Государственный исторический архив
Чувашской Республики
27.04.2011
Магарина Р.Н. Идет охота на волков, идет охота... // Республика. 2011. 27 апреля.
В саду Исторического архива, что находится в центре города Чебоксары, этой зимой не раз видели большую мохнатую сову. Случай редкий, старожилы ближайших домов не могут припомнить подобное. «Мудрая» хищница с боем отвоевывала территорию у местных ворон. Сотрудникам архива удалось даже сфотографировать ночную охотницу с вороной в когтях.

После аномально жаркого лета и полыхавших лесных пожаров ещё осенью в некоторых районах Чувашии частыми гостями стали хищники пострашнее - волки. Газеты писали о случаях нападения волков на домашний скот и даже на людей. С наступлением весны в средствах массовой информации заговорили уже об увеличении численности волков по всей России. «По количеству серых хищников нынешнее время сравнимо лишь с послевоенными годами»,  писала недавно «Независимая газета».

Вернемся к истории. Ещё в середине XIX века в летописном разделе журнала министерства внутренних дел Российской империи публиковались статистические данные о людях, ставших жертвами волков. В Приложении к февральскому номеру журнала за 1854 год описывается такой случай: «В Казанской губернии в селе Аликовы Ядринского уезда государственный крестьянин Федоров на рассвете 11 ноября, услышав хрюканье его свиней и вышедши с женой и сыном, увидел на дворе волка и хотел тут же убить его при помощи своих домашних. Но зверь стал бросаться на них, искусал Федорова в лицо и отгрыз большой палец на левой руке. Жену его укусил в правую щеку, а сына, который схватил было волка за шею, утащил в находившийся поблизости овраг и также изранил. Ярости его подвергся еще и прибежавший на крик их сосед Иванов; волк искусал и у него правую руку, но тут же был убит. Пораненные крестьяне, впрочем, все выздоровели».

У нынешнего поколения представления о природе серого хищника больше связаны с образом мультяшным, скорее с добрым, чем грозным, голосом Анатолия Папанова: «Ну, заяц, погоди!». А для тех, чьё детство было опалено войной, появление волков в селениях – знак тревожный. Известный российский зоолог и знаток охотничьего дела Л.П. Сабанеев больше века назад ещё предостерегал, что бурное размножение волка «имело место только в периоды упадка народного благосостояния, в эпоху общественных бедствий и войн по преимуществу, как роковое и неизбежное последствие всякой неурядицы...»

Волки во время войны бродили в наших краях стаями. Об этом рассказывал и мой отец. Девятилетним мальчишкой ночью в поле он пас коней и оказался в окружении волков. Другую историю поведала бабушка коллеги. Во время войны она, молодая женщина - мать троих детей, запрягла колхозного коня и направилась в ближайший Карабашевский лес за дровами. Погруженная в тяжелые мысли, даже не смотрела по сторонам, как вдруг конь захрапел и встал. Женщина подняла голову и увидела следующую картину. Впереди коня уселись пятеро волков, посередине  самый матёрый. Реакция деревенской женщины оказалась совершенно неожиданной: нет, чтобы испугаться  женщина стала громко ругаться. Как будто усталость от непосильного труда, недосыпаний, тревог и страхов вылилась через край, и её будто прорвало: «Муж на войне, неизвестно, вернется ли... Малые дети голодные дома одни... А вы хотите разодрать колхозного коня, меня посадить в тюрьму, детей оставить сиротами?!» Наступила зловещая тишина. Волки неподвижно сидели и глядели на свою жертву. Потом вожак встал, повернулся неторопливо и направился в сторону леса. Остальные - за ним. Женщина галопом помчала коня в обратном направлении, домой.

Эта история закончилась благополучно, если не учитывать тот факт, что от пережитого стресса женщина на несколько дней потеряла дар речи.

В военное и послевоенное время истребление волков считалось делом государственной важности, поскольку они наносили громадный ущерб народному хозяйству. Занималось этим Управление по делам охотничьего хозяйства при Совете Народных Комиссаров, образованное в 1944 году. Райисполкомы, председатели колхозов, заготовительные организации обязаны были оказывать всемерную и постоянную помощь охотникам. В марте 1945 года было создано Чувашское охотничье общество, основной задачей которого было «объединение охотников и вовлечение их в охотничий спорт с целью подготовки опытных стрелков и привития навыков культурного ведения охотничьего хозяйства» для усиления борьбы с хищниками. 13 апреля 1945 г. Совнарком Чувашской АССР принял постановление «О мероприятиях по истреблению волков в 1945 г.», которым поставил задачу решительного усиления борьбы с волками.

Заметим, параллельно совершенствовались правила ведения охоты на территории республики. Для охраны охотофауны и усилении борьбы с браконьерством был создан институт общественных инспекторов из лучших охотников и активных промысловиков – спортсменов-любителей. В качестве поощрения Управление по делам охотничьего хозяйства выплачивал им премии в размере 50% от суммы взысканного с нарушителя штрафа.

В 1944-1945 гг. охотники за сданные государству шкуры волков отоваривались продовольственными и промышленными товарами. С апреля 1945 года правительство установило выдачу премий: за каждого убитого волка  300 рублей и за каждого волчонка - 150 рублей. С 1 января 1952 размеры премий и за тех, и за других стали по 300. Существовала целая система поощрений для охотников-волчатников. За уничтоженное логово волчат и убитую волчицу, например, колхозам было рекомендовано премировать охотника телкой в возрасте до одного года, а за каждую тройку волчат - ягненком. Также поощрялось и указание места обитания зверя. Колхозники, занимающиеся охотничьим промыслом, на период зимнего охотничьего сезона освобождались от всех других работ. Согласно постановлению правительства в республику завозились охотобоеприпасы, волчьи капканы и даже охотничьи собаки.

В архивных документах имеется следующая статистика: за 1944 год уничтожено 130 волков, за 9 месяцев 1945 г.  250, 1951 г.  164.

Наиболее эффективным считался способ истребления волков выводками в логовах. В «Красной Чувашии» от 9 мая 1945 года была помещена статья, подписанная начальником Управления по делам охотничьего хозяйства при Совете Народных Комиссаров Чувашской АССР А.П. Кругловым, в которой подробно описывались методы борьбы с волками: «Волчицы обычно щенятся в конце апреля и в мае, принося от 6 до 10 волчат. Через полгода волчата уже превратятся в сильных молодых хищников и вместе со старыми волками начнут охоту на колхозные стада. Важно не дать волчатам подрасти, а уничтожить их еще в гнездах, причем сразу в большом количестве и иногда вместе с волчицей».

В статье указывается, что наиболее эффективна охота на волков в весенний и летний период. Далее дается детальный инструктаж для охотника, который содержит весьма любопытную, иногда даже научную информацию:

«Волчьи логова следует искать в лесных чащобах и оврагах. Не посещаемых людьми, в расселинах каменных пород, в степи с густой растительностью, в тростнике и густых зарослях, окаймляющих озера и реки. Логово обычно находится вблизи от водоема, к которому есть скрытые подступы. Выбрав место, волки оседают на нем до полного взматерения выводка. Волчица не роет норы, а пользуется природными условиями и иногда устраивает логово в барсучьей или лисьей норе, предварительно расширив ее.

Найдя логово, не следуют тратить времени на поиски в этом же месте второго: каждый волк имеет свой определенный район и оберегает его от других волков. Ознакомившись с участком, охотник должен сделать обход в росистое утро после восхода солнца. В это время волк обычно находится после ночной охоты около логова и след его на росистой траве хорошо заметен. Необходимо также обследовать водоемы, где волк утоляет жажду: по волчьему следу от водоема нетрудно отыскать логово.

Охотник должен всегда иметь наготове ружье, так как не исключены случаи встречи у логова с волчицей. Подходить к укрытию лучше всего вдвоем, чтобы один человек прошел мимо и сделал выходной след. Охотник должен вести себя у логова осторожно, не шуметь, ничем не выдавать своего присутствия. Лучшим способом уничтожения волчицы является подкарауливание ее, причем наиболее удобное место для засады - на дереве».

Некоторые подвергают сомнению то, что волк может представлять угрозу для человека. Истребление волков, по мнению специалистов, может нарушить равновесие в лесном сообществе, где волк выполняет роль санитара леса, очищая его от больных и слабых особей.

Согласна я и с мнением народного писателя Чувашии М. Юхмы (мой сын-школьник плакал, читая его повесть «Шур Çамка») о том, что животный мир республики не так богат, его нужно беречь, в том числе и волков. Но следует учесть и другое мнение. Ученый-охотовед М.П. Павлов, отдавший многие годы изучению этих хищников, считал: «Забывать, каким в действительности был волк в далеком и недалеком прошлом, и каким он может стать при неправильном отношении к нему, будет не только грубой, но и опасной ошибкой, таящей большую беду».


Р.Н. Магарина