Государственный исторический архив
Чувашской Республики
13.01.2012
Питернова В.Ф. Быть хозяином непросто // Советская Чувашия. 2012. 13 января.
В конце 1906 года в России началась столыпинская аграрная реформа, предоставляющая каждому крестьянину право закрепить землю в частную собственность, выделиться на хутор. В чувашском крае эта реформа шла с трудом в связи с общинными традициями, выделение отрубов и хуторов было затруднено общинными традициями. Местные власти вели агитацию в деревнях, устраивали для крестьян выставки, экскурсии в другие губернии, пытаясь доказать преимущества хуторских и отрубных хозяйств. 

10 июня 1911 года Чебоксарское уездное земское собрание приняло постановление об открытии практической школы сельского хозяйства, которая должна была представлять собой «образец показательного хуторского хозяйства, способствующего хуторскому расселению крестьян, укреплению земли отрубными участками, и готовить культуртрегеров этого хозяйства для уезда». В уставе учебного заведения было подчеркнуто, что школа призвана способствовать «развитию в питомцах таких качеств, как любовь к природе, привязанность к сельской жизни и обстановке, уважение к сельскохозяйственному труду и вера в полезность этого труда».

Средства для школы выделили Главное управление землеустройства и земледелия России и Чебоксарское земство. Место – в 7 верстах от Чебокса, «в квартале № 9 Карачуринско-Шахчуринской дачи Чебоксарского лесничества». Уже весной 1911 года хуторские участки (около 29 десятин) были засеяны рожью, овсом, картофелем, викой. До приема учеников на полях работали наемные крестьяне из близлежащих деревень Карачуры, Кошкино и других. В 1911-1912 годах шло интенсивное строительство. Были построены деревянное одноэтажное здание школы с квартирами для заведующего и его помощника, хозяйственные постройки: скотный сарай, амбары, каменный ледник с напогребницей и др.

В штате школы были управляющий, его помощник (инструктор), законоучитель, сторож, кухарка, коровница. Первым управляющим школой работал агроном Чебоксарской уездной управы Эрнст Мартынович Цилит. Он сделал многое: под его наблюдением шло строительство, он приобрел в Симбирской губернии и привез на пароходе 3 лошадей, из Вятской губернии – породистых поросят, кур, кроликов, из Казани - сельскохозяйственные орудия, инвентарь, мебель. В 1913-1915 годах школу возглавлял Иван Иванович Вальдман, уроженец Лифляндской губернии, «окончивший гимназию и сельскохозяйственные курсы в С.Петербурге». По отзывам учеников, он проводил интересные занятия. С июня 1915 года школой управлял уездный агроном К.Н. Ильин, после него – П.В. Топоров.

Курс учения продолжался 2 года, состоял из теоретических и практических занятий. В программе были землемерие, растениеводство, почвоведение, сельхозмашины и орудия, животноводство, молочное хозяйство, садоводство, пчеловодство, ознакомление с приемами ведения сельского хозяйства в других странах, повторялись с некоторыми дополнениями Закон Божий, арифметика. Уроки в классах проводились с 1 октября по 20 декабря, с 10 января по 1 апреля. Практические занятия на земельном участке и ферме велись в течение всего года ежедневно, кроме праздничных дней, в зимнее – по 7 часов, в летнее – по 12 часов в день. Теоретические занятия вел управляющий школой, практические – инструктор. Но они иногда пропускали уроки. В документах указывалось, что «на них лежит достаточное количество административных и хозяйственных обязанностей, отдаться целиком преподавательской работе они не могут». В 1915 году земство наметило прием преподавателя спецдисциплин, но подходящей кандидатуры найти не удалось.

«Для попечения о благосостоянии школы» избирался попечитель. Он заботился о нуждах заведения, следил за правильным ведением дел в нем. В 1915 году Чебоксарское уездное земское собрание избрало попечителем практической школы сельского хозяйства председателя земской управы Л.В. Эннатского.

Школа была рассчитана на 20 учащихся. Принимались лица от 15 до 25 лет, преимущественно из крестьян, окончивших сельское училище. Они обеспечивались общежитием, учебными пособиями, одеждой и питанием. В документах отмечено: « Ученики пользуются готовым платьем, причем на год выдается каждому из них по 3 блузы, 3 брюк, 2 фуражки и 1 шапка, на 2 года - сапоги кожаные, 2 пары валенок, ремень с пряжкой, 1 полушубок черной дубки». В первое время желающих учиться в хуторской школе было довольно много, брали лучших, по рекомендациям учителей. Так, в числе первых учеников школы были выпускники Акулевского двухклассного училища Павел Константинов и Иосиф Михайлов, принятые по рекомендации их учителя А.Н. Тогаева, впоследствии видного чувашского композитора и хорового дирижера. Когда началась Первая мировая война, условия жизни ребят ухудшились, часть учеников была призвана в армию.

Выдержавшие выпускные экзамены учащиеся получали свидетельства об окончании школы. Особо отличившимся давали награды – книги по сельскому хозяйству, сельхозорудия, семена и другие продукты сельского хозяйства. Выпускники могли всегда пользоваться советами администрации школы при ведении собственного хозяйства, имели преимущества при снабжении улучшенным посевным материалом.

Несмотря на большие усилия, превратить сельскохозяйственную школу в образцовое хуторское хозяйство не удалось. В документах отмечено, что и полеводство, и животноводство в школе находятся в самых невыгодных условиях. Причины - истощенная земля, отсутствие естественных лугов для кормопроизводства, нехватка средств и хороших специалистов. Тем не менее определенные результаты были. В полевом хозяйстве вводились севообороты. Земство выделяло деньги на приобретение улучшенных семян зерновых и корнеплодов, сельхозорудий, искусственных удобрений, наем поденщиков, поскольку силами учеников невозможно было выполнить все работы. В годы войны здесь работали также и беженцы. Большое внимание уделялось разведению скота. К 1917 году на ферме содержались 26 коров (тирольской и местной пород), несколько свиней йоркширской породы, 70 кроликов, племенные куры, 9 семей пчел. Молоко отправлялось в земскую больницу, а также шло на маслоделие и в школьное хозяйство. Масло приготовляли двух сортов – «сладко-сливочное» и «парижское» – и сбывали в городе. Хуторская школа получала также доход от продажи поросят, племенных яиц.

На снимке: Группа учеников и администрация практической школы сельского хозяйства Чебоксарского уезда. 1916/1917 учебный год



В.Ф. Питернова
Газета «Советская Чувашия». – 2021. – 13 января. – № 3.