01.08.2023
Объявлена немцами русским война…

1 августа (19 июля) 1914 г. начался первый военный конфликт мирового масштаба, в который были вовлечены 38 из существовавших в то время 59 независимых государств (это две трети населения земного шара). Поводом, приведшим к действию военную машину, стало убийство в Сараево 28 (15) июня 1914 г. сербским студентом Гаврилом Принципом наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. После этого одна за другой страны начали объявлять войну друг другу.

23 (10) июля Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемый для суверенного государства ультиматум, а когда истек его срок, 28 (15) июля объявила ей войну и сразу же провела артиллерийский обстрел Белграда. Россия как защитница православных славянских народов Балкан, сначала предлагала урегулировать конфликт мирным путем, но после нападения на Сербию, выполняя союзнические обязательства, Николай II в ночь на 31 (18) июля объявил всеобщую мобилизацию. Германия потребовала прекратить мобилизацию в течение 12 часов, и утром 1 августа (19 июля), не получив ответ на ультиматум, объявила войну России.

Еще через два дня Германия объявила войну Франции, а 4 августа (22 июля) в Берлине получили ноту об объявлении войны от Великобритании. Наконец, 6 августа (24 июля) Австро-Венгрия объявила войну России. Так в течение одной недели в конфликт оказались втянуты все сильнейшие европейские страны.

В честь этой исторической даты предлагаем вашему вниманию выдержку из документа, который наиболее полно иллюстрирует настроение жителей г. Чебоксары о первых днях масштабного военного конфликта.


Из летописи Николаевского собора г. Чебоксары о начале Первой мировой войны и первых наборах в армию. 1914 г.


<...> 20-е июля. Объявлена немцами русским война! Какое несчастие! Господи, не сотвори с нами по беззакониям нашим! Избави Церковь твою Святую, грады и веси российския от нашествия иноплеменников! Помоги, Господи, государю нашему, умудри наших вождей и укрепи христолюбивое воинство. Все градское духовенство во главе с о. настоятелем Чебоксарского мужского монастыря на градской площади пред местночтимой иконой Владимирской Божия Матери участвовало в служении молебна о даровании победы над врагом. Небывалое стечение молящихся. После молебна, когда духовенство разошлось со Святыми иконами по своим церквам, начались грандиозные народные манифестации: пели гимн неоднократно, произносились горячие речи, вынесен был из правительственных учреждений большой портрет государя и с ним ходили по главным улицам града с пением «Спаси, Господи, люди твоя». Пели потом гимн и в заключение по всему граду раскатилось мощное русское «Ура!»

В первую же мобилизацию было призвано 32 человека прихожан Николаевского собора. Много ушло семейных. Господи, сохрани их.

Опять мобилизация, взяты всё семейные. Пред отправлением их отслужено было на градской площади в соучастии всего градского духовенства со Святыми иконами из всех церквей напутственное молебствие с водосвятием. А так как призванные на войну были приготовлены к выступлению, то есть их прямо с площади по окончании молебна все духовенство с массою присутствовавшего на молитве народа, со Святыми иконами проводило из черты города, и по осенении их иконою Божией Матери Владимирской, призванные выступили в поход, а клир и миряне, возбужденные, с надеждою на милость и помощь Божию, возвратились восвояси.

Семейные призванных с полевыми работами справились, хлеба сжали и свезли. Поля озимые обсеяли и с бодрым чувством взирают на будущее.

Вести с войны приходят добрые. Об убитых пока не слышно, а об раненых известия есть. По распоряжению начальства составили приходской попечительный совет для оказания помощи семьям призванных. Ходили по сбору в приход. Откликнулись, дают кто сколько может и на семьи взятых на войну и на раненых. Поговаривают, будет досрочный набор молодых. Молодежь охотится, есть желающие идти добровольцами. Набор состоялся. И их проводили, отслужив на площади напутственный молебен. Проводили со Святыми иконами и[х] из города. Молодежь бодрая, идут весело, шутят, острят насчет немца. Будут добрые бойцы.

Поредело в деревнях. Заметно меньше мужчин и в храме. Но, в общем, храмы за богослужениями полны молящимися. Лица сосредоточенные, молятся истово. Подают много просфор об ушедших, заказывают «Высшую» – поминать на проскомидии, служат молебен. Проснулась народная совесть. И если эта война грозное постращение Божие только вразумление, а не до конца карающая десница Божия, и в этом буди благословенно имя Господне!


ГИА ЧР. Ф. 325. Оп. 1. Д. 19. Л. 51 об.–52. Подлинник.


А.Ю. Гусарова

62-14-95