13.04.2023
День рождения троллейбуса

13 апреля в России считается днем рождения троллейбуса. Именно в этот день в 1902 г. в Санкт-Петербурге прошла презентация первого отечественного троллейбуса, разработанного Петром Фрезе (один из конструкторов первого российского автомобиля). По сути, это была телега с мотором и толстым проводом, который соединял контактную сеть с коробкой управления, но для того времени это был настоящий технологический прорыв.

Первую троллейбусную линию в стране предлагалось организовать на маршруте Новороссийск – Сухум, но идея осталась нереализованной. На уровне проекта остался и тот самый первый российский троллейбус.

В СССР первая троллейбусная линия была построена в 1933 г. в Москве, а на улицах Ленинграда, наравне с другими городами, такой вид транспорта появился в 1936  г. К сравнению, первый в мире троллейбус появился еще в 1882 г. в Берлине.

И вот уже много лет в российских городах троллейбусы ежедневно осуществляют перевозку пассажиров по городу. Даже в мегаполисах, где имеются станции метро, троллейбус является главным транспортным средством. Ведь он по праву считается самым экологичным видом транспорта, работающим на электричестве.

О развитии собственной троллейбусной системы давно мечтали и в Чебоксарах. Еще в 1956 г. исполком Чебоксарского городского Совета депутатов трудящихся принял решение: «В соответствии с проектом планировки и застройки г.  Чебоксары, разработанным «Ленинпрогором», считать выбранный вид транспорта для города – троллейбус» [1. Л. 310]. Однако, пройдет целых 8 лет, пока в столице республики не приступят к организации троллейбусного движения.

7 ноября 1964 г. по улицам города по маршруту «Автовокзал – Красная площадь» пошли первые троллейбусы марки ЗиУ-5. Событие было приурочено к 47-й годовщине Октябрьской революции. За 59 лет существования чебоксарские троллейбусы видоизменились, а троллейбусный парк претерпел настоящую трансформацию. Сегодня на улицах города мы видим современные, комфортабельные, вместительные троллейбусы, в том числе и бесконтактные, с автономным ходом.

О том, какие они были, те самые первые машины, теперь нам могут рассказать лишь снимки из семейных альбомов, или же фотографии, хранящиеся в архивах. Ниже предлагаем ознакомиться с небольшой подборкой интересных фотографий из богатой Коллекции фотодокументов Государственного исторического архива Чувашской Республики. Эти кадры позволяют нам не только иметь представление о тех первых «рогатых» машинах, но и передают замечательную атмосферу прошлых лет.

______________________

1–3. Решение исполкома Чебоксарского городского Совета депутатов трудящихся «О выборе направления трасс троллейбусных линий г.  Чебоксары». 22 марта 1956 г. ГИА ЧР. Ф. Р-427. Оп. 9. Д. 253. Л. 310–311 об. Копия.

4. Троллейбусная остановка на Красной площади. 1966 г. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. Оп. 2. № 4160.

5. Первый троллейбус на новой троллейбусной линии. 7 ноября 1967 г. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. Оп. 2. № 1948.

6. Вид дороги на конечной троллейбусной остановке по Ядринскому шоссе. Март 1969. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. Оп. 2. № 2203.

7. Первые троллейбусы по маршруту «Волжский». 30 апреля 1971 г. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. Оп. 2. № 5514.

8. Троллейбус «Тимуровец Чувашии». 21 ноября 1974 г. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. Оп. 2. № 7122.

 

М.А. Петрова

58-07-66 доп. 107