Государственный исторический архив
Чувашской Республики

Р-2810

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : Р-2810
Наименование : Отдел автомобильного транспорта и шоссейных дорог Ядринского райсовета
Полное наименование :
Отдел автомобильного транспорта и шоссейных дорог исполнительного комитета Ядринского районного Совета депутатов трудящихся Чувашской АССР, г. Ядрин. 1933-1955 гг.
Шифр сайт : Ф.Р-2810 Отдел автомобильного транспорта и шоссейных дорог Ядринского райсовета
Переименования
Дата : 1933 - 24.12.1939  
Наименование : Дорожный отдел исполнительного комитета Ядринского районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АССР, г. Ядрин.  
Дата : 24.12.1939 - 15.05.1954  
Наименование : Дорожный отдел исполнительного комитета Ядринского районного Совета депутатов трудящихся Чувашской АССР, г. Ядрин.  
Дата : 15.05.1954 - 1955  
Наименование : Отдел автомобильного транспорта и шоссейных дорог исполнительного комитета Ядринского районного Совета депутатов трудящихся Чувашской АССР, г. Ядрин.
Аннотация :
Протоколы заседаний комиссии по борьбе с наводнением, планы о проведении весенних противопаводковых мероприятий, планы и отчеты о выполнении дорожных работ, сметы расходов на строительство мостов, соцобязательства, балансы, акты проверок выполнения планов дорожных работ и др.
Историческая справка :
За годы первой пятилетки Ядринский район получил хорошую связь со столицей, была улучшена направленность и сеть дорог. Были построены и отремонтированы мосты и трубы, возведены дамбы. В основном бездорожье ликвидировалось самими трудящимися путем массового участия в дорожных работах.
На вторую пятилетку перед строительством дорог была поставлена задача, обеспечить дальнейшее наращивание строительства дорог с твердым покрытием, и повысить качество строительства, ремонта, содержания и благоустройства дорог.
В Ядринском районе в 1933-1935 гг. строительством дорог занимался 241 эксплуа-тационный участок Чувашдортранса. За эти годы техниками дорожного строительства работали Артикулов, Здорнов, Богоявленский. С 1936 года сведения и планы о дорожных строительствах подписывает заведующий районным дорожным участком Марковичук.
Когда был образован дорожный отдел исполнительного комитета Ядринского рай-онного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АССР сведений не обнаружено. Даты создания (1933 г.) и ликвидации (1955 г.) устанавливались по косвенным данным, лишь приблизительно (согласно сохранившимся первым и последним документам фонда), и они заключены в квадратные скобки.
До 1939 года отдел в своей работе подчинялся исполкому Ядринского районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АССР. 24 декабря 1939 г. в связи с принятием новой Конституции все исполкомы Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов были переименованы в Советы депутатов трудящихся и их исполкомы. С этого момента Ядринский райсовет стал называться - Ядринский районный Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет. С 24 декабря 1939 г. - дорожный отдел исполкома Ядринского районного Совета депутатов трудящихся Чувашской АССР (1).
Работу дорожного отдела исполнительного комитета Ядринского районного Совета депутатов трудящихся Чувашской АССР до мая 1953 г. курировало управление автомо-бильного транспорта Чувашской АССР. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 мая 1953 г. «О преобразовании союзно-республиканских Министерств РСФСР» Президиум Верховного Совета Чувашской АССР вынес постановление от 18 мая 1953 г. № 20 «О преобразовании Министерств и Управлений Чувашской АССР». Согласно постановлению Управление автомобильного транспорта и Дорожное Управление при Совете Министров Чувашской АССР были объединены в одно Управление - Управление дорожного и транспортного хозяйства при Совете Министров Чувашской АССР (2). С 18 мая 1953 г. работу отдела автомобильного транспорта и шоссейных дорог исполкома Советского районного Совета депутатов трудящихся курировало Управление дорожного и транспортного хозяйства при Совете Министров Чувашской АССР.
Постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 15 мая 1954 г. в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1954 г. «О преобразовании Министерства дорожного и транспортного хозяйства РСФСР в союзно-республиканское Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР» Управление дорожного и транспортного хозяйства при Совете Министров Чувашской АССР преобразовано в Управление автомобильного транспорта и шоссейных дорог при Совете Министров Чувашской АССР (3). Дорожный отдел исполнительного комитета Ядринского районного Совета депутатов трудящихся Чувашской АССР был переименован в отдел автомобильного транспорта и шоссейных дорог исполкома Ядринского районного Совета депутатов трудящихся Чувашской АССР.
Постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 26 февраля 1955 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 18 ноября 1954 г. № 1692 «Об организации республиканских автотранспортных трестов Министерства автотранспорта и шоссейных дорог РСФСР» приказом Министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР от 24 января 1955 года № 30, был организован Чувашский республиканский автотрест на базе автохозяйств, подчиненных Управлению автотранспорта и шоссейных дорог Чувашской АССР. Чувашский автотрест объединял пять автотранспортных контор, одно пассажирское автохозяйство, транспортно-экспедиционную контору и отдел снабжения (4).
Документы сохранились только за 1933-1934, 1936-1937, 1947-1955 годы. По сохра-нившимся документам видно, что с 1947 года заведующим отделом автомобильного транспорта и шоссейных дорог начал работать Здоронов Михаил Васильевич, а с 1951 го-да – Лашевский Михаил Иванович. Из сведений численности работников отдела видно, что в отделе работали: заведующий отделом, прораб, десятники- 2, бухгалтер, дорожный мастер, ремонтер (5).
Отдел автомобильного транспорта и шоссейных дорог исполкома Ядринского район-ного Совета депутатов трудящихся работал согласно стройфинплану и народнохозяй-ственному плану района, утвержденным Управлением автотранспорта и шоссейных дорог при Совете Министров Чувашской АССР. В целях своевременного и качественного выполнения плана дорожных работ отдел разрабатывал мероприятия по строительству и ремонту дорог и мостов в районе, который утверждался исполкомом райсовета.
Отдел автомобильного транспорта и шоссейных дорог исполкома Ядринского районного Совета обеспечивал организованное и техническое руководство строительством до-рог и мостов, работал над рациональным использованием рабочей силы и внедрением на всех объектах опыта передовых дорожников, над повышением качества и снижением стоимости строительства и ремонта дорог. Отдел доводил планы дорожных работ, заготовки и вывозки дорожно-строительных материалов до колхозов, до сельских Советов, в период массового выхода населения на дорожные работы организовывал месячники строительных работ и создавал постоянные специальные строительные бригады. Дорожные работы выполнялись сельским населением в порядке трудоучастия. Колхозникам и единолични-кам, привлекаемым к трудовому участию в дорожном строительстве, доротдел доводил задания с повесткой формы № 46 с требованием от них выполнение задания в указанные в повестке сроки. За уклонение от дорожных работ привлекали к уголовной ответственности. Для строительства автомобильных дорог не было нужной техники. Материалами для мощения дорог были камень, песок, которые добывали в местных оврагах и вывозили на подводах. А торцовые шашки из осины заготавливали в местных лесах. Каменные мосты уплотняли вручную трамбовками и конными прицепными катками.
По отчетам доротдела за 1948 год видно, что по району: план на заготовку: Выполнили план:
камня - 1650 тысяч куб.м, - 3657 тыс. куб.м
вывезти- 1650 тысяч куб.м. - 2880 тыс.куб.м
песка и глины- 3500 тыс.м3 - 4853 тыс.м3
подготовка земляного полотна-3000 м3 - 35200 м3
строительство мостов- 3, 50 пог.м - 5 мостов -98 пог.м.
заготовка леса- 700 ф/м - 1051 ф/м
Кроме того, построили проезжие дороги - 2,2 км, булыжное мостовое -3,5 км, дорож-ные трубы- 118 пог.м, белое шоссе -0,080 км, грунтовые улучшенные дороги – 3 км, отре-монтировали гравийные дороги- 14 км, благоустроили дороги на 97000 рублей. На дорожных работах использовали трудовые ресурсы - 31206 человекодней, 9473 конедней, 102 автодня. На дорогах местного значения трудоресурсов было привлечено на сумму 591,2 тыс. рублей, из местного бюджета выделено было 90 тыс.рублей, что полностью бы-ло использовано на дорожные работы (6).
Планы по дорожному строительству из-за нехватки техники, рабочей силы, специа-листов мостостроительного дела не всегда выполнялись. Вопросы о ходе дорожных работ регулярно заслушивались на заседаниях исполкома райсовета, районной сессии депутатов трудящихся, где отмечалось на слабое руководство дорожным строительством и недоста-точную требовательность к руководителям колхозов, организаций, сельсоветов.
Впервые документы отдела автомобильного транспорта и шоссейных дорог исполкома Ядринского районного Совета депутатов трудящихся Чувашской АССР за 1933-1955 годы в количестве 67 ед.хр. (49 дел постоянного хранения, 18 дел временного хранения) в Ядринский райархив поступили 11 июля 1960 года и из них сформирован фонд № 111. 15 октября 1960 года по акту документы временного хранения за 1938-1955 годы в количестве 9 ед.хр. выделены к уничтожении. 20 декабря 1961 года по акту выделены к уничтожению 18 дел за 1935-1954 годы. В августе 1985 года проведена переработка документов фонда № 111, в результате выделены к уничтожению 6 дел за 1951-1955 годы, составлены элементы научно-справочного аппарата: титульный лист, оглавление. Из старых инвентарных описей было сформировано одно дело. В фонде числилось 35 дел. Других поступлений и изменений в фонде не было.
В феврале 2013 года проведена работа по переработке описей фонда № 111. Причиной проведения усовершенствования послужили: отсутствие развернутой исторической справки, ранее составленная опись на некачественной бумаге. В ходе переработки дела были пересистематизированы, отредактированы заголовки дел, уточнены их крайние даты, были пересоставлены титульный лист, предисловие. Опись была перепечатана. К фонду № 111 отдела автомобильного транспорта и шоссейных дорог исполкома Ядринского районного Совета депутатов трудящихся Чувашской АССР составлена историческая справка. Старые инвентарные описи за 1933-1955 годы объединены с делом № 35.
Документы в фонде на русском языке, машинописные и рукописные. Документы находятся в неудовлетворительном состоянии, имеются затухающие тексты.
Сведения по истории фондообразователя выявлены из документов самого фонда, фондов БУ «Государственный исторический архив» Минкультуры Чувашии.

Главный специалист-эксперт
Ядринской райадминистрации М.В.Ильина
28.02.2014
____________________________________________
1 - Ядринский районный архив, фонд № 106, опись № 1, д. № 785, л. 47;
2 - БУ «Государственный исторический архив» Минкультуры Чувашии, фонд № 1041, оп.1, д. № 1152, л.250;
3 - Там же, фонд № 1041, оп.1, д. № 1152, л. 253;
4 – Там же, фонд № 1041, оп.1, д. № 1162, л.154;
5 - Ядринский районный архив, фонд № 111, оп. 1, дело № 28, л. 29;
6 - Там же, оп.1, д. № 11, л.л. 39, 40.
Крайние даты документов : 1933-1934, 1936-1937, 1947-1955