03.12.2010
Козловский авиационный завод в годы Великой Отечественной войны
В тяжелейших условиях начала войны в Чувашии, как и по всей стране, проводилась напряженная работа по перестройке промышленности, всего народного хозяйства. Эта работа проходила под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». В Чувашии на выпуск военной продукции переводились не только крупные, но и значительная часть мелких предприятий. Перестройка промышленности на военный лад сопровождалась расширением и реконструкцией заводов и фабрик с учетом новой технологии, размещением эвакуированных предприятий и оборудования, обеспечением их сырьем, топливом и другими материалами.

Вскоре после начала войны Козловский деревообделочный комбинат (в годы войны завод № 494) получил задание по производству оборонной продукции. Производство некоторых видов оборонной продукции на предприятии началось 11 июля 1941 г., но тогда еще не было ясности в перспективе работы комбината. В августе 1941 г. определился его профиль: он стал одним из предприятий Наркомата авиационной промышленности СССР. На комбинате была осуществлена полная перестройка всего технологического процесса, установлено новое оборудование, а в сентябре началось производство продукции для фронта.

В целях усиления завода кадрами и оборудованием 4 ноября 1941 г. Совет по эвакуации СССР разрешил Наркомату авиационной промышленности эвакуировать завод № 168 НКАП из г. Рязани в поселок Козловка Чувашской АССР. Приехавшая небольшая группа инженеров и техников самолетостроителей проделала исключительно сложную и напряженную работу по созданию производственных площадей, налаживанию оборудования и обучению кадров, в основном состоящих из местных жителей.

Директор завода Эскин в секретной информации от 8 мая 1945 г. председателю Совнаркома Чувашской АССР А.М. Матвееву писал: «Завод 494 с ноября месяца 1941 г. начал выдавать фронту десантные планеры ГР-29, затем по решению ГКО с ноября месяца 1942 г. нарастающими темпами начал работать по организации к серийному выпуску самолета ПО-2С, которые делает только один наш завод в стране. Начиная с августа месяца 1943 г. и по февраль 1945 г. коллектив завода держал в социалистическом соревновании заводов НКАП 5 месяцев 3-е место и 13 месяцев 2-е место по Наркомавиапрому».

В ноябре 1942 г. завод выпустил первые 5 самолетов и, набирая темпы, довел количество выпуска в апреле 1943 г. до 2 единиц в день. За 1943 г. было выпущено 275 самолетов, а 1944 г. – уже 703 самолета, что составило к 1943 г. 255,6 %. Заводом сверх плана было выпущено 15 штабных и санитарных самолетов ПО2-ШС.

С размещением авиационного завода в Козловке заметно поднялся производственный и культурный уровень работающих на данном заводе, особенно национальных кадров. Большую работу по их воспитанию проводили специалисты – инженеры и техники: главный конструктор Б.К. Ландышев, начальник отдела технического контроля завода П.П. Марьин, начальники цехов А.И. Ольша, В.А. Крючков, И.С. Нефедов, Б.К. Хитин, Н.А. Баландин, Н.А. Шутов, Ю.И. Шукст, Л.П. Федоров, Е.П. Цыганова, которые передавали свои знания и опыт молодым рабочим, недавно пришедшим на производство.

Многие, пришедшие на завод чернорабочими, за короткое время успешно освоили сложные профессии и стали стахановцами, выполняя нормы не ниже 200-250 %. Среди них были: Нурисламов – маляр 6 разряда, Ефремова – столяр 5 разряда, Миловидов – мастер, Кочетков – мастер, Манюков – столяр 5 разряда, Крысунова – револьверщица 4 разряда, Алексеев – медник и многие другие.

К маю 1945 г. на заводе насчитывалось 93 комсомольско-молодежные бригады, из них 50 бригадам, выполняющим нормы свыше 150 %, было присвоено звание фронтовых. 111 особо отличившихся работников были награждены почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, 68 человек – значком «Отличник соцсоревнования». Эту высокую оценку коллектив завода заслужил своей неустанной работой по выпуску самолетов высокого качества.

На санитарных самолетах, изготовленных коллективом Козловского завода, за время Великой Отечественной войны было вывезено за линию фронта большое количество раненных бойцов и офицеров, которые после лечения вернулись в строй. По оценкам командования Военно-воздушных сил самолеты ПО-2С по своим летным характеристикам и высокому качеству изготовления оказывали фронту неоценимую помощь.



С.И. Выйкин

62-14-95