Р-2771
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
Р-2771
Наименование
:
Батыревский райсуд
Полное наименование
:
Батыревский районный суд Чувашской Республики, с. Батырево. 1957-1997 гг.
Батыревский районный суд Чувашской Республики, с. Батырево. 1957-1997 гг.
Шифр сайт
:
Ф.Р-2771 Батыревский райсуд
Переименования
Дата
:
1957 - 24.10.1990
Наименование
:
Батыревский районный народный суд Чувашской АССР, с. Батырево.
Дата
:
24.10.1990 - 13.02.1992
Наименование
:
Батыревский районный народный суд Чувашской ССР, с. Батырево.
Дата
:
13.02.1992 - 01.01.1997
Наименование
:
Батыревский районный народный суд Чувашской Республики, с. Батырево.
Дата
:
01.01.1997
Наименование
:
Батыревский районный суд Чувашской Республики, с. Батырево.
Аннотация
:
Планы работы народного суда, годовые статотчеты по рассмотрению административных, уголовных, гражданских дел, материальном ущербе, причиненном преступлениями, копии частных определений народного суда по уголовным и гражданским делам и переписка по их исполнению.
Планы работы народного суда, годовые статотчеты по рассмотрению административных, уголовных, гражданских дел, материальном ущербе, причиненном преступлениями, копии частных определений народного суда по уголовным и гражданским делам и переписка по их исполнению.
Историческая справка
:
Советские судебные органы возникли в период проведения Октябрьской революции. Впервые же дни Октябрьской революции на месте старых судов возникли новые советские суды. Тогда они назывались по-разному: революционный народный суд, суд общественной совести, ревтрибунал и т. п.
Народные суды создавались как общегражданские суды, а ревтрибунал для рассмотрения наиболее важных дел, главным образом о контрреволюционных преступлениях.
В числе первых декретов Советской России явился Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета (ЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) о суде от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. С этого периода началась становление советской судебной системы на демократических основах (выборность всех судов, коллегиальное рассмотрение дел, подотчетность и ответственность судей и народных заседателей перед избирателями, независимость судей и народных заседателей перед избирателями, и их подчиненность только закону).
Декрет о суде № 2 в феврале 1918 г. расширил систему судебных учреждений, учредив окружные суды, члены которых избирались местными Советами. Декрет о суде № 3 в июле 1918 г. уточнил компетенцию разных звеньев судебной системы.
Деятельность органов юстиции и суда в первое время несколько ограничивалась деятельностью других советских органов, в частности ВЧК. Поэтому была проведена крупная судебная реформа, в результате которой единственным государственным органом, которые обладали правом вершить судебное разбирательство и выносить приговора становились судебные органы. «Положение о судоустройстве РСФСР» 1922 г. установило, что на территории РСФСР действуют: народный суд, губернский суд, Верховный суд».
Народные суды действовали в пределах района или участка. В 1923 г. был создан Верховный суд СССР в 1929 г. он получил право законодательной инициативы.
Постановлением президиума ВЦИК от 5 сентября 1927 г. « О районировании Чувашской АССР» на территории Чувашской АССР уезды и волости упразднялись, а вместо них вводилась единая территориальная единица - район. В числе других районов был утвержден и Батыревский район. 1 октября прошли первые районные съезды Советов, которые сформировали руководящие районные учреждения. С этого времени стал функционировать Батыревский районный народный суд Чувашской АССР, который находился в ведении, образованного в июне 1925 г., Народного комиссариата юстиции Чувашской АССР.
Советская судебная система была закреплена в Конституции 1936 г. и Законом «О судоустройстве ССР, союзных и автономных республик», принятом Верховным Советом ССР в августе 1938 г. По Конституции 1936 г. положение Верховного суда СССР в судебной системе было существенно изменено.
В качестве низовой ячейки Конституция 1936 г. закрепила народные суды. Они заняли основное место во всей судебной системе. В принципы организации этих судов Конституция не внесла изменений, а порядок выборов в них был изменен: если раньше судьи избирались Советами, а народные заседатели - всеми гражданами, то теперь и те и другие стали избираться всеми трудящимися сроком на 3 года.
В соответствии с первой Конституцией Чувашской АССР, принятой в июле 1937 г.: « Правосудие в Чувашской АССР осуществлялось народными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР. На Верховный суд Чувашской АССР возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов Чувашской АССР. Народные судьи избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на три года. Судьи независимы и подчинялись только закону».
Общее руководство народными судами осуществлял Наркомат Юстиции Чувашской АССР, с 26 марта 1946 г. преобразованный в Министерство Юстиции Чувашской АССР.
В мае 1956 г. было ликвидировано Министерство Юстиции СССР, в 1957-1960 г.г. во всех союзных и автономных республиках были упразднены Министерства юстиции республик 12 февраля 1957 г. было принято Положение о Верховном суде СССР, которое расширяло права судебных органов союзных республик. Были внесены изменения и в принципы деятельности низовых судов. Судебная система с этого периода стала строиться в соответствии с административным делением государства. Система участковых судов, существовавшая ранее, была упразднена и осуществлен переход к системе районных и городских судов. Срок полномочий районных судов был увеличен с 3 до 5 лет, народные заседатели избирались сроком на 2 года. Количество судей и заседателей для каждого народного суда устанавливалось исполкомом соответствующего Совета.
В связи с этим на территории Батыревского района Чувашской АССР функционировать единый суд - Батыревский районный народный суд.
С упразднением постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 28 марта 1957 г. Министерства Юстиции Чувашской АССР его функции судебного управления и надзора за деятельностью народных судов была передана Верховному суду Чувашской АССР.
30 июля 1970 г. постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР « О мерах по улучшению работы судебных и правоохранительных органов было образовано союзно-республиканское Министерство юстиции СССР.
30 ноября 1979 г. был принят новый Закон СССР «О Верховном Суде СССР». Верховный суд выступил в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в кассационном порядке.
Народный суд являлся низовым и основным звеном советской судебной системы, так как именно он рассматривал как первой инстанции большинство гражданских и уголовных дел. Кроме того, народные суды вели большую разъяснительную работу среди населения. При народных судах состояли судебные исполнители, назначенные председателем народного суда. Они исполняли решения суда, приговоры.
В условиях развитого социализма 7 октября 1977 г. была принята новая Конституция СССР. 31 мая 1978 г. была принята Конституция (основной закон) Чувашской АССР. В соответствии с главой 15 Конституции «Правосудие в Чувашской АССР осуществляется только судом.
Судом Чувашской АССР является Верховный суд Чувашской АССР и районные (городские) народные суды.
Все суды Чувашской АССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Верховный суд Чувашской АССР является высшим судебным органом Чувашской АССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов республики».
Верховным Советом РСФСР 8 июля 1981 г. был принят закон РСФСР «О судопроизводстве» как основной нормативный документ. В соответствии с Законом деятельность судов РСФСР при осуществлении правосудия была направлена на всемирное укрепление социалистической законности и правосудия предупреждение преступления и иных правонарушений. Суд рассматривал все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов, а также дела об административных правонарушениях. Суд изучал и обобщал судебную практику.
В последствии в связи с происходящими изменениями во всех сферах общества, в 1992 г., 1993 и 1994 г.г. в закон были внесены изменения и дополнения.
В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Чувашской ССР от 24 октября 1990 г. Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика в связи с чем Батыревский районный народный суд Чувашской ССР.
Штатное расписание Батыревского районного суда с 1991 г. было следующее:
Председатель суда
Народный судья
Судебный исполнитель
Секретарь суда
Заведующий канцелярией
Секретарь судебного заседания
Секретарь судебного заседания
Уборщица
Законом Чувашской Республики от 13 февраля 1992 г. «Об изменении наименования Чувашской Советской Социалистической Республики» Чувашская ССР переименована в Чувашскую Республику, в связи с этим Батыревский районный народный суд Чувашской Республики.
12 декабря 1993 г. принята Конституция Российской Федерации. В соответствии с главой 7 «Судебная власть» Конституции «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом».
Происходившее с начала 90-х годов XX столетия глубокие преобразования в общественно-политической и социально-экономической жизни общества повлекли и судебную реформу в Российской Федерации. Нормативно правовой базой судебной системы стал Закон Российской Федерации « О статусе судей в Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3/32-1. (в редакции Закона Российской Федерации от 14 апреля 1993 г. № 479-1; Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288; Федеральных Законов от 21 июня 1995 г. № 91-ФЗ, от 17 июля 1999 г. № 169-ФЗ, от 20 июня 2000 г. № 89-ФЗ).
В соответствии с законом «Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекших в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа».
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и Закону.
Все судьи в Российской Федерации наделены единым статусом.
Судьи районных (городских) судов впервые назначаются сроком на три года, по истечению которого они могут быть назначены «без ограничения срока их полномочий».
В связи с принятием 31 декабря 1996 г. Федерального конституционного закона « О судебной системе Российской Федерации», который вступил в силу 1 января 1997 г., районные народные суды стали районными судами и соответственно, суд стал именоваться Батыревским районным судом Чувашской Республики.
Судебная власть в районе осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия народных заседателей.
Правосудие в районе осуществляется тремя федеральными судьями, один из которых является председателем суда и 156 народными заседателями, которые утверждены 16 июня 2000 г. Государственным Советом Чувашской Республики.
Суд судебную власть осуществляет самостоятельно, независимо от чьей бы то не было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
Правосудие осуществляется путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел, разрешения административных дел.
Для обеспечения правосудия судьями имеется аппарат суда, который состоит из главного специалиста, секретаря суда, четырех секретарей судебного заседания, администратора суда, помощников председателя суда и судьи.
В соответствии с законом: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Судебная власть самостоятельная и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.
Полномочия судей федеральных судов не ограничены окружным судом, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации или федеральным конституционным законом. В соответствии со статьей 21 данного закона : «Российский суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
Российский суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующих судебного района.
Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда.
Районные (городские) суды, образованные до введения в действие настоящего федерального Конституционного закона считаются районными судами».
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 981 «Об утверждении перечней государственных должностей Федеральной государственной службы», от 6 марта 1998 г. № 265 « О денежном содержании Федеральных государственных служащих» и письмом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации СД-4/947 от 17 ноября 1998 г. о приведении штатных расписаний аппаратов районных судов в соответствии с вышеназванными указами, приказом Управления Судебного департамента в Чувашской Республике от 15 февраля 1999 г. № 12 с 15 февраля 1999 г. исключена должность специалиста 1 категории общей канцелярии и штатного расписания районных судов, в т.ч. и Батыревского районного суда и введена должность главного специалиста общей канцелярии.
Государственной Думой 19 декабря 1997 г. принят Федеральный Закон « О Судебном Департаменте при Верховном суде Российской Федерации, который одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 г. и подписан Президентом Российской Федерации 8 января 1998 г. № 7-83».
В соответствии с данным законом: « Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республики, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судебного сообщества, а также финансирование мировых судей.
Судебный департамент, а также Управление Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые их учреждения образуют систему Судебного департамента.
Судебный департамент и управление Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами.
Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации является органом Судебного департамента, подчиняется генеральному директору Судебного департамента и подотчетного совету судей субъекта Российской Федерации.
Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей».
Во исполнение федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-Ф « О судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации» приказом генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 1 июля 1998 г. № 20 « Об утверждении организационно-штатных документов по управлениям (отделам) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации» был утвержден перечень управлений Судебного департамента в составе которого значился и Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Чувашской Республике. 24 сентября 1998 г. за № 132/52 Министерство юстиции Российской Федерации и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации издали совместный приказ « О передаче обеспечение деятельности судов общей юрисдикции Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации». Во исполнение данного приказа Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Чувашской Республике 31 декабря 1998 г. за № 43 издал аналогичный приказ.
Введение института мировых судей являлось одним из важнейших этапов проводимого в Российской Федерации судебного реформирования. Институт мировых судей в России, имеющий свою историю с 20 ноября 1864 г. когда были образованы «Судебные уставы», по-новому организовавшие судебную власть. С этого времени, в судебную систему вводимого новые суды- мировые. Мировой суд окончательно был упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г.
Введение института мировой юстиции в Российской Федерации в настоящее время имеет целью возрождения общедемократических принципов осуществления правосудия и распада судебной системы.
17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ введены в действие федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации». В соответствии с федеральным законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 2000 г. № 218-ФЗ установлена 6451 должность мировых судей. Главной целью создания мировой юстиции является облегчение для граждан доступа к правосудию.
В соответствии с федеральным законом от 17 ноября 1998 г. № 188-ФЗ « О мировых судьях в Российской Федерации», мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входит в единую судебную систему Российской Федерации. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы ;
2. дела о выдаче судебного приказа;
3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
4. дела в разделе между супругами совместно нажитого имущества и др. Мировой судья единолично рассматривает дела отнесенные к его компетенции».
Мировыми судьями Батыревского района 12 октября 2000 г. были назначены Елдратов Владислав Васильевич и Коннов Дмитрий Николаевич. В связи с этим рассмотрение дел административного характера перешло от районного суда в ведение мировой судьи.
10 февраля 1999 г. введен в действие федеральный закон « О финансировании судов Российской Федерации» (№30-Ф3) принятый Государственной Думой 22 января 1998 г. В соответствии с законом суды Российской Федерации финансируются только за счет средств федерального бюджета.
Уголовные и гражданские дела в Батыревском районном суде в установленном порядке, в соответствии со статьями перечня дел судебных органов по истечении сроков хранения экспертной комиссией Батыревского районного суда согласно отборочным спискам регулярно выделялись к уничтожению. На хранение оставлены определения и решения судов.
В настоящее время работниками аппарата суда ведется работа по упорядочению решений суда по гражданским делам и определений по уголовным делам. Нормативными документами для проведения экспертизы являются перечни и номенклатуры дел судебных органов, действовавшие в разные годы, а также «Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения» (одобрен ЦЭК при Росархиве приказ № 3 от 25.11.1999 г.). При определении систематизации дел по описям и нумерации описей учтена «Инструкция о порядке хранения, отбора сдачи в архив документов районных судов общей юрисдикции», утвержденной от 4 ноября 1999 г. № 137 и временной инструкцией по делопроизводству в районном суде, утвержденная приказом Генерального директора Судебного департамента от 29 января 1999 г. № 8 сроки хранения уголовных дел определены по статейным перечнем с указанием сроков хранения (по уголовным делам), разработанным Управлением Судебного департамента в Чувашской Республике и доведенный до районных судов письмом от 13 июня 2001 г.
Делопроизводство в районном суде ведется в соответствии с Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36 и перечнем документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения (1999г.)
Документы Батыревского районного суда находятся в ведомственном архиве. Научно-техническая обработка документов районного суда проведена в июле 2003 г., в результате которой составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1980-2002 г.г. на 51 дело и опись № 4 дел по личному составу за 1951-1998 г.г. на 6 дел. При обработке документов - книга приказов за 1964-1970 годы не обнаружены.
Представлены также: опись № 2 дел по уголовным делам за 1980-2002 г. опись № 3 дел по гражданским делам за 1980-2002 г.
Документы сохранились с 1980 г. Документы за предыдущие годы пришли в негодность в связи со стихийным бедствием. Ураганом была снесена крыша здания суда и под дождем документы пришли в негодность.
Документы по личному составу / Книги приказов/ находятся в архиве суда.
Ведомости начисления заработной платы хранятся до 1998 г. - в Управлении Министерства Юстиции РФ по ЧР, с 1998 г. - в Управлении Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Чувашской Республике.
К описи составлены элементы научно-справочного аппарата: титульный лист, предисловие.
Главный специалист
Батыревского районного суда
Чувашской Республики З.В. Николаева
08.10.2003
Советские судебные органы возникли в период проведения Октябрьской революции. Впервые же дни Октябрьской революции на месте старых судов возникли новые советские суды. Тогда они назывались по-разному: революционный народный суд, суд общественной совести, ревтрибунал и т. п.
Народные суды создавались как общегражданские суды, а ревтрибунал для рассмотрения наиболее важных дел, главным образом о контрреволюционных преступлениях.
В числе первых декретов Советской России явился Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета (ЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) о суде от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. С этого периода началась становление советской судебной системы на демократических основах (выборность всех судов, коллегиальное рассмотрение дел, подотчетность и ответственность судей и народных заседателей перед избирателями, независимость судей и народных заседателей перед избирателями, и их подчиненность только закону).
Декрет о суде № 2 в феврале 1918 г. расширил систему судебных учреждений, учредив окружные суды, члены которых избирались местными Советами. Декрет о суде № 3 в июле 1918 г. уточнил компетенцию разных звеньев судебной системы.
Деятельность органов юстиции и суда в первое время несколько ограничивалась деятельностью других советских органов, в частности ВЧК. Поэтому была проведена крупная судебная реформа, в результате которой единственным государственным органом, которые обладали правом вершить судебное разбирательство и выносить приговора становились судебные органы. «Положение о судоустройстве РСФСР» 1922 г. установило, что на территории РСФСР действуют: народный суд, губернский суд, Верховный суд».
Народные суды действовали в пределах района или участка. В 1923 г. был создан Верховный суд СССР в 1929 г. он получил право законодательной инициативы.
Постановлением президиума ВЦИК от 5 сентября 1927 г. « О районировании Чувашской АССР» на территории Чувашской АССР уезды и волости упразднялись, а вместо них вводилась единая территориальная единица - район. В числе других районов был утвержден и Батыревский район. 1 октября прошли первые районные съезды Советов, которые сформировали руководящие районные учреждения. С этого времени стал функционировать Батыревский районный народный суд Чувашской АССР, который находился в ведении, образованного в июне 1925 г., Народного комиссариата юстиции Чувашской АССР.
Советская судебная система была закреплена в Конституции 1936 г. и Законом «О судоустройстве ССР, союзных и автономных республик», принятом Верховным Советом ССР в августе 1938 г. По Конституции 1936 г. положение Верховного суда СССР в судебной системе было существенно изменено.
В качестве низовой ячейки Конституция 1936 г. закрепила народные суды. Они заняли основное место во всей судебной системе. В принципы организации этих судов Конституция не внесла изменений, а порядок выборов в них был изменен: если раньше судьи избирались Советами, а народные заседатели - всеми гражданами, то теперь и те и другие стали избираться всеми трудящимися сроком на 3 года.
В соответствии с первой Конституцией Чувашской АССР, принятой в июле 1937 г.: « Правосудие в Чувашской АССР осуществлялось народными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР. На Верховный суд Чувашской АССР возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов Чувашской АССР. Народные судьи избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на три года. Судьи независимы и подчинялись только закону».
Общее руководство народными судами осуществлял Наркомат Юстиции Чувашской АССР, с 26 марта 1946 г. преобразованный в Министерство Юстиции Чувашской АССР.
В мае 1956 г. было ликвидировано Министерство Юстиции СССР, в 1957-1960 г.г. во всех союзных и автономных республиках были упразднены Министерства юстиции республик 12 февраля 1957 г. было принято Положение о Верховном суде СССР, которое расширяло права судебных органов союзных республик. Были внесены изменения и в принципы деятельности низовых судов. Судебная система с этого периода стала строиться в соответствии с административным делением государства. Система участковых судов, существовавшая ранее, была упразднена и осуществлен переход к системе районных и городских судов. Срок полномочий районных судов был увеличен с 3 до 5 лет, народные заседатели избирались сроком на 2 года. Количество судей и заседателей для каждого народного суда устанавливалось исполкомом соответствующего Совета.
В связи с этим на территории Батыревского района Чувашской АССР функционировать единый суд - Батыревский районный народный суд.
С упразднением постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 28 марта 1957 г. Министерства Юстиции Чувашской АССР его функции судебного управления и надзора за деятельностью народных судов была передана Верховному суду Чувашской АССР.
30 июля 1970 г. постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР « О мерах по улучшению работы судебных и правоохранительных органов было образовано союзно-республиканское Министерство юстиции СССР.
30 ноября 1979 г. был принят новый Закон СССР «О Верховном Суде СССР». Верховный суд выступил в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в кассационном порядке.
Народный суд являлся низовым и основным звеном советской судебной системы, так как именно он рассматривал как первой инстанции большинство гражданских и уголовных дел. Кроме того, народные суды вели большую разъяснительную работу среди населения. При народных судах состояли судебные исполнители, назначенные председателем народного суда. Они исполняли решения суда, приговоры.
В условиях развитого социализма 7 октября 1977 г. была принята новая Конституция СССР. 31 мая 1978 г. была принята Конституция (основной закон) Чувашской АССР. В соответствии с главой 15 Конституции «Правосудие в Чувашской АССР осуществляется только судом.
Судом Чувашской АССР является Верховный суд Чувашской АССР и районные (городские) народные суды.
Все суды Чувашской АССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Верховный суд Чувашской АССР является высшим судебным органом Чувашской АССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов республики».
Верховным Советом РСФСР 8 июля 1981 г. был принят закон РСФСР «О судопроизводстве» как основной нормативный документ. В соответствии с Законом деятельность судов РСФСР при осуществлении правосудия была направлена на всемирное укрепление социалистической законности и правосудия предупреждение преступления и иных правонарушений. Суд рассматривал все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов, а также дела об административных правонарушениях. Суд изучал и обобщал судебную практику.
В последствии в связи с происходящими изменениями во всех сферах общества, в 1992 г., 1993 и 1994 г.г. в закон были внесены изменения и дополнения.
В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Чувашской ССР от 24 октября 1990 г. Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика в связи с чем Батыревский районный народный суд Чувашской ССР.
Штатное расписание Батыревского районного суда с 1991 г. было следующее:
Председатель суда
Народный судья
Судебный исполнитель
Секретарь суда
Заведующий канцелярией
Секретарь судебного заседания
Секретарь судебного заседания
Уборщица
Законом Чувашской Республики от 13 февраля 1992 г. «Об изменении наименования Чувашской Советской Социалистической Республики» Чувашская ССР переименована в Чувашскую Республику, в связи с этим Батыревский районный народный суд Чувашской Республики.
12 декабря 1993 г. принята Конституция Российской Федерации. В соответствии с главой 7 «Судебная власть» Конституции «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом».
Происходившее с начала 90-х годов XX столетия глубокие преобразования в общественно-политической и социально-экономической жизни общества повлекли и судебную реформу в Российской Федерации. Нормативно правовой базой судебной системы стал Закон Российской Федерации « О статусе судей в Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3/32-1. (в редакции Закона Российской Федерации от 14 апреля 1993 г. № 479-1; Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288; Федеральных Законов от 21 июня 1995 г. № 91-ФЗ, от 17 июля 1999 г. № 169-ФЗ, от 20 июня 2000 г. № 89-ФЗ).
В соответствии с законом «Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекших в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа».
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и Закону.
Все судьи в Российской Федерации наделены единым статусом.
Судьи районных (городских) судов впервые назначаются сроком на три года, по истечению которого они могут быть назначены «без ограничения срока их полномочий».
В связи с принятием 31 декабря 1996 г. Федерального конституционного закона « О судебной системе Российской Федерации», который вступил в силу 1 января 1997 г., районные народные суды стали районными судами и соответственно, суд стал именоваться Батыревским районным судом Чувашской Республики.
Судебная власть в районе осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия народных заседателей.
Правосудие в районе осуществляется тремя федеральными судьями, один из которых является председателем суда и 156 народными заседателями, которые утверждены 16 июня 2000 г. Государственным Советом Чувашской Республики.
Суд судебную власть осуществляет самостоятельно, независимо от чьей бы то не было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
Правосудие осуществляется путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел, разрешения административных дел.
Для обеспечения правосудия судьями имеется аппарат суда, который состоит из главного специалиста, секретаря суда, четырех секретарей судебного заседания, администратора суда, помощников председателя суда и судьи.
В соответствии с законом: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Судебная власть самостоятельная и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.
Полномочия судей федеральных судов не ограничены окружным судом, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации или федеральным конституционным законом. В соответствии со статьей 21 данного закона : «Российский суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
Российский суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующих судебного района.
Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда.
Районные (городские) суды, образованные до введения в действие настоящего федерального Конституционного закона считаются районными судами».
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 981 «Об утверждении перечней государственных должностей Федеральной государственной службы», от 6 марта 1998 г. № 265 « О денежном содержании Федеральных государственных служащих» и письмом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации СД-4/947 от 17 ноября 1998 г. о приведении штатных расписаний аппаратов районных судов в соответствии с вышеназванными указами, приказом Управления Судебного департамента в Чувашской Республике от 15 февраля 1999 г. № 12 с 15 февраля 1999 г. исключена должность специалиста 1 категории общей канцелярии и штатного расписания районных судов, в т.ч. и Батыревского районного суда и введена должность главного специалиста общей канцелярии.
Государственной Думой 19 декабря 1997 г. принят Федеральный Закон « О Судебном Департаменте при Верховном суде Российской Федерации, который одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 г. и подписан Президентом Российской Федерации 8 января 1998 г. № 7-83».
В соответствии с данным законом: « Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республики, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судебного сообщества, а также финансирование мировых судей.
Судебный департамент, а также Управление Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые их учреждения образуют систему Судебного департамента.
Судебный департамент и управление Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами.
Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации является органом Судебного департамента, подчиняется генеральному директору Судебного департамента и подотчетного совету судей субъекта Российской Федерации.
Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей».
Во исполнение федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-Ф « О судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации» приказом генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 1 июля 1998 г. № 20 « Об утверждении организационно-штатных документов по управлениям (отделам) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации» был утвержден перечень управлений Судебного департамента в составе которого значился и Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Чувашской Республике. 24 сентября 1998 г. за № 132/52 Министерство юстиции Российской Федерации и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации издали совместный приказ « О передаче обеспечение деятельности судов общей юрисдикции Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации». Во исполнение данного приказа Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Чувашской Республике 31 декабря 1998 г. за № 43 издал аналогичный приказ.
Введение института мировых судей являлось одним из важнейших этапов проводимого в Российской Федерации судебного реформирования. Институт мировых судей в России, имеющий свою историю с 20 ноября 1864 г. когда были образованы «Судебные уставы», по-новому организовавшие судебную власть. С этого времени, в судебную систему вводимого новые суды- мировые. Мировой суд окончательно был упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г.
Введение института мировой юстиции в Российской Федерации в настоящее время имеет целью возрождения общедемократических принципов осуществления правосудия и распада судебной системы.
17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ введены в действие федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации». В соответствии с федеральным законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 2000 г. № 218-ФЗ установлена 6451 должность мировых судей. Главной целью создания мировой юстиции является облегчение для граждан доступа к правосудию.
В соответствии с федеральным законом от 17 ноября 1998 г. № 188-ФЗ « О мировых судьях в Российской Федерации», мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входит в единую судебную систему Российской Федерации. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы ;
2. дела о выдаче судебного приказа;
3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
4. дела в разделе между супругами совместно нажитого имущества и др. Мировой судья единолично рассматривает дела отнесенные к его компетенции».
Мировыми судьями Батыревского района 12 октября 2000 г. были назначены Елдратов Владислав Васильевич и Коннов Дмитрий Николаевич. В связи с этим рассмотрение дел административного характера перешло от районного суда в ведение мировой судьи.
10 февраля 1999 г. введен в действие федеральный закон « О финансировании судов Российской Федерации» (№30-Ф3) принятый Государственной Думой 22 января 1998 г. В соответствии с законом суды Российской Федерации финансируются только за счет средств федерального бюджета.
Уголовные и гражданские дела в Батыревском районном суде в установленном порядке, в соответствии со статьями перечня дел судебных органов по истечении сроков хранения экспертной комиссией Батыревского районного суда согласно отборочным спискам регулярно выделялись к уничтожению. На хранение оставлены определения и решения судов.
В настоящее время работниками аппарата суда ведется работа по упорядочению решений суда по гражданским делам и определений по уголовным делам. Нормативными документами для проведения экспертизы являются перечни и номенклатуры дел судебных органов, действовавшие в разные годы, а также «Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения» (одобрен ЦЭК при Росархиве приказ № 3 от 25.11.1999 г.). При определении систематизации дел по описям и нумерации описей учтена «Инструкция о порядке хранения, отбора сдачи в архив документов районных судов общей юрисдикции», утвержденной от 4 ноября 1999 г. № 137 и временной инструкцией по делопроизводству в районном суде, утвержденная приказом Генерального директора Судебного департамента от 29 января 1999 г. № 8 сроки хранения уголовных дел определены по статейным перечнем с указанием сроков хранения (по уголовным делам), разработанным Управлением Судебного департамента в Чувашской Республике и доведенный до районных судов письмом от 13 июня 2001 г.
Делопроизводство в районном суде ведется в соответствии с Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36 и перечнем документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения (1999г.)
Документы Батыревского районного суда находятся в ведомственном архиве. Научно-техническая обработка документов районного суда проведена в июле 2003 г., в результате которой составлена опись № 1 дел постоянного хранения за 1980-2002 г.г. на 51 дело и опись № 4 дел по личному составу за 1951-1998 г.г. на 6 дел. При обработке документов - книга приказов за 1964-1970 годы не обнаружены.
Представлены также: опись № 2 дел по уголовным делам за 1980-2002 г. опись № 3 дел по гражданским делам за 1980-2002 г.
Документы сохранились с 1980 г. Документы за предыдущие годы пришли в негодность в связи со стихийным бедствием. Ураганом была снесена крыша здания суда и под дождем документы пришли в негодность.
Документы по личному составу / Книги приказов/ находятся в архиве суда.
Ведомости начисления заработной платы хранятся до 1998 г. - в Управлении Министерства Юстиции РФ по ЧР, с 1998 г. - в Управлении Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Чувашской Республике.
К описи составлены элементы научно-справочного аппарата: титульный лист, предисловие.
Главный специалист
Батыревского районного суда
Чувашской Республики З.В. Николаева
08.10.2003
Крайние даты документов
:
1980-2005