14.07.2024
После боя сердце просит музыки вдвойне!

111 лет назад, 14 июля 1913 г., родился чувашский композитор, хоровой дирижер, педагог и музыкально-общественный деятель Филипп Миронович Лукин (19131994).

Уроженец д. Сявал-Сирма Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Красноармейского МО Чувашской Республики) получил профессиональное образование сначала в Чувашском музыкально-театральном техникуме (1928–1932), а затем – на дирижерско-хоровом факультете Московской государственной консерватории (1935–1942).

С 1932 г. молодой специалист трудился хористом и помощником дирижера в Чувашском государственном хоре, основанном в 1924 г. композиторами Ф.П. Павловым и В.П. Воробьевым и преобразованном в 1939 г. в Чувашский государственный ансамбль песни и танца. Уже после получения высшего образования в 1942 г. Филипп Миронович был назначен художественным руководителем и главным дирижером ансамбля. Длительная работа в нем, вплоть до 1956 г., помогла ему освоить хоровое письмо и стать настоящим мастером в песенном творчестве, а его лучшие вокальные произведения вошли в репертуар многих исполнителей разных городов и областей России, хоровых коллективов и солистов Всесоюзного радио. Семнадцать авторских сборников композитора издано в столице Чувашии и двенадцать в Москве.

В Государственном историческом архиве Чувашской Республики в фонде редакции республиканского литературно-художественного и публицистического журнала «Ялав» (Ф. Р-1933) отложились некоторые документы Филиппа Мироновича. Среди них нотные записи, тексты песен на его музыку, программы концертов, воспоминания об учителях В.П. Воробьеве, Ф.П. Павлове, В.А. Ходяшеве и советском композиторе и дирижере И.О. Дунаевском, а также воспоминания разных лиц о нем, карандашный портрет и фотографии, снятые индивидуально, в кругу семьи, в группе с деятелями культуры и искусства Чувашии и др.

В этом году Чувашский государственный ансамбль песни и танца отмечает 100 лет. Поэтому в этот юбилейный год мы представляем вниманию читателей сохранившиеся в фонде редакции воспоминания Филиппа Лукина о работе в ансамбле и выезде в начале 1943 г. на фронт для поддержки бойцов и командиров Красной армии. Текст воспоминаний, составленный композитором в июне 1981 г., приведен ниже, стилистика автора сохранена, орфография исправлена.

Воспоминания композитора, хорового дирижера и педагога Ф.М. Лукина 

о годах Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

5-6 июня 1981 г.

 Я начал работу в ансамбле с июня 1942 г. после окончания Московской государственной консерватории. 14 лет работы в ансамбле в моей творческой жизни оставили заметный след.

Первые годы моей работы в ансамбле были связаны с тяжелыми годами для нашей страны, когда она вела изнурительную войну с немецко-фашистскими войсками. В связи с призывом в армию многих мужчин, мужской состав ансамбля был небольшой, и он тогда находился в ведении Чувашского академического театра. Помнится, наряду с концертной деятельностью, нам приходилось принимать участие в музыкальном оформлении спектаклей. Не могу не отметить, что несмотря на тяжелые условия, артисты ансамбля работали самозабвенно, с полной отдачей сил и пониманием долга.

В конце года поступило распоряжение из Москвы, что в начале 1943 г. наш ансамбль должен выехать на фронт для художественного обслуживания воинов действующих армий. И началась у нас горячая подготовка к выезду.

24 января 1943 г. ансамбль в составе 24 человек выехал в Москву. В зале Центрального дома Красной армии мы выступали с большим концертом, где нас прослушивали работники Главного политического управления Красной армии. Наша программа им понравилась, и мы получили благословение на выезд.

В конце января выехали на Брянский фронт, где пробыли до конца февраля. Затем нас перебросили на Калининский фронт, где мы пробыли до 9 апреля. За два с половиной месяца мы дали более ста концертов для воинов действующих армий. На Калининском фронте нам не раз приходилось выступать недалеко от передовых позиций под разрывы бомб и снарядов. Но мы не дрогнули. Выступления наши неизменно проходили с большим успехом. Многие номера программы биссировались.

В программу концертов входили русские, украинские, белорусские и чувашские народные песни и танцы, а также песни советских композиторов.

Большим успехом пользовались также выступления солистов ансамбля А. Казаковой, З. Павловой (возможно, Селивановой. – Прим. автора), О. Агаковой, И. Шубина, А. Клюшниковой, танцоров А. Малышкиной, Л. Ульяновой и Т. Капустиной.

О концертах ансамбля широко освещали во фронтовых газетах. В конце поездки командование 3-й ударной армии Калининского фронта за подписью генерала-полковника Галицкого всех артистов ансамбля в отдельности наградило почетной грамотой. По возвращении на родину ряд артистов ансамбля были награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР.

С конца 1944 г. состав ансамбля стал пополняться. В первую очередь за счет мужчин. И мы стали исполнять сложные хоровые произведения русских и западноевропейских классиков. Пополнился репертуар ансамбля также новыми интересными танцами. Мы стали часто выезжать на гастроли по стране. Особо запомнились мне гастроли по Западной Украине, прошедшие с большим успехом. Репертуар хора стал пополняться новыми оригинальными произведениями и обработками чувашских композиторов В. Воробьева, Г. Лискова, Г. Лебедева, Г. Хирбю, А. Орлова-Шузьм, А. Тогаева, Г. Воробьева, А. Токарева и некоторых других. Не могу не отметить, что годы работы в ансамбле связаны и с интенсивным развитием моей композиторской деятельности, в первую очередь в области хоровой музыки.

Значительным моментом в деятельности ансамбля явилась проведенная впервые в Чебоксарах бригадой Всесоюзного радио звукозапись чувашской музыки. Хором ансамбля и его солистами было записано свыше 80 произведений.

Работая вместе с талантливым композитором Г.С. Лебедевым, мы всегда старались продолжать традиции, заложенные замечательными мастерами национального хорового искусства первыми его руководителями – Ф. Павловым, С. Максимовым и В. Воробьевым. В начале 1957 г. я был вынужден оставить работу в ансамбле по болезни сердца.

ГИА ЧР. Ф. Р-1933. Оп. 1. Д. 392. Подлинник. Рукопись.

______________

1. Композитор Ф.М. Лукин после окончания Московской государственной консерватории. Не ранее 1942 г. ГИА ЧР. Ф. Р-2216. Оп. 1. Д. 392. Л. 2.

2. Чувашский государственный ансамбль песни и пляски на гастролях в действующих частях Калининского фронта. 1943 г. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. Оп. 2. № 18934.

3–6. Воспоминания композитора, хорового дирижера и педагога Ф.М. Лукина о годах Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. 5-6 июня 1981 г. ГИА ЧР. Ф. Р-1933. Оп.1. Д. 392.

 

О.В. Александрова

62-14-95