернских городах.
В результате проведения крестьянских реформ 1861-1866 гг. удельные приказы были переименованы в волости, образованы новые волости, а бывшие и прежде волости теперь состояли из населенных пунктов крестьян, принадлежавших ранее к разным категориям. Так, в ноябре 1867 г. Кошелеевская волость Цивильского уезда включала в себя населенные пункты бывших государственных крестьян" (Мало-Кошелеевское общество - д.Малые Кошелеи; Токаевское - д.Токаева; Больше - Тябердинское - д.Большая Тябердина; Чутеевское - д.Чутеева; Полево - Шептаховское - дд.Полевая Шептахова, Починок Быбыть, Полевая Байбахтина, Новая Бикмурзина; Старо - Сундырское - дд.Старый Сундырь, Починок Инель; Урмаевское - дд.1-ая Урмаева, 2-ая Урмаева, Новая Байметева; Тябердино Эктеревское - дд.Тябердино - Эктерева, Сюрбеево - Токаева, Напольная Сюрбеева) и бывших помещичьих (Больше - Кошелеевское общество - с.Кошелеи, д.Крестникова; Крестниковское - д.Крестникова Другой Сундырь тож, Александровское - с.Александровка; Комаровское - д.Комаровка; Луцкое - с.Луцкое)" (Прибавление к N46 официальной части Казанских губернских ведомостей, 17 ноября 1867 г. Список мировых участков, волостей и сельских обществ Казанской губернии. Уезд Цивильский). Волостное правление находилось в с.Кошелеи.
С 1861 г. в уездах крестьянские дела решали мировые посредники, которых в 1874 г. сменило уездное по крестьянским делам присутствие, замененное, в свою очередь, в 1889 г. земским начальником. Высшим органом управления крестьянами было губернское по крестьянским делам присутствие во главе с губернатором (с 1889 г. - губернское присутствие).
Волостные правления были упразднены согласно письму Наркомата по внутренним делам "Об организации местного самоуправления" от 24 декабря 1917 г., где предписывалось "все прежние органы местного самоуправления, областные, губернские и уездные комиссары, волостные правления ..." заменить" соответственно областными, губернскими, уездными, волостными советами рабочих, солдатских, крестьянских депутатов" (Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1917-1918. С. 187-189.), однако этот процесс в Чувашии растянулся до середины 1918 г.
Документы бывших волостных правлений хранились при исполнительных комитетах волостных Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов до октября 1927 г., когда были упразднены уисполкомы и волисполкомы. Бывшие уездные (Алатырьский, Батыревский, Цивильский, Чебоксарский, Ядринский) архивы (актохранилища) остались на правах районных и пополнились документами волостных правлений, волисполкомов и президиумов уисполкомов.
7 сентября 1930 г. ЦИК и СНК ЧАССР утвердили Положение об архивном управлении Чувашской АССР, по которому архивные материалы, сосредоточенные в центральных архивохранилищах, образовали Исторический архив и Архив Октябрьской революции. Все документы дореволюционного периода подлежали концентрации в Историческом архиве республики, была установлена разграничительная дата - 1 января (ст.ст.) 1917 г. (Нестеров В.А. Архивное строительство в Чувашской АССР. Чебоксары, 1973. С.17, 20.).
В июне 1941 г. Архив Октябрьской революции, Исторический и Секретный были реорганизованы в отделы организованного на их базе Центрального государственного архива Чувашской АССР.
На 01.01.2001 г. в Центральном государственном архиве Чувашской Республики сконцентрировано 53 фонда волостных правлений, документы которых охватывают период с 1835 по 1918 год. Сохранность документов волостных правлений различна: есть фонды (Акулевское волостное правление Чебоксарского уезда, Янтиковское волостное правление Цивильского уезда), в которых содержится свыше полутора тысяч единиц хранения, однако есть и фонды (Старо - Тябердинское волостное правление Цивильского уезда, Муратовское волостное правление Буинского уезда) с объемом в одну - две единицы хранения.
Программой создания и совершенствования научно - справочного аппарата и информационно - поисковых систем к документам Архивного фонда Чувашской республики, находящимся на хранении в ЦГА Чувашской Республики, предусмотрено усовершенствование описей фондов волостных правлений - органов крестьянского местного самоуправления - с целью повышения их информационного уровня. Часть описей находится в рукописном виде, в одном экземпляре, что затрудняет их учет и использование. Кроме обязательного состава научно - справочного аппарата (титульный лист, оглавление, предисловие, переводная таблица шифров) предусмотрено создание указателей к описям, содержащих сведения о населенных пунктах волостей, об участниках событий Х1Х - начало ХХ вв., награжденных российскими наградными медалями и др.
Историческая справка к фондам волостных правлений содержит исторические факты, общие для всех волостных правлений (сведения о крестьянских реформах, задачи, органы волостного управления и др.).
Начальник
отдела НСА и ИПС В.И. Елахова
10.08.2001.
7 августа 1797 г. Павлом I был утвержден доклад Экспедиции государственного хозяйства "О разделении казенных селений на волости и о порядке их управления", в соответствии с которым было проведено новое волостное деление. Размер волости не должен был превышать трех тысяч ревизских душ. Для управления волостью, населенной государственными крестьянами, учреждалось волостное правление в составе волостного головы, старосты (выборного от того селения, где размещалось правление) и писаря. Волостной голова и писарь выбирались через каждые два года населением всех сел и деревень волости. В каждом селе или деревне полагалось быть выборному человеку (старшине или под другим названием), а при каждых десяти дворах - десятскому; сельские и деревенские старшины или надзиратели избирались ежегодно, десятские менялись ежемесячно поочередно. Волостные правления и сельские, деревенские выборные должны были: обнародовать узаконения; "вразумлять и поучать тому, что до добронравия и пользы поселян относится"; следить за выполнением жителями религиозных обрядов; "предостерегать о благочинии гражданском, о предосторожностях от прилипчивых болезней, скотского падежа и огня, о починке мостов и дорог, о отправлении по указным нарядам работников и подвод, о употреблении указных мер и весов, о нетерпении злочиния, подозрительных людей и карчемства"; волостной голова должен был все подати и сборы собирать с волости своевременно и сдавать казначеям; ежегодно отчитываться перед населением о собранных деньгах на разные нужды; чинить расправу по маловажным ссорам и искам; опекать вдов и сирот; надзирать за деятельностью сельских и деревенских выборных и должностных лиц. Волостные и сельские должностные лица должны были заботиться об улучшении сельского хозяйства, скотоводства, огородничества и садоводства; проводить противопожарные мероприятия, заводить богадельни и запасные хлебные магазины, распространять ремесла, давать разрешения на отлучки из волости. Волостные правления подчинялись земскому исправнику (ПСЗ, т.XXIV, N 18082).
По данным V ревизии (1795 г.) государственные крестьяне в Чувашии составляли наиболее многочисленную категорию сельского населения (см. таблицу №1) (Димитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма. Чебоксары, 1986. С.403.). Такое соотношение сохранилось до середина XIX в. (см. таблицу №2) (История Чувашской АССР. Т.1. Чебоксары, 1966.С.118.).
Таблица № 1
Социальный и национальный состав сельского податного
населения Чувашии (в границах современной республики)
по V ревизии (1795 г.)
Уезд и категории крестьян Националь- Число Число крестьян Людность
ность дворов семей
мужч. женщ. обоего
пола
Козьмодемьянский:
помещичьи русские 30 99 102 201 6,7
государственные чуваши 4784 13845 13186 27031 5,7
Тетюшский:
государственные чуваши 1553 5412 5908 11320 7,3
русские 7 27 20 47 6,7
татары 6 21 31 52 8,7
Цивильский:
помещичьи русские 565 1760 1883 3643 6,45
государственные чуваши 11431 27416 27976 55392 4,85
русские 155 462 529 991 6,4
чуваши 150 406 438 844 5,6
Чебоксарский:
помещичьи русские 665 2352 2543 4895 7,4
государственные чуваши 6855 21511 22619 44130 6,4
русские 805 2362 2802 5164 6,4
татары 182 541 553 1094 6,0
Ядринский:
помещичьи русские 234 733 727 1460 6,2
государственные чуваши 10047 30294 29473 59767 5,95
русские 159 474 497 971 6,1
Алатырский:
помещичьи русские 1874 6610 6375 12985 6,9
дворцовые русские 105 329 344 673 6,4
мордва 343 999 1045 2044 6,0
государственные русские 1397 4977 4980 9957 7,1
Буинский:
помещичьи русские 58 177 192 369 6,4
государственные чуваши 3786 11788 11949 23737 6,3
русские 64 173 205 378 5,9
татары 476 1404 1470 2874 6,0
мордва 95 286 341 627 6,6
Курмышский:
помещичьи русские 792 2435 2400 4835 6,1
государственные чуваши 2239 6418 6102 12520 5,6
русские 164 519 534 1053 6,4
Всего в Чувашии:
помещичьи русские 4218 14166 14222 28388 6,7
дворцовые русские 105 329 344 673 6,4
мордва 343 999 1045 2044 6,0
государственные чуваши 40695 116684 117213 233897 5,75
русские 2751 8994 9567 18561 6,7
татары 814 2372 2492 4864 6,0
мордва 95 286 341 627 6,6
Итого: 49021 143830 145224 289054 5,9
Таблица № 2
Численность и состав сельского податного населения Чувашии (в процентах)
Категории крестьян 1795 г. 1859 г.
Помещичьи дворовые люди и крестьяне 10.2 8.2
Дворцовые, с 1797 г. - удельные крестьяне 1.0 20.5
Государственные крестьяне 88.8 71.3
Характерную особенность Чувашии составляло преобладание общинного землевладения государственных крестьян. Чувашские сельские общины отличались чрезвычайной сложностью, представляя из себя несколько самостоятельных обществ, объединенных лишь общей земельной дачей. Такие общины объединяли иногда даже целые волости из нескольких десятков деревень - обществ. Например, в конце XVIII в. в Цивильском уезде было 15 обществ: "Шихазанское, Алдиаровское, Шихабыловское, Ново-Ишинское, Урмарское, Янтиковское, Н-Котяковское, Турмышинское, Бурженер-Урюмовское, Тобурдановское, Старо-Тюмерское, Ст.-Шигалинское, Н.-Ковалинское, Хормалинское" (Кузнецов И.Д. Крестьянство Чувашии в период капитализма. Чебоксары, 1963.С.46.), последнее объединяло всю волость. Община играла важную роль в системе местного управления. В ее обязанности входили раскладка и сбор податей, решение некоторых судебных дел, бытовых вопросов, регулярное проведение сельских сходов и др. (Денисова Н.П. Административно-фискальные и правовые функции общины у чувашей (XIX-нач.XX в.) // Вопросы истории дореволюционной Чувашии. Чебоксары. 1984. С.46-68.).
В 1811 г. для управления государственными крестьянами был создан Департамент государственных имуществ в составе Министерства финансов.
В 1835 г. была произведена передача около 200 тысяч государственных крестьян в удельные по Алатырскому, Буинскому, Курмышскому и другим уездам Симбирской губернии, что привело к резкому возрастанию доли удельных крестьян (см. таблицу № 2).
Создание 26 декабря 1837 г. Министерства государственных имуществ было связано с планами постепенной ликвидации крепостничества при сохранении экономического и политического господства помещиков-дворян. Это министерство управляло государственными крестьянами, государственными имуществами, а также осуществляло "попечительство" об усовершенствованиях в области сельского хозяйства (внедрение среди государственных крестьян новых методов обработки земли, распространение агрономии, новых культур, открытие для государственных крестьян школ, больниц и т.п.). С 1837 г. по 1866 г. основной задачей министерства было управление государственными крестьянами, что определяло и его устройство: аппарат министерства состоял из министра (первым министром был инициатор реформ управления государственными крестьянами граф П.Д.Киселев), совета, канцелярии четырех департаментов. Два департамента управляли государственными крестьянами и государственными имуществами центральных губерний и окраин России. Третий департамент осуществлял попечительство об усовершенствовании сельского хозяйства (с 1845 г. назывался департаментом сельского хозяйства). В 1843 г. был образован лесной департамент, в ведении которого находились военизированный корпус лесничих и Лесной институт. Созданное в 1843 г. как самостоятельное ведомство для управления государственными и надзора за частными конскими заводами Главное управление государственного коннозаводства в 1848-1856 гг. входило в состав Министерства государственных имуществ.
Наиболее существенные преобразования были сделаны в 1838 г. принятием Положения об общественном устройстве государственных крестьян, выработанного графом П.Д. Киселевым (Денисова Н.П. Административно-фискальные и правовые функции общины у чувашей (XIX-нач.XX в.) // Вопросы истории дореволюционной Чувашии. Чебоксары. 1984. С.46-68.). Согласно этому Положению в 1840 г. был создан новый аппарат управления государственными крестьянами. Реорганизация управления коснулась прежде всего сельских обществ: по новому Положению, крестьяне объединялись в них независимо от числа ревизских душ (в XVIII в. сотские назначались на каждые 100 дворов, десятские - на 10). Предусматривалось соответственно и увеличение числа должностных лиц в низших звеньях административной системы: учреждалось сельское начальство из старшины, старост (от одного до трех), сборщика податей, смотрителя магазинов, которые вместе с выборными (по два от каждых 10 дворов) входили в состав сельского схода. Лишь для раздела общественной земли на сход приглашались все домохозяева. В Цивильском, Чебоксарском, Ядринском, Тетюшском и Козьмодемьянском уездах вместо 52 волостей было образовано 36 более крупных и вместо 359 сельских обществ - 154.
Положение 1838 г. строго регламентировало порядок и периодичность созыва сельских сходов, определяло главные виды дел, подлежащих их рассмотрению: выборы должностных лиц, проверка отчетов сборщика податей и смотрителя магазинов, увольнение из общества и прием новых членов, раздел земель, раскладка податей и повинностей, назначение опекунов и ежегодная их отчетность, меры взыскания недоимок и дела по рекрутской повинности и семейным разделам. Оно узаконило, помимо сельских сходов, частичные сходы подразделений крупных общин для решения мелких вопросов, раскладки повинностей и осуществления землепользования, если они имели земли в отдельном владении.
Сельские общества, совпадая нередко с поземельными общинами, наряду с осуществлением административных функций, занимались и хозяйственными вопросами." Каждая простая община имела свое сельское общество, а в сложных общинах их было несколько (в аномальных сложных общинах, как и в простых, было только одно сельское общество)" (Денисова Н.П. Административно-фискальные и правовые функции общины у чувашей (XIX-нач.XX в.)//Вопросы истории дореволюционной Чувашии. Чебоксары. 1984. С.46-68.). Как редкое явление следует отметить общины, сельские общества которых входили в состав разных волостей: три сельских общества сложной общины №46 Козьмодемьянской волости и еще три в Татаркасинской.
Над сельским управлением стояло волостное. Органами его являлись волостное правление, волостной сход исключительно для избрания должностных лиц и волостная расправа для решения судебных дел. Волостное правление состояло из волостного головы и двух заседателей. Оно осуществляло надзор за сельскими обществами.
В соответствии с " Учреждением об управлении государственными имуществами в губерниях" от 30 апреля 1838 г. (ПСЗ, Т. XIII, отделение 1, N 11189.) к двум ранее существовавшим с конца XVIII в. звеньям сословного управления - волостному и сельскому добавлялись еще два правительственных органа управления государственными крестьянами и имуществами: палата государственных имуществ (в каждой губернии или одна на несколько губерний) и окружное управление государственных имуществ (одна на несколько уездов). В каждой волости государственных крестьян был учрежден сословный суд - волостная расправа.
19 февраля 1861 г. Александр II утвердил "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" (Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. С-Петербург, 1861.) и подписал манифест, возвещавший об отмене крепостного права в России. Реформа определяла правовое положение, поземельные отношения и повинности крестьян бывшей крепостной деревни, а также аппарат управления сельским населением.
Составною частью осуществления реформы 1861 г. явилось создание нового аппарата управления бывшими крепостными крестьянами. Для них были созданы крестьянские сельские и волостные сословные учреждения возглавляемые сельскими старостами и волостными старшинами, (волостные правления, волостные суды, сельские и волостные сходы). Все крестьяне - домохозяева входили в сельское общество, несколько сельских обществ были объединены в волости.
Согласно Положению от 19 февраля 1861 г. волость стала низшей административной единицей крестьянского самоуправления (по реформе 1838 г. ею было сельское общество).
В Чувашии подавляющее большинство помещичьих крестьян было сосредоточено в Алатырском (северная половина), Буинском (юго-западная часть), Курмышском (восточная часть) уездах Симбирской губернии. В пореформенный период северная половина Алатырского уезда включала Сиявскую, Алатырскую, Иваньковскую, Кладбищенскую, Кувакинскую, Мишуковскую, Порецкую, Сутяженскую и Турдаковскую волости; после крестьянской реформы в юго-западной части Буинского уезда числились волости: Батыревская, Муратовская, Тархановская, Хомбусь-Батыревская, Шамкинская и Шихирданская; в пореформенный период восточную часть Курмышского уезда состовляли Алгашинская, Анастасовская и Курмышская волости (Погодин Е.П. Землевладение и землеиспользование в Чувашии в I половине XIX в. // Вопросы истории сельского хозяйства Чувашии. Чебоксары. 1984.).
26 июня 1863 г. Александр II утвердил положение об устройстве удельных крестьян, они переводились в разряд крестьян-собственников. Удельные приказы переименовывались в волости и передавались в руки мировых посредников. Были учреждены мировые участки посредников для передачи бывших удельных селений и органы местного самоуправления по образцу учреждений, предусмотренных для бывших владельческих крестьян.
24 ноября 1866 г. был издан закон об устройстве государственных крестьян (ПСЗ, Т. XII, отделение II, № 45888). Они также были причислены к разряду крестьян-собственников. Они передавались в ведение мировых посредников, которые устанавливали поземельные отношения, а также надзор за действиями крестьянского управления.
В соответствии с общим положением о крестьянах органами волостного управления являлись: волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд.
Волостной сход составлялся из выборных сельских и волостных должностных лиц (волостного старшины, сельских старост, помощников старшины, сборщиков податей, заседателей волостного правления и судей волостного суда) и из крестьян, избираемых от каждого селения волости, по одному от каждых десяти дворов. К ведению волостного схода относились: выборы волостных должностных лиц, все хозяйственные и общественные дела волости, меры" общественного призрения", учреждения волостных училищ, раскладка волостных сборов, проверка действий волостных должностных лиц по "отправлению воинской повинности" и т.п.
Волостной старшина являлся "главным начальником из крестьян" в пределах волости. Должность его замещалась по выбору. Он отвечал за сохранение общего порядка в волости. На него был возложен ряд обязанностей по делам полицейским (объявление законов и распоряжение правительства, наблюдение за исполнением паспортных правил и судебных приговоров, принятие мер для задержания виновных и т.п.) и по делам общественным (созыв и роспуск волостного схода и приведение в исполнение его приговоров, наблюдение за низшими должностными лицам, за отбывание повинностей, заведование волостными суммами и т.п.).
С 1861 г. волостные правления являлись органами местного самоуправления всех крестьян. Волостное правление состояло из волостного старшины, всех сельских старост и выборных сборщиков податей волости, помощников старшины, писаря, председательствовал старшина. В компетенцию волостного правления входило производство денежных расходов, утвержденных сходом, продажа крестьянского имущества по взысканиям казны или частных лиц, определение и увольнение наемных служащих. Волостное правление вело журнал постановлений правления, книгу приказов старшины, книгу приговоров волостного схода, книгу решений волостных судов, книгу сделок и договоров.
Выборы официальных должностных лиц сельского общества и их помощников происходили на крестьянских сходах в отличие от выборов волостных властей, которые осуществляли не все домохозяева, а специальные выборные - чаще всего деревенская верхушка, т.е. богатые крестьяне. Состоятельные слои крестьянства не только оказывали влияние на волостное правление, но и руководили всей деятельностью общины, доминируя на сельских сходах.
Приговоры сельских сходов - низшей инстанции - по важнейшим делам (поземельные, сбор податей, контроль за выполнением различных повинностей, об употреблении мирских капиталов, контроль за выполнением различных повинностей и др.) обязательно заносились в специальную книгу. Решения сходов вступали в силу после утверждения волостным правлением и уездным органом надзора за крестьянскими учреждениями.
Волостной суд представлял собою коллегию из 4-12 судей, выбираемых ежегодно волостным сходом. Этот сословный крестьянский суд рассматривал споры и тяжбы между крестьянами (если сумма иска не превышала 100 руб., в 1889 г. сумма была повышена до 300 руб.), а также мелкие уголовные дела. К началу 70 -х годов в Чувашии вступил в действие судебный устав 1864 г. На смену сословным судам пришли суды, разбиравшие дела всех сословий (исключая духовенство и чиновников): мировые судьи в волостях, съезды мировых судей в уездах, окружные суды в губернских городах.
В результате проведения крестьянских реформ 1861-1866 гг. удельные приказы были переименованы в волости, образованы новые волости, а бывшие и прежде волости теперь состояли из населенных пунктов крестьян, принадлежавших ранее к разным категориям. Так, в ноябре 1867 г. Кошелеевская волость Цивильского уезда включала в себя населенные пункты бывших государственных крестьян" (Мало-Кошелеевское общество - д.Малые Кошелеи; Токаевское - д.Токаева; Больше - Тябердинское - д.Большая Тябердина; Чутеевское - д.Чутеева; Полево - Шептаховское - дд.Полевая Шептахова, Починок Быбыть, Полевая Байбахтина, Новая Бикмурзина; Старо - Сундырское - дд.Старый Сундырь, Починок Инель; Урмаевское - дд.1-ая Урмаева, 2-ая Урмаева, Новая Байметева; Тябердино Эктеревское - дд.Тябердино - Эктерева, Сюрбеево - Токаева, Напольная Сюрбеева) и бывших помещичьих (Больше - Кошелеевское общество - с.Кошелеи, д.Крестникова; Крестниковское - д.Крестникова Другой Сундырь тож, Александровское - с.Александровка; Комаровское - д.Комаровка; Луцкое - с.Луцкое)" (Прибавление к N46 официальной части Казанских губернских ведомостей, 17 ноября 1867 г. Список мировых участков, волостей и сельских обществ Казанской губернии. Уезд Цивильский). Волостное правление находилось в с.Кошелеи.
С 1861 г. в уездах крестьянские дела решали мировые посредники, которых в 1874 г. сменило уездное по крестьянским делам присутствие, замененное, в свою очередь, в 1889 г. земским начальником. Высшим органом управления крестьянами было губернское по крестьянским делам присутствие во главе с губернатором (с 1889 г. - губернское присутствие).
Волостные правления были упразднены согласно письму Наркомата по внутренним делам "Об организации местного самоуправления" от 24 декабря 1917 г., где предписывалось "все прежние органы местного самоуправления, областные, губернские и уездные комиссары, волостные правления ..." заменить" соответственно областными, губернскими, уездными, волостными советами рабочих, солдатских, крестьянских депутатов" (Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1917-1918. С. 187-189.), однако этот процесс в Чувашии растянулся до середины 1918 г.
Документы бывших волостных правлений хранились при исполнительных комитетах волостных Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов до октября 1927 г., когда были упразднены уисполкомы и волисполкомы. Бывшие уездные (Алатырьский, Батыревский, Цивильский, Чебоксарский, Ядринский) архивы (актохранилища) остались на правах районных и пополнились документами волостных правлений, волисполкомов и президиумов уисполкомов.
7 сентября 1930 г. ЦИК и СНК ЧАССР утвердили Положение об архивном управлении Чувашской АССР, по которому архивные материалы, сосредоточенные в центральных архивохранилищах, образовали Исторический архив и Архив Октябрьской революции. Все документы дореволюционного периода подлежали концентрации в Историческом архиве республики, была установлена разграничительная дата - 1 января (ст.ст.) 1917 г. (Нестеров В.А. Архивное строительство в Чувашской АССР. Чебоксары, 1973. С.17, 20.).
В июне 1941 г. Архив Октябрьской революции, Исторический и Секретный были реорганизованы в отделы организованного на их базе Центрального государственного архива Чувашской АССР.
На 01.01.2001 г. в Центральном государственном архиве Чувашской Республики сконцентрировано 53 фонда волостных правлений, документы которых охватывают период с 1835 по 1918 год. Сохранность документов волостных правлений различна: есть фонды (Акулевское волостное правление Чебоксарского уезда, Янтиковское волостное правление Цивильского уезда), в которых содержится свыше полутора тысяч единиц хранения, однако есть и фонды (Старо - Тябердинское волостное правление Цивильского уезда, Муратовское волостное правление Буинского уезда) с объемом в одну - две единицы хранения.
Программой создания и совершенствования научно - справочного аппарата и информационно - поисковых систем к документам Архивного фонда Чувашской республики, находящимся на хранении в ЦГА Чувашской Республики, предусмотрено усовершенствование описей фондов волостных правлений - органов крестьянского местного самоуправления - с целью повышения их информационного уровня. Часть описей находится в рукописном виде, в одном экземпляре, что затрудняет их учет и использование. Кроме обязательного состава научно - справочного аппарата (титульный лист, оглавление, предисловие, переводная таблица шифров) предусмотрено создание указателей к описям, содержащих сведения о населенных пунктах волостей, об участниках событий Х1Х - начало ХХ вв., награжденных российскими наградными медалями и др.
Историческая справка к фондам волостных правлений содержит исторические факты, общие для всех волостных правлений (сведения о крестьянских реформах, задачи, органы волостного управления и др.).
Начальник
отдела НСА и ИПС В.И. Елахова
10.08.2001.
Крайние даты документов
:
1874-1886