22.03.2023
Педагог – это призвание души

«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь».

М. Квинтилиан


В современном мире множество разных и интересных профессий. Мне с самого раннего детства знакома профессия педагога. Она близка мне, потому что в моей семье педагогом была моя мама – Васильева Тамара Николаевна.

Тамара Николаевна родилась в тяжелое военное время 1 сентября 1944 г. в д. Сарадакасы Чебоксарского района Чувашской АССР в многодетной семье. Она вспоминала, что отец Казанков Николай Никитич очень хотел, чтобы дети не голодали, поэтому в 1950-е гг. перевез семью в Чебоксары. Несмотря на тяготы послевоенного времени, в этой худенькой, небольшого роста девочке жило сильное желание узнавать и постигать новое. Сегодня с теплом вспоминает своего классного руководителя, учителя русского языка и литературы, участника Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Никитина Якова Никитича, который учил детей думать, отдавал свою любовь ученикам и прививал у них интерес к новым знаниям. Я думаю, что его поддержка во многом повлияла на мамин будущий выбор профессии.

Окончив в 1961 г. Чебоксарскую среднюю школу № 6, мама поступила в Чувашский государственный педагогический институт (ЧГПИ) им. И.Я. Яковлева на историко-филологический факультет, чтобы изучать немецкий и чувашский языки. Опытные педагоги-наставники Ваккер Клара Фридриховна, Митрофанов Иван Митрофанович и Фомина Лариса Арсеньевна, обладая профессионализмом и педагогическим мастерством, сумели дать высокий уровень знаний и заинтересовать своим предметом так, что с особым рвением она стала заниматься практикой немецкого языка и самосовершенствованием и после обучения в учебном заведении. Пребывание в стенах института не ограничивалось получением знаний. Она была активным участником институтской самодеятельности, организатором различных мероприятий на факультете и в группе, была лидером среди студентов. Мама вспоминает, что ей очень нравилось учиться, и огорчилась, когда вместо положенных 5 лет обучение сократили на один год.

Закончив учебу с красным дипломом, выпускница ВУЗа в 1965 г. устроилась в Магазьскую восьмилетнюю школу Чебоксарского района. Здесь началась ее педагогическая деятельность. Однако желание работать там, где прошли лучшие студенческие годы, не покидало. С 1967 г. ЧГПИ им. И.Я. Яковлева стал ее вторым домом. Лаборантка, преподаватель, старший преподаватель, кандидат филологических наук (1983), доцент (1985), заведующая кафедрой немецкого языка (1983–2008) – этапы педагогической деятельности в течение более 40 лет работы в педуниверситете.

Прекрасный педагог должен быть влюблен в свое дело. Я помню, как творчески мама подходила к процессу преподавания. Она регулярно выписывала печатную продукцию из Германии и делала подборки из газет и журналов на различные темы, чтобы разбавить пресные занятия иллюстративными материалами. Привезенные из стажировок аудио и видеоматериалы также неоднократно воспроизводились и активно применялись на практических занятиях. По вечерам постоянно включался магнитофон, на котором прослушивались кассеты с немецкими текстами, чтобы на следующий день их могли услышать и студенты. В доме часто звучали немецкие песни, некоторые из которых разучивались с подопечными. В свободное время я помогала ей в оформлении различных методических разработок, в которых материал преподносился по-новаторски с использованием иллюстраций с творческими заданиями. Тамара Николаевна являлась руководителем курсовых и дипломных работ студентов, участником различных студенческих и научных конференций. За время работы в педуниверситете ею написано и опубликовано 120 научных и научно-методических работ. Не малую роль в развитии ее научно-исследовательской деятельности сыграли ученые-языковеды, профессора: Андреев Иван Андреевич, Сергеев Леонид Павлович, Чернов Мефодий Федорович и др.

Тамара Николаевна постоянно стремилась к самосовершенствованию, занималась повышением собственных профессиональных качеств. Это учеба на Высших педагогических курсах по подготовке высококвалифицированных преподавателей иностранных языков при Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина (1971–1973); целевая очная аспирантура при Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова (1977–1980); курсы повышения квалификации при Горьковском педагогическом институте иностранных языков им. Н.А. Добролюбова (1986); языковые и научные стажировки в университетах Германии: г. Эрфурт (1988), г. Галле (1992), г. Мюнхен (1995); курсы повышения квалификации по программам Немецкого культурного центра им. Гете (г. Москва) (2006, 2007, 2008, 2009).

Педагогическая работа Тамары Николаевны отмечена множественными наградами: Почетные грамоты Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, Министерства образования Чувашской Республики, медаль «Ветеран труда». Она является Почетным работником высшего профессионального образования Российской Федерации.

Уже несколько лет мама на заслуженном отдыхе, и говорит, что ей не хватает преподавательской атмосферы, а по ночам приходят сны, в которых она по-прежнему занята своим любимым делом. Не зря говорят, педагог – не профессия, а призвание души.

_______________________


1. Т.Н. Казанкова с учениками Магазьской восьмилетней школы Чебоксарского района на торжественной линейке. 1966 г. Из семейного архива Т.П. Васильевой.

2. Т.Н. Васильева (в первом ряду восьмая слева) с выпускниками и преподавателями факультета иностранных языков ЧГПИ им. И.Я. Яковлева на мероприятии, посвященном последнему звонку. 25 апреля 1985 г. Из семейного архива Т.П. Васильевой.

3. Т.Н. Васильева с выпускницами факультета иностранных языков ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2009 г. Из семейного архива Т.П. Васильевой.

4. Т.Н. Васильева (третья слева) с преподавателями кафедры романо-германской филологии факультета иностранных языков ЧГПУ им. И.Я. Яковлева во время празднования 70-летнего юбилея. 1 сентября 2014 г. Из семейного архива Т.П. Васильевой.


Т.П. Васильева

62-14-95