Государственный исторический архив
Чувашской Республики
Трудовой подвиг в тылу (о строительстве Сурского и Казанского оборонительных рубежей)

2021 год в Чувашской Республике - Год, посвященный трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей

Вторжение гитлеровской Германии, начавшееся в июне 1941 г., потребовало от высшего политического и военного руководства СССР, всех государственных, общественных, центральных и местных органов управления решительных мер, чтобы остановить натиск врага. Важнейшей задачей времени было сооружение многочисленных оборонительных рубежей в прифронтовых районах и в глубине страны.

К осени 1941 г. стало очевидно, что оборонительные укрепления крайне необходимы. В начале войны десятки городов (Гродно, Вильнюс, Каунас и др.) были захвачены немцами в короткие сроки во многом из-за отсутствия оборонительных укреплений. Кроме того, опыт первых оборонительных фронтовых операций показал, что без подготовленных заранее рубежей остановить наступление стратегических группировок противника невозможно[1]. К декабрю 1941 г. строилось более 10 тыс. километров тыловых сооружений, оборонительные обводы создавались вокруг 100 крупных городов.

В условиях недостатка материального обеспечения и времени внушительные масштабы фортификационных работ не могли быть осуществлены лишь силами армейских саперных и инженерных частей – к работам активно привлекалось местное население.

На территории Чувашской АССР прошли линии двух оборонительных рубежей – Сурского и Казанского. В соответствии с указанием ГКО от 16 октября 1941 г. СНК Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) приняли постановление, согласно которому было необходимо «мобилизовать с 28 октября 1941 года для проведения работ по строительству на территории Чувашской АССР Сурского и Казанского оборонительных рубежей население республики не моложе 17 лет, физически здоровых»[2].

Рубежи возводились для защиты крупнейшего в округе промышленного центра – Казани. Согласно утвержденной схеме, линия сооружений проходила по территориям Марийской, Чувашской, Мордовской и Татарской автономных республик, Пензенской области. Сурский оборонительных рубеж проходил от с. Засурское Ядринского района мимо д. Пандиково Красночетайского, с. Сурский Майдан Алатырского районов до границы Чувашской АССР. Оборонительный рубеж «Казанский обвод» проходил от Звениговского затона Марийской АССР через с. Октябрьское, д. Шоркистры и Арабоси Урмарского района Чувашской АССР до границы Татарской АССР у сел Янтиково и Можарки[3]. Их общая длина в республике составила примерно 380 км.

Для работы было организовано 6 участков военно-полевых строительств (ВПС). Четыре по Сурскому оборонительному рубежу с центрами в городах Ядрин, Шумерля, Порецкое, Алатырь и два на Казанском направлении в с. Октябрьское и с. Янтиково[4]. Районы прикреплялись к определенным ВПС с прорабскими участками, начальниками которых назначались председатели райисполкомов и секретари райкомов ВКП(б). Техническое руководство осуществляли военные инженеры 11-го и 12-го армейских управлений Главоборонстроя Наркомата обороны СССР[5]. Привлекались и местные кадры, в частности, начальник строительства Чебоксарского завода № 320 (в настоящее время Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева) Еремин[6].

На всех участках были организованы передвижные госпитали-изоляторы, врачебные пункты, санэпидемические и дезинфекционные отряды, состоящие из медицинских работников, снабженных медикаментами и перевязочными материалами.

Постановлением особого заседания Совнаркома и бюро обкома ВКП(б) от 28 октября 1941 г. предусматривалось мобилизовать на строительство 171450 рабочих и 13660 конных. Каждый район должен был обеспечить своих рабочих инвентарем: лопатами, кирками, ломами, кувалдами, пилами, тачками, носилками и пр. На строительство направлялось 226 колесных и 77 гусеничных тракторов, 5 экскаваторов. Принимались меры по обеспечению рабочих необходимым строительным материалом (инструментами, лесом, цементом, кирпичом и т.д.). «Разместить население в окружающих селениях, бараках, зданиях лесных и других организаций, а на недостающую площадь построить землянки. Обеспечить питанием за счет колхозов, организовать котлопункты…» – отмечалось в документах[7].

Ежедневно в строительстве участвовало в среднем 85 тыс. человек, в отдельные периоды эта цифра поднималась до 110 тыс. человек. На деле наладить работу такого количества человек и обеспечить их стройматериалами и инструментами оказалось очень сложно. Пришлось в срочном порядке организовать производство всего необходимого на месте. Чувашстройтрест приступил к изготовлению железобетонных колпаков для пулеметных дзотов, различные артели поставляли топорища, черенки лопат, рукавицы, лапти, деревянные ложки и миски. В Мариинско-Посадском и Чебоксарском районе добывали бутовый камень, по всей республике заготавливали лес.

Работа велась без единого выходного дня за все время строительства, не прерываясь и в самые сильные морозы, доходившие в отдельные дни до –40º. Отдаленность рубежа, его слабая населенность затрудняли размещение людей и осложняли доставку продовольствия и фуража. Люди работали в тяжелейших условиях, вручную ломом или лопатой выкапывая мерзлую землю. Остро ощущалась нехватка теплой одежды, предметов первой необходимости. Во время работы особенно быстро изнашивалась обувь. Для решения проблемы, по просьбе мобилизованных, была организована торговля лыком и лаптями. На строительстве прилагались большие усилия для обеспечения людей горячим питанием, хотя далеко не всем колхозам удавалось справиться с этой задачей. Многие не выдерживали. Работая вдали от семей, беспокоились о родных на фронте, что порой подталкивало к дезертирству.

Однако большинство мобилизованных трудились самоотверженно. В течение ноября 1941 – января 1942 гг., невзирая на погоду и отсутствие техники, вручную было выкопано около 5 млн кубометров грунта, возведено большое количество сооружений из дерева, камня и земли. На строительстве оборонительных сооружений организовывались социалистические соревнования; рабочие обменивались опытом; передовые участки, бригады, звенья и отдельные рабочие поощрялись премиями. Известны случаи, когда при дневной норме 3 кубометра в день ее перевыполняли в несколько раз[8].

Строительство «Казанского обвода» на территории Чувашии было закончено в феврале 1942 г., Сурского рубежа – в середине июня 1942 г., но это не значило, что работа на оборонительных линиях была завершена. Для их охраны были организованы 3 комендатуры. В первое время охрану осуществляли конно-велосипедные войска, позднее участки были закреплены за сельсоветами и колхозами. Весной 1942 г. на очистку и уборку лесных площадей, оставшихся после рубок, было мобилизовано свыше тысячи человек. В июне-июле для ремонта и восстановления оборонительных сооружений, пострадавших от паводка потребовалось 5345 человек и 255 лошадей[9]. Помимо этого, были предусмотрены меры по зимнему содержанию и весеннему ремонту в 1943 г.

В соответствии с директивой Военного совета Приволжского военного округа от 5 марта 1944 г. № 0385 дальнейшая охрана и поддержание в порядке тыловых оборонительных сооружений на территории Чувашской АССР были прекращены[10]. Дзоты, убежища, бараки и землянки, пригодные под овощехранилища или полевые станы, рекомендовалось передать колхозам, остальные разобрать, а материалы расходовать на нужды народного хозяйства.

Создание оборонительных рубежей вокруг городов и других населенных пунктов стало поистине всенародным делом. В Чувашии в течение 1941–1944 гг. к их строительству и дальнейшему поддержанию привлекались десятки тыс. человек. Это был настоящий народный подвиг, проявившийся в единстве армии и гражданского населения. Ценой неимоверных человеческих усилий рубежи были построены в кратчайшие сроки, но, к счастью, никогда не послужили прямому назначению.



[1] Земсков В.Н. Народный подвиг на строительстве оборонительных рубежей в 1941 – 1943 годах // Политическое просвещение, 2014. № 3(80). С. 101.

[2] ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 23. Д. 6. Л. 128.

[3] В тылу как на фронте: документы, воспоминания, статьи // сост. Ф.Н. Козлов. Чебоксары, 2015. С. 4.

[4] ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 23. Д. 6. Л. 133.

[5] Питернова В.Ф. На рубеже обороны – одни колхозники // Советская Чувашия. 2005. 22 апреля.

[6] ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 23. Д. 6. Л. 129.

[7] Там же.

[8] ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 11. Д. 22. Л. 43.

[9] Питернова В.Ф. На рубеже обороны – одни колхозники // Советская Чувашия. 2005. 22 апреля.

[10] ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 14. Д. 17. Л. 22.


ДОКУМЕНТЫ ИЗ ФОНДОВ 

ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО АРХИВА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ:

1. Постановление особого заседания Совнаркома Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) «Об организации и проведении работ по возведению на территории Чувашской АССР Сурского и Казанского оборонительных рубежей» от 28 октября 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 23. Д. 6. Л. 128–130).

 

2. Разверстка на рабочую тягловую силу по районам Чувашской АССР из Приложения № 1 к Постановлению особого заседания Совнаркома Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) «Об организации и проведении работ по возведению на территории Чувашской АССР Сурского и Казанского оборонительных рубежей» от 28 октября 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 23. Д. 6. Л. 133–133 об.).

 

3. Список ВПС и границ между ними из Приложения № 4 к Постановлению особого заседания Совнаркома Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) «Об организации и проведении работ по возведению на территории Чувашской АССР Сурского и Казанского оборонительных рубежей» от 28 октября 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 23. Д. 6. Л. 134).

4. Приказ по Военно-полевому строительству № 6 о результатах работы за 15-20 ноября 1941 г. от 20 ноября 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 11. Д. 22. Л. 88).

5. Обращение 11-го Армейского управления оборонительных работ НКО СССР в СНК Чувашской АССР об обеспечении привлеченных к оборонительным работам продовольствием и хозяйственными предметами первой необходимости от 22 ноября 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 11. Д. 22. Л. 28).

6. Приказ по Военно-полевому строительству № 6 о результатах соревнования за последнюю декаду ноября 1941 г. от 1 декабря 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 11. Д. 22. Л. 91).

7. Сообщение председателя Совнаркома Чувашской АССР А.В. Сомова заместителю начальника 11-го управления Главоборонстроя НКО СССР Баринову об обеспечении занятых на строительстве оборонительных сооружений продуктами питания от 16 декабря 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 11. Д. 22. Л. 23).

8. Доклад о состоянии ремонтно-восстановительных работ в тыловых оборонительных рубежах, расположенных на территории Чувашской АССР от 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–11. Оп. 10. Д. 58. Л. 254–256).

9. Постановление особого заседания Совнаркома Чувашской АССР «Об организации охраны сооружений оборонительных рубежей» от 5 января 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 23. Д. 9. Л. 1).

10. Постановление Совнаркома Чувашской АССР «О денежном премировании участников строительства Сурского оборонительного рубежа» от 20 февраля 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 19. Д. 13. Л. 235). 

11. Телеграмма начальника 12-го армейского управления оборонительных сооружений Леонюка Наркому внутренних дел Берия о завершении строительства рубежей от 21 января 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 11. Д. 52. Л. 5).

12. Сведения о состоянии оборонительного рубежа после весеннего половодья и снеготаяния от 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–11. Оп. 10. Д. 58. Л. 217).

13. Акт приема-сдачи конструкций Сурского полевого оборонительного рубежа от 12-го Армейского Управления ГУОС НКО от 21 февраля 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–11. Оп. 10. Д. 58. Л. 68).

14. Приказ по Военно-полевому строительству № 7 о результатах работ и премировании работников за третью декаду ноября 1941 г. от 1 декабря 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 11. Д. 22. Л. 49).

15. Телефонограмма начальника ВПС № 4 Ю.Я. Еремина председателю Совнаркома Чувашской АССР А.В. Сомову, секретарю Чувашского обкома ВКП(б) И.М. Чарыкову и начальнику 12-го Армейского управления Главоборонстроя Леонюку о недостатке рабочей силы и причинах невыхода людей на работу от 13 декабря 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 11. Д. 22. Л. 97).

16. Инструкция по охране и поддержанию в состоянии боевой готовности сооружений Сурского полевого оборонительного рубежа от 9 марта 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–11. Оп. 10. Д. 58. Л. 74–75).

 

17. Перечень местных органов власти, ответственных за охрану и поддержание в состоянии боевой готовности сооружений Сурского полевого оборонительного рубежа от 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–11. Оп. 10. Д. 58. Л. 69–71).

  

18. Акт приемки Сурского укрепленного рубежа в пределах Ядринского района Чувашской АССР от 17 февраля 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–1586. Оп. 2. Д. 2. Л. 2–4).

  

19. Докладная записка о состоянии оборонительного рубежа в Шумерлинском и Красночетайском районах Чувашской АССР от 6 мая 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–11. Оп. 10. Д. 58. Л. 140).

20. Постановление особого заседания Совнаркома Чувашской АССР «О мобилизации рабочей и тягловой силы для восстановления тылового оборонительного рубежа» от 3 июня 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 23. Д. 9. Л. 162–163).

 

21.  Заявка на потребное количество продовольственных продуктов для снабжения полевых рабочих 11-го Армейского Управления оборонительных работ НКО СССР по Чувашской АССР на декабрь 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–203. Оп. 11. Д. 22. Л. 34).

22. Сообщение Наркомата местной промышленности Чувашской АССР в Совнарком Чувашской АССР о перевыполнении плана производства строительных скоб на 1 декабря 1941 г. от 4 декабря 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 11. Д. 22. Л. 17).

23. Постановление Совнаркома Чувашской АССР «О передаче тракторов, железных бочек МТС на временное пользование Управлению ВПС № 7» от 20 ноября 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 23. Д. 6. Л. 196).

24. Заявка на потребное количество фуража-овса для снабжения транспорта 11-го Армейского управления оборонительных работ НКО СССР по Чувашской АССР на ноябрь 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 11. Д. 22. Л. 36).

25. План выделения рабочей силы пеших и конных для проведения оборонительных мероприятий из колхозов Красночетайского района от октября 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-823. Оп. 7. Д. 13. Л. 24-24 об.).

 

26. Сообщение начальника 12-го Армейского управления Главоборонстроя Ф.А. Леонюка председателю Совнаркома Чувашской АССР А.В. Сомову о выделении Чувашской АССР 50 тракторов на оборонительные работы сроком на 30 дней от 9 декабря 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 18. Д. 125. Л. 211).

27. Постановление особого заседания Совнаркома Чувашской АССР «О форсировании производства пулеметных железобетонных колпаков для Сурского оборонительного рубежа» от 16 декабря 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 23. Д. 6. Л. 340-341).

 

28. Постановление особого заседания Совнаркома Чувашской АССР «О передаче первого этажа по улице Заводская, 14 12-му Армейскому управлению Главоборонстроя Наркомата обороны СССР» от 4 декабря 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 23. Д. 6. Л. 260).

29. Копия постановления Совнаркома Чувашской АССР «О ходе выполнения исполкомами Канашского райсовета и горсовета постановления Совнаркома Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 28 октября 1941 г. № 93-с» от 6 декабря 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-823. Оп. 7. Д. 12. Л. 78-78 об.).

 

30. Сообщение начальника транспорта военно-полевого строительства № 2 Анишкова в исполком Шумерлинского райсовета о высылке лошадей от 2 ноября 1941 г.(ГИА ЧР. Ф. Р-832. Оп. 4. Д. 11. Л. 11).

31. Обращение заместителя начальника 11-го Армейского управления оборонительных работ Наркомата обороны СССР Баринова к председателю Совнаркома Чувашской АССР А.В. Сомову с просьбой об обеспечении бесперебойным снабжением мяса и жиров на строительстве рубежей от 25 декабря 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 11. Д. 22. Л. 107).

32. Сообщение начальника 11-го Армейского управления оборонительного строительства Наркомата обороны СССР Шикторова председателю Совнаркома Чувашской АССР А.В. Сомову о назначении своего представителя на военно-полевое строительство по Чувашской АССР М.М. Шлейфера от 15 декабря 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 18. Д. 115. Л. 6).

33. Протокол заседания исполкома Порецкого сельсовета депутатов трудящихся Порецкого района Чувашской АССР о проведении мобилизации населения на выполнение особо строительных работ от 30 октября 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-828. Оп. 5. Д. 95. Л. 33-33 об.).

 

34. Список сторожей и коменданта по охране оборонительных сооружений на территории р. Суры Кувакинского района Чувашской АССР от 15 января 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-821. Оп. 3. Д. 2. Л. 3-3 об.).

 

35. Докладная записка лейтенанта Н.М. Кондакова военкому Чувашской АССР А.В. Геркину о состоянии оборонительных рубежей в Урмарском районе Чувашской АССР на 4 мая 1942 г. от 7 мая 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р–11. Оп. 10. Д. 58. Л. 142).

36. Спецсообщение начальника Чувашского управления лесоохраны и лесонасаждений Васильева заместителю председателя Совнаркома Чувашской АССР В.Г. Григорьеву о нарушении использования лесного фонда для нужд военно-полевого строительства от 18 декабря 1941 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 11. Д. 22. Л. 104-104 об.).

 

37. Выдержка из протокола заседания исполкома Ердовского сельского Совета депутатов трудящихся Мариинско-Посадского района Чувашской АССР о высылке людей на строительство ВПС от 16 января 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-1120. Оп. 2. Д. 34. Л. 32).

38. Акт осмотра оборонительного рубежа, находящегося под охраной Иваньково-Удельновского сельсовета и колхоза «Победа» Алатырского района Чувашской АССР от 27 мая 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 11. Д. 40. Л. 234-234 об.).

 

39. План мобилизации рабочей и тягловой силы на восстановительно-ремонтные работы тыловых оборонительных рубежей, проходящих по территории Чувашской АССР, от 3 июня 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 23. Д. 9. Л. 164).

40. Распоряжение заместителя командующего войсками Московского военного округа П.А. Артемьева, члена Военного совета К.Ф. Телегина и начальника Инженерных войск Московского военного округа С.А. Чекина председателю Совнаркома Чувашской АССР А.В. Сомову о необходимости повышения объема работ по форсированию восстановительных работ на оборонительных рубежах на территории Чувашской АССР от 4 июня 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 11. Д. 40. Л. 258).

41. Сведения о количестве пешей и конной силы на работы по ремонту тыловых оборонительных сооружений на 16 июня 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-203. Оп. 11. Д. 63. Л. 55).

42. Сообщение начальника 20-й комендатуры тылового оборонительного рубежа Наркомата обороны СССР старшего лейтенанта Гамонова военкомату Ядринского района Чувашской АССР о производственных работах на оборонительном рубеже и количестве работающих от 22 июня 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-1586. Оп. 2. Д. 2. Л. 49).

43. Отчет начальника инженерной службы П.Ф. Толстихина о перечне и количестве сооружений, находящихся на Сурском полевом оборонительном рубеже в пределах от Васильсурска до ст. Шумерля, от июня 1942 г. (ГИА ЧР. Ф. Р-11. Оп. 10. Д. 58. Л. 182).