17.11.2022
Как реставрируют документы прошлых лет? Раскрываем секреты профессии из уст молодого сотрудника

Первоочередной задачей любого архива является сохранение документального наследия прошлого. К сожалению, любой материальный предмет так или иначе подвергается воздействию внешних факторов, несет свой отпечаток времени и проживает собственную «жизнь». Можно с уверенностью сказать, что документы, как и люди, тоже болеют. Поэтому так необходимо им своевременно пройти полный курс лечения, который проводится руками реставратора.

Об очень ответственной и непростой работе сегодня расскажу Вам я – молодой специалист отдела реставрации и страхового копирования документов Государственного исторического архива Чувашской Республики Вера Кудряшова.

Первое мое впечатление о профессии: «Какая интересная и в то же самое время сложная работа стоит перед реставратором. Ведь именно руками реставратора сохраняется прошлое наших предков для будущих поколений!».

Стоит отметить, что главными принципами работы с такими хрупкими носителями истории, как бумага, является восстановление и улучшение внешнего вида, а также консервация документа. Сам процесс и время выполнения реставрации очень кропотливый и зависит от степени повреждений. Теперь по порядку.

В первую очередь новичок, приступая к работе, ознакомляется с нормативно-правовыми и методическими документами. В нашем учреждении к ним относятся: Устав архива, Положение об отделе, должностная инструкция, Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях (Москва, 2020), методические пособия «Реставрация документов на бумажных носителях» (Москва, 1989), «Обеспечение сохранности архивных документов на бумажной основе» (Москва, 2003), «Памятка по реставрации документов на бумажной основе с незначительными разрушениями носителя» (Оренбург, 2016) и др.

В основной набор инструментов реставратора входят кисточки разных размеров, скальпель, ножницы, линейка, карандаш, перчатки, шило, иголка, нитка, клей КМЦ, марля, микалентная и корешковая бумага. Микалентная и корешковая бумага обладает термопластичными свойствами, улучшенной регулярной микропористой структурой, что обеспечивает более интенсивное проникновение воздуха и растворов клеев. Благодаря своей влагопрочности под воздействием рабочих инструментов бумага не подвергается сильному расслоению и не деформируется.

Азам профессии меня учит мой наставник, самый опытный и с большим стажем работы сотрудник – главный архивист Марина Васильевна Порфирьева. Она помогла мне подобрать первое дело, которое я начала восстанавливать. Им оказалась метрическая книга о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1828–1835 гг. из фонда «Спасо-Преображенская церковь Ядринского уезда Казанской губернии с. Хочашево» (Ф. 437).

Перед тем как приступить непосредственно к реставрационным работам, первым делом необходимо провести обеспыливание документа. Для этого используется ручной пылесос, но сперва архивное дело необходимо расшить, проверить нумерацию листов и подготовить клей. Мы используем хорошо зарекомендованный бесцветный, растворимый в воде клей КМЦ, не имеющий запаха. Густой клей применяется для приклеивания корешков, а более водянистый – для закрепления карандашных текстов, приклеивания тонких реставрационных бумаг и укрепления ослабленной основы документов. Недопустимо использование при реставрации документов клеев ПВА, канцелярского, силикатного и др.

Следующий этап: удаление с бумаги поверхностного загрязнения сухой кистью, разглаживание листов так, чтобы не было никаких изгибов. Далее отрезаем микалентную бумагу нужного размера и заклеиваем ее на месте повреждения. Хочу отметить, что реставрационную бумагу стараемся, по возможности, наклеивать с оборотной стороны листа, не закрывая текст документа. Клей наносим тонким слоем небольшой плоской кисточкой с натуральной щетиной, марлей разглаживаем заклеенную бумагу от центра к краям по направлению волокон бумаги. Особой корешковой бумагой наращиваем корешок. После всех поделенных операций необходимо высушить листы, для этого кладем их на сушильную сетку. Дело, которое я восстанавливала, имело 312 листа, и с каждым я проделала такую работу.

Последним этапом идет подрезание ненужных краев листа и отпресовка для устранения заломов. Как правило, по времени это занимает один день. После этого берем в руки шило, нитки и иголку, чтоб подшить готовые листы в обложку. Оказывается, подшивать в первый раз – нелегко.

Реставрируя архивные документы, я поняла, что должна знать весь процесс реставрации от начала и до конца, от расшивки до переплета, внимательно и творчески подходить к каждому листу, независимо от сложности.

Хочу сказать, что я довольна своей проделанной работой. Вдвойне приятно, что отреставрированный документ обрел новую жизнь!

 

В.Н. Кудряшова

58-07-66 доп. 107