24.10.2013
Плановое организованное переселение в Сибирь в советское время
Отвечая на запросы граждан, недавно я познакомилась с интересными документами Государственного исторического архива Чувашской Республики о плановом переселении семей колхозников в Сибирь. Появилось желание поглубже изучить данную проблему.

Переселение — форма миграции, массовое перемещение населения внутри страны. В советское время плановое переселение осуществлялось как добровольный переезд крестьян на постоянное жительство из аграрно-перенаселенных малоземельных районов СССР на специальные выделенные государством переселенческие земельные фонды по разрешению местных земельных органов.

Переселенческий отдел при Совете Народных Комиссаров Чувашской АССР был образован на основании Постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) (№ 1099) от 23 июля 1939 г. и Постановления Совнаркома Чувашской АССР (№ 1040) «О переселении из малоземельных районов Чувашской АССР в многоземельные районы СССР» от 5 августа 1939 г. (Ф.Р-203.Оп.1.Д.774.Л.58). Переселенческий отдел при СНК Чувашской АССР подчинялся непосредственно Переселенческому Управлению (ПУ) при СНК СССР. Основные задачи отдела: сельскохозяйственное переселение колхозов, колхозников и единоличников из малоземельных районов в многоземельные районы других областей, краев и республик СССР, переселение на вновь освоенные земли и хозяйственное устройство этих переселенцев (Ф.Р-1263.Оп.1.Д.1.Л.42-43).

С началом Великой Отечественной войны на первый план выдвинулась задача спасения населения тех территорий СССР, которым угрожала оккупация немецко-фашистской армией. В 1956 г. в результате реорганизации системы переселения создано Главное управление переселения и организованного набора при Совете Министров РСФСР, в котором выделен отдел по переселению и оргнабору рабочих в районы Урала, Сибири и Дальнего Востока (Ф.Р-203.Оп.25.Д.142.Л.168). Главное управление переселения и оргнабора рабочих при Совете Министров РСФСР упразднено в феврале 1967 г. в связи с резким сокращением масштабов переселения (Ф.Р-203.Оп.25.Д.306.Л.150).

Опыт переселения на окраины был накоплен в России задолго до установления Советской власти. После Октябрьской революции советское правительство планировало организовать переселение в восточные районы с целью решения земельного вопроса. Начавшаяся гражданская война вызвала к жизни стихийные миграционные процессы, в результате которых в 1920 г. в Сибири оказалось 500 тыс. не приписанных к земельным обществам лиц. После окончания войны переселение в восточные районы было определено как важнейшая народно-хозяйственная задача, обусловленная, во - первых, потребностью быстрейшего вовлечения в хозяйственный оборот пустующих земель на востоке страны и, во-вторых, необходимостью смягчения аграрного перенаселения в европейской части страны.

Начиная с середины 1920-х гг. государство поддерживало и стимулировало плановое организованное переселение. Планирование переселенческих мероприятий велось по направлениям вселения, по годам (на пятилетку и на каждый год в отдельности) и по отраслям хозяйства (колхозы, совхозы, леспромхозы). При определении мест набора переселенческих семей главным критерием был имеющийся там резерв трудовых ресурсов. При вселении учитывались традиционные направления расселения выходцев из западных и центральных областей в Сибири в прежние годы, сходство природно-климатических условий районов выхода и районов вселения, организационно-хозяйственные мотивы (сохранение традиционных навыков ведения сельского хозяйства, использование новоселов на привычных работах), компактность вселения представителей одной национальности. При приеме переселенцев учитывались перспективы дальнейшего развития хозяйства, возможность обеспечения новоселов домами, скотом, приусадебными участками, продовольствием.

В местах выхода плановых переселенцев набору предшествовала активная агитационно-разъяснительная работа. Она была развернута на сборных пунктах, созданных в республиканских и областных центрах, на узловых железнодорожных станциях. Отбор семей на переселение проводился в основном в осенне-зимний период, а их отправка осуществлялась весной, до начала полевых работ. Агитационная работа велась с использованием приглашений от хозяйств, принимавших новоселов, а также информативно-справочных материалов: экономико-географических характеристик районов вселения, специальных выпусков областных и районных газет, плакатов, кинофильмов, писем переселенцев прежних лет. Кандидаты на переселение проходили медицинское освидетельствование, сдавали заготовительным органам имевшийся у них скот и сельскохозяйственную продукцию.

Мощным толчком к подъему переселенческого движения в Сибирь в середине 1950-х гг. стало решение об освоении целинных и залежных земель.

В 1948-1966 гг. в Сибирь переселилось 11 тыс. семей из Чувашской АССР. Семьи, прибывшие из Чувашии, были вселены в Красноярский край (5,2 тыс.), Тюменскую область (2 тыс.) и Иркутскую область (1,9 тыс.).

Переселенцам был предоставлен ряд льгот: проезд семей и провоз багажа по специальному железнодорожному тарифу, горячее питание в пути, обмен сельскохозяйственной продукции по обменной квитанции, ссуда на жилищное устройство, освобождение от всех видов налогов. В феврале 1934 г. была принята новая система льгот: бесплатный проезд и провоз движимого имущества, крупного и мелкого скота, передача в постоянное пользование отдельного дома с усадьбой, долговременный кредит на хозяйственное обзаведение, списание всех недоимок по налогам и поставкам сельскохозяйственной продукции, освобождение на 3 года от сельскохозяйственного налога, обеспечение крупным рогатым скотом. В Восточной Сибири переселенческие колхозы освобождались от поставок государству сельскохозяйственной продукции на 6 лет, а единоличные хозяйства – на 3 года. С 1937 г. хозяйства, принимавшие переселенцев, освобождались от всех видов платежей (по числу вселенных семей) в Забайкалье на 6 лет, в Иркутской области на 3 года со времени вселения.

В местах вселения было предусмотрено предоставление новоселам домов с надворными постройками и усадьбой, кредита на ремонт дома или денежных средств на строительство новых домов и хозяйственных построек. Новые и отремонтированные дома и надворные постройки предоставлялись переселенцам в бесплатное пользование без права продажи и сдачи в аренду до погашения ими долга по ссудам. По истечении 5 лет непрерывной работы в колхозе дома и надворные постройки могли перейти в личную собственность семей. Приобретение крупного рогатого скота осуществлялось за счет кредитов. Пособие переселенцам составляло 500 руб. на каждую семью. Государство полностью брало на себя расходы по раскорчевке и подъему целины, обводнению или осушке земель в местах вселения, административно-хозяйственному, школьному и медико-санитарному обеспечению и организации переселения.

В целом в Сибири существовал дисбаланс между масштабами переселения и строительством жилья из-за недостаточности кредитных средств, отсутствия строительных материалов, недостатка рабочих рук. Во многие хозяйства для подготовки жилья направлялись главы семей. Строительство находилось под контролем центральных и местных органов власти и руководства переселенческих структур.

Пополнение колхозов и совхозов Сибири трудовыми ресурсами способствовало развитию сельского хозяйства региона. Плановое переселение повлияло и на другие сферы жизни сибирского общества – социокультурную, демографическую. Среди переселившихся 80 % составляли лица в возрасте 25-35 лет, что способствовало омоложению сельского населения принимающих районов. Переселение дало мощный толчок строительству жилья и объектов социально-культурного назначения, созданию сельской инфраструктуры. Новоселы и старожилы оказывали взаимное влияние на культуру и быт друг друга. Этнические особенности размещения населения в Сибири способствовали процессам ассимиляции, одной из движущих сил которой стали смешанные (межнациональные) браки.

Заинтересовавшийся человек может найти много интересного о переселении и организованном наборе рабочих Чувашии в документах Госистархива в фондах Р-1263 («Переселенческий отдел Совета Министров Чувашской АССР»), Р-1330 («Отдел переселения и организованного набора рабочих Совета Министров Чувашской АССР»), Р-1834 («Отдел организованного набора рабочих Совета Министров Чувашской АССР»).


Т.А. Брызгалова
62-14-95