16.03.2015
Документ XVII века о бортном хозяйстве ясачных чувашей
Известным собранием документальных источников по истории Среднего Поволжья XVII – начала XVIII веков является фонд Курмышской приказной избы[1]. Последняя управляла одноименным уездом, который был образован во второй половине XVI века, вскоре после вхождения указанного региона в состав Русского централизованного государства[2]. Первоначально московское правительство заселяло Курмышский уезд служилыми людьми – помещиками, казаками, стрельцами. В начале XVII века из Чебоксарского уезда в состав Курмышского уезда была передана крупная Юмачевская волость; она делилась на Аликовскую, Тувановскую, Шуматовскую, Шумшевашскую и Яндобинскую сотни и была полностью населена ясачными чувашами[3]. С тех пор и вплоть до начала 1920-х гг. многие населенные пункты западной части Чувашии входили в состав Курмышского уезда.

Соответственно в составе фонда Курмышской приказной избы отложилось немало документов по истории чувашского населения Курмышского уезда. Наиболее ранним из них является роспись бортных ухожаев чувашей Юмачевской волости, расположенных в Нижегородском уезде, и размеров взымаемых с них оброков. Эта роспись была составлена в Чебоксарской приказной избе, которая вплоть до 1615/16 г. управляла названной волостью, и передана курмышскому воеводе Ф.Г. Очину-Плещееву нижегородским приказным человеком В. Чирковым. Последний, по-видимому, отвечал за сбор медвяных оброков с бортных ухожаев в своем уезде. Поэтому в сопроводительной отписке к росписи он потребовал от курмышского воеводы собирать с чувашей названные оброки на основании указанных в ней данных.

Роспись содержит весьма интересные сведения как о топографии Нижегородского уезда, так и о бортничестве, которое для чувашей являлось традиционным видом промыслового хозяйства. Поэтому текст данного источника и представляется в данной публикации[4].

Публикация оформлена в соответствии с правилами современной археографии документов XVI – XVIII веков[5], с учетом его адресации самому широкому читателю, в том числе и неспециалисту в области истории. Публикуемая роспись снабжена валовым номером, заголовком, легендой. Текст источника передан современным алфавитом, с заменой вышедших из употребления букв на современные, с членением на слова, предложения, абзацы, применением знаков пунктуации, строчных и прописных букв по современным правилам. Но орфография оригинала полностью сохранена. Собственный заголовок документа напечатан в разрядку. К присутствующим в тексте датам по эре от Сотворения мира, которая применялась в России до 1700 г., в квадратных скобках дан перевод на современное летоисчисление[6]. В квадратных же скобках даны утраченные в оригинале, но восстановленные по смыслу слова и буквы. Слова, вписанные в оригинал после создания основного текста, в публикации взяты в круглые скобки. Текст публикации снабжен примечаниями с пояснениями его особенностей.



№ 1

1627 г., не ранее февраля 25 – не позднее марта 1[7]. – Отписка приказного человека В. Чиркова курмышскому воеводе Ф.Г. Очину-Плещееву и подьячему о присылке в Нижний Новгород чувашей Юмачевской волости с оброчным медом, с приложением росписи положенного на них медвяного оброка



[Л. 1:] Господам Федору Григорьевичю, Пахому Михайловичю[8] Володимер Чирков ч[е]лом [бь]ет.

В нынешнем, господине, во 135[1627]-м году февраля в 16 день по [государеву] цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси указу писал я к вам, господин[е], преж сего о государеве оброшном меду, коя черемиса[9] ходят в Нижегородцком уезде в бортных ухожьях. И в нынешнем же, господа, во 135[1627]-м году февраля в 25 день писали вы ко мне, что по государеву указу был прислан на Курмыш для государева медвяного оброку Зот Лошаков. И по государеву указу о том мне велено к вам писать, а не к Зоту. И по государеву указу в нынешнем же во 135[1627]-м году февраля в 16 день писал я в Чебоксар к Михаилу Михайловичю Салтыкову, что довелось взяти государева медвяного оброку на чебоксарской черемисе на нынешней на 135[1626/27]-й год и в доимку на прошлые годы, и под отпиской посылал, подклея, роспись, что на чебоксарской черемисе довелось взяти государева медвяного оброка. И в нынешнем же, господине, 135[1627]-м году февраля в 23 день писал ко мне ис Чебоксар в Нижней Михайло Михайлович Салтыков, што в прошлом во 124[1615/16]-м году по государеву указу та черемиса, Юмачевская волость, отписана х Курмышу, и ныне де тое черемису судом и всякими доходы ведают на Курмыше, а не в Чебоксарех. И ныне по государеву указу послал я к тебе взятого нижегородцкого пушкаря Конашку Першина, чтоб тебе по государеву указу велети их выслати с тем государевым оброшным медом ко мне в Нижней вскоре. А что на ком взяти государева меду, и я, подклея под отписку, послал той черемисе к вам роспись.

*И вам бы, господине, по той росписи велети с тем государевым медвяным оброком выслати вскоре[10], чтоб за тем государеву медвяному збору мотчанья не было. А мне о том ко государю [имя и титул] указано писати и выслати вскоре.

[Л. 2:] 1 3 5[1 6 2 6 / 2 7]-г о г о д у, р о с п и с ь, ч т о в з я т и н а н ы н е ш н е й н а 1 3 5[1 6 2 6 / 2 7]- й г о д г о с у д а р е в а м е д в я н о г о о б р о к у с ч е б о к с а р с к и е ч е р е м и с ы.

Лес бортной по реке Курмышке, Курмышской ухожей у чебоксарские черемисы, у Кулука Кунешева[11] с товарыщи с четырех знамен оброку 9 пуд меду.

Лес бортной, Яломской[12] и Онофреевской ухожей по реке по Ясме, Чебоксарсково уезду, у черемисина у Шахки Лошиханева знамени оброку 2 пуда и 16 гривенок меду, и с пошлиным медом.

Чебоксарсково уезду Тотишевы сотни у черемисы у Колдюша Кулунова да у Байсупы Бичюрина с товарыщи з семи знамен оброку 13 пуд и 8 гривенок меду, и с пошлиным медом.

Лес бортной, Тубаевской ухожей по реке по Пьяне на низ до Анды речки, а Андою вверх до Яска[13], да Яскою вверх до Авилея, да Вилею[14] на низ до Анды, все по правой стороне, Чебоксарсково уезду Тотишевы сотни у черемис, у Слиняку Четаева да у Пояк мурзы Атекаева с трех знамян оброку 4 пуда 8 гривенок меду, и с пошлиным медом.

Лес бортной, Филиповской ухожей в уезде по реке по Яровке по правой стороне на низ до Суры, вверх по правой же стороне до Пьянского устья, да вверх по Пьяне до речки Инилейки, да Инилейкой вверх по правой же стороне до вершины, Чебоксарсково уезда Юмачевские волости у черемисы, у Бальгильдея Якчюрина с товарыщи з дву знамен оброку 4 пуда меду.

У чебоксарские черемисы Юмачевские волости, у Яниша Янбердеева, у Байбахты Якчюрина, у Якбаса Чюняева с товарыщи с трех знамен оброку 7 пуд и 8 гривенок меду, и с пошлиным медом.

[Л. 3:] У чебоксарские черемисы Юмачевские волости, у Яныша[15] Янбердеева с товарыщи, знамени оброку 2 пуда и 32 гривенки меду, и с пошлиным медом.

У чебоксарские черемисы Юмачевские волости, у Яныша Янбердеева, у Байбахты Якчюрина, у Янбаса Чюняева с товарыщи оброку 3 пуда и 24 гривенки меду, и с пошлиным медом.

У чебоксарские черемисы, у Тотиша Итотина, у Ошколика Нагузина, з дву знамян оброку 10 пуд и 8 гривенок меду, и с пошлиным медом.

(Лес бортной, Кузьминской ухожей Инкорина[16] по реке по Пьянее да по реке по Погорелее), у чебоксарские черемисы, у Аптала Абашева да у Яншика Янсытова з дву знамян оброку 3 пуда и 24 гривенки меду, и с пошлиным медом.

Лес бортной, Ивошковской ухожей Вышлого по реке по Пьянее Чебоксарсково уезда у черемисы, у Ешбахты Месновова с товарыщи знамяни оброку полпуда и 4 гривенки меду, и с пошлиным медом.

Доимка ж на прошлые годы Чебоксарсково уезду у черемисы, у Ешбахты Масковова с товарыщи знамени оброку по полпуда и по 4 гривенки меду на год.

Со 130[1621/22]-го году по 135[1626/27]-й год.

Лес бортной по реке по Курмышке, Курмышской ухожей у чебоксарские черемисы, у Кулуна Кунашева с товарыщи с четырех знамен оброку по 9 пуд меду на год.

Лес бортной, Яломской и Онофреевской ухожей по реке по Ясме, Чебоксарскова уезда у черемисина у Шахкала Шиханева знамени оброку по 2 пуда и по 16 гривенок меду, и с пошлиным медом на год.

[Л. 4:] Чебоксарскова уезду Тотишевы сотни у черемиса у Кулдюша[17] Кулунова да у Байкупы Бичюрина с товарыщи с семи знамен бороку по 13 пуд и по 8 гривенок меду, и с пошлиным медом на год.

Лес бортной, Тубаевской ухожей по реке по Пьяне на низ до Анды речки, а Андою вверх до Яска, да Яскою вверх до Авилея, да Вилеею[18] на низ до Анды, все по правой стороне, Чебоксарсково уезду Тотишевы сотни у черемисы, у Сменяя Кучетаева да у Пояк мырзы[19] Атекаева с трех знамен оброку по 4 пуда и по 8 гривенок меду, и с пошлиным медом на год.

Лес бортной Филиповской ухожей в уезде по реке по Яровке по правой стороне на низ до Суры, вверх по Суре по правой же стороне до Пьянсково устья, да вверх по Пьянее до речки Инелейки, да Инелейкою вверх по правой же стороне до вершины, Чебоксарсково уезда Юмачевские волости у черемисы у Бальгильдея Якчюрина с товарыщи з дву знамян оброку по 4 пуда меду на год.

У чебоксарские черемисы Юмачевские волости у Яныша Янбердеева, у Байбахты Якчюрина, у Янбаса Чюняева с товарыщи оброку по 3 пуда и по 24 гривенки меду, и с пошлиным медом на год.

У чебоксарские черемисы у Тотиша Итотина, у Ошколика Нагузина з дву знамен оброку по 10 пуд и по 8 гривенок меду, и с пошлиным медом на год[20].

На нижнем крае 1-го листа отметка (XIX в): Читал 1[8]46 [года] авг[уста] профессор Симбирской семинарии Капитон Невоструев.

На обороте 1-го листа указание адресатов: Господам Федору Григорьевичю, Пахому Михайловичю. Отметка о получении: 135[1627]-го марта в 1 день привез отписку нижегородцкой пушкарь Конашка Першин.



Российский государственный архив древних актов. Ф. 1135. Оп. 1. Ед. хр. 4. Л. 1-4. Подлинник.

[1] Российский государственный архив древних актов. Ф. 1135 (РГАДА).

[2] Димитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма (XVI ‒ начало XIX вв.). Чебоксары, 1986. С. 77.

[3] Там же.

[4] Публикация выполнена с оцифрованной копии оригинала, которая в 2011 г., в числе копий других источников по истории Чувашии, была заказана дирекцией Государственного исторического архива Чувашской Республики в РГАДА.

[5] Правила издания исторических документов в СССР. М., 1990. С. 42-48, 72-74 и др. Методическое пособие по археографии. М., 1991. С. 55-74.

[6] Следует учитывать, что каждый год по эре от Сотворения мира начинался 1 сентября одного года нашей эры и заканчивался 31 августа следующего года нашей эры; например, 7124 г. начался 1 сентября 1615 г., а закончился 31 августа 1616 г. Соответственно, месяцы сентябрь-декабрь года по мировой эре приходились на один год нашей эры, а месяцы январь-август на другой такой год.

[7] Датировано по последней упомянутой в отписке дате и по отметке о ее получении.

[8] Фамилию подьячего, являвшегося помощником воеводы, установить не удалось.

[9] Применительно к правобережным уездам Среднего Поволжья «черемисами» в русских источниках XVI – начала XVIII веков назывались чуваши (Димитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма. С. 5-14).

[10] В отмеченной знаком * и настоящей сноской части фразы, по-видимому, пропущено «тое черемису» или т.п.

[11] В слове «Кунешева» буква «н» исправлена из одной или двух букв; также возможно чтение «Куншева».

[12] Возможно чтение «Яхомской».

[13] Здесь также возможно чтение «Ясна»; выше, возможно, это название передано как «Ясма».

[14] Выше «Авилея».

[15] Выше «Яниша».

[16] Слово «Инкорина» прочитано предположительно.

[17] Выше «Колдюша».

[18] Выше «Авилея».

[19] Т.е. «мурзы».

[20] Возможно, часть росписи утрачена.



А.А. Чибис

62-14-95