06.01.2015
Чувашский государственный академический драматический театр им. К.В. Иванова в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Каждый человек хранит в своей памяти, полюбившиеся с детства художественные образы, запомнившиеся при первом посещении театра, кинозала, музея. Эти образы формируют наше мировоззрение, нравственные принципы, поведение. Театр всегда был одним из наиболее важных духовных и просветительских центров общества. Он оказывал существенное влияние на личность: объяснял мир, побуждал к разнообразным видам деятельности, выполнял огромную воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствовал формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.
В разные периоды времени значение театра могло увеличиваться или, напротив, несколько уменьшаться, но его роль в общественной жизни всегда оставалась чрезвычайно важной, представая в виде своеобразного института социального общения [1].
Первый чувашский театр появился в Казани 27 января 1918 г. благодаря усилиям выдающегося актера и драматурга Иоакима Степановича Максимова-Кошкинского. В 1920 г. театр переехал в Чебоксары. Его изначальной целью было приобщение чувашского народа к общечеловеческой культуре через классические произведения, переведенные на чувашский язык. Основу репертуара в первые годы составили переводы пьес А.Н. Островского, Л. Н. Толстого, А.В. Сухово-Кобылина, Н.В. Гоголя, Д.И. Фонвизина, Ф. Шиллера, Ж. Мольера и др. Драматическое искусство было одним из самых массовых и действенных по силе воздействия на аудиторию. А театр, где представления шли на родном для чуваш языке, несомненно, получили широкое признание самой разнообразной публики.
В Государственном историческом архиве Чувашской Республики хранится фонд Чувашского государственного академического театра им. К.В. Иванова за 1921-1972 годы, в который включено 386 дел, освещающих его историю: приказы Управления по делам искусств при СНК ЧАССР, планы гастролей, протоколы художественных заседаний, статистические отчеты, программы и афиши постановок. Все эти документы позволяют довольно подробно рассмотреть вопрос о роли Чувашского театра в общественной жизни республики в период Великой Отечественной войны.
К началу 40-х гг. Чувашский театр представлял собой крепкий, творческий коллектив, способный вынести все тяготы военного времени. Постановлением СНК ЧАССР от 23 октября 1941 г. была временно приостановлена деятельность Чувашской государственной филармонии, Музыкального училища, Музыкальной школы, Театра юного зрителя (возобновили работу в 1946 г.). Организация всей концертно-эстрадной работы была возложена на Чувашский государственный академический театр [2].
Атмосфера приближающейся войны самым непосредственным образом отразилась на деятельности театра. В 1941 г. в репертуар были включены исторические пьесы [3], подготовлены произведения, воздействующие на патриотические чувства, обращавшиеся к героическому прошлому народа, к его борьбе за свободу и независимость [4].
Особой популярностью пользовались постановки «Чакка» - драма по поэме Семена Эльгера, драма «Нарспи» Константина Иванова, трагедия «Тудимер» Якова Ухсая, повествующая о временах Пугачевского восстания, драма «Иван Калмыков» Александра Калгана о гражданской войне, драма «В деревне» Федора Павлова.
Появлялись спектакли на военную тематику, направленные на подъем патриотизма и воодушевление людей, находящихся в тылу. Так, уже в августе 1941 г. театр подготовил пьесу Георгия Мдивани «Батальон идет на запад». Это была одна из первых пьес советской драматургии, которая рассказывала о борьбе советского народа с фашистскими захватчиками. Спектакль вносил настроение уверенности в конечной победе, вселял веру в справедливость борьбы и поэтому тепло принимался зрителями. В репертуар вливались и чувашские пьесы на тему войны, среди которых можно выделить «Богатыри» Иоакима Максимова-Кошкинского (1942 г.), «Лиза Короткова» Николая Айзмана (1943 г.), «Сержант Ванюшин» Никифора Мраньки (1944 г.), «В родном краю» Петра Осипова (1945 г.).
Ставили много одноактных пьес: «Мост» В. Поспелова, «Маринка» и «Таланты из глубин» Л. Гргорьева, «Перед рассветом», «На разведке», отрывки из спектаклей «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Любовь Яровая» К. Тренева.
Начиная с 1928 г. театр каждый год выезжал на гастроли по республике и в соседние регионы [5]. Гастроли планировались и в июне 1941 года. ЧГАТ вместе с Русским театром должен был дать 200 спектаклей, обслужить до 25 тыс. сельских зрителей [6]. Однако уже с первых дней войны ушли на фронт директор театра Николай Элле и главный режиссер Константин Иванов, актеры Василий Михайлов, Иван Бочаров, Ефим Никитин, Нестор Виноградов, драматурги Леонид Агаков, Василий Алагер [7], что осложнило работу коллектива. Сказывались и материальные трудности, не хватало художественно-технического персонала, декорации и костюмы были довольно скудными. Но, несмотря на все препятствия, гастроли не прекращались на протяжении всей войны, актеры работали без отпусков [8]. В эти годы Чувашский театр более половины всех спектаклей ставил для жителей села. Так, например, в 1943 г. ЧГАТ объехал большую часть районов ЧАССР, представив 174 спектакля для 80 тыс. зрителей [9]. Кроме того труппа выезжала в Ульяновскую, Куйбышевскую (ныне Самарскую) области, Татарскую АССР, Башкирскую АССР [10].
Деятели искусств, оставшиеся в тылу, считали себя мобилизованными и направляли все силы на общее дело победы. Актеры играли на сценах театра и сельских клубов, на вокзалах, в госпиталях, призывных пунктах, воинских частях, ставили спектакли в фонд обороны, отдавали свои сбережения на помощь фронту и семьям фронтовиков. Чувашский ансамбль песни и пляски, находившийся с декабря 1941 г. при ЧГАТе, с января по апрель 1943 г. под руководством Филиппа Лукина выезжал на фронт, где дал свыше 120 концертов. Для оказания помощи фронтовым концертным бригадам выезжали на фронт режиссер Григорий Морев и композитор Аристарх Орлов-Шузьм [11].
Коллектив театра работал в тяжелейших условиях: в холодное время здание театра почти не отапливалось, зрители сидели на представлениях в верхней одежде, актеры были вынуждены играть при 5-6 градусах тепла, часто отключалось электричество, не было подходящих помещений для мастерских, склада декораций[12]. Русская и чувашская труппа нуждались в отдельных помещениях, костюмах и бюджетах [13]. К тому же немалая часть своего и переданного в 1941 г. в ведение ЧГАТа имущества других театров республики (сценические костюмы, обувь, реквизит, декорации, хозяйственный инвентарь) была разворована, продана частным лицам и роздана воинским частям [14]. Однако даже в таких условиях театру удавалось не только с успехом показывать свои представления, но и находить силы для такого, на первый взгляд, неуместного для военных лет дела как реконструкция помещения, которое находилось в крайне плачевном состоянии.
В самое трудное для страны время была предпринята реконструкция театрального здания. Рядом с вопросами о продаже и вывозке хлеба, о ходе военного обучения призывников на заседании бюро обкома партии решался вопрос «О подготовке к реконструкции и расширению здания ЧГАТ» (март 1944 г.) [15]. В воскресные дни на стройке бок о бок с жителями города работали актеры, местные промышленные предприятия помогали театру чем могли. 14 июня 1944 г. ЦК ВКП(б) принимает специальное решение «О работе культурных учреждений Чувашской АССР», оказавшее действенную помощь учреждениям культуры [16].
Непростые военные годы Чувашский театр пережил вместе со своим народом. Он стал центром сосредоточения культурной жизни республики. Напряжением всех сил он не только сохранил свои лучшие традиции, но и обогатил их. Объединяя волю и чувства сотен зрителей, театр оказывал прямое воздействие на сознание и мысли каждого. Театр поддерживал моральный дух людей, представал неким символом надежды, вселявшим веру в скорейшее окончание войны и дальнейшую благополучную жизнь. За эти годы актеры еще более полно почувствовали необходимость их искусства народу, тесную связь с его жизнью и борьбой. Это придавало театру силы для новых начинаний в послевоенное время.
Аннотации к документам и фотодокументам:
1) Артисты Чувашского академического драматического театра им. К.В. Иванова. 1950 г. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. № 19013.
2) План гастролей Чувашского академического театра в летний период 1941 г. ГИА ЧР. Ф.Р-538. Оп.5. Д.4. Л.18.
3) Программа спектакля «Ялта» по пьесе Ф.П. Павлова. 1945 г. ГИА ЧР. Ф.Р-538. Оп.5. Д.160. Л.78-78 об.
4) В.К. Кузьмина в группе чувашских студентов на занятии народного артиста СССР М.М. Тарханова. 1943 г. ГАСИ ЧР. Ф.Р-3075. Оп.2. Д.1. Л.3.
Т.А. Соловьева
62-14-95
[1] Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношение сцены и публики. М.: ГИИ, 2007. С. 28.
[2] ГИА ЧР, ф. 538, оп. 5, д. 3. л. 41.
[3] ГИА ЧР, ф. 538, оп. 5, д. 1, л. 1.
[4] ГИА ЧР, ф. 538, оп. 5, д. 5, л. 4.
[5] Романова Ф.А. Театр, любимый народом. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1973. С. 55.
[6] Романова Ф.А. Указ. раб. С. 93.
[7] Там же. С. 94.
[8] ГИА ЧР, ф. 538, оп. 5, д. 3, л. 133.
[9] ГИА ЧР, ф. 538, оп. 5, д. 3, л. 10.
[10] ГИА ЧР, ф. 538, оп. 5, д. 4, л. 108-111.
[11] Романова Ф.А. Указ. раб. С. 107.
[12] ГИА ЧР, ф. 538, оп. 5, д. 12, л. 10; ф. 538, оп. 5, д. 161. л. 15-18.
[13] ГИА ЧР, ф. 538, оп. 5, д. 3, л. 126-127.
[14] ГИА ЧР, ф. 538, оп. 5, д. 3, л. 140.
[15] ГИА ЧР, ф. 538. оп. 5, д. 3, л. 60.
[16] Романова Ф.А. Указ. раб. С. 105.
В разные периоды времени значение театра могло увеличиваться или, напротив, несколько уменьшаться, но его роль в общественной жизни всегда оставалась чрезвычайно важной, представая в виде своеобразного института социального общения [1].
Первый чувашский театр появился в Казани 27 января 1918 г. благодаря усилиям выдающегося актера и драматурга Иоакима Степановича Максимова-Кошкинского. В 1920 г. театр переехал в Чебоксары. Его изначальной целью было приобщение чувашского народа к общечеловеческой культуре через классические произведения, переведенные на чувашский язык. Основу репертуара в первые годы составили переводы пьес А.Н. Островского, Л. Н. Толстого, А.В. Сухово-Кобылина, Н.В. Гоголя, Д.И. Фонвизина, Ф. Шиллера, Ж. Мольера и др. Драматическое искусство было одним из самых массовых и действенных по силе воздействия на аудиторию. А театр, где представления шли на родном для чуваш языке, несомненно, получили широкое признание самой разнообразной публики.
В Государственном историческом архиве Чувашской Республики хранится фонд Чувашского государственного академического театра им. К.В. Иванова за 1921-1972 годы, в который включено 386 дел, освещающих его историю: приказы Управления по делам искусств при СНК ЧАССР, планы гастролей, протоколы художественных заседаний, статистические отчеты, программы и афиши постановок. Все эти документы позволяют довольно подробно рассмотреть вопрос о роли Чувашского театра в общественной жизни республики в период Великой Отечественной войны.
К началу 40-х гг. Чувашский театр представлял собой крепкий, творческий коллектив, способный вынести все тяготы военного времени. Постановлением СНК ЧАССР от 23 октября 1941 г. была временно приостановлена деятельность Чувашской государственной филармонии, Музыкального училища, Музыкальной школы, Театра юного зрителя (возобновили работу в 1946 г.). Организация всей концертно-эстрадной работы была возложена на Чувашский государственный академический театр [2].
Атмосфера приближающейся войны самым непосредственным образом отразилась на деятельности театра. В 1941 г. в репертуар были включены исторические пьесы [3], подготовлены произведения, воздействующие на патриотические чувства, обращавшиеся к героическому прошлому народа, к его борьбе за свободу и независимость [4].
Особой популярностью пользовались постановки «Чакка» - драма по поэме Семена Эльгера, драма «Нарспи» Константина Иванова, трагедия «Тудимер» Якова Ухсая, повествующая о временах Пугачевского восстания, драма «Иван Калмыков» Александра Калгана о гражданской войне, драма «В деревне» Федора Павлова.
Появлялись спектакли на военную тематику, направленные на подъем патриотизма и воодушевление людей, находящихся в тылу. Так, уже в августе 1941 г. театр подготовил пьесу Георгия Мдивани «Батальон идет на запад». Это была одна из первых пьес советской драматургии, которая рассказывала о борьбе советского народа с фашистскими захватчиками. Спектакль вносил настроение уверенности в конечной победе, вселял веру в справедливость борьбы и поэтому тепло принимался зрителями. В репертуар вливались и чувашские пьесы на тему войны, среди которых можно выделить «Богатыри» Иоакима Максимова-Кошкинского (1942 г.), «Лиза Короткова» Николая Айзмана (1943 г.), «Сержант Ванюшин» Никифора Мраньки (1944 г.), «В родном краю» Петра Осипова (1945 г.).
Ставили много одноактных пьес: «Мост» В. Поспелова, «Маринка» и «Таланты из глубин» Л. Гргорьева, «Перед рассветом», «На разведке», отрывки из спектаклей «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Любовь Яровая» К. Тренева.
Начиная с 1928 г. театр каждый год выезжал на гастроли по республике и в соседние регионы [5]. Гастроли планировались и в июне 1941 года. ЧГАТ вместе с Русским театром должен был дать 200 спектаклей, обслужить до 25 тыс. сельских зрителей [6]. Однако уже с первых дней войны ушли на фронт директор театра Николай Элле и главный режиссер Константин Иванов, актеры Василий Михайлов, Иван Бочаров, Ефим Никитин, Нестор Виноградов, драматурги Леонид Агаков, Василий Алагер [7], что осложнило работу коллектива. Сказывались и материальные трудности, не хватало художественно-технического персонала, декорации и костюмы были довольно скудными. Но, несмотря на все препятствия, гастроли не прекращались на протяжении всей войны, актеры работали без отпусков [8]. В эти годы Чувашский театр более половины всех спектаклей ставил для жителей села. Так, например, в 1943 г. ЧГАТ объехал большую часть районов ЧАССР, представив 174 спектакля для 80 тыс. зрителей [9]. Кроме того труппа выезжала в Ульяновскую, Куйбышевскую (ныне Самарскую) области, Татарскую АССР, Башкирскую АССР [10].
Деятели искусств, оставшиеся в тылу, считали себя мобилизованными и направляли все силы на общее дело победы. Актеры играли на сценах театра и сельских клубов, на вокзалах, в госпиталях, призывных пунктах, воинских частях, ставили спектакли в фонд обороны, отдавали свои сбережения на помощь фронту и семьям фронтовиков. Чувашский ансамбль песни и пляски, находившийся с декабря 1941 г. при ЧГАТе, с января по апрель 1943 г. под руководством Филиппа Лукина выезжал на фронт, где дал свыше 120 концертов. Для оказания помощи фронтовым концертным бригадам выезжали на фронт режиссер Григорий Морев и композитор Аристарх Орлов-Шузьм [11].
Коллектив театра работал в тяжелейших условиях: в холодное время здание театра почти не отапливалось, зрители сидели на представлениях в верхней одежде, актеры были вынуждены играть при 5-6 градусах тепла, часто отключалось электричество, не было подходящих помещений для мастерских, склада декораций[12]. Русская и чувашская труппа нуждались в отдельных помещениях, костюмах и бюджетах [13]. К тому же немалая часть своего и переданного в 1941 г. в ведение ЧГАТа имущества других театров республики (сценические костюмы, обувь, реквизит, декорации, хозяйственный инвентарь) была разворована, продана частным лицам и роздана воинским частям [14]. Однако даже в таких условиях театру удавалось не только с успехом показывать свои представления, но и находить силы для такого, на первый взгляд, неуместного для военных лет дела как реконструкция помещения, которое находилось в крайне плачевном состоянии.
В самое трудное для страны время была предпринята реконструкция театрального здания. Рядом с вопросами о продаже и вывозке хлеба, о ходе военного обучения призывников на заседании бюро обкома партии решался вопрос «О подготовке к реконструкции и расширению здания ЧГАТ» (март 1944 г.) [15]. В воскресные дни на стройке бок о бок с жителями города работали актеры, местные промышленные предприятия помогали театру чем могли. 14 июня 1944 г. ЦК ВКП(б) принимает специальное решение «О работе культурных учреждений Чувашской АССР», оказавшее действенную помощь учреждениям культуры [16].
Непростые военные годы Чувашский театр пережил вместе со своим народом. Он стал центром сосредоточения культурной жизни республики. Напряжением всех сил он не только сохранил свои лучшие традиции, но и обогатил их. Объединяя волю и чувства сотен зрителей, театр оказывал прямое воздействие на сознание и мысли каждого. Театр поддерживал моральный дух людей, представал неким символом надежды, вселявшим веру в скорейшее окончание войны и дальнейшую благополучную жизнь. За эти годы актеры еще более полно почувствовали необходимость их искусства народу, тесную связь с его жизнью и борьбой. Это придавало театру силы для новых начинаний в послевоенное время.
Аннотации к документам и фотодокументам:
1) Артисты Чувашского академического драматического театра им. К.В. Иванова. 1950 г. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. № 19013.
2) План гастролей Чувашского академического театра в летний период 1941 г. ГИА ЧР. Ф.Р-538. Оп.5. Д.4. Л.18.
3) Программа спектакля «Ялта» по пьесе Ф.П. Павлова. 1945 г. ГИА ЧР. Ф.Р-538. Оп.5. Д.160. Л.78-78 об.
4) В.К. Кузьмина в группе чувашских студентов на занятии народного артиста СССР М.М. Тарханова. 1943 г. ГАСИ ЧР. Ф.Р-3075. Оп.2. Д.1. Л.3.
Т.А. Соловьева
62-14-95
[1] Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношение сцены и публики. М.: ГИИ, 2007. С. 28.
[2] ГИА ЧР, ф. 538, оп. 5, д. 3. л. 41.
[3] ГИА ЧР, ф. 538, оп. 5, д. 1, л. 1.
[4] ГИА ЧР, ф. 538, оп. 5, д. 5, л. 4.
[5] Романова Ф.А. Театр, любимый народом. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1973. С. 55.
[6] Романова Ф.А. Указ. раб. С. 93.
[7] Там же. С. 94.
[8] ГИА ЧР, ф. 538, оп. 5, д. 3, л. 133.
[9] ГИА ЧР, ф. 538, оп. 5, д. 3, л. 10.
[10] ГИА ЧР, ф. 538, оп. 5, д. 4, л. 108-111.
[11] Романова Ф.А. Указ. раб. С. 107.
[12] ГИА ЧР, ф. 538, оп. 5, д. 12, л. 10; ф. 538, оп. 5, д. 161. л. 15-18.
[13] ГИА ЧР, ф. 538, оп. 5, д. 3, л. 126-127.
[14] ГИА ЧР, ф. 538, оп. 5, д. 3, л. 140.
[15] ГИА ЧР, ф. 538. оп. 5, д. 3, л. 60.
[16] Романова Ф.А. Указ. раб. С. 105.