06.05.2021
Организация трудоустройства эвакуированного населения в Чувашской АССР в годы Великой Отечественной войны

Массовая мобилизация населения Чувашской АССР в действующую армию вызвала с началом Великой Отечественной войны острый дефицит рабочих рук. Одним из источников его восполнения стали граждане, эвакуированные на территорию республики из западных и северо-западных районов страны.

Важнейшая роль в организации быта эвакуированных и их трудоустройства на местах с осени 1941 г. принадлежала специальным уполномоченным Управления по эвакуации населения при Совете по эвакуации. Свою деятельность уполномоченные должны были координировать с местными органами власти [7, с. 9].

В аппарате уполномоченного Управления по эвакуации населения наряду с должностями инспекторов по детским учреждениям, по жилищно-бытовому устройству и медицинскому обслуживанию эвакуированных, по снабжению эвакуированного населения, по продвижению эшелонов и по работе эвакопунктов предусматривались также штатные должности инспекторов по трудоустройству.

До декабря 1941 г., как писал В.Г. Григорьев, «вопросами трудоустройства эвакуированного населения в районах… по серьезному никто не занимался. Многие из них устраивались на работу сами, но точного учета, кто где работает, не было» [3, с. 6]. В этой связи председателям районных исполкомов Советов было предписано в срок до 20 декабря 1941 г. представить, во-первых, поименные списки нетрудоустроенных эвакуированных граждан с указанием специальности и года рождения, а во-вторых, цифровые сведения о количестве эвакуированных граждан, занятых на работах в колхозах, на предприятиях, в учреждениях, в артелях промысловой кооперации и т.п. [3, с. 6; 13, с. 3]

Постановлением Совнаркома СССР от 31 января 1942 г. Управление по эвакуации населения было ликвидировано, работа по хозяйственному устройству эвакуированных граждан легла на совнаркомы союзных и автономных республик, краевые и областные исполкомы Советов. Последним было разрешено на основе аппарата бывших уполномоченных создать отделы по хозяйственному устройству эвакуированного населения [7, с. 27-27об.].

В феврале 1942 г. было разработано, а в следующем месяце разослано по районам «Временное положение о работе инспектора по трудоустройству эвакуированного населения в городах и районах», более развернутое по сравнению с предшествовавшими обязанностями инспекторов. Из нововведений можно отметить право инспекторов через местные органы власти вносить предложения об организации курсов подготовки и переподготовки эвакуированных граждан для получения ими квалификации и устройстве на работу в промышленности и сельском хозяйстве. Особо подчеркивалось, что в целях наибольшего вовлечения в производство и на работу в сельское хозяйство женщин, имеющих детей, инспекторы были обязаны через местные органы принимать меры к расширению существовавшей сети детских садов и детских площадок [7, с. 14-15]. Это наглядно свидетельствует об остроте данной проблемы и ее понимании со стороны республиканских властей.

С марта 1942 г. районным инспекторам по трудоустройству было вменено в обязанность два раза в месяц представлять данные о ходе трудоустройства эвакуированных граждан и ряде других вопросов [2, с. 24; 3, с. 82]. Позже по районам была разослана телеграмма за подписью председателя Совнаркома Чувашской АССР А.В. Сомова о необходимости ежедекадно (1-го, 10-го и 20-го числа) присылать сведения о трудоустройстве эвакуированного населения. Хотя в реальности, как отмечали заместитель председателя Совнаркома Чувашской АССР В.Г. Григорьев и начальник отдела Совнаркома Чувашской АССР по хозяйственному устройству эвакуированного населения Н.В. Жуков, данное распоряжение не выполнялось: информация или вообще не присылалась, или составлялась небрежно [3, с. 137, 155].

Большое внимание вопросам трудоустройства уделялось во время переучета эвакуированного населения в феврале-марте 1942 г. и июня-июля 1943 г.: собирались сведения о специальности (профессии) эвакуированных граждан, их прежнем и настоящем месте работы, причинах нетрудоустройства. Следовало не только принимать меры к устройству на работу эвакуированных, но и выявлять граждан, трудившихся не по специальности [6, с. 45-45об.].

По итогам проверки бытовых условий жизни эвакуированных граждан и их трудоустройства Совнаркомом Чувашской АССР принимались соответствующие постановления, в которых местным властям предлагалось принять решительные меры по обеспечению трудоустройства эвакуированных граждан. В частности, можно отметить принятые весной-летом 1942 г. постановления «О состоянии трудового и бытового устройства эвакуированного населения» (20 марта), «О состоянии работы среди эвакуированного населения в Урмарском районе» (26 апреля), «О приеме и трудоустройстве эвакуированного населения в Ишлейском районе» (31 июля) [7, с. 29-30, 47-48; 8, с. 3-5].

Одной из главных задач центральных и местных органов власти было не просто обеспечение занятости эвакуированных граждан, а по возможности максимально эффективное использование их умственных и физических способностей, в соответствии с полученной ранее специальностью. Тем более что и многие граждане, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Риги и других крупных городов, естественно, хотели работать не в колхозе, а по своей основной профессии.

В Государственном историческом архиве Чувашской Республики, в фондах исполнительных комитетов Советов, сохранилось немало документов, где эвакуированные граждане просят их трудоустроить именно по специальности. В качестве примера можно привести заявления граждан Латвийской ССР, эвакуированных в Первомайский район. Данные обращения были направлены в Первомайский райисполком во второй половине июля 1941 г.: инженер-химик В.Х. Гродзинский писал, что колхоз не испытывает недостатка в рабочей силе, за две недели его привлекали к полевым работам лишь на пару дней, хотя он мог быть полезен по своей специальности; с таким же заявлением в райисполком обратилась С.И. Каганович, тоже инженер-химик по специальности. М.Е. Даненгирш просил разрешить ему как специалисту в области кожевенного и обувного дела выехать вместе с семьей в г. Горький, где данная отрасль хорошо развита и «дабы Вас больше не обременять»; туда же хотел уехать О.А. Сотник для работы чертежником на заводе. Просьба о предоставлении разрешения уехать в г. Горький или любой другой город с целью трудоустройства кожевником поступила от комсомольца В.Х. Бейлкиндаса. В.А. Мунцис просил помочь ему найти работу фрезеровщика [5, с. 10–13, 25, 29, 36, 61].

Но, к примеру, с трудоустройством учителей по специальности во многих случаях возникала трудность в том плане, что эвакуированные граждане не знали чувашского языка. Это, в свою очередь, служило побуждающим мотивом при первой возможности получить разрешение на выезд в другой район к родным (чаще всего в Татарскую АССР, на Урал или в Среднюю Азию) [4, с. 118об. - 119].

Многие эвакуированные в силу сложившейся ситуации вынуждены были трудиться на самых тяжелых, неквалифицированных работах. Так, сотрудница Ленинградского областного учительского института В.В. Орехова, эвакуированная в г. Чебоксары, в письме М.И. Калинину в октябре 1942 г. писала (орфография автора сохранена): «Я, педагог, с 25-летним стажем, работаю уже 9 месяцев прачкой. Жизнь и работа ужасно тяжела, но, помня просьбу мужа спасти и сохранить детей, я ни с какой работой не считаюсь… Боюсь, что силы надорву я и тогда дети останутся и без отца и без матери…» [1, с. 136].

Работать должны были все: «в этот ответственный период отечественной войны не может быть ни одного трудоспособного, остающегося вне участия на работе» – указывалось в письме председателя Совнаркома Чувашской АССР А.В. Сомова в адрес председателей райисполкомов [10, с. 188]. Даже многодетные матери в начальный период войны не могли претендовать на дополнительное обеспечение ввиду отсутствия средств, относительно них предлагалось лишь устройство детей в ясли и детский сад и предоставление работы в первую очередь, по отношению к другим категориям эвакуированных граждан [9, с. 48]. Женщинам с временной нетрудоспособностью (по беременности) предписывалось предоставлять легкую работу в колхозах в предродовой и послеродовой период [9, с. 77].

В целом внимательное отношение властей к вопросам трудоустройства эвакуированных граждан позволило, с одной стороны, восполнить дефицит рабочей силы в Чувашской АССР, главным образом в сельском хозяйстве, а с другой стороны дало возможность эвакуированному населению обеспечить себе прожиточный минимум и выжить в трудных условиях военного времени.

Список источников и литературы 

1. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. Р-427. Оп. 9. Д. 25.

2. ГИА ЧР. Ф. Р-820. Оп. 8. Д. 248.

3. ГИА ЧР. Ф. Р-821. Оп. 4. Д. 97.

4. ГИА ЧР. Ф. Р-827. Оп. 1. Д. 234.

5. ГИА ЧР. Ф. Р-827. Оп. 1. Д. 235.

6. ГИА ЧР. Ф. Р-835. Оп. 1. Д. 352.

7. ГИА ЧР. Ф. Р-1263. Оп. 1. Д. 29.

8. ГИА ЧР. Ф. Р-1263. Оп. 1. Д. 30.

9. ГИА ЧР. Ф. Р-2021. Оп. 3. Д. 2.

10. ГИА ЧР. Ф. Р-2021. Оп. 3. Д. 5.


Н.Ю. Толстова

62-14-95