В 2021 году исполняется 800-лет со дня
рождения государственного деятеля и полководца князя Александра Невского. Указ о праздновании этой знаменательной даты был подписан В.В. Путиным 24 июня 2014 года, где подчеркивалась важность личности Александра Невского для сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа.
В Чувашии имя прославленного полководца
носит Александро-Невский православный мужской монастырь в местечке Каршлыхи
Моргаушского района.
Накануне праздника предлагаем вам
ознакомиться со статьей заместителя директора Государственного исторического
архива Чувашской Республики Ф.Н. Козлова об истории Козьмодемьянского
Александро-Невского мужского монастыря по документам госистархива.
Во
второй половине XIX в. среди инородцев Казанской губернии распространяется идея
организации собственных, национальных монастырей. Не в последнюю очередь
представление о «своем» монастыре, например, у марийцев, связано было не только
как с церковно-религиозным учреждением, но и как с центром культуры и
образования, с ним связывались надежды на духовное преображение.
Религиозно-романтическое движение среди горных марийцев охватило, прежде всего,
женскую половину общества. В начале 1870-х гг. в с. Малый Сундырь
Козьмодемьянского уезда ученицы церковно-приходской школы, «озаренные особым
светом любви к Богу», объединились в православную общину. Крестьянские общины,
откуда были девушки родом, сочувственно отнеслись к подобному их решению и даже
изъявили желание собрать для общины необходимое количество денег. Так как в
Малом Сундыре не имелось подходящих условий для организации монастырского
хозяйства и быта, то в судьбе общины самое близкое и горячее участие принял
козьмодемьянский купец Иван Зубков, который в 1875 г. предложил поселиться будущим
сестрам в Козьмодемьянске в его собственном доме. В скором времени купец
приобрел для общины в городе еще два дома, из личных средств выделил для его
содержания 3 тыс. руб. Крестьяне пожертвовали на ее учреждение еще 8 тыс.
руб.[i] Благодаря такой финансовой поддержке община быстро встала на ноги. В
1877 г. она получила официальное утверждение, а через десять лет указом Синода
была преобразована в Свято-Троицкий марийский общежительный женский
монастырь[ii].
В
конце 90-х гг. XIX в. чуваши Козьмодемьянского уезда по примеру своих соседей
марийцев также решили основать монастырь. Инициатором его учреждения выступили
крестьяне Ефрем Иванов из с. Юнги и Яков Савельев из д. Нижние Хачики. Они
стали первыми отшельниками, поселившимися в лесу. Вскоре к ним из Раифской
пустыни пришел чуваш Кузьма Иванов, который развернул активную работу по
устройству обители. Правда, первые поселенцы покинули самозваного наставника,
но к Кузьмину стали приходить другие чуваши. По поводу ходатайства чувашских
крестьян в течение 1900-1903 гг. шла переписка между духовными и гражданскими
учреждениями и ведомствами[iii]. Власти поддержали стремление чувашей к
иноческой жизни: в мае 1902 г. Святейший Синод своим определением закрепил
учреждение Козьмодемьянского Александро-Невского чувашского общежительного
монастыря[iv].
В
Государственном историческом архиве Чувашской Республики хранится фонд
названного монастыря. В фонд включено 34 дела, значительная часть которых
однотипна по видовой принадлежности. Вместе с тем имеющиеся в составе фонда
документы позволяют осветить все внешние стороны жизни монастыря.
Переписка
с вышестоящим епархиальным руководством (Казанской духовной консисторией,
Козьмодемьянским уездным отделением Казанского епархиального училищного совета
и др.) отражает вопросы практической жизнедеятельности монастыря: поступление в
монастырь[v] и разрешение на постриг в монашество послушников[vi], открытие при
монастыре церковно-приходской школы[vii], утверждение на различные должности
(например, казначея[viii]), организацию и комплектование монастырской библиотеки[ix],
сбор пожертвований на различные цели (восстановление церкви в г. Овруч,
сооружение в Москве храма во имя Благоверного великого князя Александра
Невского, в пользу Братства во имя Царицы Небесной для душевнобольных детей, в
пользу раненых и увечных воинов)[x]. Правоустанавливающие документы отражают
отвод в 1902-1903 гг. казенных земель в надел монастыря[xi].
Финансовое
состояние монастыря отражают ежегодные приходно-расходные книги, в которых
зафиксированы основные статьи поступления денежных средств в монастырский
бюджет. Деньги поступали от сборов за различного рода службы, прежде всего, за
поминовение[xii], при этом следует отметить, что в среднем за поминовение
одного имени поступало до 10 рублей, однако фиксируются случаи, когда поступали
и гораздо более значительные суммы: например, в 1907 г. от одного из крестьян
д. Ягаткиной Ядринского уезда поступило 100 рублей за поминовение 4 имен, а от
уроженца деревни Синьял Козьмодемьянского уезда поступило сразу 50 рублей за
поминовение одного имени[xiii]. Доходная часть формировалась и за счет продажи
крестиков, свечей и просфор[xiv], реализации излишков собранного на
монастырских землях хлеба[xv], добровольных пожертвований (на строительство
молитвенного дома, приобретение колокола и др.)[xvi] и по завещаниям
прихожан[xvii]. Определенную финансовую характеристику развития монастыря дают
и отложившиеся в составе фонда сметы (например, на поставку лесного материала
для постройки церкви при монастыре в 1907 г.[xviii]).
Динамику
состава насельников отражают клировые ведомости. Если в 1902 г., когда
монастырь был только открыт, в нем числился настоятель и 11 послушников[xix],
то спустя три года население монастыря составляли 52 человека[xx], в 1912 г.
число насельников возросло до 62[xxi], однако в последующие годы наблюдалась
отрицательная прогрессия: накануне Первой мировой войны в монастыре числилось
45 человек[xxii], в 1916 г. – всего 28[xxiii]. С увеличением численности
насельников расширялась и зона их географического происхождения: если
первоначальный контингент был преимущественно из уроженцев Козьмодемьянского
уезда[xxiv], то в последующие годы в ряды монахов активно вливались чуваши из
практически всех уездов Казанской губернии, а также из Симбирского уезда
одноименной губернии[xxv]. В подавляющем большинстве они были
крестьянами-чувашами, редкое исключение составляли русские (например, сын
Симбирского личного почетного гражданина Матвей Андреев Яблонский[xxvi]) и
марийцы (Василий Петров «из черемис» деревни Сарлайкиной Козьмодемьянского
уезда[xxvii]). Стоит отметить, что некоторые из насельников монастыря
появлялись здесь принудительно – так, в 1907 г. «за допущение умереть
крестьянина без причастия» в монастырь был определен священник с. Малые Яльчики
Тетюшского уезда Антоний Григорьев[xxviii]. Довольно высоким был процент
грамотных: так, в 1902 г. неграмотными были показаны только 2 человека и еще 2
– малограмотные; в 1911 г. из 60 насельников неграмотными показаны только 22
человека (малограмотные не указаны)[xxix].
Переход
власти в руки ВКП (б) привел к кардинальному пересмотру роли Церкви в жизни
страны. Первые же декреты были направлены на ограничение прав и свобод
священнослужителей. Так, «Декретом о земле» радикально был решен монастырский
вопрос: монастыри, в т.ч. и Козьмодемьянский Александро-Невский чувашский
общежительный, были лишены прав юридического лица, а все их имущество объявлено
народным достоянием[xxx]. В начале 1920-х гг. в монастыре были открыты
«педагогические курсы для срочной подготовки школьных работников в школы I
ступени в Чувашском районе уезда»[xxxi] (т.е. для чувашских школ).
В
настоящее время чувашская обитель возрождается. Ровно через сто лет со дня
освящения этого монастыря митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава вновь
благословил его на духовный подвиг[xxxii].
________________________________________
[i]
Государственный архив Республики Марий Эл. Ф-197. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
[ii] Таймасов, Л.А. Религиозное движение за основание православных монастырей среди крещеных нерусских народов Казанской епархии во второй половине XIX — начале XX веков. Цит. из статьи. // Сборник трудов конференции. ЧГУ им. И.Н. Ульянова 2006, стр.: 207-233.
[iii]
Там же.
[iv]
Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф-339. Оп. 1.
Д. 2. Л. 1.
[v]
Там же. Д. 4. Л. 39.
[vi]
Там же. Д. 11. Л. 6.
[vii]
Там же. Л. 8.
[viii]
Там же. Л.13.
[ix]
Там же. Д. 4. Л. 21.
[x]
Там же Д. 4. Л. 20; Д. 11. Л. 24; Д. 15. Л. 8.
[xi]
Там же. Д. 3. Л. 1-72.
[xii]
Там же. Д.1. Л. 1об, 3.
[xiii]
Там же. Д. 13. Л. 3об, 8.
[xiv]
Там же. Д. 5. Л. 2; Д. 14. Л. 6об, 14об.
[xv]
Там же. Д.1. Л. 2об; Д. 13. Л. 3; Д.14. Л. 2.
[xvi]
Там же. Д. 1. Л. 3; Д. 5. Л. 3; Д.14. Л. 5об.
[xvii]
Там же. Д.14. Л. 3об.
[xviii]
Там же. Д. 12. Л. 1-6.
[xix]
Там же. Д. 2. Л. 2-5.
[xx]
Там же. Л. 21-25.
[xxi]
Там же. Л. 96-102.
[xxii]
Там же. Л. 112-118.
[xxiii]
Там же. Л. 125-126.
[xxiv]
Там же. Л. 2-5.
[xxv]
Там же. Л. 6-13.
[xxvi]
Там же. Л. 9об.
[xxvii]
Там же. Л. 23об.
[xxviii]
Там же. Д. 11. Л. 3.
[xxix]
Там же. Д. 2. Л. 83-92.
[xxx]
Декрет II Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских
депутатов от 28 октября 1917 г. «О земле» // Сборник декретов 1917–1918 гг. –
М., 1920. – С. 3–4.
[xxxi]
ГИА ЧР. Ф.Р.-123. Оп. 1. Д. 101. Л. 1-9.
[xxxii]
Васильева, Л. Со дня освящения мужского Чувашского Александро-Невского
монастыря – 100 лет / Л.Васильева // Православная Чувашия. – 2003. – № 9. – С.
12-15.