Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Язык, на котором сегодня говорят и пишут более 200 миллионов человек, возник более тысячи лет назад. Его формированию способствовали два брата-проповедника из Греции, Кирилл и Мефодий.
Вместе с языком претерпела изменения и славянская письменность. Наглядно проследить путь трансформации письма можно при изучении древних рукописей. Сегодня в честь праздника мы хотим показать вам красоту одного из видов кириллического письма – скорописи.
Но сначала небольшая историческая справка. Скоропись возникла во второй половине XIV в. Она использовалась в канцеляриях и частном делопроизводстве, а в начале XIX в. стала основой для современного рукописного шрифта.
Особенности скорописи включают ярко выраженный каллиграфический характер, округлость букв, плавность их написания, большое количество росчерков, лигатур и сокращений. Со временем развитие скорописи привело к упрощению правописания, отсутствию некоторых букв и изменению их форм.
Представляем вашему вниманию уникальный экземпляр из коллекции рукописей XVII – XIX вв. (Ф. 80) Государственного исторического архива Чувашской Республики – данную грамоту чебоксарского воеводы Петра Александровича Аничкова (Оничкова) строителю Чебоксарской Преображенской пустыни Фоке с братией на участок земли в г. Чебоксары под строительство богадельни. К сожалению, начало грамоты, а также упомянутая в конце печать не сохранились. Зато на оборотной стороне осталась подпись «Справил Бориско Ондреев». Это означает, что Борис Андреев был справным подьячим, т.е. выполнял делопроизводственную работу для справки дел. Сам текст приводим ниже.
...кое преж сего дано Микиф[о]р[у Кирпишнику], дать им под келью для прибежища.
И пр[о]тив их, Фокина з братьею, челобитья городничей Семен Моисеев порозжее м[е]сто, о коем месте бьют челом великому государю они, строитель Фока з братьею, себе под келью для приезду, досматривал и измеривал. А то де порозжее место в Чебоксарех за Настасенскими вороты в межах подле муские [примеч. «мужские»] c богадельни, на коем месте строят Гарасим Лытаев да Федор Халтурин вместо старые Микифоровской богадельни Кирпишника. И по мере того порозжего места – длиннику пять сажен, а поперешнику – две сажени.
И по указу великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя, и Белыя Росии самодержца Чебоксарские Преображенские пустыни строителю Фоке з братьею на том порозжем месте богадельню построить и владеть.
К сей даной стольник и воевода Петр Александрович Оничков печать свою приложил.
ГИА ЧР. Ф. 80. Оп. 1. Д. 4. Л. 1. Подлинник. Рукопись.
_________________
Данная грамота чебоксарского воеводы Петра Александровича Аничкова (Оничкова) строителю Чебоксарской Преображенской пустыни Фоке с братией на участок земли в г. Чебоксары под строительство богадельни. Около 1679 г. – не позднее 27 апреля 1682 г. ГИА ЧР. Ф. 80. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-1 об. Подлинник.
А.Ю. Гусарова
62-14-95