17.01.2023
В поисках солдата Первой мировой…

С чего нужно начать поиск своего предка – участника Первой мировой войны? Ответ на этот вопрос пытались найти ученики МАОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары. О нюансах работы с генеалогическими документами им рассказал ведущий архивист отдела публикации документов Государственного исторического архива Чувашской Республики Александр Семенов.

Знакомство с учреждением началось со «святая святых» – архивохранилища. Заместитель директора Валентина Харитонова рассказала гостям об условиях хранения дореволюционных фондов.

После экскурсии восьмиклассникам были продемонстрированы посемейные списки и метрические книги. Посемейные списки позволяют увидеть состав семьи: мужа, жену и их детей. Метрические книги содержат сведения о рождении, бракосочетании и смерти предков. Гимназисты заинтересовались практической работой с путеводителем по фондам архива и попытались найти участников Первой мировой войны.

В ходе практической работы с архивными документами, юные исследователи убедились, что прежде чем обращаться в архив, необходимо провести опрос всех родственников: родителей, бабушек и дедушек, их братьев и сестер. Для начала необходимо узнать откуда тянутся их «корни» – из какой деревни они происходят и к какому селу (приходу какой церкви) относилась деревня. Следующий этап – это работа с путеводителем по фондам Государственного исторического архива Чувашской Республики и другим справочным материалам, прежде всего – по фондам церквей. Далее предстоит кропотливый поиск предков в метрических книгах и посемейных списках…

Если мы хотим узнать боевой путь своего предка – участника Первой мировой войны (где оборонялся полк, в котором он служил и т.д.) придется обращаться в Российский государственный военно-исторический архив. В нашем архиве по данной проблематике – для начала – следует изучить фонды уездных по воинской повинности присутствий: Алатырское (Ф. 308), Цивильское (Ф. 310), Чебоксарское (Ф. 311), Ядринское (Ф. 312); а также – фонды управлений уездных воинских начальников: Алатырское (Ф. 304), Цивильское (Ф. 305), Чебоксарское (Ф. 306), Ядринское (Ф. 307).

Подобные встречи со школьниками помогают вовлечь их в научно-исследовательскую деятельность по изучению истории своей семьи.


А.А. Семенов

62-14-95