30.07.2014
История церкви села Подгорные Тимяши
В Чувашии, как и в любом другом уголке России, с давних времен возводилось немало храмов и часовен. Многие из них не сохранились. Церковные сооружения, которые дошли до нашего времени, после восстановительных работ продолжают оставаться очагами веры и ценными памятниками архитектуры.

В Государственном историческом архиве Чувашской Республики хранятся документы об истории многих церквей: выделении земельных участков под строительство храмов, открытии, деятельности священнослужителей.

В клировой ведомости Успенской церкви села Подгорные Тимяши Цивильского уезда за 1883 год указано, что церковь построена в 1871 году на средства прихожан. В ней два престола: во имя Успения Божией Матери и во имя Святого Архистратига Михаила. В 1898 году церковь стала трехпрестольной.

Основным материалом строительства церквей в чувашских селах на протяжении многих лет являлось дерево. Деревянное здание церкви с колокольнею указанного села было построено на каменном фундаменте, главный храм холодный, а придел теплый, ограда вокруг церкви деревянная. По архивным документам в 1871 году в главном храме и приделе иконостасы были одноярусные, а в 1898 году в главном – четырехъярусные, а в приделе – трехъярусные.

Приход храма разделялся священниками на две части, и каждый из них выполнял обязанности в своем приходе, кроме таинства крещения, которое совершалось в воскресные и праздничные дни поочередно свободным от богослужения священником. Одним из священников был Евдоким Алексеевич Петропавловский, 1852 года рождения, уроженец села Нурма Царевококшайского уезда Казанской губернии (в настоящее время Медведевского района Республики Марий Эл), сын дьякона. Вторым священником был Филипп Егорович Пактовский, 1843 года рождения, уроженец села Убеево Ядринского уезда Казанской губернии (в настоящее время Красноармейского района Чувашской Республики).

Усадебной земли при церкви тогда имелось 89,9 десятин пахотной и 9,7 десятин луговой, межевых книг не имелось. План на землю имелся и хранился в церковном архиве. Усадебной землей пользовались священно-церковно-служители, а пахотною и луговою – прихожане-крестьяне, которые за землю платили причту ругу.

В селе существовали три деревянные часовни, построенные на месте бывшей церкви, одна из которых была ветхой, а третья основана над источником в 1888 году в память 900-летия крещения Руси. В последней часовне совершались богослужения во время крестных ходов для водоосвящения. Службы в церкви совершались на славянском и чувашском языках.

При церкви имелась библиотека, которая ежегодно пополнялась журналами «Известия по Казанской Епархии», «Православный Собеседник», «Церковные ведомости» и книгами, выписываемыми на средства церкви.

В журнале «Известия по Казанской Епархии» (1899 г.), хранящемся в научно-справочной библиотеке Государственного исторического архива Чувашской Республики, описывается освящение вновь построенного храма в селе Подгорные Тимяши: «…30 января 1899 года в 2 часа по полудни прибыл в село член Казанской духовной консистории протоиерей Н.М. Варушкин, которому было поручено совершить освящение храма. Богомольцев собралось не менее 5-6 тысяч человек. Невольно вспоминается 1878 год, когда при освящении теплого придела в церкви села Ковалей Цивильского уезда было не более 300 человек. Какая громадная разница в отношении чуваш к церкви произошла с того времени, ведь прошло всего 20 лет, и чуваши стали неузнаваемы в религиозно-нравственном отношении…».

Церковь в селе Подгорные Тимяши закрылась в 1936 году и не сохранилась. В 2002-2008 годах на средства прихожан и пожертвователей построен новый храм – однопрестольная церковь Успения Божией Матери.





Список использованной литературы



1. ГИА ЧР. Ф. 318. Оп. 1. Д. 16, 19.

2. НСБ. «Известия по Казанской Епархии». Казань, 1899.С. 556

3. Л.Ю. Браславский. «Действующие храмы, часовни, монастыри Чебоксарской и Чувашской епархии». Чебоксары. 2010.С. 109.



Н.А. Соловьева

62-14-95