28.10.2008
30 октября — День памяти жертв политических репрессий
Судьба священника
По данным Чебоксарско-Чувашской епархии с 1918 по 1947 гг. в республике было репрессировано около 500 священнослужителей и активных мирян. Многие из них погибли в лагерях. Среди них и Михаил Дмитриевич Нечаев, служивший священником в Малокарачкинской церкви Ядринского района.
В Государственном историческом архиве хранится архивно-следственное дело по обвинению М.Д.Нечаева и членов церковного совета Малокарачкинской церкви в антисоветской деятельности. В его составе протоколы обысков, допросов, показания свидетелей, анкеты, письма, справки, заявления крестьян,обвинительные заключения и т.п. На пожелтевших от времени страницах - горький вкус времени, трагически сложившаяся, но достойная пристального внимания судьба человека.
Михаил Дмитриевич Нечаев родился в 1903 г. в селе Большое Карачкино Малокарачкинской волости Козьмодемьянского уезда в крестьянской семье. Образование – 5 классов. Имел семью: жену Елизавету, детей Анастасию и Михаила. С 1924 г. начал выполнять обязанности псаломщика в селе Большое Карачкино, с 1928 г. – дьякона, с 1929 – священника. В этом же году был лишен избирательных прав. Облагался индивидуальным налогом.
23 февраля 1931 г. отправлен на работу в тыловое ополчение якобы за невыплату налогов, хотя в своих письмах он утверждал, что долгов не имеет. 11 июня 1931 г. на имя председателя церковного совета с.Малое Карачкино П.М. Мамайкина Нечаев писал: «Находимся в Белоруссии, от нас ближайший город Гомель. Наша работа – корчевка леса и пеньков (сосна, береза, дуб), комела (так в тексте) от 10 до 84 см. Корчуем для устройства шоссейной дороги. Ныне средств у меня почти нет. Норма – 1,5 фунта хлеба в день. Прошу вас, пишите ответ, а также, по возможности, средства, если вам угодно…»
Вернувшись из тылового ополчения, с 4 января 1932 г. он стал работать священником в Малокарачкинском приходе (в приход входили селения 3 сельсоветов – Малокарачкинского, Малотюмерлинского и часть Ювановского). Как раз в это время в этих селениях произошел массовый выход крестьян из колхозов. И виновника нашли быстро: священник М.Д.Нечаев был арестован Чувашотделом ОГПУ 27 марта 1932 г. Ему было предъявлено обвинение в антиколхозной пропаганде в своем приходе. В первое время он содержался в Чебоксарском ИТД.
Церковный совет села Малое Карачкино во главе с П.М.Мамайкиным пытался защитить священника. В деле имеется заявление за подписью П.М.Мамайкина, С.С.Комиссарова и секретаря церковного совета Гаврилова от 17 апреля 1932 г., в котором говорится: «Настоящим Малокарачкинский церковный совет ходатайствует перед высшей властью об увольнении (так в тексте) священника нашего Нечаева Михаила от тюремного заключения, так как церковный совет со своей стороны не находит никаких преступлений и не известны его преступления. До сего времени он пьянство к себе не допускает. Все государственные платежи уплачены им сполна и заблаговременно. Он уволился из трудармии недавно, даже отдых себе не мог позволить. К сему прилагаем справки от граждан д. Нижние Бурнаши, которые необходимы для выяснения дела. Церковный совет уверен, что высшая власть уволит священника Нечаева ради верующих 340 человек».
Вскоре П.М.Мамайкин и С.С.Комиссаров были арестованы. Им предъявлено обвинение в том, что они имели тесную связь с попом Малокарачкинской церкви. Через некоторое время оба были освобождены «за недоказанностью обвинения». Были арестованы также отец священника и брат Александр, проживавшие в с.Большое Карачкино.
10 июля 1932 г. М.Д.Нечаев осужден Особой тройкой при ПП ОГПУ Нижкрая к заключению в концлагерь сроком на три года за то, что «вел среди колхозников антиколхозную пропаганду».
Вернуться на родину ему не удалось. Реабилитирован по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х - начале 50-х годов».
В.Ф.Питернова
62-14-95
По данным Чебоксарско-Чувашской епархии с 1918 по 1947 гг. в республике было репрессировано около 500 священнослужителей и активных мирян. Многие из них погибли в лагерях. Среди них и Михаил Дмитриевич Нечаев, служивший священником в Малокарачкинской церкви Ядринского района.
В Государственном историческом архиве хранится архивно-следственное дело по обвинению М.Д.Нечаева и членов церковного совета Малокарачкинской церкви в антисоветской деятельности. В его составе протоколы обысков, допросов, показания свидетелей, анкеты, письма, справки, заявления крестьян,обвинительные заключения и т.п. На пожелтевших от времени страницах - горький вкус времени, трагически сложившаяся, но достойная пристального внимания судьба человека.
Михаил Дмитриевич Нечаев родился в 1903 г. в селе Большое Карачкино Малокарачкинской волости Козьмодемьянского уезда в крестьянской семье. Образование – 5 классов. Имел семью: жену Елизавету, детей Анастасию и Михаила. С 1924 г. начал выполнять обязанности псаломщика в селе Большое Карачкино, с 1928 г. – дьякона, с 1929 – священника. В этом же году был лишен избирательных прав. Облагался индивидуальным налогом.
23 февраля 1931 г. отправлен на работу в тыловое ополчение якобы за невыплату налогов, хотя в своих письмах он утверждал, что долгов не имеет. 11 июня 1931 г. на имя председателя церковного совета с.Малое Карачкино П.М. Мамайкина Нечаев писал: «Находимся в Белоруссии, от нас ближайший город Гомель. Наша работа – корчевка леса и пеньков (сосна, береза, дуб), комела (так в тексте) от 10 до 84 см. Корчуем для устройства шоссейной дороги. Ныне средств у меня почти нет. Норма – 1,5 фунта хлеба в день. Прошу вас, пишите ответ, а также, по возможности, средства, если вам угодно…»
Вернувшись из тылового ополчения, с 4 января 1932 г. он стал работать священником в Малокарачкинском приходе (в приход входили селения 3 сельсоветов – Малокарачкинского, Малотюмерлинского и часть Ювановского). Как раз в это время в этих селениях произошел массовый выход крестьян из колхозов. И виновника нашли быстро: священник М.Д.Нечаев был арестован Чувашотделом ОГПУ 27 марта 1932 г. Ему было предъявлено обвинение в антиколхозной пропаганде в своем приходе. В первое время он содержался в Чебоксарском ИТД.
Церковный совет села Малое Карачкино во главе с П.М.Мамайкиным пытался защитить священника. В деле имеется заявление за подписью П.М.Мамайкина, С.С.Комиссарова и секретаря церковного совета Гаврилова от 17 апреля 1932 г., в котором говорится: «Настоящим Малокарачкинский церковный совет ходатайствует перед высшей властью об увольнении (так в тексте) священника нашего Нечаева Михаила от тюремного заключения, так как церковный совет со своей стороны не находит никаких преступлений и не известны его преступления. До сего времени он пьянство к себе не допускает. Все государственные платежи уплачены им сполна и заблаговременно. Он уволился из трудармии недавно, даже отдых себе не мог позволить. К сему прилагаем справки от граждан д. Нижние Бурнаши, которые необходимы для выяснения дела. Церковный совет уверен, что высшая власть уволит священника Нечаева ради верующих 340 человек».
Вскоре П.М.Мамайкин и С.С.Комиссаров были арестованы. Им предъявлено обвинение в том, что они имели тесную связь с попом Малокарачкинской церкви. Через некоторое время оба были освобождены «за недоказанностью обвинения». Были арестованы также отец священника и брат Александр, проживавшие в с.Большое Карачкино.
10 июля 1932 г. М.Д.Нечаев осужден Особой тройкой при ПП ОГПУ Нижкрая к заключению в концлагерь сроком на три года за то, что «вел среди колхозников антиколхозную пропаганду».
Вернуться на родину ему не удалось. Реабилитирован по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х - начале 50-х годов».
В.Ф.Питернова
62-14-95