30.05.2007
Находки архивиста
Чувашское подворье в Нескучном саду
19 августа 1923 года в Нескучном саду, в Москве (ныне Парк культуры и отдыха имени Горького) открылась Первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. В ней принимала участие и Чувашская автономная область.
В переписке руководителей Чувашобласти с Главным выставочным комитетом говорилось: “Для экономически отсталой области, которая прилагает все усилия, чтобы выйти из экономического тупика, Всероссийская выставка является единственной и верной трибуной, откуда можно связаться с мировым хозяйством. Нам кажется, что молодая Чувашская область, заинтересованная в развитии сельского хозяйства и промышленности, должна выступить на этой выставке с коммерческой целью, с целью сбыта своей продукции.”
За весьма короткий период Чувашия сумела подготовить для выставки немало экспонатов: деревянную мебель, плетеные изделия, рогожи, украшения, вышивку и т.д.
Чувашское представительство при Наркомнаце назначило ответственным за размещение экспонатов А.П. Прокопьева-Милли (1894-1942)*, известного чувашского публициста, этнографа, фольклориста, знатока и ценителя чувашского искусства.
К сожалению, выставка формировалась по тематическому принципу, и предметы из Чувашии были распределены по разным павильонам, можно сказать, затерялись среди других экспонатов.
Но все же на выставке было место, где можно было получить какое-то представление о чувашах. Это типовая изба-усадьба крестьянина-чувашина в разделе “Деревня”.
Строительство этой усадьбы - целая история. Проект ее, составленный техником Горячевым и одобренный Чувашским обществом изучения местного края, был представлен на согласование и утверждение главного архитектора Москвы А.В. Щусева.
Долго не могли выделить участок земли, а когда наконец-то выделили 200 кв. саженей на берегу Москвы-реки, оказалось, что московские строители собираются строить очень долго и запрашивают очень высокую цену. А уже приближалось время открытия выставки. Тогда Чувашпредставительство срочно вызвало артель плотников из Чувашии. Старшим был назначен 29-летний Николай Клементьев, родом из д. Альгешево Чебоксарского уезда. Остальные строители тоже были из Чебоксарского уезда: Харитонов Никифор (д. Асакасы), Никитин Николай (д. Обиково), Павлов Митрофан (д. Малое Шахчурино), и др. Любопытно, что в составе 14 плотников была и женщина - Герасимова Феодосия. За короткий срок - с 16 июня по 23 июля - была построена усадьба со всеми надворными и хозяйственными постройками: изба, сени, амбар, погреб, каретник, сарай, конюшня, хлев, второй сарай, крыльцо, ворота, огородные ворота. Все было настоящее, из бревен, срубленное на славу. В усадьбе были размещены соха, борона, упряжь, мелкая утварь скотного двора, в избе - стол, скамейки, посуда.
О том, как работали чувашские плотники в Москве можно судить из письма Николая Клеменьева на родину: «Работаем с утра до вечера. Сроки очень сжатые. Нельзя сидеть и курить иногда даже остаюсь без обеда, забудешь от усталости, что ты кушал, или нет».
За ударный труд плотники (все они были крестьяне) получили премию - льготу по сельхозналогу на 25 % .
Позднее усадьба “ожила” - в октябре привезли “живой инвентарь” : лошадь, корову, две овцы, свинью, трех куриц и “типичную чувашскую семью из 6 человек”: старик (Ильин Лука Ильич), мужчина средних лет (Васильев Валентин Васильевич), мальчик-подросток (Трутиков Семен), женщина (Карпова Елизавета), девочки-подростки (Семенова А. и Семенова С.). Семья получилась сборная. К сожалению, в документах не указано, из какой они местности. В избе были поставлены ткацкий и токарный станки, закипела работа. Чувашское подворье вызывало неизменный интерес у экскурсантов.
Ну а кроме того, частенько у чувашского дома звучали песни, исполнялись то медленные, то зажигательные танцы. Это выступал чувашский хор под руководством Ф.П.Павлова. Хористов и танцоров было всего 19 человек. В Москве Федор Павлович пригласил участвовать в выступлениях студентку консерватории А.И.Токсину (1898-1985), ставшую впоследствии известной чувашской певицей, и А.З.Орленко (1900-1982), тоже обучавшуюся в то время в Москве. Анна Захаровна позднее вспоминала: “Дни у нас были заполнены до предела. Ежедневные спевки, вечера встречи с коллективами других национальностей, прослушивание выступлений других хоров. В Летнем театре выставки наряду с другими музыкальными коллективами выступали и мы: пели, танцевали. Такие танцы, как “Линька, линька”, сопровождались пением хора. Нас долго не отпускали . Выступали мы и на предприятиях, и в учебных заведениях. Потом в числе лучших национальных коллективов чувашский хор выступил в Кремле, Свердловском зале”.
В официальном отзыве Управления делами ВЦИК от 21 сентября 1923 года говорилось: “Клубный отдел ВЦИК приносит глубокую благодарность Чувашскому хору и его организатору Ф.П.Павлову за концерт, данный 9 сентября для гражданского и военного населения Кремля в зале имени Я.М. Свердлова. Концерт был весьма удачный, и рабочие, и красноармейцы с большим интересом слушали незнакомые мелодии и слова чувашской песни”.
По результатам выступлений Чувашский хор занял III место, после украинского и белорусского коллективов.
Один из организаторов выставки А.П.Прокопьев-Милли* был награжден Главвыставкомом Почетным дипломом I степени.
По окончании выставки Милли предпринял энергичные усилия, чтобы вернуть экспонаты обратно в Чувашию. Но потребовались немалые деньги - 218 рублей золотом. Поэтому многое осталось в Москве. Как докладывал Алексей Прокопьевич: “Мебель была доставлена в Чувашское представительство при Наркомнаце, художественные изделия - Главмузею и Главному кустарно-промышленному музею Москвы, диаграммы и картограммы сданы в Разумовскую академию для использования с научной целью. Сельхозорудия оставлены в общем порядке”.
До 1925 года Чувашский дом находился в целости на территории выставки, а экспонаты на складах Главвыставкома. Позднее эти экспонаты использовались на постоянной промышленной показательной выставке ВСНХ.
Чувашское правительство оценило результаты выставки довольно скромно. Цель, на которую рассчитывали, не была достигнута: “Целостного представления о Чувашии не получилось. Причина - не было отдельного павильона”. Огорчало и то, что мало было экскурсантов из Чувашии. Если, по официальным данным, всего Всероссийскую выставку посетило 1 млн. 400 тысяч человек, то из Чувашии всего 210 человек.
Но тем не менее в отчете за 1923 год Облисполком отмечал: “...факт один - Чувашская область, как автономная единица, приняла участие, что является громадным политическим и историческим достижением”.
С тех пор прошло 80 лет. Чувашская Республика неузнаваемо изменилась. Давние мечты чуваш “связаться с мировым хозяйством” особенно реально осуществляются в последние годы. К нам приезжают представители ведущих стран мира для заключения равноправных деловых соглашений. Межрегиональные торгово-экономические, сельскохозяйственные, художественные выставки проводятся в Чебоксарах на высоком уровне. Все это радует и вдохновляет, но при этом не следует забывать о прошлом.
*В 1937 г. репрессирован. Погиб в лагерях.
В.Ф. Питернова
62-14-95
19 августа 1923 года в Нескучном саду, в Москве (ныне Парк культуры и отдыха имени Горького) открылась Первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. В ней принимала участие и Чувашская автономная область.
В переписке руководителей Чувашобласти с Главным выставочным комитетом говорилось: “Для экономически отсталой области, которая прилагает все усилия, чтобы выйти из экономического тупика, Всероссийская выставка является единственной и верной трибуной, откуда можно связаться с мировым хозяйством. Нам кажется, что молодая Чувашская область, заинтересованная в развитии сельского хозяйства и промышленности, должна выступить на этой выставке с коммерческой целью, с целью сбыта своей продукции.”
За весьма короткий период Чувашия сумела подготовить для выставки немало экспонатов: деревянную мебель, плетеные изделия, рогожи, украшения, вышивку и т.д.
Чувашское представительство при Наркомнаце назначило ответственным за размещение экспонатов А.П. Прокопьева-Милли (1894-1942)*, известного чувашского публициста, этнографа, фольклориста, знатока и ценителя чувашского искусства.
К сожалению, выставка формировалась по тематическому принципу, и предметы из Чувашии были распределены по разным павильонам, можно сказать, затерялись среди других экспонатов.
Но все же на выставке было место, где можно было получить какое-то представление о чувашах. Это типовая изба-усадьба крестьянина-чувашина в разделе “Деревня”.
Строительство этой усадьбы - целая история. Проект ее, составленный техником Горячевым и одобренный Чувашским обществом изучения местного края, был представлен на согласование и утверждение главного архитектора Москвы А.В. Щусева.
Долго не могли выделить участок земли, а когда наконец-то выделили 200 кв. саженей на берегу Москвы-реки, оказалось, что московские строители собираются строить очень долго и запрашивают очень высокую цену. А уже приближалось время открытия выставки. Тогда Чувашпредставительство срочно вызвало артель плотников из Чувашии. Старшим был назначен 29-летний Николай Клементьев, родом из д. Альгешево Чебоксарского уезда. Остальные строители тоже были из Чебоксарского уезда: Харитонов Никифор (д. Асакасы), Никитин Николай (д. Обиково), Павлов Митрофан (д. Малое Шахчурино), и др. Любопытно, что в составе 14 плотников была и женщина - Герасимова Феодосия. За короткий срок - с 16 июня по 23 июля - была построена усадьба со всеми надворными и хозяйственными постройками: изба, сени, амбар, погреб, каретник, сарай, конюшня, хлев, второй сарай, крыльцо, ворота, огородные ворота. Все было настоящее, из бревен, срубленное на славу. В усадьбе были размещены соха, борона, упряжь, мелкая утварь скотного двора, в избе - стол, скамейки, посуда.
О том, как работали чувашские плотники в Москве можно судить из письма Николая Клеменьева на родину: «Работаем с утра до вечера. Сроки очень сжатые. Нельзя сидеть и курить иногда даже остаюсь без обеда, забудешь от усталости, что ты кушал, или нет».
За ударный труд плотники (все они были крестьяне) получили премию - льготу по сельхозналогу на 25 % .
Позднее усадьба “ожила” - в октябре привезли “живой инвентарь” : лошадь, корову, две овцы, свинью, трех куриц и “типичную чувашскую семью из 6 человек”: старик (Ильин Лука Ильич), мужчина средних лет (Васильев Валентин Васильевич), мальчик-подросток (Трутиков Семен), женщина (Карпова Елизавета), девочки-подростки (Семенова А. и Семенова С.). Семья получилась сборная. К сожалению, в документах не указано, из какой они местности. В избе были поставлены ткацкий и токарный станки, закипела работа. Чувашское подворье вызывало неизменный интерес у экскурсантов.
Ну а кроме того, частенько у чувашского дома звучали песни, исполнялись то медленные, то зажигательные танцы. Это выступал чувашский хор под руководством Ф.П.Павлова. Хористов и танцоров было всего 19 человек. В Москве Федор Павлович пригласил участвовать в выступлениях студентку консерватории А.И.Токсину (1898-1985), ставшую впоследствии известной чувашской певицей, и А.З.Орленко (1900-1982), тоже обучавшуюся в то время в Москве. Анна Захаровна позднее вспоминала: “Дни у нас были заполнены до предела. Ежедневные спевки, вечера встречи с коллективами других национальностей, прослушивание выступлений других хоров. В Летнем театре выставки наряду с другими музыкальными коллективами выступали и мы: пели, танцевали. Такие танцы, как “Линька, линька”, сопровождались пением хора. Нас долго не отпускали . Выступали мы и на предприятиях, и в учебных заведениях. Потом в числе лучших национальных коллективов чувашский хор выступил в Кремле, Свердловском зале”.
В официальном отзыве Управления делами ВЦИК от 21 сентября 1923 года говорилось: “Клубный отдел ВЦИК приносит глубокую благодарность Чувашскому хору и его организатору Ф.П.Павлову за концерт, данный 9 сентября для гражданского и военного населения Кремля в зале имени Я.М. Свердлова. Концерт был весьма удачный, и рабочие, и красноармейцы с большим интересом слушали незнакомые мелодии и слова чувашской песни”.
По результатам выступлений Чувашский хор занял III место, после украинского и белорусского коллективов.
Один из организаторов выставки А.П.Прокопьев-Милли* был награжден Главвыставкомом Почетным дипломом I степени.
По окончании выставки Милли предпринял энергичные усилия, чтобы вернуть экспонаты обратно в Чувашию. Но потребовались немалые деньги - 218 рублей золотом. Поэтому многое осталось в Москве. Как докладывал Алексей Прокопьевич: “Мебель была доставлена в Чувашское представительство при Наркомнаце, художественные изделия - Главмузею и Главному кустарно-промышленному музею Москвы, диаграммы и картограммы сданы в Разумовскую академию для использования с научной целью. Сельхозорудия оставлены в общем порядке”.
До 1925 года Чувашский дом находился в целости на территории выставки, а экспонаты на складах Главвыставкома. Позднее эти экспонаты использовались на постоянной промышленной показательной выставке ВСНХ.
Чувашское правительство оценило результаты выставки довольно скромно. Цель, на которую рассчитывали, не была достигнута: “Целостного представления о Чувашии не получилось. Причина - не было отдельного павильона”. Огорчало и то, что мало было экскурсантов из Чувашии. Если, по официальным данным, всего Всероссийскую выставку посетило 1 млн. 400 тысяч человек, то из Чувашии всего 210 человек.
Но тем не менее в отчете за 1923 год Облисполком отмечал: “...факт один - Чувашская область, как автономная единица, приняла участие, что является громадным политическим и историческим достижением”.
С тех пор прошло 80 лет. Чувашская Республика неузнаваемо изменилась. Давние мечты чуваш “связаться с мировым хозяйством” особенно реально осуществляются в последние годы. К нам приезжают представители ведущих стран мира для заключения равноправных деловых соглашений. Межрегиональные торгово-экономические, сельскохозяйственные, художественные выставки проводятся в Чебоксарах на высоком уровне. Все это радует и вдохновляет, но при этом не следует забывать о прошлом.
*В 1937 г. репрессирован. Погиб в лагерях.
В.Ф. Питернова
62-14-95