04.06.2020
«Чувашия: сюжеты прошлого»
В рамках цикла виртуальных выставок «Чувашия: сюжеты прошлого» представляем Вашему вниманию фотоальбом «Дорожное строительство Чувашии в начале 1930-х гг.» (ссылка ниже).
В начале 1930-х гг. Чувашская АССР одной из первых вступила в борьбу с вековым «российским» бездорожьем. За короткий срок она покрылась сетью благоустроенных дорог, которые, словно артерии, опоясали ее со всех сторон и вдохнули в нее полнокровную жизнь. Население Чувашии принимало самое активное участие в «неделях дороги», месячниках и двухмесячниках дорожного строительства. В период месячника (с 1 июня по 1 июля 1931 г.) и дополнительного двухнедельника штурма по завершению работ, начатых в месячнике (с 15 сентября по 1 октября) было использовано 972 тыс. пеших чел/дней и 296,6 тыс. конедней. Причем женские ударные бригады ничуть не уступали мужским - наравне с мужчинами они выполняли тяжелую физическую работу. Правительство Чувашской АССР активно готовило собственные кадры дорожных работников. Немало молодежи было направлено в высшие и средние учебные заведения, а также на курсы дорожных мастеров, бригадиров, мостовщиков, строителей мостов, мастеров взрывных работ. На дорожном строительстве выросли сотни и тысячи чувашей-ударников, проявивших подлинную доблесть в борьбе с бездорожьем. В результате нелегкой и упорной борьбы с бездорожьем Чувашская АССР превратилась в республику образцовых дорог. Были построены и сданы в эксплуатацию новые мощеные и грунтовые дороги Чебоксары – Канаш, Чебоксары – Ядрин – Шумерля, Чебоксары – Вурнары, Канаш – Батырево – Шемурша, Канаш – Яльчики и др., построено и отремонтировано более 22 тыс. пог.м. мостов и труб, возведены громадные дамбы, осушены ранее непроезжие болота. Постоянную связь по автопроезжим дорогам получили 16 районов из 18, 60% всех сельских Советов, 7 МТС, 6 заводов, 7 железнодорожных станций и 5 пристаней. За перевыполнение плана первой пятилетки по дорожному строительству с трудовым участием населения, высокое качество дорожного строительства, за оказание братской помощи Республике Немцев Поволжья Чувашская АССР по итогам Всесоюзного конкурса была премирована грузовой автомашиной с полным содержанием и обслуживанием в пути по ремонту шоссе Чебоксары – Канаш, комплектом инструментов для духового оркестра, 7 фотоаппаратами, 7 радиоприемниками, 5 велосипедами. Дороги республики получили высокую оценку участников Всесоюзного автопробега Москва – Каракумы – Москва, проведенного летом-осенью 1933 г. Достижения Чувашии были признаны выдающимися, они широко освещались на страницах центральных газет и журналов. Перенять опыт Чувашии, научиться строить дороги быстро и высокого качества приезжали делегации почти со всех республик, краев и областей страны. Так, в августе – ноябре 1933 г. в Чувашии побывали и ознакомились с опытом трудоучастия населения в дорожном строительстве бригады дорожников из Западно-Сибирского, Нижнее-Волжского краев, Западной и Уральской областей, Киргизской, Башкирской и Удмуртской АССР. 5 декабря 1933 г. в г. Чебоксары открылся первый съезд дорожников-ударников Чувашской АССР с участием делегаций союзных органов, других республик и областей. По своему значению он превратился во Всесоюзный съезд. Это лишний раз подчеркивало ведущую роль Чувашии в дорожном строительстве в масштабе всей страны. Съезд завершился 7 декабря подписанием договора социалистического соревнования по ликвидации бездорожья в стране. Ставилась задача в течение 1934 г. и 1935 г. на территории соревнующихся республик, краев, областей в основном ликвидировать проселки, построив взамен их профилированные улучшенные дороги, а наиболее грузонапряженных участках – покрытие твердой одеждой. Республики, края и области, делегации которых не были на съезде, присоединились к договору, выразив свое согласие в газете «Известия». 27 июня 1935 г. ЦИК СССР наградил Чувашскую АССР за выдающие заслуги орденом Ленина. Одним из основных критериев оценки заслуг служило проведение в республике в течение ряда лет работ по дорожному строительству.