12.01.2012
Из истории Чебоксарского завода промышленных тракторов
12 января 1972 г. началось строительство Чебоксарского завода промышленных тракторов (с 1993 г. – ОАО «Промтрактор»). В этот день в торжественной обстановке были вынуты первые кубометры грунта на строительной площадке завода.

В Государственном историческом архиве Чувашской Республики хранится архивный фонд Чебоксарского тракторного завода за 1971-1981 гг. в количестве 864 единиц хранения. Состав документов за этот период достаточно полный, в них отражена история строительства завода, прием в эксплуатацию корпусов, цехов и других объектов, выпуск первых тракторов и трубоукладчиков, начало серийной сборки выпускаемой техники, научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа, социальное развитие завода и города в связи со строительством предприятия-гиганта, взаимотношения и связи с ведущими проектно-конструкторскими организациями и другими тракторными предприятиями страны, формирование коллектива и т.д.

Документы свидетельствуют, что решение о строительстве тракторного гиганта на Волге было принято Правительством СССР задолго до этой даты. Разработка проекта Чебоксарского завода промышленных тракторов проводилась в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 августа 1966 г. «Об ускорении развития в 1966 – 1970 гг. производства тракторов, самоходных шасси, двигателей и запасных частей к ним». Задание по вводу в действие первой очереди завода по производству мощных тракторов в Чебоксарах было предусмотрено в соответствии с директивами XXIV съезда КПСС в пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 гг. Разработка проекта и строительство велись под непосредственным руководством Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения с участием Министерства строительства и Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР.

Приказом Минсельхозмаша СССР от 21 октября 1971 г. была организована дирекция строящегося Чебоксарского завода промышленных тракторов. Директором назначен Десятов Виктор Тимофеевич, ранее работавший директором Волгоградского завода тракторных деталей. В течение 1971-1972 гг. дирекция была укомплектована высококвалифицированными специалистами, в том числе и приглашенными из других тракторных заводов страны.

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 февраля 1972 г. для Чебоксарского завода промышленных тракторов были выделены капитальные вложения на жилищное строительство в объеме 43,1 млн. руб. и 3,5 млн. руб. на объекты просвещения и здравоохранения. Были предусмотрены строительство железнодорожных путей и автомобильных дорог, газопровода, линий электропередач и т.д. Совету Министров РСФСР дано поручение направить на строительство завода рабочих: в 1972 г. – 2500 чел., в 1973 г. – 4500, в 1974 – 5000 и в 1975 г.- 4000.

Постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ от 10 июля 1973 г. строительство завода было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. К августу этого года свыше двух тысяч посланцев комсомола включились в работу коллектива строителей. Молодых людей, прибывающих со всей страны по комсомольским путевкам, обучали строительным и машиностроительным специальностям на курсах, кружках при отделе подготовки кадров строящегося завода. Вскоре на решающих участках трудились свыше 20 комсомольско-молодежных коллективов. На сооружении первой очереди завода работал ударный молодежный отряд численностью 200 человек. Вопросы труда, быта и отдыха молодежи находились под постоянным контролем штаба ЦК ВЛКСМ и Минсельхозмаша. При Чувашском обкоме ВЛКСМ и непосредственно на пусковом комплексе были созданы комсомольские штабы. В г. Чебоксары был открыт корреспондентский пункт газеты «Комсомольская правда».

Активное участие в строительстве завода приняли органы власти, строительные, проектные, транспортные, общественные организации, СМИ и население Чувашии. В 1971-1981 гг. Совет Министров и обком КПСС Чувашской АССР приняли ряд постановлений, способствующих ускорению строительства тракторного завода, обеспечению необходимыми материально-техническими и людскими ресурсами.

Строительство и ввод в действие производственных, жилых и культурно-бытовых объектов в основном выполнялись в намеченные сроки. 30 декабря 1974 г. был сдан в эксплуатацию сдаточный корпус, 25 октября 1975 г. выпущен первый трактор – бульдозер Т-330, 7 мая 1977 г. – первый трубоукладчик. С 1980 г. начата серийная сборка тракторов на главном конвейере.

62-14-95