03.12.2007
Из истории библиотечного дела Чувашской Республики
Центром культурной, и прежде всего, научной жизни столицы Чувашии в 30-е годы XX века была наряду с Центральной библиотекой г. Чебоксары Научная библиотека Чувашской АССР имени А.С. Бубнова. Первоначально она называлась Чувашская центральная научная библиотека.

Научная библиотека призвана была обслуживать членов Совета науки и культуры, образованного в 1928 году. В Совет были избраны известные ученые: Н.И. Ашмарин, Н.В. Никольский, К.В.Волков, Н.А.Геркен, Ф.Т.Тимофеев, Т.М.Матвеев, С.М. Максимов и др.

Постановление СНК Чувашской АССР от 13 августа 1928 года «Об организации Чувашской научной библиотеки» определило цели и порядок организации библиотеки. Народному комиссариату просвещения Чувашской АССР (Наркомпросу Чувашской АССР), в ведении которого находилась научная библиотека, поручалось разработать положение о библиотеке, приступить к плановому и систематическому подбору литературы по всем отраслям знания.

В соответствии с временным положением о Чувашской центральной научной библиотеке, утвержденным СНК Чувашской АССР 22 ноября 1928 года, библиотека учреждалась для обслуживания в пределах республики научно-исследовательской работы вообще и краеведческой в частности. Согласно положению она имела два отдела: отдел печатных произведений и отдел рукописей. Общее руководство библиотекой принадлежало Совету библиотеки в составе 9 человек: директора и по одному представителю от: Наркомпроса, Госплана, Наркомзема, Музея и Добровольного Общества изучения Чувашского края. Председателем Совета являлся директор библиотеки.

Основой Научной библиотеки была библиотека кабинета чувашеведения, организованная в 1926 году при Чувашском центральном музее. Книжный фонд кабинета, насчитывающий в 1928 году до 8000 книг, рукописного и картографического материала был передан Научной библиотеке.

Заведующим библиотекой был назначен научный сотрудник по библиотеке музея И.С. Семенов – аспирант Института этнических и национальных культур народов Востока РА НИИН.

Научная библиотека помещалась сначала в двух комнатах третьего этажа здания музея, затем по мере увеличения книжного фонда ей были предоставлены еще две комнаты на первом этаже, одна из которых была отведена под читальный зал.

С передачей бывшего помещения музея Госплану положение библиотеки ухудшилось. Научная библиотека обратилась 21 августа 1930 года в правительственную комиссию по размещению учреждений в г. Чебоксары с предложением предоставить помещения вместо Госплана Чувашскому научно-исследовательскому институту, преобразованному из Совета науки и культуры, что было бы рационально в плане размещения библиотеки в кабинетах института, где научные сотрудники могли бы знакомиться с книжным фондом на месте.

Чебоксарский горсовет на заседании 18 декабря 1930 года вынес постановление об освобождении помещения, занимаемого Центральной и Научной библиотеками, Госпланом и предоставлении его полностью ОГПУ. Решено было ходатайствовать перед ЦИК Чувашской АССР о предоставлении Научной библиотеке пригодного для работы здания. Центральной библиотеке г. Чебоксары было предоставлено общежитие Совпартшколы, Госплану - здание ОГПУ.

До разрешения вопроса о помещении положение Научной библиотеки с размещением ОГПУ еще более осложнилось: книги были сложены в штабеля в кладовой и книгохранилище. Доступ абонентов практически прекратился из-за пропускного режима ОГПУ. Книги по предварительным заявкам абонентов (15–20 научных сотрудников) выдавались на квартирах сотрудников библиотеки. Доступ студентов почти прекратился несмотря на острую нужду в научной и учебной литературе.

В таких условиях библиотека продолжала комплектоваться в целях обслуживания научных работ по чувашеведению, по изучению естественных и производительных сил республики, для обслуживания научных и методических потребностей агрономов, педагогов и преподавателей, врачей, общественно-политических работников, техников и архитекторов.

Пополнение фондов Научной библиотеки проходило в первые годы путем отбора нужной литературы в книгохранилищах научных и культурных учреждений Москвы, Ленинграда, Казани, Нижнего Новгорода, от Общества изучения чувашского края, путем обмена с учреждениями и организациями СССР и заграницей, путем поступления национализированных книг во время ликвидации кулачества и закрытия церквей. Из госбюджета выделялись средства на покупку книг. Поступали, кроме того, обязательные экземпляры изданий, выходящих в Чувашской АССР и Нижегородском крае.

Длительное время новые поступления библиотеки оставались без инвентаризации и обработки по причине недостатка штатных работников и необходимых условий работы.

Во второй половине 1933 года библиотеке было предоставлено здание бывшей Школы коммуны по улице Чернышевского,5. С этого времени фонд стал приводиться в порядок, создавались систематический и алфавитный каталоги, выявлялась и отбиралась дублетная литература. В штате библиотеки было уже 5 человек: директор, библиограф, 2 библиотекаря, техничка.

По запросу Школы восточных языков в Париже научная библиотека оказывала в этот период содействие пополнению чувашского отдела библиотеки этой школы.

Согласно постановлению СНК Чувашской АССР от 10 августа 1933 года на основе Чувашского научно-исследовательского института были организованы два исследовательских института – ЧНИИ Промышленности и ЧНИИ Социалистической культуры и строительства. С этого времени научная библиотека Чувашской АССР имени А.С. Бубнова стала самостоятельным учреждением со своим бюджетом, помещением, увеличенным штатом служащих (7 человек).

В марте 1934 года Научная библиотека возбудила ходатайство перед Наркомпросом РСФСР о включении ее в список библиотек, пользующихся правом получения обязательных экземпляров изданий, выходящих в РСФСР. К этому времени библиотека обслуживала 4 научно-исследовательских института республики и два вуза, местные хозяйственные и общественные организации.

В ходе командировки в Москву в марте 1935 года директор Научной библиотеки через Библиотечное управление Наркомпроса РСФСР добился включения библиотеки в список научных учреждений, снабжающихся обязательным платным экземпляром выходящей книжной продукции через Центральный коллектор научных библиотек. Возбуждено было ходатайство о получении бесплатного экземпляра. Проверка обработанного фонда библиотеки на 1 ноября 1935 года выявила наличие 70411 книг, 119 единиц картографического, 295 единиц рукописного материала.

К осени 1935 года здание, предоставленное библиотеке, было приспособлено к работе по удовлетворению интересов все более и более расширяющегося круга читателей. Посещаемость читателей в 1935 году (5214 человек) в сравнении с 1934 годом (745 человек) возросла в 7 раз. Читальный зал работал в две смены – до 22 – 22 ½ часов.

К 7 ноября 1935 года был открыт кабинет чувашеведения. Весь необходимый материал из книгохранилищ (около 1000 книг) был подобран и размещен в кабинете.

Образованный согласно постановлению Нижегородского крайкома ВКП(б) от 13 мая 1934 года методический кабинет начал функционировать только в 1935 году: был проведен ряд мероприятий по повышению квалификации библиотекарей города, по ознакомлению с состоянием городских библиотек, по оказанию помощи районным библиотекам.

В соответствии с распоряжением политпросветуправления Наркомпроса Чувашской АССР от 26 января 1936 года Научная библиотека организовала межбиблиотечный абонемент с районными библиотеками: Ядринской, Алатырской, Козловской, Канашской, Чебоксарской (Кугеси), Татаркасинской, Аликовской, Вурнарской, Марпосадской.

В период с 19 по 30 апреля 1936 года инспектором библиотечного управления Наркомпроса РСФСР было проведено обследование состояния библиотечного дела в Чувашской АССР.

Заместитель наркома по посвящению РСФСР Н.К. Крупская по итогам данной проверки направила письмо от 1 июня 1936 года в адрес Наркомпроса Чувашской АССР, в котором наряду с положительными моментами развития библиотечного дела республики отмечались и недостатки. Главное, на что обратила внимание Н.К. Крупская, это отсутствие методического руководства библиотеками со стороны центра. Причиной этого являлось:

1. существование двух республиканских библиотек – научной и массовой (Чебоксарской центральной библиотеки), что организационно неправильно;

2. недостаточное внимание уделялось методическим кабинетом Научной библиотеки сельским библиотекам.

Рекомендовано было обратить внимание на необходимость перестройки структуры Научной библиотеки Чувашской АССР им. А.С. Бубнова в соответствии с типовым положением о краевых, республиканских библиотеках, а Чебоксарскую центральную библиотеку, которая по структуре, объему и содержанию работы является типично городской, сделать образцово-показательной для библиотек республики.

В конце сентября 1937 года фонд Научной библиотеки составлял 69546 книг, брошюр и журналов. Штат сотрудников библиотеки состоял из 12 человек.

До 1938 года имея в своей структуре отдел массовой работы и самообразования, библиографический, методический и другие отделы, Научная библиотека как по своим фондам, так и по содержанию работы выполняла роль республиканской библиотеки.

За период существования библиотеки ее возглавляли: И.С. Семенов, К.В. Элле (чувашский историк и этнограф), А.М. Кузнецов, Я.Я. Смирнов, А.Т. Петтоки (поэт, переводчик, член СП СССР), А.Ф. Сергеев.

На основании приказа Наркомпроса РСФСР от 30 декабря 1937 года Чебоксарская центральная библиотека с 1 марта 1938 года была переименована в Республиканскую библиотеку Чувашской АССР имени М. Горького.

Фонды Научной библиотеки с созданием в 1938 году Научно-исследовательского института языка, литературы и истории при СНК Чувашской АССР были переданы новому учреждению.

В РГУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики» хранятся документы Научной библиотеки Чувашской АССР имени А.С. Бубнова за 1928 – 1937 годы (фонд Р–1514) в количестве 43 единиц. Имеется несколько документов за 1940 – 1941 годы, относящихся к библиотеке Научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Среди них имеется акт от 2 сентября 1941 года, в соответствии с которым заведующая книжным фондом Научно-исследовательского института передала начальнику Государственного архива Чувашской АССР И.И. Музыкантову дублетные дореволюционные издания: «Православный собеседник», «Церковные ведомости», «Известия по Казанской епархии» для пополнения научно-справочной библиотеки архива, организованной в 1933 году.







В.И. Демакова

62-14-95