07.09.2011
«Житие» защитника Отечества
7 сентября (26 августа ст. стиля) 1812 года состоялось историческое сражение русской армии под командованием М.В. Кутузова с французской армией под деревней Бородино. В этой битве участвовало немало чувашей. Среди них – Семенов Герасим Семенович, родившийся в д. Старое Тябердино Цивильского уезда в 1774 году. О нем рассказывают архивные документы.

Его призвали в армию рекрутом в 1799 году. Вначале Герасим служил в Софийском пехотном полку, затем был переведен в 50-й егерский полк. В послужном списке солдата отмечено: «Был в походах в 1806-1807 годах в Пруссии против французов. Контужен в голову, ранен в ногу в бою под Фридландом». С первых дней Отечественной войны 1812 года он участвовал в боях с французской армией. Сражался под Смоленском, при Дорогобуже, 24 и 26 августа – при деревне Бородино, 14 сентября – при селении Чиракове, 19-го – Воронове и 22-го - при деревне Чернышево, затем при городах Малом Ярославце и Красном.

В 1813 году Герасим Семенович участвовал в заграничных походах русской армии, прошел герцогство Варшавское, Пруссию, Саксонию, под местечком Люценом в резерве, «в пригороде Лейпцига в действительных сражениях находился…». Следуя за неприятелем, дошел до Парижа.

Лишь в сентябре 1815 года вместе с армией Семенов вернулся в Россию. Он был награжден знаком отличия ордена Святой Анны, медалью «В память Отечественной войны 1812 г.». Герасим Семенович был признан инвалидом, тем не менее положенные по закону 25 лет воинской службы он вынужден был отслужить в Цивильской инвалидной команде. Лишь в 1825 году 51–летний герой Бородина получил отставку и «отпущен по его желанию на собственное его пропитание, где жить пожелает в России, во всяком городе или уезде, и всякое законами позволенное ремесло или работу исправлять».

Какая участь ожидала старого солдата? О возможностях дальнейшей жизни отставника прописано в его паспорте, который он должен был предъявлять в городах городничим или полиции, в уездах – в нижних земских судах. Если Семенов захочет жить в казенном селении, то обязан сдать паспорт начальству и стать казенным крестьянином. При этом он освобождается от платежа податей, но дети его, «в отставке рожденные», будут записаны в подушный оклад. Если же он не изберет себе постоянного жительства и «к казенному селению не припишется, а будет переходить из одного места в другое, то хотя сие ему и дозволяется, но дети мужского пола, при таковых переходах прижитые, наравне с рожденными в службе, по достижении семилетнего возраста непременно должны быть высылаемы в военно-сиротские отделения. Сам же он, Семенов, жительствуя во всяком месте, обязан вести себя честно и добропорядочно, одеваться благопристойно, бороду брить, по миру не ходить, и от всяких законами противных поступков всемерно воздержаться, и как гражданскому, так и местному правительству повиноваться и никому никаких озлоблений отнюдь не делать».

А как же общество должно было относиться к бывшему защитнику Отечества? Об этом тоже прописано в документе: «… И ему, Семенову, во уважение долговременной и беспорочной службы и добропорядочного по отставке жития всякое доброхотство и вспоможение оказывать быть иметь. В случае же, если от кого-либо причинена ему будет какая обида или притеснение, то должен он приносить жалобу в городе гражданскому, а в уезде земскому правительству, которые и обязаны оказать ему справедливую защиту и удовлетворение...» (ГИА ЧР. Ф.4.Оп.1.Д.435.Л.22-24).

К сожалению, сейчас трудно установить, как на самом деле сложилась дальнейшая судьба участника Бородинского сражения Герасима Семеновича Семенова.

В. Питернова

62-14-95