29.06.2007
Эвакуированные ленинградцы в Чувашии
История взаимоотношений Санкт-Петербурга и Чувашии началась давно, еще в годы строительства города, без малого 300 лет назад. Можно привести немало примеров сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, образования, назвать имена. Но особая страница в этой истории – это годы Великой Отечественной войны, когда в нашей республике были спасены от войны и голода несколько тысяч жителей блокадного Ленинграда – женщин, стариков, детей.

По данным Совнаркома Чувашской АССР на 1 июля 1943 г. в Чувашии проживало 70900 человек, эвакуированных из прифронтовой полосы, в том числе из Ленинградской области – 8365, Ленинграда – 3907. В августе 1943 г. это число пополнилось большой группой детей (около 400 человек), прибывших из детских домов Ленинграда. Дети были в возрасте от 1,5 до 14 лет.

Правительство и население Чувашии много сделали для эвакуированных граждан. Уже 26 июня 1941 г. в республике была создана правительственная комиссия по приему и устройству эвакуированного населения. Все приехавшие были обеспечены жильем, питанием. Большинство трудоспособных – работой. А дети были не только накормлены и одеты, но и смогли учиться.

Архивные документы свидетельствуют, что несмотря на трудности и лишения военного времени, к эвакуированным жителям блокадного Ленинграда было особенно чуткое, более внимательное отношение властей и местного населения.

Так, в ноябре 1941 г. тепло встретили чебоксарцы группу ленинградских детей (около 900 чел.), направлявшихся в Уфу, но вынужденных остановиться в Чебоксарах из-за холодов. За короткий срок домохозяйки города сшили для них белье, обеспечили теплыми вещами.

На узловой железнодорожной станции Канаш был открыт пункт питания для эвакуированных из Ленинграда, дежурили врачи и медсестры. Только в марте 1942 г. 2080 ленинградцев, проезжавших в сторону Пензы, Саратова, Сталинграда, Свердловска, Новосибирска, были накормлены горячим обедом и снабжены сухим пайком.

В колхозах создавали специальные фонды сельхозпродуктов для ленинградцев, собирали для них хлеб, масло, яйца и другие продукты. Начало этому хорошему почину положили пионеры и школьники Янтиковского района.

Многие эвакуированные ленинградцы работали в колхозах и сами смогли обеспечить себя продуктами питания. В документах читаем: «В Чкаловском районе эвакуированы из Ленинграда Богданов выработал 188 трудодней, Романовский – 393. Клещинский Норберт, 16 лет (колхоз Коснария» Цивильского района), вырос в Ленинграде, сельского хозяйства никогда не видел. Однако здесь он выработал 200 трудодней заработал 45 пудов хлеба. В семье у них двое нетрудоспособных. Мать говорит, что этого заработка им хватит до нового урожая. Тов. Петрова из Ленинграда, жена награжденного майора, работает продавщицей в д. Таушкасы, материально обеспечена, но работает потому, что считает неудобным сидеть без работы… Ее работой все довольны, самое главное – она честный человек и чутко относится к запросам жителей…

Тов. Белова из Ленинграда имеет двоих детей и старушку-мать. Муж ее погиб в октябре 1941 г. Она работает в колхозе, не боясь никакой работы (ездит в извоз, на рубку леса и т. д.). Успевает вести партийно-массовую работу в деревне…

Жилплощадью все эвакуированные обеспечены, но наблюдается большая скученность как в городе, так и в деревне. В некоторых колхозах, как, например, «Коснария» все эвакуированные выписывают газету «Красная Чувашия». Ощущается большая нехватка в деревнях русских школ…».

Особую заботу проявили жители Чувашии о ленинградских детях.

В 1943 г. для них были открыты специальные детские дома: в пос. Кугеси, с. Ишаки Чебоксарского района, д. Каршлыхи Моргаушского района, с. Явлеи Алатырского района, в с. Алдиарово Янтиковского района. Часть детей размещена в существующих детских учреждениях в пос. Ибреси, г. Шумерля, г. Ядрин, с. Порецкое и других.

Большинство детских домов находилось в благополучных условиях. Воспитанники Явлейского детдома получали разнообразное питание, имели неплохую библиотеку, учебно-письменные принадлежности.

Коллектив Кугесьского детдома им. Маршала Говорова поддерживал связь с воинами Ленинградского фронта. В ответ на поздравительное письмо детей маршалу Л.А. Говорову по случаю прорыва блокады Ленинграда в адрес детдома пришло письмо маршала и 2 автомашины с подарками от защитников Ленинграда.

К сожалению, не у всех детдомов были одинаковые условия. В их жизни были трудности и лишения. Особенно тяжело приходилось воспитанникам Алдиаровского детдома Янтиковского района. Помещения были плохо приспособлены для нормальной жизни, имелись перебои с продуктами и т. д.

Тяжело пришлось в первое время и детям Ишаковского детдома. Как вспоминала воспитанница З.Ф. Смирнова: «Дети летом и осенью жили хорошо, питание хорошее. Но с декабря 1943 г. дети были плохо обеспечены продуктами, у них понизился вес, состояние здоровье ухудшилось.

18 марта 1944 г. приступил к своим обязанностям новый директор В.Е. Сорокин[1], активно проявил себя в работе, улучшилось питание. Организовал подсобное хозяйство в детдоме. В настоящее время живем хорошо…»

В 1942 – 1945 г.г. был принят ряд постановлений об улучшении жизни воспитанников детских домов. Часто проводились обследования, ревизии, по результатам которых принимались самые строгие меры. Не оставлялись без внимания жалобы эвакуированных.

Воспитанники детдомов, достигшие 16 лет, трудоустраивались на Чебоксарской хлопчатобумажной фабрике, кожкомбинате имени Водопьянова и других предприятиях Чувашии, а также посылались на учебу в ремесленные училища, школы ФЗО.

В 1944 г. началась реэвакуация. В эшелонах, отправляемых в Ленинградскую область, уезжали и ленинградцы, в первое время по вызовам Ленинградского горисполкома. Главным условием было наличие жилплощади в Ленинграде. В управлении милиции Чувашской АССР им выдавались пропуска на право въезда в Ленинград. Детей отправляли по вызову родителей и родственников. Часть детей была усыновлена местными жителями и осталась в Чувашии. «На каждый эшелон Совнаркомом Чувашской АССР назначались начальник, заместитель, врач и медсестра. На путь следования отпускались продукты питания в виде сухого пайка по нормам рабочего снабжения сроком на 10 дней и на станциях отправления обеспечивались горячим питанием. Гражданам разрешалось захватить с собой имеющийся у них в запасе хлеб, картофель, овощи и наличность скота. Например, эшелон с реэвакуированными гражданами в Ленинградскую область в июне 1945 г. отправился, имея в вагонах: коров 15, свиней 14, коз 131, овец 7, кроликов 15, кур 89, груза (картофель, мука, другие вещи) – 104,5 т…»

Ленинградцы помнят о своем пребывании в Чувашии в годы войны. Вот что пишет ленинградка В.Н. Мусатова в своем письме от 12 февраля 1997 г. в Центральный государственный архив Чувашской Республики:

«Я обращаюсь к вам, милые добрые люди, которые спасли жизнь нам - ленинградцам во время Великой Отечественный войны.

В настоящее время я являюсь инвалидом II группы, блокадницей, ветераном труда и старенькой бабушкой, которой уже 71 год. На протяжении всей жизни в моей памяти осталось пребывание в деревне Нижний Ирзей Ювановского сельского совета. Мне очень хочется, чтобы ваши молодые люди знали, какими чуткими были их родные бабушки, дедушки и родители, сколько добра и внимания они уделяли нам молодым. Учили нас работать (косить траву, жать зерновые, убирать урожай, заготавливать ваши дубовые дрова). Таких людей за всю свою жизнь я не видела никогда. Солнышко только появлялось на небе - все колхозники шли на работу и находились в поле, пока солнышко пойдет на закат. Обедали в поле одной семьей, кушали все вместе из одного блюда и как приятно было все это видеть.

Председатель колхоза (фамилию, к сожалению, забыла) и секретарь Садиков Г.Ф. вместе со всеми работали в поле и сколько внимания уделяли они нам, эвакуированным людям, за что им огромная искренняя благодарность. Хозяйка дома, у которой я жила, Маслова Матрена - это человек большой души. Я много слышу о Чувашской Республике хорошего, дай Бог, чтобы и дальше все было прекрасно, люди остались такими же добрыми, какими они остались в наших сердцах.

С искренним уважением к вам, мои дорогие жители Чувашской Республики - ленинградка Вера Николаевна Мусатова.







В.Ф. Питернова

62-14-95



[1] (Сорокин В.Е. – род. в 1922 г. после войны долгое время работал в Госкомитете Чувашской АССР по телевидению и радиовещанию. Член Союза журналистов РФ)